Государственный и общественный строй Древнего Вавилона. Общая характеристика основных институтов права по Законам Хаммурапи.



Предмет и методы дисциплины «История государства и права зарубежных стран», её значение для юридического образования.

Предметом курса является процесс становления и эволюции прав-х и гос. структур, выявление их специфики и своеобразия, с одной стор., и общих закономерностей развития - с др. Важно не только выявить тенденции развития права и гос. строя мира, но и грамотно аргум-ть их. Т. о., курс изучает два важнейших явления соц. истории: гос-во и право в их взаимосвязи.

Под гос-вомв историко-правовой науке понимается совок-ть учрежд-й, принципов, установлений и форм реализации полит. власти. Опр-е права отличается большей пестротой и многообразием. Мы будем исходить из того, что право - это совок-ть правил и норм, санкционированных стереотипами общественного сознания (как, например, обычное право) или гос-вом (например, закон или норм. акт), а также институтов и струк-х обр-ний, в рамках которых реал-ся те или иные прав. нормы и осущ-ся правосудие.

Осн. методами изучения ИГПЗС явл-ся:      

· Структурно-аналит-й, кот. предполагает изучение отдельных эл-в права и гос-ва, выявление их статуса и своеобразия. Применение этого общенаучного метода позволяет выявить взаимосвязи институтов права и гос-ва с др. соц. явлениями.

· Разновидностью структурного метода является структурно-функцион-й. Его задача закл-ся в том, чтобы помочь исследователю уяснить, каким образом функц-ет та или иная с-ма, каковы осн-е механизмы ее развития. В целом структурно-аналит-й метод позволяет изучить соц. структуру общ-ва, иерархию его соц-х и полит-х институтов, а также отд. Эл-ты и их функции.

· Культуролог-й м-д предполагает обособленное изучение права и закона. Право в этом случае рассматривается как важнейший эл-т соц. и духовной культуры общ-ва, как императив цивилизационного типа, кот. отражается в морали и религии.

· Сравнит-но-истор-й м-доснован на том, что выявленные истор. факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией др. сходных фактов.

· Системно-структурный м-дэффективен при исследовании самоуправ­ляющихся с-м, сост-х из множ-ва взаимод-х эл-в. Их анализ предусматривает: изучение структуры эл-в; их внутр. и внешн. связи; выявление системообразующих эл-в. Вышеназванными методами осущ-ся исслед-я качествен­ных сторон истор. процесса.

Формально-юрид.м-д, предпол-й изучение событий и фактов, треб-х объяснения с пом. юр-х терминов, логики и прав-х конструкций. Этот м-д означает владение техникой обработки законод-х предписаний и др. источников права.

 

 

2. Государственный и общественный строй Древнего Египта. Правовая система Древнего Египта.

В этот период страна была разделена на два больших округа - северный и южный. Главой каждого из этих округов являлся особый наместник фараона. Все управление номами переходит в руки царских ставленников-чиновников. Религия в значительной мере своими священными законами и предписаниями помогла утвердиться государственному институту власти фараона со всеми ее атрибутами. Фараон считался верховным собственником на землю, которую он жаловал своим чиновникам и управленцам, храмам и лично жрецам. В древнеегипетской практике почти всегда жалование землей сопровождалось наделением титулом и определенной властью.Институт фараонской власти был наследственным. Однако, как известно, часто в истории Древнего Египта одна династия сменялась другой, что было связано с династическими кризисами в царском доме. С достижением наибольшего могущества власти фараона в эпоху Нового царства начинает окончательно утверждаться основанная на военной силе и мощи бюрократического аппарата всеимперская власть единого для всей территории государства центра. Источники права: обычаи, законы царей, распоряжения джати (первого помощника фараона).Право собственности. Вся земля в Египте - собственность фараона. Он мог передавать землю во владение храмам. Чиновники, воины и жрецы получали во владение землю, инвентарь и рабов вместо жалования за службу. Земельные угодья также находились во владении сельских общин. Обязательства. Для заключения договора требовалось произнести торжественную клятву в присутствии жрецов, позже договор можно было заключить и в письменной форме. Купля-продажа земли позволялась представителям высших сословий. В VII в. до н. э. некоторые категории крестьян получили право продавать свои земельные наделы. Заключение договора купли-продажи земли и другой недвижимости сильно формализовано. В Египте был распространен договор займа. До VII в. до н. э.в случае неуплаты долга в срок кредитор мог обратить в рабство должника или членов его семьи, захватить имущество должника. Видами обеспечения исполнения договора займа служил залог мумии отца или мумии самого должника. В VII в. до н. э. установлен максимальный размер процентов по займу. Сельскохозяйственные угодья сдавались в аренду на один год, обработка земли считалась не только правом, но и обязанностью арендатора. Вознаграждением арендодателя являлась доля полу ченного урожая. Договор хранения являлся безвозмездной сделкой. Семья и наследственное право. Распространены браки между родственниками, на ранних этапах проявляются пережитки матриархата. Женщина всегда занимала высокое положение в семье. Права мужчин постепенно расширялись, у египтян появлялись гаремы. Брак оформлялся заключением договора. После вступления в брак женщина сохраняла принадлежащее ей имущество. Родители должны были поддерживать своих детей, а дети были обязаны кормить своих престарелых родителей. Дети наследовали имущество умерших родителей (и отца, и матери) поровну, дочери наравне с сыновьями. На старшем наследнике лежали обязанности по разделу наследства. Если у покойного не было детей, имущество переходило братьям и сестрам. Египтяне (в том числе и женщины) могли составлять завещания.

Преступления и наказания. Смертная казнь назначалась за измену, разглашение государственной тайны, чародейство, умышленное убийство священного животного, загрязнение Нила нечистотами. За кражу, подлог, подделку монет преступнику отрубали

руку. За прелюбодеяние у женщины отрезали нос, а мужчину кастрировали.

Судопроизводство. Суд не был отделен от управления. Высшие чиновники являлись и высшими судьями. Верховным судьей выступал сам фараон. Процесс не делился на гражданский и уголовный.

 

Государственный и общественный строй Древнего Вавилона. Общая характеристика основных институтов права по Законам Хаммурапи.

 

Это - монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. При этом перечеркивалось действительное многообразие политических структур древневосточных цивилизаций, их последующей эволюции.Но во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейными городскими общинами и пр.Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии.Соц. состав очень сложен. Особенно трудно его определить внутри 2-х групп - авилум и мушкенум. Общ-во состояло из 2-х осн. классов - рабовладельцев и рабов (пленные о долговые рабы (до 3-х лет). Господствующий класс - царь, его приближенные, жрецы, военачальники, старосты. Авилум “сын мужа” - это полноправный человек. Ему посвящена большая часть законника. Угнетенный класс - это рабы, рядовые общинники, мушкенум. Мушкенум - свободный человек, но он имел своб. права. пока нах-ся на гос. службе и вып-л свои обяз-ти. По срав. с авилумом у него приниженное полож-е (это прояв-сь в ответ-ти за преступления). Вардум (рабы) - занимали самое низкое полож-е. Их было несколько видов - царские, общинные и частновладельческие. Раб имел небольшое имущ-во (кот. после него переходило к его хозяину),раб мог стать своб-м, мог оспорить свое рабство. Долговое рабство было огранич. 3 годами. Рабов исп-ли для уплаты долга. Кража и укрывательство рабов,а также снимание “рабского знака” и подстрекат-во к этому каралось оч. жестоко.

Древневав. правители создали отлаженный механизм упр-я. Достигнуто это путем личного вним-я ко всем делам своего гос. Поэтому в гос. ценились умелые и опытные чиновники. Все упр - сосредоточено в царском дворце. Дворцовая сист упр отлич тем, что лица, управл царским хоз-ом, занимали высшие должн в гос.; четкого разгранич ф-й м/д ними не было. Среди высших сановников гос. - визирь, дворецкий, нач-ик финансов, кравчий, главный военачальник. высоко ценились писцы. В системе гос. органов различ-сь центр и мест органы упр-ия. Бол городами упр наместники царя. На местах сохран органы общинного самоупр-я, но у них были огранич-е ф-и. Суд. ф-и вып-ли чиновники, назнач. царем. Высшей суд инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды пост теряли свое значение. В Вавилоне сущ пост армия .Виды преступлений: 1) против личности (большая группа норм): умышленное или неумышленное убийство, телесное повреждение, оскорбление словом и действием, ложное обвинение; 2) против собственности: особо охранялась собственность дворца или храма. 3) К имущественным преступлениям относились: кража, грабеж, снятие с раба знаков рабства, мошенничество, повреждение или уничтожение чужого имущества; 4) против семьи: кровосмешение, неверность жены, распутное поведение, изнасилование, похищение и подмена ребенка; 5) другие виды: особые воинские правонарушение, должностное преступление судьи (взятка).З.Х. знают следующие виды наказаний: 1) смертную казнь (утопление, сожжение, сажание на кол), 2) членовредительство (принцип талиона) (отсечение руки, отрезание уха); 3) телесные наказания (нанесение ударов плетью); 4) другие виды наказаний (рабство, изгнание из общины, штрафы, при этом заведомая непосильность штрафа может быть равносильна смерти преступника).

Тяжесть членовредительских наказаний и размер штрафа зависели от социального положения преступника и потерпевшего. Принцип талиона (членовредительства) применяется только при равном социальном положении сторон. Повреждение рабу влекли возмещение половины его стоимости, уплачиваемой хозяину.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!