Политическая и правовая мысль Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения



культура Возрождения утвердилась в Великом Княжестве Литовском с некоторым опозданием по сравнению со странами Западной Ев­ропы. В это время усиливается политическая централизация и государственно-правовая стабилизация белорусско-литовского государства.

Как известно, важнейшей установкой общественного сознания эпохи Возрож­дения, ее философским принципом видения и осмысления мира и человека был гума­низм, принципы антропоцентризма, натурализма, свободы. Однако ренессансный гуманизм на Беларуси носит свою специфику, которая обусловлена эклектичностью социальной базы, включающей городскую буржуазию, шляхту, часть магнатов.

На политическую мысль белорусского Возрождения большое влияние оказала Реформация с ее ра­дикальными течениями, идеями независимости религиозных убеждений, личной ответственности перед богом без посредничества церкви, демократизма церковной жизни, приоритета общественно-государственных интересов. В ВКЛ реформаторский дух проявился в форме лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма.

Представители Реформации на Беларуси часто являлись одно­временно и мыслителями-гуманистами, обосновывающими идею о высоком предназначении человека, силе его интеллекта, право на неограниченное развитие задатков, способно­стей и дарований. Делается вывод о том, что место человека в обществе должно зависеть от его творческого потенциала, знаний, личных усилий. В центре внимания белорусских гуманистов находились также вопросы равенства людей перед законом, прав и свобод личности, политического плюрализма, независимого национального развития, бережного отношения к своим национальным духовным ценностям.

Гуманистическо-реформаторские идеи осваивались в Беларуси компромиссно, сочетаясь с феодальными средневековыми представлениями о государстве и обществе. Отсюда меньшая контрастность между ренессансными и средневековыми формами мышления, относительная размытость границ между ними. Отличи­тельными чертами белорусской ренессансной политической мысли являются:

а) идея индивидуальной свободы не получила всестороннего развития и в большей степени, чем в западноевропей­ском гуманизме, ограничена интересами общества, общественного блага, самопожертвования в пользу государства, Отечества;

б) идея служения общему благу в конкретных исторических условиях развития Беларуси приобрела национально-патриотическую форму, выступает прежде всего как служение своему народу;

в) демократизм и просвещение; убеждение в том, что духовные ценности должны быть доступны широким слоям населения как в социальном, так и интеллектуальном смысле; не только создание новых духовных ценностей, но и творческое использование, развитие традиций прошлого;

г) отечественный гуманизм в ряде случаев приобретает форму так называемого «христианского гуманизма». Взгляды многих мыслителей не порывают с христианским мировоззрением, но в то же время оно подвергается ревизии с позиции основных идей ренессанса.

В зависимости от сословно-классовой ориентации мыслителей, их отношения к общественным переменам, представителей эпохи Возрождения можно разделить на два направления:

- умеренное, которое отражало интересы шляхты, горожан и выражалось в стремлении усовершенствовать моральные и правовые нормы, не меняя социально-политические институты (Ф. Скорина, Н. Гусовский, М. Литвин, С. Будный, В. Тяпинский, А. Волан, Л. Сапега);

- радикальное, отражающее интересы народных масс и требующее ликвидации крепостного права, расформирования государственных институтов, образования христианской общины, реализации идей социального равенства, народного суверенитета (Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Петр из Гонендза, Павел из Визны).

Ярким представителем христианского гуманизма на Беларуси являетсяФранциск Скорина

4.В эпоху Просвещения (вторая половина XVIII в.) получили распространение идеи реформирования общественно-политического строя на основе рациональных принципов и с ориентацией на капиталистические изменения, происходящие в Европе. Просветители критически относились к феодальной системе отношений, вели борьбу с теологическими, схоластическими представлениями и абсолютизировали ценность науки.

Виднейшим представителем философской и политической мысли эпохи Про­свещения на Беларуси был Казимир Нарбут (1738—1807). Основные положения социально-политической концепции К.Нарбута сводятся к следующему:

Во-первых, он рассматривает человека как общественное существо. Человека нельзя мыслить вне общества. В отличие от западноевропейских представителей теории общегосударствен­ного договора, К.Нарбут был противником «робинзонады» и считал, что жизнь челове­ка вне общества невозможна. Для него естественное состояние тождественно общест­венному. Таким образом, мыслитель не отождествляет общество и государство.

Во-вторых, государство и право рассматриваются как продукт определенных постоянных свойств, присущих человеку. В государственном состоянии люди сохраня­ют естественные права. Среди них - свобода, собственность, безопасность, равенство. Эти права должны признаваться и охраняться государством. Люди живут счастливо там, где все основывается на соблюдении законов и уважении к власти. Законы обеспечивают целостность и безопасность государства. Другими словами, К.Нарбут придерживался теории естественного права и правового государства.

В-третьих, К.Нарбут приверженец договорной теории происхождения государ­ства В догосударственном состоянии люди руководствовались неписаными законами естественного права. Государство мыслитель считал результатом договора, всеобщей воли ради всеобщего блага и согласия. В отличие от естественного состояния, люди в гражданском состоя­нии (когда возникает государство) добровольно подчиняют свою волю решению большинства.

В-четвертых, философ был сторонником просвещенной монархии, сильной централизованной власти. Объективно в то время требование усиления власти короля было направлено против своеволия и анархизма феодальной верхушки общества.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1055; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!