Общая характеристика политического знания в период Возрождения и Нового времени



Теория политики: предмет,структура, функции; Политология – это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений, политических систем, существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности. Объект политической науки – это политическая сфера общества со всеми происходящими в ней явлениями и процессами. Предмет политической науки - это совокупность, наиболее существенных свойств и признаков ее объекта. Т.е. – совокупность существенных свойств: - политики, -политических отношений, -политической власти, -политические системы, - а также закономерные связи, процессы, отношения, возникающие в полити- ке. В современной политической науке существуют два основных уровня иссле-дований: - теоретический; - прикладной. Теоретические политологические знания отражают базисные, фундаменталь-ные свойства политики, вскрывают глубинные ее черты, тенденции и закономер- ности. Этот уровень исследуется теоретической политологией. Эмпирическая политология исследует действия, поступки, характеристики политического поведения субъектов. Она осуществляет накопление практическо-го материала непосредственно на основе наблюдения, опроса участников полити- ческих событий и процессов, анализа документов. Прикладная политология вырабатывает практические рекомендации для субъектов политического процесса (например, рекомендации по урегулированию конфликтов, по организации избирательных компаний). Сравнительная политология, сопоставляя однотипные политические про-цессы и явления, выявляет их общие черты и специфику (например, сравнитель- ный анализ политических систем, форм государственного правления). Таким образом, политология функционирует как целостная структурная си-стема теоретического (фундаментального) и прикладного (практического) знания о политике. Функции: Познавательная), Управленческая(заключается в выработке политологией необхо- димых научных рекомендаций для принятия важнейших управленческих решений), Прогностическая (предполагает определение ближай- ших и отдаленных перспектив политического развития общества ). Мировоззренческая (связана с выработкой, обоснованием опреде- ленных политических идеалов и ценностей, способствующих устойчивости той или иной политической системы), Аксеологическая(оценка соответствия политической системы, существующих в ней политических институтов ожидани- ям, интересам и потребностям индивидов, социальных групп) 2.Политические идеи Античности и Средневековья Возникновение политической мысли связано с развитием общественных отношений, социальной дифференциацией общества, становлением государства как особой организации власти. Древнейшие политические учения возникли в странах Дальнего Востока: Египте, Индии, Китае и др. Наивысшего же расцвета политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в Античных государствах, особенно в Древней Греции и Риме. Вначале древние мыслители только фиксировали существование социально-политического порядка, но затем некоторые из них стали предлагать пути его усовершенствования. Прежде всего здесь следует назвать Демокрита. Выступая как активный приверженец рабовладельческой демократии, он считает, что только она отвечает истинной природе человека для обеспечения его гармоничного и необходимого появления общества в результате длительной эволюции природы. Государство же возникает уже как результат развития общества и представляет собой условное соглашение между людьми, к чему вынудила их естественная потребность жить в каком-то установленном порядке. Важное место в жизнедеятельности общества Демокрит отводит воспитанию и обучению, за которые должно отвечать государство. Значительный этап в истории социально-политической мысли занимает концепция основоположника идеализма Платона (427–347 гг. до н.э.). Политические идеи Платона изложены наиболее полно в диалоге «Государство». Участники диалога пытаются смоделировать облик идеального государства, где царила бы подлинная справедливость. Побудительной причиной создания государства Платон считает многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетворить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склонности души. Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой миссии. Защищать государство призвано сословие стражей. Третье сословие – земледельцы и ремесленники – обязано добросовестно трудиться на благо государства. В таком государстве достигается полная справедливость, так как каждое сословие занимается своим делом. Другой великий мыслитель Древней Греции Аристотель (384–322 гг. до н.э.) был учеником Платона, но критически относился к его идеям. Политика, по Аристотелю, – управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством. Государство он определял как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни. Классифицируя формы государственного устройства по числу властвующих, правильными формами (монархия, аристократия) он считал те, где преследуются лишь собственные интересы и цели, власть имущих. Залогом стабильности государства он считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан. Высказывал идею верховенства закона, ввёл понятие «естественного закона» и др. К середине IV в. христианская церковь начинает разработку собственных воззрений на политику. Одним из первых обратил на неё внимание видный авторитет церкви Августин Блаженный (354–430 гг.). Его трактат «О граде божьем» содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, которые, как считает автор, посланы человеку свыше за грехи его. Сложившиеся политические отношения он называет «естественным порядком человеческой жизни», указывая, что это временное явление (до судного дня). Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской. Средневековые мыслители в большинстве своем фактически развивали и уточняли эти идеи Августина. Фома Аквинский, взяв у Аристотеля всю схоластику, подкрепив её идеями Августина, считает, что светской власти принадлежат только тела людей, а их души – богу, церкви и Папе Римскому, которым должны подчиняться все, в том числе и монархи. Существующее общественное устройство с его классовым неравенством и эксплуатацией предопределено богом и поэтому не может быть изменено. Он утверждал, что, насколько бог выше человека, настолько и духовная власть выше власти земного государя.

Общая характеристика политического знания в период Возрождения и Нового времени

Родиной Возрождения, или Ренессанса, была Италия. Одним из первых представителей зарождавшейся буржуазной политической науки был Никколо Макиавелли (1469 - 1527). В сочинении "Государь" он противопоставлял религиозной концепции теорию светского государства, возникновение которого определял потребностью в обуздании эгоистической натуры человека, присущего ему стремления к власти и собственности, ненависти, злобы и коварства. Одна из главных функций государства — защита частной собственности. Правитель должен избегать посягательства на имущество подданных, ибо это неизбежно вызовет их ненависть. Макиавелли впервые обращает внимание на политическую субъективность народа, т.е. на его способность влиять на власть, считая его честнее и рассудительнее государя. По его мнению, народ нередко ошибается в общих вопросах, но гораздо реже — в частных. Наилучшей формой государственного правления мыслитель считал республику. Именно в ней могут быть обеспечены порядок и свобода, сочетание общих и частных интересов. Но если народ не готов к такой форме правления, то воспитать в нем республиканский дух должно государство с сильным правлением.

В Западной Европе стали появляться публикации, осуждающие собственность и порожденную ею эксплуатацию человека человеком, критикующие возникший капиталистический строй. Первым таким произведением было сочинение Томаса Мора (1478 - 1535) "Утопия". Изданное в 1516 г., оно по существу положило начало новому идейно-политическому течению — утопическому социализму. В книге сделана попытка установить связь государства с интересами эксплуататорских классов, которые используют его для своих личных выгод. Автор противопоставил существующему тогда государству государственное устройство вымышленного острова Утопия, которое носило демократический характер, предполагавший выборность должностных лиц. Основными функциями конструируемого Мором государства являлись руководство народным хозяйством и образованием, организация производства и распределения. Т. Мор и другие представители раннего периода утопического социализма (XVI-XVIII вв.), в частности Т.Кампа-нелла, предлагали заменить частную собственность, в которой они видели источник всех бед, общественной и сформировать общество с грубой уравнительностью, аскетизмом и регламентацией общественной и даже семейной жизни людей.

Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье — одни из первых представителей идейно-политического течения, получившего название "просвещение". Просветители критиковали феодальные порядки и отстаивали интересы зарождавшегося класса буржуазии. Они верили в огромные возможности человеческого разума и науки в деле рациональной перестройки общества. Ими много было сделано для освобождения науки от власти религии и использования научных достижений в практике.

В плеяде французских просветителей благодаря оригинальности своих взглядов выделялся Жан-Жак Руссо (1712-1778). Его политические воззрения выражали интересы мелкой буржуазии, особенно крестьянства. Подобно многим ученым эпохи Возрождения и буржуазных революций XVI-XVIII вв., в поисках ответа на вопрос об истоках государственности он обращался к "естественному состоянию" людей. Однако в отличие от них, в частности от Гоббса, который характеризовал это состояние как "войну всех против всех", Руссо считал время перехода человечества от дикости к общественному существованию "самой счастливой эпохой" в истории, в которой не было социального неравенства и торжествовала свобода. С появлением частной собственности общество теряет эти блага. Общественный договор, в результате которого учреждается публичная власть, по мнению Руссо, был лишь уловкой богатых с целью закабаления бедных.

два итальянских ученых: Вильфредо Паре-то (1848—1923) и Гаэтано Моска (1858—1941). Г.Моска в работе «Элементы политической науки» утверждает, что власть всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства. Когда она переходит из одних рук в другие, то переходит от одного меньшинства к другому, но никогда от меньшинства к большинству. Это правящее меньшинство автор называет господствующим классом, элитой. Политический прогресс состоит в переходе власти от одной правящей элиты к другой. Каждая элита правит путем распространения той идеологии, которая отвечает задачам ее власти.

Особое место в развитии науки о политике принадлежит немецкому социологу Максу Веберу (1864—1920), работы которого оказали сильное влияние на мировую социологию и политологию XX века. В работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество» М.Вебер утверждает, что в позднекапиталистическом обществе политическая жизнь людей в решающей степени определяется бюрократией — быстро растущим слоем профессиональных управляющих. М.Вебер рассматривал господство как монопольную власть, последнюю — как способность навязывать свою волю с помощью обязывающих приказов. Господство, по Веберу, — это узаконенное насилие, которое бывает трех типов: традиционное, харизматическое и легальное.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 356; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!