Чувственное и рациональное познание (их элементы)



Познание –процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. Входе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности: человек познает и следует человека, то есть самого себя. В процессе жизни человек выполняет 2 вида действий по познанию:

- познает окружающий мир непосредственно(то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества)

- познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений( читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры)

 

Понятие, структура и особенности научного познания.

Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления.

1). Субъект науки (тот, кто осуществляет познавательную деятельность): отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив, в конечном счете – общество в целом; 2). Объект –то, что познается; 3). Система методов и приемов,характерных для данной науки; 4). Языкнауки – как естественный, так и искусственный (математические уравнения, химические формулы).

Структура научного познания может быть представлена как единство 2 уровней: эмпирического, теоретического.Ряд исследователей выделяет еще один уровень научного познания – метатеоретический,или уровень оснований науки.К основаниям научного знания относят: 1) идеалы и нормы исследования; 2) философские основания; 3) научную картину мира. Идеалы и нормы исследования включают в себя совокупность правил и принципов описания и объяснения явлений, нормы обоснования и доказательства положений науки.

 

Человек и его бытие как центральная проблема философии

Суть философской проблемы бытии Как мы уже знаем, исследование наиболее общих вопросов бытия составляет содержание специального раздела философского знания — онтологии. Его проблематика достаточно четко определилась уже в античные времена. Центральной категорией этой области философии является категория «бытия». Слово «бытие» в философии заключает в себе существенно иной смысл, нежели в нашей обыденной речи, в которой оно употребляется весьма редко. В основном тогда, когда хотят подчеркнуть особую значимость или «высокий стиль» высказывания. В большинстве же случаев обходятся нейтральным термином «существование». В глагольных формах слова «бытие» также возникли разные смысловые вариации. Общеупотребимый глагол «быть» (находиться в наличии, существовать) является однокоренным с существительным «бытие».Однако для отличения философского характера его использования часто применяют немного неуклюжую для русского языка форм «бытийствовать» В чем же заключается дополнительный к обычному, философский смысл понятия «бытие»? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сформулировать исходную проблему, для обозначения которой и появилось в философии данное понятие. Причем это даже не одна, а целое множество проблем, с постановки которых, собственно, и должно начинаться всякое философствование.

Первый шаг заключается в констатации самоочевидного: мир, в котором мы живем, существует. Он просто «есть», имеется в наличии, дан человеку как среда обитания. И при всех своих изменениях всегда сохраняет некую стабильность, связность, упорядоченность.

Зафиксировав в качестве аксиомы факт существования мира в целом, наша мысль неизбежно двинется дальше: а каким образом он существует? Этот вопрос подразумевает прояснение сразу нескольких характеристик бытия:

- Мир существует вечно? Он всегда был, есть и будет? Или он когда-то возник и, следовательно, рано или поздно погибнет?

- Конечен или бесконечен наш мир пространственно? Существуют ли какие-либо пределы, границы пространственной организации мира?

- Благодаря чему существует наш мир? Что его «держит», не дает ему «рассыпаться», рухнуть, потерять видимую упорядоченность и организацию? Если наблюдаемый нами мир когда-то возник, то по какой причине или по чьей воле? Из чего?

- Наш мир един или множествен? Таких миров много или он один?

- Мир в целом развивается, изменяется, или он стабилен и постоянен, а изменяются лишь его элементы? Если он изменяется, то что движет миром? Где источник его движения и развития?

- Есть ли в существовании нашего мира какой-либо смысл? Зачем он существует? Для какой цели? Или таких целей и смысла нет, а видимая целесообразность и тонкая подгонка его частей друг к другу — лишь кажимость?

- Разумность человека как частицы мира является характеристикой локальной, случайной для мира в целом или универсальной, пронизывающей все его бытие? И т. д. Вопросы, согласитесь, небезинтересные. Ответы на них стоило бы поискать даже из чистого любопытства. Однако не только естественная любознательность движет в этом случае человеком. Есть у него в стремлении получить ответы на эти вопросы и известная «корысть». Заключается она примерно в следующем.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 486; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!