Пранаука и протонаука в истории доиндустриальных обществ.



 

Зарождающаяся наука – преднаука. Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте.

На этапе преднауки как первичные идеальные объекты, так и их отношения (соответственно смыслы основных терминов языка и правила оперирования с ними), выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания (языка) формировались новые идеальные объекты.

Протонаука зародилась в Древнем Египте и Древней Месопотамии, примерно 3000 лет до н. э., возникла письменность, и, по-видимому, примерно тогда же человечество овладело первыми знаниями, составившими начало протонауки. Значительное развитие первые протонауки протоматематика и протоастрономия получили вскоре после 2000 года до н. э., и к середине второго тысячелетия до н. э. они уже определённо сложились.

Протонаукапредставляет собой первичные формы осмысления реальности, возникающие в процессе становления конкретно-исторического типа научного знания при отсутствии необходимого эмпирического материала и нестабильности (или неразработанности) методов исследования и нормативов построения теории. Опираясь в равной степени, как на существующие достоверные сведения, так и на субъективные предположения исследователя (неизбежно окрашенные духовной атмосферой эпохи), протонаука строится как результат "игры" творческого воображения с наличным эмпирическим материалом. Протонаучное знание служит основанием построения более достоверных теоретических моделей, "строительными лесами" научной теории, исчезая с появлением последней.

 

Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание.

 

Сегодня естествознание принято делить на:

1) классическое (XVI в. – середина XIX в.), воспринимавшее науку как точное отражение действительности. Классика расцвела в условиях развития мануфактурного и индустриального производства, когда могущество человеческого разума казалось безграничным;

2) неклассическое (середина XIX в. – конец ХХ в.), усматривавшее в научной картине мира нечто относительное (релятивное) ‑ продукт взаимодействия мира и человека с использованием орудий (смесь влияний объекта, субъекта и средств-посредников). Неклассическое естествознание сформировалось, когда всемирные кризисы (военные, экономические, экологические и т.п.) показали людям, сколь страшно «природа мстит за каждую победу над ней»;

3) постнеклассическое (конец ХХ в. – XXI в.), пропагандирующее в наши дни идею взаимовыгодного и высокоморального сотрудничества между человечеством и биосферой. Оно формируется в условиях постижения предельных возможностей человека и биосферы.


Билет 25

Предпосылки формирования науки в европейской культуре Нового времени. Классическая наука.

XVII век — начало периода, который историки называют Новое время.

К началу Нового времени Католическая Церковь в значительной мере утратила роль главной силы, соединяющей Западную Европу в единое политическое и культурное пространство.

В этот кризисный и переходный период возникла особая политическая форма, организующая общество в единое целое, позволявшая развиваться новому, и одновременно - сохраняться старому - абсолютистское государство. Именно оно обусловило специфику начального этапа Нового времени, которое часто называют эпохой абсолютизма. Политическая власть - абсолютная монархия, в целом, соответствовала феодальному строю, однако ее содержание стало принципиально иным. Абсолютизм XVII в., как и средневековые монархии, стремился создать целостное государство под началом короля. Однако он впервые открыто поставил «во главу угла» вполне мирские интересы, а не идеалы христианства; стремился стать автономным от Церкви, высказал претензии на создание внецерковной идеологии. Его опорой становится рационализм, особое значение которого утверждалось в философии и науке XVII в.

В XVII в. место гаранта истинного и целостного взгляда на мир претендует занять наука. Классическая наука возникала как комплекс составляющих, обусловивший ее ведущую роль в развитии общества вплоть до наших дней. Практически одновременно формировались такие его основные компоненты как новое естествознание, философское обоснование новой науки и, наконец, социальная структура, обеспечивающая общественное применение научных достижений.

Первый (естественнонаучный) и второй (философско- методологический) компоненты науки формировались независимо друг от друга. Их взаимосвязь выявилась не сразу. В естествознании самостоятельно зародилось мощное эмпирическое движение, положившее в основу изучения природы эксперимент и создавшее специальный - математический язык описания физических процессов. Новый научный подход практиковался в двух главных предметных областях - физике и астрономии. Произошла смена представлений о мироздании. Космос перестал разделяться на изменяющийся подлунный и неизменный надлунный мир, земля и небо предстали подчиненными единым законам механики.

Первый камень в фундамент новой науки заложил И. Кеплер, который завершил революцию в астрономии, начатую Н. Коперником. Он создал новую геометрическую модель Солнечной системы. Второй этап - возникновение механики Г. Галилея, где космология окончательно отделяется от теологии и метафизики и оказывается частью физики; физика оказывается наукой о движении. Галилей критически пересмотрел физику и философию Аристотеля - основу возведения знания о природе к метафизике, а, в конечном счете, к богопознанию. Если динамика Аристотеля - это общая теория изменений, возводящая к неподвижному перводвигателю, то Галилей ограничил свою динамику только теорией перемещения, описываемого математически. Математику он рассматривал не как науку о неизменных сущностях; он положил начало новому роду математики, описывающей как раз движение и изменение, устанавливающей законы изменений. Ему же принадлежит идея идеального тела. Оно рассматривается не как реальный объект с необозримым количеством параметров, а как объект с функционально выделенными свойствами. Галилею принадлежит еще одно фундаментальное для современного естествознания новшество — идея эксперимента как условия установления законов, правильно описывающих процесс изменений явлений. Им был найден закон, позволяющий упорядочивать явления без обращения к сверхъестественной умопостигаемой причине — закон свободного падения тел.

Философское осмысление «внутреннего движения» науки, в свою очередь, развивалось самостоятельно. Философия отделилась от теологии и предстала как методология науки.

Уточним основные черты науки Нового времени:

Во-первых, наука Нового времени основана на опыте и эксперименте.

Во-вторых, она неотделима от математики, поскольку выражает закономерные связи в природе с помощью чисел.

В-третьих, эта наука сориентирована на практическую пользу. Именно в Новое время наука становится производительной силой общества, поскольку посредством инженерной деятельности ее открытия целенаправленно внедряются в производство. А со временем она становится движущей силой обновления военной техники.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!