Понятие науки. Наука как специфический вид познавательной деятельности и система знаний. Социальные функции науки.



 

Наука - развивающаяся система знаний в виде результатов наблюдений и экспериментов, а также понятий, законов и теорий, истинность которых доказывается практикой. Наука возникла в VI в. до н.э. В это время она базируется на наблюдении. Особенно интенсивно наука развивается с XVI века, когда она начинает использовать эксперимент.

Науку как специфический тип знания исследуют логика и методология науки. Главной проблемой здесь является выявление тех признаков, которые необходимы для различения научного знания и различных форм вненаучного знания. Критерии научного знания: предметность, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, теоретическая и/или эмпирическая обоснованность.

Процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня - эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень познания связан с предметом научного исследования, включает в себя 2 компонента – чувственный опыт и их первичное теоретическое осмысление. Теоретический уровень заключается в дальнейшей обработке эмпирического материала.

Деятельность может быть рассмотрена как сложно организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее компонентами. Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность, и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляют первую главную особенность научного познания.

Процесс научного познания обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и многочисленными факторами социокультурного характера. Нацеленность науки на изучение не только объектов, является второй отличительной чертой научного познания.

Социальные функции науки:

1. Мировоззренческая (познание мира).

2. Управленческая (зная законы развития мира мы можем управлять собственной деятельностью для получения тех или иных результатов)

3. Культурологическая (наука способна формировать не только отношение человека к природе но, на основе новых знаний о самом человеке, отношения между людьми в обществе)

4. функции науки как непосредственной производительной силы. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К. Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой. Взаимосвязь научного и материального производства постоянно углубляются и совершенствуются. Сегодня этот процесс выражается все большей автоматизацией производства вплоть до частичной замены работы человеческого мозга искусственным интеллектом, кибернетическими устройствами, компьютерами. Создание действительного богатства общества становиться менее зависимым от рабочего времени и количества затраченного труда, а более от науки и степени развития технологий.

5. ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека.

 

Социальные ценности и нормы научного этоса.

Говоря о науке как ценности, обычно выделяют два основных ее аксиологических измерения: мировоззренческую ценность науки и инструментальную ценность науки.

1) Мировоззренческая ценность науки определяется тем принципиальным обстоятельством, что такие вопросы, как устройство и эволюция Вселенной, возникновение и сущность жизни, природа человеческого мышления, способность биосферы к самоорганизации и прогрессивным изменениям и многие другие, обладают безусловным мировоззренческим статусом. 2) Наука, соединившаяся с технологией, стала могyчей производительной силой, способной не только удовлетворять существующие человеческие потребности, но и порождать принципиально новые типы целей и мотивов человеческой деятельности. Наука создает предпосылки для удовлетворения возрастающих потребностей человека, выражает eгo стремление к безграничной власти над объектами природы и социальной действительности.

Наука как целостная система знаний и познавательных действий достаточно отчетливо обнаруживает себя в двойственной мировоззренческой оценке. Выделяют два осн вида такой оценки: 1) Сциентизм — философско-мировоззренческая ориентация в оценке науки, исходящая из абсолютизации ее позитивной роли в решении актуальных проблем познания и преобразования реальности. Как правило, представители сциентизма (Спенсер,Белл) в качестве эталона науки рассматривают естественнонаучные и технические дисциплины. 2) Антисциентизм — философско-мировоззренческая ориентация в oцeнке науки, которая преуменьшает (либо полностью отрицает) позитивную роль науки в развитии общества и культуры. Представители антисциентизма (Хайдеггер, Маркузе, Роззак, Фейерабенд, Фромм) Различают три основные формы антисциентизма:

1) В рамках антропологически ориентированных версий обосновывается мысль о принципиальной невозможности постичь феномен человека и выpaзить особенности eгo бытия в мире средствами научно-рационального познания.

2) Гуманистическую, где подчеркнуто критическое отношение к науке и ее конструктивно созидательным возможностям в обеспечении социальной стабильности и духовно-нравственного развития личности в современном обществе.

3) Иррационалистическая, интерпретация антисциентизма позиционирует себя как наиболее радикальная форма критики науки и научного мировоззрения.

Одной из актуальных проблем ценностного измерения современной науки является вопрос о взаимосвязи и опосредовании внутринаучных, или когнитивных, ценностей, разделяемых сообществом ученых, и социальных цeнностей, задающих фундаментальные приоритеты и цели развития общества на конкретном историческом этапе eгo существования. Социальные ценности укоренены в культуре общества и детерминируют важнейшие императивы социальной жизни. Свои нормативно регулирующие функции они реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений, разделяемых членами научного сообщества. Та или иная совокупность внутринаучных ценностей предписывает ученому определенную модель профессионального поведения и профессиональной ответственности за достоверность и качество тех научных результатов, которые он считает возможным обнародовать перед лицом своих коллег и общества в целом. Эти ценности составляют основу этоса науки, как комплекса нормативных правил и предписаний, свободно принимаемых сообществом ученых в качестве обязательных презумпций их совместной деятельности в сфере науки.

Основным механизмом, определяющим функционирование науки, является совокупность норм и императивов, регулирующих профессиональную деятельность учёных как членов научного сообщества. Эти правила профессионального поведения обеспечивают своеобразие науки как социального института и гарантируют его стабильное функционирование, несмотря на то, что учёные рассредоточены в пространстве и времени и включены в различные социокультурные системы. Обязательный для науки комплекс ценностей и норм, который Р. Мертон называет «научным этосом», включает в себя четыре основополагающих «институциональных императива»: универсализм, коллективизм или общность, бескорыстность и организованный скептицизм.

 

 

Билет 22

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 730; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!