Методы теоретического исследования. Аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, исторический и логический методы.



Смотреть начало из 41 вопроса.

Аксиоматический метод — это метод развития, построения и систематизации научно-теоретического знания в форме так называемых аксиоматических теорий, при котором некоторые истинные утверждения избираются в качестве исходных положений (аксиом), из которых затем логическим путём выводятся и доказываются остальные истинные утверждения (теоремы) данной теории.

Гипотетико-дедуктивный метод — это теоретический метод научного познания, основанный на дедуктивном выводе следствий из гипотезы или системы гипотез (см. Гипотеза) и их эмпирической (экспериментальной) проверке. Поскольку дедукция полностью переносит значение истинности от посылок к заключению, то отрицательные результаты эмпирических проверок свидетельствуют о некорректности исходной гипотезы (либо о необходимости внесения соответствующих изменений в процедуры эмпирических проверок или в средства логического и математического вывода следствий). По этой же причине подтверждение дедуктивных следствий не может служить достаточным условием истинности проверяемой гипотезы, а лишь условием её правдоподобия или вероятности. В целом, оценка исходной гипотезы на основе такого вывода носит сложный и многоступенчатый характер, так как только достаточно длительный процесс испытания гипотезы в системе научного знания может привести к обоснованному её принятию или опровержению. В современной методологии науки при рассмотрении гипотетико-дедуктивного метода стремятся также учитывать процессы совершенствования и развития гипотетических конструктов науки в результате их сопоставления с эмпирическими данными.

Исторический метод – способ исследования, при котором изучается появление, становление и развитие объекта; логический метод – способ воспроизведения развивающегося объекта в его существенных закономерностях и связях. Относительная самостоятельность логического отражения исследуемой действительности выражается в том, что при этом методе сознательно формулируется предмет исследования, используется выработанный предварительно понятийный аппарат, а также формулируются цели и задачи исследования. Поскольку предмет логического (он же теоретический) анализа, его цели и задачи могут быть различными, постольку возможна инвариантность (различие вариантов) постижения исследуемого «исторического». Например, одно дело исследование товарно-денежных отношений рыночного хозяйства. И совсем другое дело, если мы исследуем становление и развитие производственных отношений в связи с совершенствованием материальных производственных сил общества. Понятно, что в этих случаях мы имеем различную логику исследуемого нами исторического процесса. Метод единства исторического и логического. В материалистической диалектике признается единство исторического и логического методов. Исторический процесс как объективный процесс первичен, логическое же выступает лишь как отражение в сознании повторяющихся, существенных связей между событиями и фактами реальной действительности. Логический и исторический методы отражают одно и то же, с той лишь разницей, что логический метод освобожден от конкретных исторических событий и случайностей, он нацелен на воспроизведение сути развития объекта. Исторический же метод исследования можно представить как тот же логический метод только в исторической форме. Логика развития предмета здесь представлена как чередование исторических событий.Каждый метод предполагает другой метод. Нет логического, без конкретного чередования исторических фактов, равно как не может быть исторического исследования (накопление эмпирических фактов) без определенной, пусть не всегда очевидной, логики.

БИЛЕТ 13

Структура и уровни познавательного процесса.

Структура познавательного процесса определяет систему уров­ней и элементов сознания, посредством которых осуществляет­ся познавательная деятельность субъекта. Конкретизируя работу мышления как такового, эти структурные элементы представлены во всех формах познания.

 В структуре познавательного процесса принято выделять два основных уровня: чувственный и рациональный.

Чувственное познание характеризуется: а) непосредственным характером отражения, возникающего в результате воздействия внешних предметов на наши органы чувств; б) индивидуальной множественностью и конкретностью, обусловленной зависимостью как от внешних обстоятельств, так и от состояния организма; в) фиксацией внешних, поверхностных (феноменальных) характе­ристик объекта в форме чувственных образов.

В качестве основных элементов чувственного познания высту­пают ощущение, восприятие и представление.

Ощущение - отражение отдельных свойств внешних предметов или внутренних состояний посредством органов чувств (ощу­щения цвета, звука, запаха, вкуса, голода, боли и т. п.). Ощуще­ния являются исходным строительным материалом для познания действительности, представляя собой одновременно сложнейший психический процесс, в котором интегрируются как объектные (предметные), так и субъектные (информационно-аналитическая работа нервной системы и мозга) характеристики.

Восприятие - целостное отражение предметов или явлений, возникающее при их непосредственном контакте с нашими орга­нами чувств. Восприятия собирают отдельные ощущения в интег­ральный образ, где фактически предмет явлен нам всегда не прос­то как цвет или запах, но как конкретное целостное образование.

Представление - воспроизводство в сознании человека чувс­твенных образов предметов без непосредственного контакта с ними. Представление может строиться на основе памяти или во­ображения. Рациональное познание отличается: а) постижением сущнос­тных (ноуменальных) свойств и законов действительности, отраженных в сознании в форме абстрактно-идеальных концептов; б) универсально-всеобщей природой идеального, заданного на уровне не индивидуального, а общественного сознания; в) опосредованностью языком и культурной традицией.

Элементами рационального познания являются понятие, суж­дение и умозаключение.

Понятие - форма мышления, в которой фиксируются общие существенные свойства определенного класса явлений. Понятия закрепляются и выражаются в языке в виде слова или словосо­четания.

Суждение - форма мышления, в которой о предмете что-то ут­верждается или отрицается. Языковыми формами выражения суж­дения являются предложения и высказывания. Суждения строятся как соединение двух или нескольких понятий с целью получения нового знания. Устанавливая отношение между понятиями, они констатируют определенное положение дел, выражая одновремен­но и определенную оценку (да или нет, истинно или ложно и т. п.). Со способностью к суждению классическая философия связывала рассудок («суд над опытом») как способность к логическому ана­лизу чувственных данных.

Умозаключение - форма мышления, в которой на основе не­скольких взаимосвязанных суждений получается новый вывод. Выделяют индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) умозаключения. Умозаключения позволя­ют нам получать знания без непосредственного обращения к опы­ту. В классической философии способность к умозаключению яв­лялась уже привилегией разума как рассуждения о сверх опытных (метафизических) связях и основаниях действительности.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1622; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!