Вопрос. Состояние русского просвещения и научных знаний в XVII в.



В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщение» культуры (от слова «мирской» — светский). 91 Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей — в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т. д. Расширению политических и культурных связей с странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

Просвещение. Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» МелетияСмотрицкого (1648) и таблица умножения (1682). В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко- латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии ... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и ИоанникийЛихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов. В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой. Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

Литература. В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол. Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в. Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (СимеонПолоцкий). Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

Театр. Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

Архитектура. Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем. Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»). Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступили место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России. В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польсколитовско-шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло- Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями. Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др. Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры. В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

 Живопись. Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе 93 «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

Русская литература в XVII веке.

В XVII столетии авторитет религиозных идей и книг был еще весьма значителен, но светская литература находила себе все более много численных читателей и становилась заметным явлением культуры" Вместе с тем усилилась и дифференциация литературы. Этот"'процесс ясно выразился сначала в обособлении публицистической литературы, а затем и в развитии сатирическо-бытовых повествовательных произведений, положивших начало собственно художественной литературе.

 Для художественно-публицистических произведений начала XVII в характерно, с одной стороны,

стремление к предельной объективности в освещении действительности, а с другой — широкое обращение писателей к фольклорному материалу.

Для, и с т о р и ч е с к и х повестей этого столетия типичен интерес не к событиям отдаленного прошлого, наблюдаемый в литературе более ранних периодов, а, как правило, к историческим фактам, происшедшим совсем недавно, именно таковы известные повести об Азове. До нас дошли три сюжета, относящиеся к взятию казаками турецкой крепости Азова и к обороне захваченной крепости от огромной турецкой армии. Эти события происходили в 1637 и 1642 гг.

Повести азовского цикла свидетельствуют о сближении поэтики этого художественного жанра со структурой деловых документов. Возникает своего рода ≪приказно-литературный стиль≫15.

В XVII в. известны в небольшом числе и традиционно-исторические повести. Таковы, например, повести о начале Москвы16, созданные на легендарном материале.

Б ы т о в ы е повести этого периода всесторонне используют достижения литературы XII—XVI столетий. Давно начавшаяся трансформация житийного жанра, его движение по направлению к повести в XVII в.окончательно завершается. Возникают выдающиеся повести-жития.

Исключительным по художественному совершенству явлением литературы надо признать ≪Житие протопопа Аввакума, им самим написанное≫— полемически заостренные мемуары одного из самых активных деятелей старообрядчества. Создавая собственное ≪Житие≫, вождь старообрядчества не столько стремился возвеличить себя, сколько на примере многих пережитых им страданий возбудить такой же дух борьбы в других ≪ревнителях древнего благочестия≫. Сочинение Аввакума лишено рассудочности. В его основе лежит возмущенное чувство религиозного фанатика, мировоззрение которого отличается характерным для средневековья традиционализмом. В ≪Житии≫ мастерски изображены сложные и противоречивые характеры, в особенности личность самого Аввакума — человека страстного, импульсивного, глубоко чувствующего, способного от гневного обличения и жестокости мгновенно перейти к нежности и сочувствию. Композиция произведения носит свободный характер. Язык ≪Жития≫ в основном прост и доступен, рассчитан на широкую аудиторию, не употреблявшую ≪словес красных≫. Автор не брезгует бранью, использует множество глаголов, выражающих чувства, движение. Это придает стилю произведения динамичность, согласующуюся с подвижным, холерическим темпераментом Аввакума.

Писателей XVII в. гораздо сильнее, чем раньше, привлекает сфера быта, повседневной жизни людей. Ранее героями распространенных произведений были святые подвижники, князья, странствующие витязи и полуфантастйческие персонажи (в переводных повестях и апокрифах). Теперь на первый план часто выступает простой человек, лишенный исключительных, идеальных черт, присущих средневековым героям. Для его изображения почти не используется гиперболизация. На смену средневековой идеализации приходит принцип ,изображения типического, широко представленного в реальной жизни.

В XVII столетии возрастает интерес к занимательным переводным повестям приключенческого содержания. /Это было вызвано необычностью их тематики и экзотической окраской произведений. Из Польши проник в русскую литературу восходящий к французскому рыцарскому роману XV столетия сюжет повести о рыцаре Петре Златых ключей. В значительном количестве списков имела хождение и повесть об АполлонииТирском, созданная на основе греческого романа III в., прошедшего ряд обработок в европейских литературах.

Бурный XVII век породил интерес читателей к социальным конфликтам, а это, в свою очередь, вело к возникновению многочисленных сатирических произведений.

Сатирические повести часто строились на бытовом материале, который в таких случаях утрачивал характерные детали, обобщался, абстрагировался. Произведение приобретало черты развернутой притчи. Такова природа сатирических жанров, тяготеющих к символизации, выделению основных сторон изображаемого явления. Примером сатирической повести, созданной на традиционной быто-

вой основе, служит повесть о Карпе Сутулове.

Совершенно новым на русской почве феноменом было возникновение"стихотворства и драматургии.

Стихотворная речь как развитая и самостоятельная художественная система была в средневековой Руси характерна только для фольклора. Но фольклорная система стихосложения почти не пользовалась рифмой и была неотделима от условий исполнения произведений — пения и произнесения. В XVII столетии в литературе все чаще встречается рифмованная и ритмизованная речь.

В России первые осмысленные таким образом стихотворные вставки в прозаические религиозные произведения (так называемые досиллабич.еские, т. е. неравносложные, стихи) появились в конце XVI в. и были написаны книжниками-монахами.

Литературное стихотворство XVII столетия резко отличается от фольклорного. Однако книжное стихотворство было в России явлением заносным, воспроизводившим особенности польского силлабического стихосложения, которые оказались чуждыми природе русского языка50. И уже в начале XVIII в. силлабическая система полностью исчерпала свои возможности в русской литературе.

Крупнейшим представителем русской книжной поэзии XVII столетия был Симеон Полоцкий51. Самуил ЕмельяновичПетровсмий-Ситнианович (Симеон Полоцкий) ≪родился в Белоруссии в 1629 г. получил отличное образование в Виленской и Киево-Могилянской коллегиях, в 1661 г. переехал в Москву, где писал проповеди, нося монашеский сан, участвовал в церковных спорах, был учителем царских детей и писал чрезвычайно много стихотворных произведений. В 70-е гг. Полоцким были созданы для придворного коломенского театра две пьесы: ≪Комидия притчи о блуднем сыне≫ и ≪Трагедия о Навходоносоре царе≫. Это было время увлечения царя театральными постановками. Как церковный деятель Симеон Полоцкий произнес немало проповедей, объединенных им в конце 70-х гг. в два больших сборника. Ему принадлежит также обработка ряда житий.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 522; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!