Возникновение и основные этапы развития философии. Философия и мифология.
Философия, её предмет и роль в обществе.
Философия –это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Философиюможно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.
Цель философии –увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Философия как система делится:на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.
Философия включает в себя:
– учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);
– о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);
– учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);
– теорию познания;
– проблемы теории познания и творчества;
– этику;
– эстетику;
– теорию культуры;
– свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.
Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
|
|
Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.
Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение – это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.
Специфика философского мировоззрения. Функции философии, роль философии в жизни человека и общества.
Специфика философии как науки выражается в её многогранности, в её
бесконечном развитии и стремление к совершенному знанию в её особенном взгляде на окружающий человеком мир.Философия – это, прежде всего, учение о месте и роли человека в окружающем мире. Главная цель философии - вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшим знанием, открыть путь к свершенной истине.
Философия– наука элитарная, она не может быть доступна каждому простому смертному, она не устаревает никогда, так как не устаревает мир и человек.
|
|
философия изменчива, так как она постоянно развивается и обогащается новыми знаниями и новым содержанием.
основные функции философии:
1) Описательная - это функция, представляющая собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложение данных и их характеристик.
2) Аналитическая - выявление предельных оснований, составляющих условий возможности всех видов теоретического и практического опыта.
3) Теоретико-познавательная - эта функция заключается в познании мира, вырабатывании новых знаний.
4) Мировоззренческая – это функция формирования осознанного мировоззрения человека, принципов его жизни, ценностей и ориентиров, понимание моральных и этических ценностей.
Структура философии, как учения о мудрой и правильной жизни состоит из нескольких частей знания (так учили античные философы):
Физика - наука о природе и природных явлениях.
Логика - учение о правильном построении мыслей.
Этика – учение о правильном поведении и манерах.
В дальнейшем появилась новая трактовка философского познания, кроме вышеперечисленных частей философии стали выделять эстетику, эпистемологию (учение о научном знании и познании), диалектику (учение о всеобщей связи и развитии всех явлений мира), социальную философию (учение об обществе), а также отдельные отрасли в области философии такие как философская культуры, религии, науки.
|
|
Философия 19 века разделила философское учение на 3 большие части:
1) Онтология – учение о бытии
2) Гносеология – учение о познании
3) Антропология – учение о человеке.
Философия– наука об универсальных законах и принципах бытия, учение об общих закономерностях бытия и познаниях, о мести и отношения человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Возникновение и основные этапы развития философии. Философия и мифология.
Философия возникает в 6 веке до н.э., почти одновременно в странах Запада и Востока (Индия, Китай, Египет). Но свою классическую форму она приобрела в Древней Греции. Впервые понятие философия встречается у Пифагора, а в качестве особой науки её выделил Платон. Философия возникает как наука, объединяющая всю совокупность знаний о мире. Философия возникает в период перехода от раннего к зрелому рабовладельческому строю.
|
|
В этот период начинают интенсивно накапливаться научные знания, которые разрушают старые представления о мире, о человеке. Сознание ранних философов ещё сохраняет элементы религиозно-мифологических представлений. Но в тоже время формируются черты, которые отличают возникающую философию от религиозно-мифологического сознания. Философы уже учат не о рождении бессмертных богов, а о происхождении всех вещей вообще. Они предполагают возможность взаимопревращения первоначал и вещей друг в друга. Философы ставят вопрос об устройстве мира, о том, что лежит в его основе – материальное или идеальное первоначало. Т.е. постепенно формируются два основных направления в философии – материализм и идеализм.
В развитии философии можно выделить следующие основные этапы:
1) философия рабовладельческого общества (с 6 в. до н.э. – по 5 в. н.э.),
2) философия феодального общества (6 – 15-16 вв),
3) философия буржуазного общества (17- сер.19 в.),
4) философия со второй половины 19в., в том числе и марксистская философия, и до настоящего времени.
Миф (сказание, предание) объяснял человеку всё, к чему он стремится в своём познание, то чего он не понимал.
Мифологическим мировоззрением называется то мировоззрение, которое основывается не на теоретических знаниях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях. В мифах человек впервые ставит перед собой вопросы и находит ответы, с которых и начинается философия. Что есть добро и зло? Что есть человек? Что есть мир? Каково истинное предназначение человека?
Вслед за мифологическим приходит религиозное мировоззрение, которое даже ближе к философии, чем мифологическое, поиск высших целей и смыслов жизни, желание найти уверенность и спокойствие, стремление ответить на волнующие жизненные вопросы, есть основа любой философской системы. И поэтому религиозное мировоззрение является основой для формирования иных видов мировоззрения и является первой философской системой для человека. Религия отвечает на те же вопросы, что и философия, только мерилом всего сущего является бог. Именно с религиозного мировоззрения начинается развитие тех или иных философских систем.
4. Философия Древней Индии и Древнего Китая.
Философия Древнего Китая
Философия в Китае стала развиваться в пятом веке до нашей эры, когда общество стало расслаиваться по экономическим признакам и возник класс богатых жителей городов и крайне бедный класс жителей деревень. А также класс чиновников, владеющих не только деньгами, но и землей.
Философия Древнего Китая основана на принципе триединства Вселенной в лице Земли, Неба и Человека. Вселенная представляет собой энергию («Цы»), разделяющуюся на женское начало и мужское – инь и янь.
Философии Древнего Китая имеет мифологически-религиозное происхождение так же, как и философия Древней Индии. Ее главными действующими лицами были духи и боги. Мир понимался, как взаимодействие 2-х начал – мужского и женского.
Конфуцианство
Конфуцианство – основные идеи кратко. Данная философская школа создана Конфуцием, который жил в VI-V веке до н.э. В этот период Китай раздирала смута и борьба за власть между высшими чиновниками и императором. Страна была погружена в хаос и междоусобицу.
В этом философском направлении отразилась идея о том, чтобы изменить хаос и обеспечить в обществе порядок и процветание. Конфуций считал, что основным занятием человека в жизни должно быть стремление к гармонии и соблюдение моральных правил.
Основной частью философии конфуцианства считается человеческая жизнь. Необходимо воспитать человека и только потом уже делать все остальное. Необходимо очень много времени уделять душе людей и в результате такого воспитания все общество и политическая жизнь будут находиться в гармоничном взаимодействии друг с другом и не будет ни хаоса, ни войн.
Даосизм
Даосизм считается одним из самых важных философских течений в Китае. Его основатель Лао-Цзы. Согласно философии даосизма, дао – это закон природы, который управляет всем и всеми, от одного человека до всего сущего. Человеку, если он хочет быть счастливым, нужно обязательно следовать этому пути и соответствовать гармонии со всей Вселенной. Если каждый будет соблюдать принцип дао, это приведет к свободе и процветанию.
Основная идея даосизма (основная категория) – это не-деяние. Если человек соблюдает дао, тогда он может полностью следовать не-деянию. Лао отрицал усилие одного человека и социума по отношению к природе, так как это приводит только к хаосу и нарастанию напряжения в мире.
Если кто-то хочет управлять миром, тогда он неизбежно проиграет и обречет себя на поражение и забвение. Именно поэтому не-деяние должно служить самым главным принципом жизни, так, как только он способен дать свободу и счастье человеку.
Легализм
Его основателем считается Сюнь-Цзы. Согласно его идеям, этика нужна для того, чтобы держать под контролем все плохое, что есть в человеческой сущности. Его последователь Хань-Фэй пошел дальше и утверждал, что основой всего должна быть тоталитарная политическая философия, которая базируется на главном принципе – человек злое существо и стремится получить выгоду везде и избежать наказания перед законом. В легизмесамым важным была идея порядка, которая и должна определять общественный строй. Выше ее нет ничего.
Моизм
Ее основатель Мози (470-390 гг. до нашей эры). Он считал, то самой основной должна быть идея любви и равенства всех живущих. Согласно его убеждениям, люди нуждаются в том, чтобы им указали о том, какие именно традиции самые лучшие. Нужно стремиться к благу для каждого, и власть является инструментом для этого, и должна поощрять поведение, которое приносит пользу как можно большему количеству людей.
Философия Древней Индии
В индийской философии первым делом отмечают ее религиозный характер: Ведический канон (в центре «Ригведа» XIVв. до н.э.) и Упанишады (якобы комментарии к ведам).
Базовые категории: Брахман (абсолютно совершенное),
Атман (совершенный дух),
Пракрити (природа),
сансара (течение изменчивой жизни),
карма (судьба-воздаяние, груз грехов и духовных достижений),
дхарма (долг),
мокша-нирвана (освобождение от суетного, слияние атмана с брахманом).
Здесь главная проблема – достижение вечного через избавление от преходящего. Разные школы предлагают свои пути и методы решения этой проблемы.
Основные черты: местицизм, мифологизм, малологика,гносеология(учение о познании)
Существенные особенности: психологизм (виртуализация), традиционализм, обращение к внутреннему опыту, философствование ради спасения.
Формирование философских школ – VI-Vвека до н.э. Сначала появились неортодоксальные (отрицающие непогрешимость вед и брахманов и апеллирующие к массам), а им в ответ‑ортодоксальные, приверженные традиционным канонам.
3 неортодоксальные школы: буддизм (спасение от страданий через восьмеричный путь избавления от желаний:1.правильные взгляды,2.правильное стремление,3.правильная речь,4.правильное поведение,5.правильный образ жизни,6.правильная вера,7.правильные помыслы,8.правильное созерцание), локаята (есть только этот мир – им и насладимся).
ортодоксальных школ: джайнизм (время от времени приходят учителя-спасатели – джины), вайшешика-ньяя (мокша через внутреннее совершенствование), санкхья-йога (мокша через телесные упражнения-позы), веданта-миманса (мокша через ритуалы),адживика.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1348; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!