СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ И НОВОЕВРОПЕЙСКИЙ СКЕПТИЦИЗМ (Д. БЕРКЛИ, Д.ЮМ)



Д. Беркли (1685-1753) - субъективный идеализма.отрицает наличие какой-либо объективной, независимой от нашего сознания основы человеческого познания. Для Беркли субъект – самодостаточное начало, а познание имеет дело не с реальными объектами, а лишь с нашими субъективными реакциями собственного внутреннего состояния. Логическим завершением субъективизма выступает солипсизм, утверждающий что единственной реальностью является лишь сам мыслящий субъект. Последовательный субъективный идеализм ведет к релятивизму, признающему относительность всякого знания, и скептицизму, утверждающему невозможность отличить истину от лжи.Для обоснования своих взглядов Беркли выступил с критикой философской категории «материя». Идея материи, считал Беркли, ничего не прибавляет к знанию свойств вещей. Мы не способны воспринимать материю как таковую, ибо наше восприятие каждой вещи – лишь сумма отдельных ощущений. Идея материи существует только в виде мыслей, «существовать – значит быть воспринимаемым». «Вещь есть комплекс ощущений».

Развернутое обоснование скептицизма и агностицизма было дано Д. Юмом (1711-1776). Если наш разум оперирует только содержанием ощущений и за их пределы выходить не имеет право, то возникает вопрос: «Что является источником ощущений?». Согласно Юму, может быть правы материалисты, и источником ощущений является внешний мир, но может быть, правы объективные идеалисты и источником ощущений является в конечном счете Бог. Ответить на этот вопрос философия не может. По мнению Юма, духовная субстанция рассеяна во Вселенной, и «природа пользуется ею таким же образом, как и другой субстанцией, материей». Материя и дух одинаково неуничтожимы; они лишь переходят из одних форм в другие.

18 СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Философия Просвещения возникает в 18 в. в Англии, которая раньше других стала на путь капиталистического развития. В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в творчестве Дж.Локка, Д.Юма и др. Во Франции плеяда просветителей была представлена Ф.Вольтером, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро.Характерные особенности философии Просвещения: **критика церкви и религии (антиклерикализм, деизм (Бог лишь творец мира, человека, законов), атеизм); **сенсуализм в теории познания; **механицизм и детерминизм в антропологии; **политизация антропологии; **культ здравого смысла; **вера в бесконечный прогресс разума и человечества.

В философии эпохи Просвещения преобладает социально-политическая и морально-педагогическая проблематика. Это приводит к выходу философии в правовую сферу и переосмыслению социальной проблематики, основными понятиями которой стали естественные права человека, частный интерес, равенство и т.п.

К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав.Ф. Вольтерисходит из признания общественной природы человека. Общественное устройство должно обеспечить политическое и юридическое равенство людей. Социальное и имущественное неравенство рассматривается как предпосылка общественного равновесия и нормального развития общества.Ж. Ж. Руссоразделяет договорную теорию государства и, исходя из нее, обосновывает право народа на восстание против деспотичной власти. Основой политической жизни общества он признает суверенность воли народа и отвергает принцип деления власти на законодательную и исполнительную. Руссо высоко оценивает общественный прогресс, но указывает на его противоречивый характер. Разделение труда есть не только одно из условий прогресса, но и причина разрушения естественной целостности человеческой жизни. Источником противоречий в обществе Руссо признает социальное неравенство, обусловленное неравенством имущественным.

 

МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVII-XVIII ВВ.

Механистический материализм — одна из ступеней и форм развития материалистической философии. Механистический материализм пытается все явления природы объяснить при помощи законов механики и свести все качественно разнообразные процессы и явления природы (химические, биологические, психические и др.) к механическим. Движение он рассматривает не как изменение вообще, а как механическое перемещение тел в пространстве, являющееся результатом внешнего воздействия — удара тела о тело. Механистический материализм отрицает внутренние источники движения предметов, их качественное изменение, скачкообразность развития, развитие от низшего к высшему, от простого к сложному. Зачатки механистического материализма имелись ещё в философии Демокрита . Расцвет механистического материализма падает на XVII— XVIII вв. В то время он был исторически необходимой и прогрессивной ступенью развития материалистической философии. Эта форма материализма была обусловлена тем, что из всех наук.в то время достигли относительно высокого уровня развития только механика и математика. Это и определило ограниченность материализма того периода. Маркс ж Энгельс, опираясь на развитие естествознания, преодолели механистическую ограниченность старого материализма и создала учение диалектического материализма, качественно отличающегося от всех прежних форм материализма. Марксизм всегда вёл самую решительную борьбу против попыток возродить механистический материализм.В Советском Союзе группка механистов (Л. Аксельрод, Варьяш и др.) пыталась ревизовать диалектический материализм с механистической точки зрения. Эта группка извращала науку и вела борьбу против марксистской диалектики с механистических позиций, а по ряду вопросов (особенно в теории познания — защита «теории иероглифов») она смыкалась с идеализмом. Механистическая философия с её теорией «равновесия», теорией «самотёка» и т. п. использовалась врагами ленинизма — бухаринцами, троцкистами и др. — для борьбы против линии Коммунистической партии. Группка механистов в философии была разоблачена как антимарксистская


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1504; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!