Проблема истины и ее критериев. Диалектика абсолютной и относительной истины.



Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру. Но истина имеет множество аспектов, она может быть рассмотрена с самых различных точек зрения: логической, социологической, гносеологической, наконец, богословской.

Что же такое истина? Истоки так называемой классической философской концепции истины восходят к эпохе античности. Например, Платон считал, что “тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет”. Долгое время классическая концепция истины доминировала в теории познания. В главном она исходила из положения: что утверждается мыслью, действительно имеет место. И в этом смысле понятие соответствия мыслей действительности совпадает с понятием “адекватность”. Иными словами, истина — это свойство субъекта, состоящее в согласии мышления с самим собой, с его априорными (доопытными) формами. Так, в частности, полагал И. Кант. Впоследствии под истиной стали подразумевать свойство самих идеальных объектов, безотносительных к человеческому познанию, и особый вид духовных ценностей. Августин развивал учение о врожденности истинных идей. Не только философы, но и представители частных наук сталкиваются с вопросом, что понимать под действительностью, как воспринимать реальность или реальный мир? Материалисты и идеалисты понятие действительности, реальности отождествляют с понятием объективного мира, т.е. с тем, что существует вне и независимо от человека и человечества. Однако и сам человек — часть объективного мира. Поэтому, не учитывая этого обстоятельства, прояснить вопрос об истине просто невозможно.

С учетом имеющихся в философии направлений, принимая во внимание своеобразие индивидуальных высказываний, выражающих субъективное мнение того или иного ученого, истину можно определить как адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания. Следовательно, истина входит в объективное содержание человеческого знания. Но коль скоро мы убедились, что процесс познания не прерывается, то возникает вопрос и о характере истины.

Относительная истина — это знание, воспроизводящее объективный мир приближенно, неполно. Поэтому признаками или чертами относительной истины выступают приближенность и неполнота, которые связаны между собой. Действительно, мир представляет собой систему взаимосвязанных элементов, любое неполное знание о нем как целом всегда будет неточным, огрубленным, фрагментарным.

Понятие абсолютной истины употребляется для характеристики того или иного специфического аспекта всякого истинного знания и в этом смысле оно аналогично понятиям “объективная истина” и “относительная истина”. Понятие “абсолютной истины” следует рассматривать в неразрывной связи с самим процессом познания. Этот же процесс представляет собой как бы движение по ступеням, означающим переход от менее совершенных научных представлений к более совершенным, однако при этом старое знание не отбрасывается, а хотя бы частично включается в систему нового знания

 

Методологические проблемы антропосоциогенеза

Длительный процесс одновременного становления человека и общества называется антропосоциогенезом. Происхождение человека и общества по сей день остается научной проблемой, т. е. вопросом, на который так и не найдено окончательного ответа.

Признанной научной версией антропосоциогенеза является эволюционная теория Ч. Дарвина. В ней основным фактором эволюционного развития живых организмов считается естественный отбор. Главную причину изменчивости организмов Дарвин видел в изменениях окружающих условий жизни. Современная наука добавляет еще случайные мутации, происходящие на генетическом уровне. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования. Непосредственным предком человека стала обезьяна.

Эволюционную концепцию антропосоциогенеза дополняет и развивает трудовая теория, пытающаяся объяснить механизм превращения обезьяны в человека. Трудовая теория была развита Ф. Энгельсом. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а природу. Труд как целенаправленная деятельность человека по преобразованию природы с использованием орудий труда становится сущностной характеристикой человека. Труд способствовал становлению прямохождения, изменению руки, росту объемов головного мозга. Поскольку трудовая деятельность носила общественный характер, она способствовала становлению речи, выработке норм поведения, форм социальной жизни. В современной науке принято считать, что антропосоциогенез начался около 5 млн лет назад и завершился примерно 40 тыс. лет назад появлением человека современного типа.

Философское обобщение упомянутых и других концепций происхождения человека подводит к выводу о комплексном характере антропосоциогенеза. Это означает, что формирование анатомии человека, труда как специфически человеческой формы жизнедеятельности, сознания и речи, социально-нравственных норм жизни происходило одновременно. Принципиально неверно утверждать, что сначала появился труд, потом – общество, еще позже – язык и сознание.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 376; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!