Философские категории материя и сознание.



Основных таких фундаментальных категорий три. Это - субстанция, материя и сознание (душа). Категория субстанции в философии применяется для обозначения того, что существует благодаря самому себе, а не благодаря чему-то другому. Категория материи выражает идею основы, субстрата телесного мира. Категория сознания - идею общей основы тех психических явлений и процессов, которые человек находит в себе и проявления которых он наблюдает в поведении других людей.

На протяжении долгой истории философии и постоянного спора в ней различных учений и школ было предложено множество решений проблемы взаимоотношения души и тела, сознания и материи. Здесь не хватит места даже их просто перечислить. Вместе с тем они, так или иначе, тяготеют к трем главным направлениям, различие между которыми определяется тем отношением, в котором полагаются понятия материи и сознания к категории субстанции. материя сознание субстанция

Первое решение возникает тогда, когда материя принимается за единое основание всего существующего, т.е. трактуется в качестве субстанции. Такая позиция называется материализмом. Это учение о том, что все существующее в мире является материей, а то, что мы называем душой, сознанием, мышлением, суть или движение самых маленьких и легких атомов, как это думал Демокрит, или организация и взаимодействие нейронных структур мозга, как это считают современные материалисты. Сознание в категориальном отношении осмысливается при этом как род материального, либо как особое его свойство или функция.

Если же в качестве субстанции принимается так или иначе понимаемое сознание, то возникает идеализм. Это учение обосновывает тезис, что в основе всего существующего во Вселенной лежат идеи, как этому учил Платон, или же, как доказывал Лейбниц, что все состоит из монад - атомов, но не материальных, а обладающих той или иной степенью сознания. Материя при этом толкуется либо как зависимый от сознания род сущего, либо как особая форма существования духа, его собственное порождение. Существовал и вариант субъективного идеализма, который в крайней своей форме отстаивался британским философом первой половины XVIII в. Дж. Беркли, доказывавшим, что все, что нас окружает, есть только совокупности наших восприятий, и что эти восприятия есть единственное, что мы можем знать. Здесь тела, вместе с присущими им свойствами, отношениями и пр., трактовались в качестве лишь комплексов ощущений.

Наконец, существуют и учения о двух субстанциях: в них утверждается, что тело и душа, материя и сознание есть два принципиально различных и независимых друг от друга вида бытия, т.е. две самостоятельных субстанции. Такая позиция называется дуализмом. Стоит заметить, что она ближе всего стоит к нашему обычному здравому смыслу. В самом деле, мы обычно уверены в том, что у нас есть и сознание, и тело; и что хотя они как-то согласуются между собой, различие между мыслями, чувствами и такими материальными вещами, как камни или столы, слишком велико, чтобы отнести их к одному роду сущего. Это разведение до противоположности материального и относящегося к сознанию дается относительно легко, однако затем в дуализме возникает главная и по существу неразрешимая проблема, которая состоит в том, чтобы объяснить, как столь отличные по свойствам сознание и материя способны к согласованным взаимоотношениям друг с другом. Ведь в качестве субстанциональных начал, т.е. начал независимых, они, согласно приданному им категориальному статусу, не могут влиять друг на друга и взаимодействовать между собой. Дуалистические версии трактовки отношения сознания и материи вынуждены либо допускать такое взаимодействие в некоторых особых случаях, либо предполагать предустановленную гармонию в согласованном изменении духа и материи. Позже мы специально остановимся на основных современных подходах к анализу психофизической проблемы.

Здесь уместно сказать несколько слов о весе и значении философско-мировоззренческих позиций по поводу отношения материи и сознания, поскольку этому вопросу еще не так давно в нашей стране придавалось большое значение. Дело в том, что

материализм в нашей философии, особенно в учебной, тесно ассоциировался с марксизмом. Вернее, марксизм как особый, "диалектический материализм" рассматривался как высшая форма развития материалистической линии в философии. Соответственно этому, вопрос об отношении материи и сознания рассматривался как главный вопрос философии, от решения которого тем или иным философом прямо зависела и оценка содержания учения этого философа, и его социально-политическая позиция.

В диалектическом материализме считалось, что основной вопрос философии - это вопрос о соотношении материи и сознания, бытия и духа. Впервые в таком виде он был сформулирован Ф.Энгельсом в работе "Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии". Все философы так или иначе классифицировались как материалисты или идеалисты в зависимости от того, как они решали этот вопрос. Например, уже в античной философии выделялись две основные "линии" - материалистическая "линия Демокрита" и идеалистическая "линия Платона". Эти линии затем прослеживались во всей последующей философии, а борьба между ними представлялась стержнем всего философского развития.

В решении различных сторон вопроса об отношении материи и сознания, духа и природы позиция диалектического материализма была вполне оптимистической. Признавалась познаваемость мира и отрицалось существование каких-либо принципиальных границ для его постижения. Объявлялось также, что и предшествующие материалисты, как правило, считали, что мир познаваем. А вот идеалистов, особенно представителей субъективного идеализма, отличает склонность к скептической позиции, они якобы тяготеют к агностицизму - отрицанию возможности познания мира.

Далее, объявлялось, что для философов-материалистов типична опора на научное знание, что они выражают интересы передового слоя людей своей эпохи, что они отстаивают демократические политические взгляды. Напротив, философы-идеалисты, как правило, являются сторонниками религии, а по своей социально-политической позиции обычно относятся к консерваторам.

Очень многие философы, среди них величайшие, например, Декарт или Кант, предпочитали оставаться в стороне от политической жизни, поскольку их занимали более глубокие и абстрактные проблемы. Но и у философов, более активно проявлявших свой политический темперамент, мы не обнаружим устойчивых корреляций между их материализмом или идеализмом и их верой в науку или в передовые политические идеи. Действительно, величайшего идеалиста Платона можно отнести к политическим консерваторам, но он высоко ставил науку, особенно математику. Среди античных материалистов были демократы, но их не занимала проблема освобождения рабов. Один из самых последовательных материалистов Нового времени англичанин Томас Гоббс, который считал, что все наши чувства и идеи есть только движения мельчайших частиц в нашей нервной системе, написал классический трактат по политической философии "Левиафан", в котором отстаивал необходимость режима абсолютной монархии. Несколькими десятилетиями позже его соотечественник Джон Локк, которого можно отнести к дуалистам, своими политическим работами заложил основы современных концепций правового государства, либерализма и демократии. Это лишь несколько примеров из множества возможных, которые можно привести в опровержение тезиса об однозначной связи философского и социально-политического мировоззрений.

Следует также отметить, что реальное содержание текстов философов от древности до наших дней вовсе не свидетельствует, что вопрос об отношении материи и сознания выступает в них основным. Но, конечно же, его нельзя игнорировать только лишь потому, что ему был придан столь "священный" характер в догматическом марксизме, видевшем в любом идеалисте или дуалисте потенциального "классового врага". Наиболее предметно и с определенными практическими аспектами (связанными с решением проблемы "Может ли мыслить вычислительная машина?") этот вопрос предстает в психофизической проблеме - проблеме отношения сознания и мозга.

Философия нового времени

17-18 вв — это период, к которому относится философия нового времени. Это было время, когда человеческая цивилизация совершила качественный скачок в развитии очень многих научных дисциплин, которые в свою очередь оказали огромное влияние на философию.

В философии Нового времени стала все больше доминировать идея о том, что разум человека не имеет пределов своего могущества, а наука имеет неограниченные возможности в своем познании окружающего мира и человека.

Особенно характерна для данного периода развития философии тенденция все объяснять с точки зрения материализма. Это было связано с тем, что естествознание было в приоритете в то время и оказывало сильное влияние на все сферы жизни социума.

Основные направления философии Нового Времени – эмпиризм и рационализм

Для философской мысли того времени характерны несколько ярко выраженных направлений:

эмпиризм,

рационализм,

философия просвещения,

французский материализм..

Эмпиризм – это в философии?

Эмпиризм – это направление в философии, которое признает только опыт и чувственное восприятие в познании и принижает роль теоретических обобщений.

Эмпиризм противостоял рационализму и мистицизму. Сформировался в английской философии 17 века во главе с Фр. Беконом (1561-1626), Гоббсом, Локком.

Рационализм – это в философии?

Рационализм – это направление в философии, которое признает только разум единственным источником познания, отрицая познание при помощи опыта и чувственного восприятия.

Слово «рационализм» происходит от латинского слова «разум» – ratio. Рационализм сформировался во главе с Декартом (1596-1650), Лейбницем, Спинозой.

Философия просвещения 18 века

Философия просвещения 18 века сформировалась в Эпоху просвещения. Это был один из важных периодов европейской истории, был связан с развитием философской, научной и общественной мысли. В его основе лежали лежали свободомыслие и рационализм.

Эпоха Просвещения началась в Англии под влиянием научной революции 17 века, распространилась на Францию, Германию и Россию. Ее представители Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо.

Французский материализм 18 века

Французский материализм 18 века – это направление в философии, возродившее эпикуреизм, интерес к философии античности.

Сформировался во Франции 17-18 вв. Его представители Ламетра, Гольбах, Гельвеций.

Проблемы философии Нового Времени

Особое место в философии Нового времени занимала проблематика бытия и субстанции, именно в ней по мнению философов заключалась вся сущность мира и возможности им управлять.

Субстанция и ее свойства были в центр внимания философов, так как, по их мнению, задача философии заключалась в том, чтобы сделать человека властителем природных сил. Поэтому базовой задачей и было изучение субстанции, как базовой категории всего сущего.

В результате в философии сформировались несколько течений в вопросе изучения субстанции. Первый из них основал Бэкон, который считал, что субстанция является основой всего сущего. Второй основал Локк. Он в свою очередь пытался осмыслить субстанцию с точки зрения гносеологии.

Представители данного направления совершили значительный прорыв в изучении и дальнейшем развитии теории познания, где основными предметами изучения стали проблематика научного подхода в философии и методы изучения человеком окружающей его действительности, а также связь между внешним и внутренним опытом в сочетании с проблематикой получения истинного знания.

В результате изучения всех вышеуказанных проблем как раз и возникли основные направления в философии Нового времени — эмпиризм и рационализм. Основателем эмпиризма был Ф. Бэкон. Рационализма представляли Декарт и Спиноза.

Главные идеи философии Нового времени

Главные идеи заключались в принципах независимо размышляющего субъекта и методического сомнения. А также в ней были разработаны метод интеллектуальной интуиции и индуктивно-эмпирический метод познания мира.

Помимо этого, были разработаны методы юриспруденции и способы защиты свободы людей. Основной целью было намерение воплотить идеи свободы от религии, выстроить видение мира на основе научного знания.

Главные идеи философии Нового Времени:

Автономно мыслящий субъект.

Методическое сомнение

Индуктивно-эмпирический метод

Рационально-дедуктивный метод

Гепотетико-дедуктивное построение научной теории

Новое юридические мировоззрение: обоснование и защита прав гражданина

14. Философия смысл и формы бытия.

Бытие — одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово "бытие" происходит от глагола "быть". Но как философская категория бытие появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другими словами, она стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания.

В современной философской литературе указывается два значения слова "бытие". В узком смысле слова — это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком — это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином материя".

Итак, бытие — это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета Земля, фантазия поэта или строгая теория математика, религия или законы, издаваемые государством. Бытие имеет свое противоположное понятие — небытие. И если бытие — это все, что существует, то небытие — это все, чего нет.

Слово "бытие" получает в философии особый смысл, понять который можно, только обратившись к рассмотрению философской проблематики бытия.

Бытие может иметь множество форм. Важнейшими являются материальное и идеальное бытие (не вещественное). Материальное — всё, что принадлежит действительности (объективной реальности), и отображается ощущениями субъекта, существуя независимо от них. В отличие от термина "действительность", термин "материальное" носит онтологический оттенок.

Противоположностью материального является всё, относящееся к идеальному, то есть, относящееся к субъективной части реальности, реальности, существующей в (сильной) зависимости от субъекта ("нематериальное"). Одной из основных причин либо

единственной причиной идеального является субъект. К идеальному могут быть отнесены мысли, эмоции и другое.

Следует отметить, что понятия материального и идеального носят относительный характер, по аналогии с понятиями правого и левого. Идеальное одного субъекта может оказаться и почти всегда является материальным для другого и наоборот. Также следует отметить, что содержание понятий идеального и материального имеет диалектическое развитие, то есть с течением времени идеальное одного субъекта может становиться материальным для этого же субъекта. Материя является обобщением понятия материального.

Идеальное — философская категория, субъективный образ объективной реальности, то есть отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли.

Деление на указанные направления существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII—XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем. "Материализм, — писал он, — все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю". Таким образом, философское значение терминов "материалист" и "идеалист" не следует смешивать с тем, которое им часто придается в обыденном сознании, когда под материалистом подразумевается индивид, стремящийся лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоциируется с бескорыстным человеком, характеризующимся возвышенными духовными ценностями и идеалами.

15 Немецкая классическая философия.

Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724–1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762– 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770– 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804– 1872).

Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:

1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.

2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма – антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.

3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей.

4. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.

Кантовская диалектика – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.

Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека.

Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него – становящийся, развивающийся дух.

Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т.д. – в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития.

16. философия, научная и религиозная картина мира. Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему. Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу. Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.

17. Марксистская философия. Диалектический и исторический материализм. Родоначальниками философии диалектического материализма считают К. Маркса и Ф. Энгельса. Поэтому часто теорию диалектического материализма называют марксистской философией. Эта философия возникла в середине XIX века в Германии. Её предпосылками и причинами были:

- Промышленная революция в ряде стран Европы XYIII – XIX веков, означавшая переход от ручного к машинному труду, социальными последствиями которого были различного рода движения, восстания, забастовки;

-Появление на исторической арене новой силы – пролетариата со своими политическими требованиями;

-Идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля и Фейербаха);

-Открытия в области естественных наук: эволюционная теория Чарльза Дарвина, учение о клеточном строении организма, закон сохранения и превращения энергии.

Особенности марксистской философии:

-Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

-Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный и закономерный;

-Не только предпринята попытка объяснить мир, но и разработаны общие методологические основы его преобразования. И как результат, центр философских исследований из области абстрактных рассуждений переносится на область материально – практической деятельности людей;

-Воедино увязываются диалектико – материалистические взгляды с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.

Распространив положения диалектического материализма на изучение общественной жизни, К. Маркс и Ф. Энгельс выработали теорию исторического материализма, которая дала научное

объяснение истории человеческого общества и указала пути его революционного преобразования.

Возникновение диалектического и исторического материализма явилось революционным переворотом в философии. Прежняя философия была, как правило, учением одиночек, далеких от народа. Марксистская философия является духовным оружием рабочего класса, широчайших народных масс. Согласно диалектическому материализму, основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность, это свойство материи отражать саму себя (существование бога отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.

В историческом материализме ключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис - это совокупность производственных отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройкаэто идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а также организации (государство, партии и т.д.).

18. Понятие движения. Движение и развитие. Основные формы движения.Движение – всеобщее, объективное состояние материи, выражающее внутреннюю присущую ей активность.

Понятие движения противоречиво. Его нельзя свести только к покою или устойчивости. Движение включает в себя понятие покоя, которое представляет собой момент движения. Покой – равновесие, устойчивость процессов и вещей, сохранение ими в пространстве и времени известного состояния. Особым типом движения является развитие. Свойства развития:

· всеобщность (развитие существует на всех уровнях организации материи)

· необратимость (развитие связано с появлением в системе новых элементов или нового способа связи ее частей, что делает невозможным возврат объекта в исходное состояние)

· направленность (протекание процесса по восходящей или нисходящей ветви развития: прогресс, регресс, одноплоскостное развитие. Прогрессивное развитие – усложнение существующей организации, ее преобразование на более высокую ступень развития. В ходе исторического развития развивались различные теоретические модели:

· эволюционная 1) всеобщая постепенная эволюция и 2) вариант творческой эменджентной эволюции).

Исторические формы диалектики:

- стихийная диалектика (античная философия),

- идеалистическая (Гегель, Шеллинг),

- материалистическая (Маркс, Энгельс),

- мистическая или религиозная,

- экзистенциональная.

К примеру Энгельс (материалистическая форма) выделил 5 основных форм движения:

1. Механическая

2. Физическая

3. Химическая

4. Биологическая

5. Социальная

Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др.

19.
Диалектика как философская концепция развития, ее основные принципы и категории. Диалектика — теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Центральной категорией диалектики является категория развития, которая конкретизирует понятие «движение», определяя его направленность. Категория движения является более общей, категория развития — более богатой по содержанию Современной философской концепцией развития сегодня является синергетика (от греч.synergos — содействие, сотрудничество), которая изучает связи между элементами структуры, образуемые в открытых системах. Такие системы имеют многовариантность, альтернативность путей развития, в них всегда имеется возможность выбора. Самоорганизация в таких системах выступает как процесс, приводящий к образованию новых структур, свойств, качеств. Синергетика не только подтверждает идею развития, но позволяет сформулировать на общенаучном уровне идею глобального эволюционизма.
Диалектика опирается на ряд принципов:
– принцип материального единства мира, согласно которому все мировые процессы детерминированы материальной субстанцией;

•
принцип развития, требующий рассматривать все процессы как результат определенным образом направленных изменений;

•
принцип детерминизма, нацеленный на выяснение сложного комплекса взаимосвязей и взаимозависимостей явлений мира;

•
принцип системности, в соответствии с которым любой процесс или явление следует рассматривать как определенным образом органи-зованное целое, бесконечно сложно взаимодействующее со средой, окружающей его.
Основными категориями современной диалектики являются: сущность и явление; содержание и форма; часть и целое; единичное, особенное, всеобщее; причина и следствие; возможность и действительность; необходимость и случайность др.

 

20.
Пространство и время.ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ – философские категории, которые обозначают основные формы бытия материи и являются такими же объективными характеристиками бытия, как материя и движение.
В истории философии были две стороны отношения пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией (Демокрит, Эпикур, Исаак Ньютон). В ней пространство и время рассматривали как самостоятельные основы, существующие вместе с материей и вне зависимости от нее. Очевидно, что отношения между пространством, временем и материей представлялось как взаимосвязь между 2-я видами независимых субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от типа протекающих там материальных процессов.
Вторую идею можно именовать реляционной (от лат. relatio — отношение). Ее сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) описывали пространство и время не как отдельные основы, а как системы отношений, которые образуются взаимодействующими друг с другом материальными объектами. Вне данной системы взаимодействий пространство и время принимались несуществующими. В данной концепции П. и В. выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Конечно, не отрицалась и зависимость свойств пространства и времени от типа взаимодействия материальных систем. В наши дни реляционная идея имеет естественнонаучное обоснование по типу созданной в самом начале двадцатого века теории относительности. Теория относительности А. Эйнштейна открыла непосредственную связь пространства и времени с движущейся материей и друг с другом. Основополагающий вывод, следующий из данной теории, звучит так: пространство и время не существуют без материи, их метрические особенности создаются распределением и работой материальных масс, другими словами, гравитацией.
Пространство – это структурность объекта и материи в целом, способ сосуществования и взаимодействия разнообразных материальных образований, элементов во всех материальных системах, согласно реляционной концепции. Оно является формой существования материи. Для описания данной философской категории употребляют понятие бесконечность. Пространство многомерно. Философское понятие пространства (протяженности) имеет смысл в той степени, в которой сама материя дифференцирована и структурирована.
Время – форма бытия материи, способ изменения материальных явлений, одно из главных понятий физики и философии, одна из координат пространства-времени, вдоль которой простираются мировые линии физических тел, а также сознание. Время – это позитивный ноумен (см. Ноумен), т.е. умопостигаемая, отображаемая вещь, например, понятиями течения, прошлого, настоящего, будущего, необратимости, направленности и т.д. Время, как субъективное понятие, возникающее в сознании человека в результате отображения в нем взаимовложенных колебательных процессов, один из которых выбирается в качестве эталонного, выступает основным условием всякого конечного существования. Время характеризуется такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время рассматривают с точки зрения трех категорий: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.
В диалектике материализма время — это объективно реальная форма существования движущейся материи, которая описывает последовательность проистекания материальных процессов, отделённость друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность и развитие.
В науке концепции пространства и времени могут использоваться для достижения различных эпистемологических целей. В современной физике и математике они используются, прежде всего, как средства, с помощью которых передаются исходные онтологические предположения о мире, на базе которых разрабатываются различные научные картины мира (в классической физике время — непрерывная величина, безусловная характеристика мира, ничем не определяемая; в релятивистской физике пожд временем понимается часть единого пространства — времени, поэтому может меняться в ходе его преобразований; в квантовой механике, несмотря на дискретизацию почти всех величин, время осталось внешним, неквантованным параметром и др.).
Современные взгляды на пространство и время осуществили радикальный переворот во взглядах на Вселенную. Классическое понимание о Вселенной, как о существующей во все времена, в XX в. изменилось на представление о Вселенной, которая возникла, эволюционирует и закончит свое существование в когда-нибудь будущем. Пространственно-временные концепции могут использоваться в науке и как своеобразный календарь, в котором осуществляется предыдущая регистрация результатов научных наблюдений, измерений, экспериментов. Ученые разных направлений используют пространственно-временные концепции для создания универсальных теоретических моделей, которые предназначены для описания не только физико-математических, но и лингвистических, социально-психологических, культурологических феноменов.

 

21.
Чувственное и рациональное в познании, их единство и формы. Познание как процесс отражения мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания и осуществляется с помощью таких психических процессов, как ощущение, восприятие, представление, память, эмоции, воображение и мышление. Чувственное или перцептивное познание ( лат. perceptio – представление, восприятие, от percipio – ощущаю, воспринимаю) – вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление и которое противопоставляют мышлению. В настоящее время формы чувственного познания изучаются в первую очередь психологией.
Простейшими элементами чувственного познания являются ощущения, возникающие в результате отдельных воздействий на органы чувств как со стороны внешней, так и со стороны внутренней среды. Ощущения несут информацию и о внешнем мире, и о внутреннем состоянии организма В результате синтеза ощущений формируется целостный образ предметов и явлений, именуемый восприятием.
Сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше, называется представлением.
Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без рационального познания.
Рациональное познание представляет собой познание существенных свойств и связей реальности, лежащих за пределами чувственного и эмоционального опыта. Это область деятельности мышления в самом широком смысле этого слова, т.е. дара осмысления предметности любого рода.
Мышление представляет собой высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
В силу обобщенного характера мышления на его основе возможно более глубокое познание действительности по сравнению с чувственным познанием, поскольку в мышлении устанавливаются связи между предметами и процессами. Снижение или искажение процесса мышления свидетельствует о патологическом сто изменении.
Длительное время в философии мышление рассматривалось преимущественно в его рационально-логической форме. Исследования мышления в психологии разрушили старые представления о мышлении как чисто внутреннем словеснологическом процессе и привели к признанию существования у человека различных видов мышления, среди которых выделяют практическое и теоретическое мышление. Разумеется, это деление носит достаточно условный характер. Наличие различных видов мышления обусловлено различными видами человеческой деятельности, требующими специфических навыков мышления. Отличие теоретического мышления от практического очевидно. Например, К. Маркс был величайшим теоретиком экономической мысли, раскрывшим закономерности капиталистического способа производства, но в реальной экономической жизни он действовал крайне неудачно, а гении финансовых спекуляций далеко не всегда разбираются в Различие между практическим и теоретическим умом было рассмотрено еще Аристотелем, Теоретический ум, согласно античному мыслителю, "не мыслит ничего, относящегося к действию, и не говорит о том, чего следует избегать и чего надо домогаться"[1]. Практический ум определяется им как "стремящийся разум", как способность к деятельности, направленной на человеческое благо и осуществляющейся на основе разума. Таким образом, Аристотель выделил важнейшую характеристику практического ума – единство ума и воли. Спустя столетия великий полководец Наполеон подчеркивал, что военный человек должен иметь столько же характера, сколько ума.
Всесторонний анализ особенностей практического мышления проведен советским психологом Б. М. Тепловым[2].
В результате исследования он пришел к выводу, что нет оснований считать работу практического ума более простой, чем работу ума теоретического. Практический ум государственного деятеля, политика или полководца хотя и является другим по сравнению с умом ученого, теоретика, тем не менее предполагает наличие выдающихся умственных способностей.
Рациональное познание осуществляется на основе отвлеченного, или теоретического, мышления, при использовании общих и абстрактных понятий, отношения между которыми строятся в соответствии с законами логики. Примером наиболее развитой формы отвлеченного мышления может служить научное мышление.
Рассмотрим основные особенности теоретического мышления.
Мышление отражает действительность в форме абстрактных обобщенных понятий. Например, понятие товара в экономической теории К. Маркса означает продукт труда, участвующий в обмене и обладающий стоимостью. Этим абстрактным понятием обозначаются любые товары, будь то сюртуки или пшеница, приводимые Марксом в качестве примера. Благодаря обобщению абстрактное мышление глубже проникает в действительность и открывает присущие ей законы.
Мышление – процесс опосредствованного отражения действительности. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т.е. опосредствованно. Основной массив знаний, получаемый в процессе познания, носит опосредованный характер.
Важнейшей характеристикой мышления является использование языка как символического выражения мысли и средства коммуникации между людьми.
Мышление – процесс активного отражения действительности. Применяя мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.
Мышление совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления выделяют следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно далеко не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желанного решения.
Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как и без логики, знаний, умений.
В реальном познавательном процессе рациональные и чувственные компоненты находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, по в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Рациональное познание нагружено чувственноэмоциональным, последнее также протекает на фоне актов мышления. Как писал И. Кант: "Мысли, без содержания пусты, созерцания без понятий слепы... Эти две способности не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединениями их может возникнуть знаниеэкономических теориях.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2659; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!