Интеллигенция в системе современной социальной стратификации российского общества.



Интеллигенция — особый социальный слой людей интеллектуального труда, характеризующийся не столько даже единым образом жизни (сегодня соц дифференциация в этом слое велика), сколько определенным уровнем и характером убеждений, связанных с представлением о своей миссии в обществе.

В РГГУ несколько лет под руководством Ж. Т. Тощенко проводятся ежегодные международные конференции, посвященные проблеме интеллигенции.

Н. И. Лапин: интеллигенция - страта квалифиц-х специалистов, которая выполняет совокупность ценностных функций по отн-ю к общ-ву как целому, т. е. социетально-ценостных функций. Эта страта включает многие профессии, каждая из которых по-своему интерпретирует ценности — их состав и содержание. Основные из них: теологи, священники, философы; затем законодатели, судьи, правоведы, политики, художники (деятели литературы и искусства); далее журналисты, социологи, социальные психологи, преподаватели школ всех ступеней и т. д.

И. В. Рывкина: идеологическая функция советской интеллигенции с падением советского строя исчерпала себя, изменился спрос в обществе на духовные ценности, в результате чего произошла утрата «властителей дум». Интеллигенция трансформировалась в полит-ю элиту, бизнес-элиту, в слои малоимущих и бедных. В советское время интеллигенция ≠ государственный аппарат, что позволяло интел-и вып-ть определенные функции в соц-классовой структуре; сейчас часть интеллигенции слилась с госуправлением. В целом интеллигенция ушла из социально-классовой структуры вместе с партийной номенклатурой, колхозным крестьянством, рабочим классом (в его классовых, а не профессиональных характеристиках).

Н. Е. Покровский считает нормальным уход разл классов и соц групп с историч арены. Если сегодня нет сомнений, что дворянство как класс не сущ-ет, то надо признать уход интеллигенции из общественной жизни, хотя фрагменты ее есть и будут долго обнаруживать себя в соц практиках.

В. М. Соколов, Ф. И. Минюшев: Соколов провел границу между понятиями «элита», «интеллектуал» и «рос-я интеллигенция», подчеркивая, что интеллигенция (и именно российская — уникальная, такого феномена больше нет в мире), несет в народ идеи правды и справедливости, высокой морали, что является ее хар-кой (а вовсе не профессиональная принадлежность).

Роль интеллигенции в современной России.

Труд гуманитарной интеллигенции — учителей школ, преподавателей вузов — не рассм-ся не только как престижный (исключ-е - профессор вуза), но и как свидетельство жизненного успеха. Исследования 1995–2000 гг. показывают, что среди студентов самоидентификации с интеллигенцией практически не обнаруживается.

Означает ли это, что для культурной миссии интеллигенции в современном российском обществе нет места и что эта группа находится в социальной изоляции?

а) часть интел-и обладает авторитетом в глазах общества и имеет доступ к СМИ как трибуну для культурной проповеди (публичное представление своего оценочного отношения к культурным аспектам жизни);

б) часть интел-и (деятелей искусства) имею финансовые возможности в реализации культурной проповеди (постановка кинофильмов, театральных спектаклей, написание художественных произведений, где есть простор для демонстрации авторских картины мира и понимания жизни);

в) часть интел-и непосредственно участвует в реализации властных полномочий, работает в представит-х, исполнит-х, судебных органах, входит в состав правящих и непр-х элит, оказывающих воздействие на принятие управленч-х решений и по вопросам гос-ной культ политики;

г) многие работники умственного труда, идентифицирующие себя с интеллигенцией, находятся в тесных деловых связях с властью, производством, финансовыми, дипломатическими и другими кругами, обладающими богатством-престижем-властью (по формуле М. Вебера); профессиональный труд таких работников востребован миром бизнеса в различных его проявлениях, они успешны и по меркам «деловых людей», и по самоидентификации. Такие работники реализуют свою культурную миссию, участвуя в межкультурной коммуникации, облагораживая деловую среду;

Многообразие культурных ситуаций и особенности их определения — характерная черта переходного общества, и в российских условиях субъектная позиция интеллигента особенно существенна в смысле реализации им своей культурной миссии.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!