Иранская империя в период правления Сасанидов



Иран был одним из самых крупных и влиятельных соседей арабов. Население Ирана составляло почти 140 миллионов человек и включало в те времена территории современного Ирана, Ирака, большую часть Кавказа и Средней Азии с городами Бухара и Самарканд, богатой и процветающей провинцией Хорезм, и часть современного Афганистана[114]. Иранское государство сложилось за 11 веков до ислама. Восточный сосед Аравии обладал древней цивилизацией и культурой и считался одной из двух сверхдержав той эпохи. Однако к моменту появления ислама Иран по разным причинам находился в духовно-политическом кризисе.

 

а) Гусударственная власть и общественное устройство

Государственная власть в Иране была монархической и деспотической.  Сасанидские государи считали себя высшими существами и детьми Бога, имеющими божественную идентичность. Хусрав Парвиз, взошедший на иранский престол в 591 году и правивший Ираном в эпоху восхода солнца ислама, говорил о себе так: «Среди богов я – бессмертный человек, среди людей я – прекрасный бог, обладающий великой славой и восходом подобный Солнцу»[115].

Власть в Иране передавалась по наследству, от отца к сыну. Однако в семейных кланах шла борьба за власть, так что часто случалось так, что брат убивал брата, отец – сына, а сын – отца. Нередки были военные и дворцовые перевороты, которые сказывались на состоянии всего общества. Так, однажды в течение четырёх лет сменилось десять правителей[116]. Иранские правители, а особенно Хосров Парвиз, любили проводить время в развлечениях и предаваться ничем не оправданной роскоши. Социальные права и полжение челоевка в обществе определялось классовым делением общества. Каждый человек был обречен развивать свои способстности лишь в рамках своего класса, и пользоваться лишь теми благами природы, которые определены ему его классом. На этом основание одни признавались обладающими божественной благодатью и достоинствами государя, другие относились к привилегированным сословиям дабиров и воинов и могли занимать государственные должности, тогда как большинство народа – ремесленники, торговцы, крестьяне – не могли на подобные должности даже претендовать. Однако они должны были работать и платить налоги в государственную казну, для поддержания порядка в государстве. Эта порочная социальная система так была распространена в древнем Иране, что Ардашир Бабакан даже издал специальный закон, по котрому сын кузнеца мог быть только кузнецом, а сын крестьянина – только крестьянином. Согласно другому указу, никто, кроме  благородных (т.е., высшей аристократии и дабиров) не имел право учиться и обучаться наукам. Такая система была установлена для того, чтобы низы не имели возможности какой-либо конкуренции с аристократией. Рассказ Фирдоуси о сыне сапожника, который хотел обучить детей грамоте и не получил на то согласия Ануширвана, отражает эту горькую действительность[117]. В Сасанидском Иране лишь полтора миллиона человек, что составляет около 1 % населения, обладали всеми правами и привилегиями, в то время как более 98% населения было подобно рабам и было лишено самых элементарных прав[118].  Простые люди и даже средние слои общества не обладали на правом собственности, ни правом на образование, ни другими правами.

 

б) Семейные отношения и права женщин

В Сасанидскую эпоху мужчина считался абсолютным главой семьи. Многоженство ничем не ограничивалось, и, согласно зороастрийским обычаям, дозволялась женитьба даже на близких родственницах[119]. Женщина была лишена элементарных человеческих  прав и считалась одним из средств жизни мужчины. Отец обладал такой властью над детьми, что мог прогнать своего ребенка, либо продать кому-нибудь как раба или вещь. Если жена или одна из жен провинилась в чем-либо перед мужем, тот мог отдать её,   в пользование другому, не снимая при этом с нее никаких обязанностей[120].

 

в) Положение религии

В период, предшествовавший появлению ислама, в Иране было распространено множество религиозных учений, и среди них – зороастризм, иудаизм, христианство, манихейство, маздакизм. Официальной религией, находившейся под покровительством Сасанидских государей, был признан зороастризм. Несмотря на то, что эта религия была ближе других азиатских религий того времени к небесным монотеическим религиям в таких вопросах, как судный день, воскресение из мёртвых, существование загробной жизни, рая и ада, и несмотря на то, что все те, кто верит в то, что Заратуштра был реальной исторической личностью[121], полагают, что он внес в жизнь общества важные экономические, духовные и социальные изменения, тем не менее, то, что в предисламском Иране называлось зороастризмом, было настолько переплетено с суеверными и языческими представлениями, что назвать это небесной мнонтеистической религией нельзя. Духовенство (бывшее основным защитником зороастризма) выражало беспокойство по поводу кризиса веры.

Главной особенностью зороастризма в Сасанидскую эпоху была вера в дуализм мира (противостояние Ахурамазды и Ахримана). Согласно этому положению, очевидно, внесенному в зороастризм из манихейства, и мира и всех его творений было два источника – Добро и Зло[122].  

Таким образом, для иранского общества Сасанидского времени была характерна постоянная угроза взрыва классовых противоречий, чрезмерная концентрация богатства и власти в руках узкой прослойки людей, моральное разложение и материальное неравенство, скованность мысли и идей, кризис религиозных представлений и догматизм существующих религий, ослабление семьи, и другие социально-экономические проблемы, которые полготовили общество к тем всесторонним переменам, которые вскоре произошли.

О причинах принятия ислама иранцами один из авторов перевода и тафсира Корана пишет так: «Эта революция, т.е. появление ислама в Аравии, стала для двух сверхдержав того времени – Иранской и Византийской империй – новым уроком духовности и нравтственной чистоты, философией справедливости, антитирании и свободы. Эти идеи настолько проникли в сознание иранцев, что те сами, бок о бок с другими мусульманами, поднялись против своих правителей под знаменами ислама. И результаты этого духовного переворота сегодня, тысячу с лишним лет после принятия ислама, видны в доме каждого правоверного в каждой нации, принявшей истинную веру»[123].

 

Восточно-римская империя

Могущественнымсеверным соседом Аравии была Византийская империя. которая включала в себя территории Малой Азии, Шама (современные Сирия, Иордания, Ливан и  оккупированная Палестина), Египет, большую часть Балканского полуострова и часть северной Африки. Столицей исперии был город Константинополь. В VI в. н.э. в Византии правил знаменитый император Юстиниан (527 – 565). За сорок лет его правления произошло множество важных событий, случилось более 50 войн. Одним из самых страшных событий этого времени было восстание Ника (532 г.)[124]. Византия была деспотическим монархическим государством, обладавшим сложным и разветвленным аппаратом управления. Налогообложение усиливалось с каждым днем, и размер налогов зависел только от желания императора. С помощью взяток богачи избегали уплаты налогов, и вся тяжесть налогового бремени ложилась на плечи бедноты. Сборщики налогов подвергали народ мучениям, бросали их в тюрьмы и подвергали пыткам. Сущствовавшие в Византии расизм и национализм, невежество и разврат, вкупе с постоянными войнами, вызывали постоянное недовольство людей властью[125].

а) Религиозная ситуация в Византийской империи

      Христианство было объявлено официальной религией Восточно-Римской империи в начале IV в. н.э.  В 313 году император Константин дал все права христианам. Однако после этого проявились внутренние сложности и разногласия в самом христианском учении. Разногласия между богословами Афанасием и Арием оказались настолько серьезными, что император был вынужден был собрать вселенский сбор в Никее (325 г.) На этом сборе присутствовали 300 самых влиятельных епископов, которые в течение нескольких месяцев занимались разработкой «символа веры», ввели в христианство понятие святого духа, придали официальный характер учению о святой троице и отвергли тем самым идеи самого Христа (мир ему!), погрузив Запад и христианство в глубокий сон[126].

Борьба с религией, бегство от религии на Западе и все вчерашние и сегодняшние проблемы христианства связаны с  событиями Никейского сбора 325 года. Секуляризация, вытеснение религии из общественной жизни, чрезмерный и неразумный практицизм уходят корнями в деяния средневековой церкви, основы которой были заложены в IV веке. Именно с этого периода начинаются большие перемены в самой религии. Кроме семи таинств, от нее не осталось практически ничего[127]. Люди потеряли возможность непосредственного обращения к Евангелиям, и в большинстве случаев должны обращаться за посредничеством к священнику. Виль Дюран по этому поводу пишет: «Великие историки считают, что основной причиной падения Рима было христианство. Потому что эта религия уничтожила древнюю религию, которая придавала римскому духу нравственные черты и поддерживала Римское государство. Христианство объявило войну культуре, науке, знаниям, философии, литературе и искусству. Оно оторвало мысли людей от их обязанностей в этом мире и заставило их покорно готовиться к переходу в загробный мир. Оно заставило людей искать не общее счастье на пути жертвенного служения родине, а личное счастье на пути аскетизма и ухода от мира»[128].

 

б) Классовая структура общества

Византийское общество, как и Сасанидское, было классовым. В  Византийской империи личные качества человека не значили ничего, и жизненный путь человека определялся его принадлежностью к тому или иному классу. Существовало четыре основных класса: аристократия, рыцари, средний класс и рабы.

Имам ‘Али (мир ему!) о мире в период начала божественного откровения Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!) говорит: «Господь, ниспослал своего посланника, когда люди пребывали в смятении и метались в смущении. Вот, направляли их поводья разрушения, сердца же их заперты на замки озлобления». Также: «Ниспослал Он его, когда не осталось ни знака предстоящего, ни маяка светящего, ни пути ясного»[129].

 

Раздел 3

 

История пророка ислама (да благословит Аллах Его и Его род!): рождение, пророческая миссия, призыв к исламу

Детство и отрочество

‘Абд ал-Мутталиб сосватал для своего сына ‘Абдаллаха Амину – самую счастливую в мире девушку из благороднейшей в мире семьи. Рождение будущего имама и пророка произошло на рассвете  семнадцатого числа месяца раби‘ ал-аввал в 570 году (в год слона)[130]. Рождение Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!) было ознаменовано большми чудесами, которые произошли в одно мгновение с его рождением. Это рождение было преддверием начала новой эпохи в истории человечества, эпохи духовности, очищения от невежества и оков рабства, эпохи свободы и совершенства человеческого сознания и нравственности.

‘Абд ал-Мутталиб, дед посланника Аллаха, был известен во всей Мекке и за её пределами своим добрым нравом, милосердием к нищим и обездоленным[131]. После смерти ‘Абдаллаха ‘Абд ал-Мутталиб отправил своего внука с его кормилицей Халимой Са‘адийа в племя бани са’ид, которое было известно смелостью и красноречием. Мухаммад рос в семье Халимы Саадийя в селении Бадийя, за пределами Мекки, где чистым был не только воздух, но и общая нравственная атмосфера, где младенец мог усвоить чистый арабский язык и избежать заразных болезней, столь распространенных в Мекке[132].

В течение четырех лет Халима, кормилица и воспитательница ребенка, привозила его в Мекку к матери и деду. По-видимому, для формирования великой личности необходимы испытания и невзгоды. Мухаммад (да благословит Аллах Его и Его род!) ещё до своего рождения потерял своего отца ‘Абдаллаха. Когда ему исполнилось шесть лет,  скончалась и его добрая матушка Амина. Когда же ему исполнилось восемь лет, в мир иной отбыл и его выдающийся дед ‘Абд ал-Мутталиб[133]. В сиротские годы Мухаммад (да благословит Аллах Его и Его род!) испытал такие лишения, что Всевышний вспоминает о них, когда говорит о разнообразных трудностях пророческой миссии: «Kлянycь yтpoм и нoчью, кoгдa oнa гycтeeт! He пoкинyл тeбя твoй Гocпoдь и нe вoзнeнaвидeл. Beдь пocлeднee для тeбя – лyчшe, чeм пepвoe. Beдь дacт тeбe твoй Гocпoдь, и ты бyдeшь дoвoлeн. Paзвe нe нaшeл Oн тeбя cиpoтoй – и пpиютил? И нaшeл тeбя зaблyдшим – и нaпpaвил нa пyть? И нaшeл тeбя бeдным и oбoгaтил? И вoт cиpoтy ты нe пpитecняй, a пpocящeгo нe oтгoняй, a o милocти твoeгo Гocпoдa вoзвeщaй»[134]. После этого Абу Талиб, брат ‘Абдаллаха и сын ‘Абд ал-Мутталиба, также познавший бедность и лишения, взял под своё покровительство маленького Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!). В бедном доме Абу Талиба благословенный мальчик познал голод. Он с честью переносил бедность, и, познавая бедность, учился разделять страдания других бедняков и мечтать о путях их спасения[135]. Абу Талиб и его супруга Фатима бинт Асад были последователями религии Ибрахима-халиля, т.е., подобно ‘Абд ал-Мутталибу, были ханифами, приложили максимум усилий для воспитания Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!) На основании традиции, принятой старом обществе и заключавшейся в раннем приобщении детей к хозяйственной жизни, а также по причине нехватки средств в доме Абу Талиба, маленький Мухаммад, как и большинство других пророков в свое время, решил заняться пастушеством. Это занятие учило терпению и выносливости, а также давало возможность познакомиться с верованиями и обычаями периода джахилийи. Кроме того, отсутствие в пустыне городского шума и суеты способствовало формированию внутренних душевных качеств и размышлению о чудесах книги бытия.

 

Особенности характера Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!) в подростковом и юношеском возрасте

Нет никаких сомнений в том, что до начала своей пророческой миссии хазрат Мухаммад (да благословит Аллах Его и Его род!) ни в Мекке, ни среди влиятельных людей общества не был известен в качестве выдающегося общественного деятеля. Однако, как уже было сказано, события этих лет стали причиной того, что курейшиты дали ему прозвище Амин, т.е. «верный». Именно поэтому он получил среди людей прозвище Амин, т.е. верный.

Амином называли человека честного, верного слову, правдивого, высоконравственного и щедрого, воздерживающегося от всего грешного и порочного. Хазрат Мухаммад (да благословит Аллах Его и Его род!) был подлинным амином, и в течение своей юности не склонился ни к одному из джахилийских обычаев и не совершил ни одного греховного поступка. В тогдашней Мекке самым обычным делом были распитие вина, азартные игры и развратные забавы. Курайшиты были известны своими пирушками и попойками, на которых в словесных играх изощрялись сказочники и острословы. В этих ночных увеселениях принимали участие и мужчины, и женщины. однако хазрат Мухаммад (да благословит Аллах Его и Его род!) никогда, ни единого раза не принял участия в подобной пирушке. Они ни разу не участвовал в джахилийских  забавах и ни разу не совершил ничего греховного. Удивительно, но даже после начала пророчества, когда язычники обрушили на Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!) свои обвинения, никто ни разу не обвинил его в том, что он совершил какое-нибудь джахилийское деяние, какой-нибудь из джахилийских грехов. Несмотря на всю свою враждебность к нему, все они признавали его как правдивого, честного, смелого, безгрешного человека[136].

 

Молодость

Обычно период молодости у любого человека знаменуется расцветом природных чувств, плотских стремлений и желаний, подчас весьма извращенных и порочных. Такие устремления ещё больше возрастают в таком обществе, каким был Хиджаз в доисламский период, где даже старики бесстыдничали в грехе, и на многих домах развевалось черное знамя джахилийата. Но и в этой обстановке чистый и непорочный сын ‘Абдаллаха ни разу не последовал по неверному пути и так прославился своей праведностью и нравственной чистотой, что в последствии и враги его продолжали называть его амином. В двадцатилетнем возрасте он вступает в «Союз благочестивых» (хилф ал-фудул) и выступает в поддержку обездоленных и угнетённых слоёв общества. В 25 лет он очень мудро рассудил фанатичных язычников, готовых уже было начать войну друг с другом из-за, того, какое племя достойно установить чёрный камень в Ка‘бе. Но Мухаммад дал возможность представителю каждого племени участвовать в установлении чёрного камня (хаджжар ал-асвад) на Ка‘бе, таким образом, предотвратив раздоры и разногласия[137].

Брак

Хадиджа была одной из умных и богатых женщин Мекки. Несмотря на то, что она  дважды становилась вдовой, она сохранила молодость и красоту.  К ней неоднократно сватались знатные и богатые люди, но она отвечала им отказом. Похоже, она знала о тайне, скрывавшейся в сердце пречистого юноши из благородного племени курайш.  После одной из удачных торговых поездок в Шам он посватался к Хадидже, рассудительностью и мудростью которой он давно восхищался. Проблема недостатка средств к существованию и к переходу в положение состоящего в браке человека, которая, возможно, и была причиной долгой отсрочки брака, благополучно разрешилась. Теперь у него были средства и для уплаты махра, и для проведения свадьбы. Таким образом, благороднейший юноша из племени курайш, о браке с которым мечтали красивейшие арабские девушки, в двадцатипятилетнем возрасте женился на целомудренной Хадидже, которой было тогда около сорока лет[138], и прожил с ней больше двадцати пяти лет, то есть, все свои молодые годы. Сама Хадиджа, будучи самой лучшей и красивой женщиной племени курайш, с этих пор считала себя служанкой Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!). Поступки и поведение хазрата (да благословит Аллах Его и Его род!) встречали полное согласие Хадиджи. Раздача имущества бедным и нуждающимся, безразличие к накоплению богатства, освобождение Зайда бин Харисы из оков рабства и признание его стали тем факелом, который вывел Хадиджу из мрака и привел к удивительном свету сердца Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!). Отныне она не была просто женщиной из дома Мухаммада, она стала его соратницей, единомышленницей и верной спутницей. С ним она обрела Бога, и со своими страданиями, искренностью и чистотой заняла в истории еще более высокое место, чем Марьям (дева Мария) и другие выдающиеся женщины.

Вступив в брак, Мухаммад  (да благословит Аллах Его и Его род!) стал всё больше стремиться к уединению. Он постоянно пребывал в глубоких раздумьях и размышлениях.  Несовершенство окружения и духовная пропасть между ним и его народом с каждым днем лишь увеличивались. Раздумья наедине с самим собой стали тайной его жизни. Казалось, Мекка и мекканское общество травмируют его дух. В течение целого года Мухаммад (да благословит Аллах Его и Его род!) он много раз уединялся в пещере Хира (в горах неподалеку от Мекки) и предавался молитвам и размышлениям. В священный месяц рамазан стремление к уединению от людей и размышлениям становилось сильнее, чем в другие дни и месяцы. О чем размышлял хазрат, о чем думал, история не знает. Возможно, он думал о том, как лишить власти знать, покровительствующую поклонению таким идолам, как Лат, Манат, ‘Узза и Хубаль, и как наполнить сердца людей верой в единого Бога. Однако как можно ожидать такого от общества, в котором царит идолопоклонничество и гедонизм, алчность и тирания! Упование на освобождение людей из плена многобожия согревало душу хазрата, однако без социальной опоры и без помощи единомышленников с каким призывом мог он обратиться к обществу и пробудить его? Единственным помощником и другом Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!) в те тяжелые дни был ‘Али ибн Аби Талиб (мир ему!), который говорит: «Он (Мухаммад) каждый год поднимался в горы и уединялся в пещере Хира, никто кроме меня, не видел его, и никто, кроме меня, не видел откровение, ниспосланное ему от Аллаха, и я тогда чувствовал запах божественного откровения»[139].

 

Начало божественного откровения

Когда Мухаммаду (да благословит Аллах Его и Его род!) исполнилось сорок лет, и он прошел уже высшие ступени человеческого и умственного совершенствования, 27 числа месяца раджаба, в полночь, когда все его существо было наполнено духовным покоем, и мир природы вместе с ним простер руки к единому Богу, перед его чистым духом и ищущим взором открылась светоносная Книга. То было откровение, божественное повеление о начале пророческой миссии, переданное ангелом Джабра‘илом (Джибрилом): «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил, сотворил человека из сгустка!»[140]. Мухаммаду открылась его посланническая и пророческая миссия. Он постиг то, что увидел и то, что услышал, и то, что оказалось у него на устах и запечатлелось в сердце. Он понял, что слышит слово Божье[141]. Проводив взглядом Джабра’ила и храня в сердце переданное им небесное послание («О, Мухаммад! Ты – посланник Божий, а я ангел и глас Божий»), посланник Аллаха покинул пещеру Хира и направился в дом, где его уже ждала Хадиджа, которая за пятнадцать лет совместной жизни познала всю честность и правдивость Мухаммада и знала сокровенные тайники енго души, поздравила его с посланнической миссией и без промедления приняла ислам. Принятие ислама Хадиджей стало для Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!), хорошо знавшего род курайш и понимавшего, какой трудный путь ему предстоит, стала для него доброй вестью и опорой. ‘Али (мир ему!), который большую часть из своих десяти лет прожил в доме Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!) и воспитывался самим Пророком, став свидетелем появления гласа Божьего и божественного откровения,  также уверовал в единого Бога и посланническую миссию хазрата Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!)[142].

Существуют разные списки тех, кто первыми принял ислам. Мы не будем подробно разбирать это вопрос. Большинство биографов, однако, признают, что следующим за Хадиджей и ‘Али были Зайд ибн Хариса, Зайнаб, Рукийа, Умм Кулсум (дочери Пророка), Абу Бакр, Билал, Йасар, Сима, ‘Уммар, Мукдад, Абу Зарр, Зубайр бин ‘Аввам, ‘Усман, Талха, ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, Муса‘б бин ‘Амир и Са’д бин Ваккас[143].

(В качестве дополнительных сведений:

 

Легенды об откровении и начале пророческой миссии

В некоторых исторических книгах и сборниках хадисов приводятся такие предания о начале проческой миссии и божественном откровении, которые, к сожалению, противоречат коранической традиции и достоверной сунне пророка Ислама. На том основании, что данные предания стали хорошо известны и вызвали интерес у востоковедов, считаем необходимым коротко рассказать об этих легендах.

‘Айша передаёт: «Ангел пришёл к Пророку (да благословит Аллах Его и Его род!) и сказал: «Читай!». Он сказал: «Я не умею читать». Так продолжалось три раза, и всякий раз, когда он говорил, что не умеет читать, ангел сильно сжимал его, так что в последний раз он сказал: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил…» Тогда посланник Аллаха , весь дрожа, пришёл к Хадидже и сказал: «Накройте меня, накройте меня!» Когда его накрыли, он немного успокоился и перестал бояться. Посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) всё, что с ним произошло, рассказал Хадидже и сказал: «Я боюсь за себя!» Хадиджа сказала: «Клянусь Аллахом! Никогда Господь твой не оставит тебя и не допустит, чтобы ты был унижен!» После этого Хадиджа отвела его к своему двоюродному брату Вараке ибн Нуфалю, слепому старику-христианину. Хадиджа сказала Вараке: «О, сын моего дяди! Послушай, что говорит сын твоего брата!» После чего посланник Аллаха всё, что слышал и видел, рассказал Вараке. Тот, выслушав, сказал: «Это был Намус (Ангел), тот же самый, что нисходил к Мусе. О. если бы я был молод! О, если бы я был жив в тот момент, когда твое племя вынудит тебя покинуть твою родину!». Посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) переспросил: «Я буду изгнанником?» Тот сказал: «Да»[144]. Таким образом Мухаммад убеждается в своей пророческой миссии! Несмотря на то, что это предание приводится в важнейших суннитских сборниках хадисов, мы не можем признать его достоверным по следующим причинам:

1. Передатчиком этого предания является ‘Айша, которая, по мнению большинства мусульманских историков, родилась только на четвертом, а, по некоторым данным, и на пятом году после начала пророчества. Таким образом, она просто не могла быть свидетелем ниспослания божественного откровения. И, помимо этого, очень важно то, что нигде не говорится о том, что ‘Айша слышала рассказ о начале пророческой миссии от самого посланника Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!). Кроме того, ‘Айша вообще не указывает, от кого она слышала данный хадис. Таким образом, этот хадис относится к категории мурсал, что сводит на нет его достоверность.

2. Из данного хадиса следует, что глас Божий  несколько раз приказывал читать, а Пророк (да благословит Аллах Его и Его род!) в свою очередь отвечал, что не в состоянии сделать это. Однако если признать, что слово Аллаха было написано на скрижалях хранимых (лаух), было бы просто нелогично, чтобы Аллах и ангел, который был им ниспослан, заставляли бы его читать, зная, что прочитать он их не может. Если допустить, что читать означало повторять за ангелом, то это не представляло трудности, ибо Мухаммад отличался сообразительностью и умом.

3. Зачем надо было ангелу сжимать пророка, если чтение и заучивание чего-либо относится к интеллектуальному, а не к физическому действию?  Если целью сжимания было мгновенное научение чтению, то в сжимании необходимости не было, так как на то было бы достаточно одной воли Аллаха. Если же считать упомянутое сжимание следствием связи Пророка и с миром бытия, и с потусторонним миром, то это тоже не выдерживает критики. Ибо, как следует из коранических айатов, божественное откровение имело три пути: непосредственная связь и постижение божественного откровения без посредников (вахи-йе мустаким); б) восприятие голоса без лицезрения обладателя голоса; откровение через посредство ангела. В священном Коране мы читаем: «He былo, чтoбы Aллax гoвopил c чeлoвeкoм инaчe, кaк в oткpoвeнии, или пoзaди зaвecы, или пocлaл пocлaнникa и oткpывaл eмy пo Cвoeмy извoлeнию, чтo жeлaл. Пoиcтинe, Oн –Выcoкий, Мyдpый»[145]. На основе сообщения некоторых хадисов известно, что тяжесть, сжатие испытывались только тогда, когда откровение ниспосылалось первым способом – то есть, без посредников. Однако в приведенном выше предании ясно сказано, что оно было передано ангелом Джабра‘илом.  И, конечно, это чувство тяжести никогда не было связано с чувством тяжелой ответственности и беспокойством по поводу возможного сопротивления язычников.

4. Поскольку хазрат Мухаммад (да благословит Аллах Его и Его род!) был вполне готов к принятию божественного откровения, никакого страха и непонимания своей миссии у него не было. Если же человек не имеет должной духовной подготовки и готовности к принятию божественного откровения, то Всевышний Аллах своей мудростью просто не допустит ниспослания откровения тому, кто еще не может принять его.

5. Разве можно представить себе, чтобы Хадиджа (авторитет и достоинства которой мы нисколько не умаляем) лучше понимала происходящее, чем Мухаммад – тот самый человек, кому данное откровение было ниспослано?

6. И можно ли представить себе, чтобы посланнику Аллаха  (да благословит Аллах Его и Его род!) была поручена посланническая и пророческая миссия, в то время, как сам он сомневался бы в своём пророчестве, и нуждался бы в подтверждении пророческой миссии со стороны христианина, причём слепого, который, кстати, так и не принял ислам и умер  христианином!?

7. Сомнения, имеющие отношение к Пророку (да благословит Аллах Его и Его род!) противоречат Корану, в котором сказано: «И oткpыл Cвoeмy paбy тo, чтo oткpыл. Cepдцe (eмy) нe coлгaлo в тoм, чтo oн видeл. Paзвe вы cтaнeтe cпopить c ним o тoм, чтo oн видит?»[146]. У Имама Садыка (мир ему!) спросили: «Почему посланник Аллахав моментр откровения не боялся того, что, возможно, это исушение дьявола?». Имам сказал: «Всякий раз, когда Всевышний Аллах назначает на пророческую миссию своего избранного раба, он дарует ему абсолютную уверенность и полнейшее спокойствие так, чтобы все. Ниспосланное свыше, он воспринял бы как увиденное собственными что глазами»[147].

8. В священном Коране много раз говорится об откровении, ниспосылавшемся пророкам Аллаха, но разве хотя бы раз приводится что-то похожее на то, о чем говорит вышеприведенная легенда?

9. Эта легенда (хадис со слов А‘иши) противоречит преданиям о начале божественного откровения, переданным ‘Абдаллахом ибн ‘Аббасом, Джабир ибн ‘Абдаллахом, ‘Амру бин Шархбилем. Ни в одном из переданных ими хадисов ни слова не говорится о каких-либо сомнениях Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!)

10. Несмотря на то, что эту легенду приводят Бухари и Муслим (наиболее авторитетные суннитские учёные), однако в их же книгах можно найти и другие предания, ясно указывающие на то, что посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) нисколько не сомневался в божественном откровении. Вопрос здесь в том, почему западные исследователи «не заметили» эти хадисы, а приводят только те, в которых ставится под сомнение начало пророчества?)

 

Тайная и открытая проповедь ислама

Поскольку жители Мекки очень долгое время пребывали во власти многобожия идолопоклонства, фанатизма и суеверия, неожиданный призыв к единобожию и отказу от всех джахилийских ценностей вызвал всеобщее возмущение. Исключенние составляла лишь небольшая группа первых новообращенных. Посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!), понимая, что условием глубоких и коренных изменений является  распространение новой мысли и идеи среди всего племени и особенно знати, начал тайную пропаганду ислама и призыв к исламу среди небольшой группы людей. Он рассчитывал на то, что вступление этих людей в исламскую общину и воспитание их в новой вере создаст предпосылки для открытого и всеобщего призыва к исламу во всем регионе. Курайшиты вскоре узнали о начавшемся призыве к исламу, и когда видели Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!), то говорили между собой: «Он из семейства ‘Абд ал-Мутталиба, говорит о чём-то небесном и возвышенном». Но так как в то время Мухаммад (да благословит Аллах Его и Его род!) не выступал на многолюдных собраниях, суть призыва не слишком хорошо была понятна окружающим, и до поры до времени его деятельность не находила должного отклика[148].

Так продолжалось примерно три года. В это время посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) открыто не выступал против джахилийских ценностей, не критиковал мекканцев за их взгляды и поступки, не направлял свои речи проив тирании аристократии. В сопровождении ‘Али (мир ему!) и Хадиджи, а затем также Зайда ибн Хариса, которые и составляли в то время его маленькую общину (умма)[149], посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) появлялся в самых многолюдных местах Мекки, таких, как Масджид ал-Харам и Мина, и возносил молитвы единому Богу. Также посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) совершал намаз у подножия горы Сафа, а также в доме одного из первых мусульман (в доме ал-Аркама) и таким образом, большое количество язычников видели их молящимися[150]. ‘Абдаллах ибн Мас‘уд, один из ученых сподвижников посланника Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!), приводит: «C группой родичей  мы направились в Мекку за покупками. Мы хотели купить благовония и спросили у одного человека, чтобы тот подсказал нам, где мы могли бы приобрести их. Тот указал нам на ‘Аббаса ибн ‘Абд ал-Мутталиба. Когда мы вели разговор с ‘Аббасом, чтобы купить его товар вблизи колодца Зам-зам, вдруг мы увидели одного человека, лицо которого светилось каким-то внутренним светом. Он подошёл к Ка‘бе, вместе с ним были юноша и женщина, которая шла с величием и достоинством. Когда они подошли к Ка‘бе, то выразили своё упочтение черному камню, а затем семь раз обошли вокруг Ка‘бы. После этого они встали перед рукном и приготовились совершить молитву. Я спросил у ‘Аббаса: «Что это за люди? Неужели среди курайшитов появилась новая религия?» На что он мне сказал: «Да! Это человек – мой племянник Мухаммад (да благословит Аллах Его и Его род!), женщина – его супруга Хадиджа, дочь Хувайлида, а юноша – ‘Али, сын Абу Талиба. Они трое поклоняются Богу, и, кроме этих троих, на земле нет ни одного человека, который бы поклонялся Богу так как они».

 

Трое первых мусульман и начало открытой проповеди

Наряду с десятками доводов и признаков, определяющими социальную направленность призыва к исламу, и с исследованием социального статуса первых новообращенных, можно назвать также общественную направленность ислама и некоторые причины противодействия курайшитов новому учению. По общему мнению, историков и исследователей, Хадиджа была первой женщиной, принявшей ислам. Обстоятельства принятия ею ислама неизвестны. Известно лишь, что она без промедления приняла ислам, как только услышала о ниспослании первого божественного откровения. А среди юношей (мужчин) первым, кто принял ислам, был имам ‘Али (мир ему!).  

Юноше было около десяти лет, когда из-за экономических затруднений своей семьи, его отец Абу Талиб отослал его в дом своего племянника Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!), где он и стал с тех пор жить. Это случилось за год до пророчества. Зайд ибн Хариса в свое время куплен на невольничьем рынке в Мекке и подарен Мухаммаду (да благословит Аллах Его и Его род!) Хадиджей, а посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) освободил его и сделал Зайда вольноотпущенником. Эти три человека имели в Мекке разный социальный статус. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Выявление их социального статуса позволит понять и социальную направленность и социальное значение призыва к исламу.

Во времена джахилийи, наилучшее положение в мекканском обществе занимали и наибольшим уважением пользовались:

1 - мужчины;

2 - пожилые люди;

3 - свободные (не рабы);

Убивать (заживо закапывать) новорождённых девочек было обычным явлением в арабском обществе эпохи джахилийи. Обычно, когда приходила весть о рождении девочки, отец ребёнка либо приходил в ярость, либо становился печальным и грустным. Это наглядно показывает отношение общества к женщинам в целом. Другой важной особенностью было наличие жизненного опыта (по мнению арабов периода джахилийи, этот опыт приобретается только с годами). Так, в частности, мужчины могли заниматься общественными и политическими делами общества только по достижению сорока лет. Другой особенностью и привилегией в обществе было обладание свободой. Естественно, рабы и слуги не имели никаких привилегий и не имели никакого веса в обществе.

Короче говоря, в эпоху джахилийи ни один из трех этих людей не мог иметь высокого социального статуса. Таким образом, ислам с самого начала занял строгую позицию против ценностей периода язычества. Принятие ислама Хадиджей как женщиной отрицало гендерное превосходство мужчин и  свидетельствовало о высоком положении женщины в мусульманском обществе. Принятие ислама ‘Али ибн Аби Талибом (мир ему!) означало, что возраст перестал быть решающим фактором (впоследствии это положение было подтверждено), а принятие ислама вольноотпущенником Зайдом ибн Хариса доазало, что ислам выступает и против столь распространенного в Аравии рабства. Словно рука судьбы привела троих этих людей в дом посланника Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!), для того, чтобы принятие ими ислама стало призывом к борьбе против джахилийских ценностей.

 

Противостояние родственников и открытая проповедь ислама

      Три года тайно пропаганды ислама и растущее число приверженцев ислама подготовили почву для начала открытой проповеди. Аллах говорит в священном Коране: «И yвeщeвaй твoю ближaйшyю poдню. И cклoняй cвoи кpылья пpeд тeм, ктo cлeдyeт зa тoбoй из вepyющиx. Ecли жe oни ocлyшaютcя тeбя, тo cкaжи: «Я cвoбoдeн oт тoгo, чтo вы дeлaeтe!» И пoлaгaйcя нa Cлaвнoгo, Mилocepднoгo»[151]. Посланник Аллаха  (да благословит Аллах Его и Его род!) пригласил к себе сорок родичей из рода ‘Абд ал-Мутталиба, среди которых были Хамза, Абу Талиб и Абу Лахаб. ‘Али по приказу посланника Аллаха (да благословит Аллах Его и рода Его!) подал скромное угощение. После еды, когда все насытились, Абу Лахаб, который был поражен тем, что Мухаммад (да благословит Аллах Его и Его род!) смог насытить столь незначительным количеством еды так много людей, проявил неблагодарность к хозяину дома и сказал: «Мухаммад околдовал вас!» Таким образом, в этот вечер он помешал началу открытого призыва к исламу. Через некоторое время посланник Аллаха снова пригласил к себе сорок человек, и после того как все поели, сказал, обращаясь к сородичам: «О, дети ‘Абд ал-Мутталиба! Клянусь Аллахом! Я не знаю среди арабов того, кто пришёл бы к вам с лучшим, чем-то, что принёс вам я, а это счастье в этом и загробном мире. Аллах приказал мне призвать вас к Нему! Таким образом, предостерегу неверных, и обрадую верующих. Кто из вас окажет мне в этом деле помощь? Станет, таким образом, моим братом, заместителем и наместником среди вас?» Кроме ‘Али (мир ему!), никто не дал положительного ответа. Посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) ещё раз повторил свои слова и снова, кроме ‘Али, никто не ответил на его призыв. Наш добрый Пророк (да благословит Аллах Его и Его род!) в третий раз повторил свои слова, и снова только ‘Али (мир ему!) дал положительный ответ, сказав, что он уверовал в Аллаха и его Пророка и готов помогать вере Аллаха. Тогда посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) сказал, указав на ‘Али (мир ему!): «Это мой брат, мой заместитель, и наместник мой среди вас! Слушайтесь его и повинуйтесь ему»[152]. Без всяких сомнений, вера близких сородичей и родственников, которые хорошо знали Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!), стала бы крепкой основой для дальнейшего призыва к исламу. Если бы курайшиты, которые были мощным племенем, сразу приняли бы ислам, призыв к исламу других арабских племён получил бы более теплый прием, ибо все другие племена находились под влиянием курайшитов и признавали их авторитет. Помимо этого, призыв сородичей был также чем-то вроде ультиматума, который препятствовал какому бы то ни было оправданию в будущем.

 

Всеобщий призыв к исламу и начало военного противостояния политеистов и монотеистов

 

Если в начале пророческой миссии Пророк (да благословит Аллах Его и Его род!) открыто призывал к исламу только своих близких сородичей, то теперь, на третьем этапе своей миссии,  он  начал всеобщий призыв, адресованный всему обществу. После того, как ангел сообщил Мухаммаду (да благословит Аллах Его и Его род!) приказ о начале всеобщего призыва к исламу: «Pacceки же, кaк тeбe пpикaзaнo, и oтвepниcь oт мнoгoбoжникoв!»[153], и он призвал всех единомышленников стекаться к горе Сафа, множество людей из самых разных племён начали стекаться к нему. Хазрат Мухаммад (да благословит Аллах Его и Его род!) с удивительной твердостью сказал: «О люди! Если я вам сообщу о том, что ваши враги хотят утром или вечером напасть на вас, поверите ли вы?» Все сказали: «Мы не знаем и не слышали, чтобы ты когда-либо лгал. Конечно! Поверили бы!» Тогда посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) сказал: «Я предупреждаю вас о божественном наказании и призываю вас к единому Аллаху!»[154] Но Абу Лахаб, который присутствовал там, обвинил Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!)  во лжи. Именно тогда ангел Джабра‘ил принёс суру «Масад» (111), где указывается на то, что Абу Лахаб так и не примет ислам. Все больше и большее число божественных айатов,  а также железная логика Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!), которая базировалась на трех основных принципах единобожия – поклонении единому Богу, отрицании многобожия и спасении на пути признания единого Бога,  –  притягивало многих людей, и с каждым днём ряды мусульман становились всё многочисленнней. Другие, кто не принял ещё ислам, находились в раздумьях и готовы были уже принять новую религию, другие же наоборот видели в новой религии угрозу своим ценностям и интересам.

Резко против ислама выступили следующие категории меканцев:

1 – Те, кто продолжал слепо поклонялся традициям предков: «Oни cкaзaли: «He для тoгo ли ты пpишeл, чтoбы мы пoклoнялиcь Aллaxy eдинoмy и ocтaвили тo, чeмy пoклoнялиcь нaши oтцы? Пpивeди жe нaм тo, чeм ты гpoзишь, ecли ты – из чиcлa пpaвдивыx!»[155];

2 – Те, кто предавался мирским радостям и забавам и думал только о себе: «тex, кoтopыe cвoю peлигию oбpaтили в пoтexy и зaбaвy, и oбoльcтилa иx этa ближняя жизнь: ceгoдня зaбyдeм Mы иx, кaк и oни зaбыли пpo вcтpeчy свою c этим днeм и тo, чтo oни oтpицaли Haши знaмeния!»[156];

3 – Те, кто считали себя выше других и презирали низшие классы общества:  «Гoвopят тe, кoтopыe нe вepyют, тeм, кoтopыe yвepoвaли: «Ecли бы oн был блaгoм, нac бы нe oпepeдили к нeмy». И paз oни нe нaшли пyти c ним, oни cкaжyт: «Этo – дaвняя лoжь!»[157];

4 – Те, кто полагал, что во всем надо опираться на судьбу (фаталисты);

5 – Те, кто по своим моральным качествам не мог принять ценностной позиции Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!) и его семьи;

6 – Те, кто из упрямства и фанатизма не только сами не хотели прислушаться к новому Слову, но и не желали пробуждения других.

 

Основные причины вражды к Исламу

Врагов проповеди монотеизма, которую вел посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) можно разделить на три группы:  язычники, иудеи и лицемеры (мунафики). Прежде чем рассмотреть их действия, направленные против мусульман, выделим наиболее важные причины неприятия ислама и вражды к пророку ислама (да благословит Аллах Его и Его род!). Почему курайшиты с самого начала открытой проповеди, когда ислам ещё не оформился как законченное учение, противостояли ему?

1. Религиозно-монотеистическая направленность проповеди и борьба ислама с многобожием арабов и господствующей в Мекке языческой верой была главной причиной противодействия курайшитов[158]. Постоянно провозглашавшийся Пророком ислама (да благословит Аллах Его и Его род!) лозунг: «Нет божества, кроме Аллаха», отрицавший и отвергавший всех остальных богов, говорил о заблуждении тех, кто продолжал хранить верность идолопоклонничеству.

2. Социальная направленность проповеди ислама и принятие ислама  угнетёнными и обездоленными, женщинами и молодежью, разрушала социальную структуру языческого общества.

3. Экономическая направленность Корана, которая проявлялась в многочисленных айатах первых лет ниспослания, например в айатах 6 и 7 суры «‘Алак» (96), заключалась в порицании существовавшего в обществе экономического порядка и осуждении превращения богатства и капиталов в идола. Коран признавал обогащение и богатство причиной неповиновения. Так, в суре «Масад», Абу Лахаб и его капиталы признаются бесполезными и даже ведущими его к краху: «Пycть пpoпaдyт oбe pyки Aбy Лaxaбa, a caм oн пpoпaл! He пoмoглo eмy eгo бoгaтcтвo и тo, чтo oн пpиoбpeл. Бyдeт oн гopeть в oгнe c плaмeнeм»[159].

4. Соперничество и вражда между племенами и зависть к положению рода бани Хашим и детям ‘Абд ал-Манафа. Абу Джахл, представитель рода бани Махзум, говорил: «Мы с детьми ‘Абд ал-Манафа всегда соперничали и враждовали. Если они кормили бедняков, то и мы кормили бедняков, если они давали им лошадей, то и мы не отставали в этом от них, если они давали милостыню, то и мы преуспевали в этом, так что мы с ними стали идти колено в колено [стали равными]. Но вдруг они сказали, что среди них появился пророк, которому с небес ниспосылается божественное откровение! Так как же теперь нам соперничать с ними? Клянусь, мы не поверим ему и не признаем его!»[160]

5. То, что Пророк (да благословит Аллах Его и Его род!)  такой же человек, как и все остальные: «И cкaзaли oни: «Чтo c этим пocлaнникoм? Oн ecт пищy и xoдит пo pынкaм. Ecли бы был ниcпocлaн к нeмy aнгeл и был бы oн вмecтe c ним пpoпoвeдникoм!»[161].

6. То, что за Пророком (да благословит Аллах Его и Его род!) следуют обездоленные и угнетенные: «Paзвe мы yвepyeм в тeбя, paз зa тoбoй пocлeдoвaли низкиe?»[162].

7. Те, кто исповедовал фатализм[163].

8. Те, кто выдвигал неуместные и невозможные претензии[164].

9. Те, кто слепо следовал традициям предков: «И кoгдa cкaжyт им: «Cлeдyйтe зa тeм, чтo ниcпocлaл Aллax!» – oни гoвopят: «Heт, мы пocлeдyeм зa тeм, нa чeм зacтaли нaшиx oтцoв». A ecли бы иx oтцы ничeгo нe пoнимaли и нe шли бы пpямым пyтeм?»[165]

10. Те, кто проявлял излишнюю привязанность к этому миру: «тex, кoтopыe cвoю peлигию oбpaтили в пoтexy и зaбaвy, и oбoльcтилa иx этa ближняя жизнь: ceгoдня зaбyдeм Mы иx, кaк и oни зaбыли пpo вcтpeчy свою c этим днeм и тo, чтo oни oтpицaли Haши знaмeния!»[166]

 

Действия многобожников против мусульман

Появление стойких отрядов мусульман, противостоящих армиям язычников и идолопоклонников, было первым тревожным звонком, прозвучавшим в Мекке и ставшим предупреждением язычеству. Курайшитская знать, которая видела в распространении ислама угрозу своим материальным интересам и образу жизни, пришла в движение и беспокойство и без промедления вступила в борьбу с исламом, рассчитывая  либо на создание предпосылок для уединения Пророка от мира, либо на прямое столкновениес мусульманакми. Их действия можно рассмотреть с нескольких позиций.

      Мирные действия

 

Лидеры групп, закрывших для себя праведный путь, прекрасно понимали, что до тех пор, пока Пророк (да благословит Аллах Его и Его род!) будет находиться под защитой и покровительством многоуважаемого и влиятельного Абу Талиба, они не могут проявлять открытую враждебность к нему. Поэтому они поспешили к Абу Талибу, и попытались уговорить его не покровительствовать посланнику Божьему (да благословит Аллах Его и Его род!). Они решили потребовать у предводителя рода бани Хашим, чтобы тот либо запретил Мухаммаду (да благословит Аллах Его и Его род!) продолжать проповедь ислама, либо выдать его им. Мудрое отношение и спокойный тон Абу Талиба подействовал на старейшин курайшитов, и они покинули дом Абу Талиба и ушли[167]. Духовная сила ислама, привлекательные речи Пророка Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) и его последователей, красота и выразительность Корана оказывали невероятное влияние на людей, в особенности на молодёжь и угнетенные классы. Это стало причиной того, что совет курайшитских старейшин снова обратился  к Абу Талибу с прежним требованием. ‘Утба ибн Рубайя выступил от имени курайшитов: «О, Абу Талиб, ты занимаешь средь нас  и всего племени курайш высокое положение и пользуешься большим авторитетом, и мы все выказываем тебе своё уважение. Мы уже раньше обращались к тебе с просьбой, чтобы ты положил конец действиям своего племянника, однако ты не обратил внимания на наши просьбы. Теперь же мы заявляем, что мы не можем более терпеть унижение наших взглядов и принижение наших богов! Ты должен остановить Мухаммада,  иначе мы будем воевать и с ним, и с тобой до тех пор, пока либо он, либо мы не покинем этот мир» [168].

Хазрат Абу Талиб (мир ему!) прекрасно понимал, что нельзя вступать с курайшитами в противоборство, и поэтому пообещал, что непременно поговорит с посланником Божьим (да благословит Аллах Его и Его род!), сообщит ему об их взглядах и требованиях и попросит его встретиться со старейшинами. Когда посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) услышал о требованиях многобожников, то произнес фразу, которая, вне всякого сомнения, может считаться одной из самых великих в истории человечества: «Клянусь Аллахом! Если мне дадут солнце в правую руку, а луну в левую, и захотят, чтобы я отказался от своего дела, то есть, от проповеди ислама, я никогда этого не сделаю и буду следовать по этому пути либо до полной победы религии Аллаха, либо до собственной смерти!»[169]. Старейшины курайшитов, хоть и кипели от ярости, но покинули дом Абу Талиба с намерением придумать какой-нибудь другой способ покончить с исламом[170]. После этого Абу Талиб, готовый до конца защищать Посланника Божьего (да благословит Аллах Его и Его род!), заявил: «Клянусь Аллахом, что никогда не оставлю тебя и буду поддерживать тебя всеми своими силами»[171]. После этого он собрал сородичей (бани Хашим и бани Мутталиб) и потребовал от них всеми силами помогать и защищать Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!) всегда и везде. Все, кроме Абу Лахаба, согласились с Абу Талибом.

 

Коварство обманщиков, клевета и наговоры

 

После того, как старейшины урайшитов отчаялись повлиять на Абу Талиба, они решили начать переговоры с самим Мухаммадом (да благословит Аллах Его и Его род!)  без посредников. Они надеялись, что, предложив Мухаммаду (да благословит Аллах Его и Его род!) власть, богатство и самых красивых девушек Хиджаза в жены, они смогут отговорить его от призыва к исламу[172]. Отправленный на переговоры с Мухаммадом (да благословит Аллах Его и Его род!) ‘Утба начал говорить очень вкрадчиво, перечислил добрые качества, положение, благородное происхождение и мудрость семьи Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!), напомнил, что арабам необходимо сохранять единство, и предложил Мухаммаду большое количество золота, вождество в племени и царство над всеми арабами. В ответ посланник Милостивого (да благословит Аллах Его и Его род!)  прочитал ‘Утбе следующий айат священного Корана: «Во имя Аллаха Милocтивoгo, Милocepднoгo. Ниспослание от Милостивого, Милосердного. Kнигa, cтиxи кoтopoй paзъяcнeны в видe apaбcкoгo Kopaнa для людeй, кoтopыe знaют, – вecтникoм и yвeщaтeлeм. Ho бoльшинcтвo иx oтвepнyлocь, и oни нe cлyшaют! И гoвopят oни: «Cepдцa нaши в пoкpoвax oт тoгo, к чeмy ты пpизывaeшь, и в yшax нaшиx глyxoтa, и мeждy мнoй и тoбoй зaвeca. Дeлaй жe, и мы вeдь дeлaeм!» Cкaжи: «Beдь я – чeлoвeк, тaкoй, кaк вы; мнe былo вoзвeщeнo, чтo бoг вaш – Бoг Единый. Уcтpeмляйтecь жe к Heмy пpямo и пpocитe y Heгo пpoщeния; и гope же мнoгoбoжникaм»[173]. Айаты Корана так сильно подействовали на ‘Утбу, что когда он появился среди своих, его начали ругать и насмехаться над ним.

 После того, как богатеям и знатным людям Мекки не удалось путем подкупа прекратить прооведь и призыв к исламу, они придумали весьма неблагородный и недостойный аристократов способ, а именно начали издеваться и насмехаться над Пророком ислама (да благословит Аллах Его и Его род!). И когда посланнику Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!), несмотря на крепость его духа, порой становилось  очень тяжело на душе, и он уединялся в каком-нибудь уголке со своей скорбной думой, Аллах посылал ему укрепляющие душу айаты: «Beдь Mы, пoиcтинe, избaвили тeбя oт нacмeшникoв, кoтopыe ycтpaивaют c Бoгoм дpyгoгo бoгa, и пoтoм нe yзнaют. И знaeм Mы yжe, чтo гpyдь твoя cтecняeтcя oт тoгo, чтo oни гoвopят. Пpocлaвь жe xвaлy Гocпoдa твoeгo и бyдь c пoклoняющимиcя и cлyжи Гocпoдy твoeмy, пoкa нe пpидeт к тeбe нecoмнeннocть!»[174]. Заявления о пророческой миссии и вознесении на небо, уверение о благах Рая и следовании всех обездоленных мира за Пророком (да благословит Аллах Его и Его род!), относились к числу тех моментов проповеди, которые подвергались наибольшим насмешкам и остракизму. Об этом говорят многие айаты Кораны и разные другие источники[175]. Физические и психические мучения, беспочвенные придирки[176], требования выполнения каких-то действий, неподвластных человеку[177], нелогические и глупые вопросы[178], клеветнические обвинения в безумии и т.п.[179] – все это было способами борьбы Армии Сорока с личностью благородного Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!). В исторических источниках сохранилось много свидетельств такого рода издевательств. Наиболее известно событие, случившееся однажды накануне священного хаджжжа: курайшиты договорились, что все разом оклевещут Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!), и таким образом понизят его авторитет и уважение среди людей. Но в ответ на их невежественные действия Мухаммад (да благословит Аллах Его и Его род!) спокойно сказал: «Если примете меня и мои слова, то будете счастливыми людьми, как в этом мире, так и в мире последнем, в противном случае я буду терпеть и противодействовать вам, то Аллах рассудит между мной и вами»[180].

 

Действия, направленные надискредитацию идейной основы движения

Самым важным орудием посланника Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) в проповеди ислама было тайное послание, скрытое в айатах священного Корана. Во многих айатах священного Корана говорится об основах Творения, о единстве мира, о конечности бытия и необходимости совершенствования человека, о человеческом предназначении на земле. Там говорилось о том, что условием совершенства мира было совершенство идейных, культурных, экономических исоциальных отношений. Всё это притягивало людей и вызывало противодействие мекканских идолопоклонников. Способами противодействия влиянию священной Книги были:

1. Запрет на слушание священного Корана. Некоторые убежденные враги Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!) приходили на собрания мусульманской общины с целью убить его, но, услышав священные айаты, забывали о цели своего прихода и уверовали в ислам. Во избежание увеличения числа мусульман в Мекке был издан запрет на слушание Корана[181]. Мекканские идолопоклонники приказывали прибывшим из далёких мест паломникам, совершавшим обряд хождения вокруг Ка‘бы, затыкать уши, чтобы не слышать чтение священного Корана и не подходить к Пророку ислама (да благословит Аллах Его и Его род!). Эти действия язычников были настолько глупыми и не состоятельными, что сами организаторы данных действий признали в конечном итоге и сами отказались от данных действий[182].

2. Произведение шума и беспорядков во время рецитации священного Корана[183]. Объявление Корана вымыслом, легендами и сказками[184]; попытки отвлечь людей выступлениями бродячих актеров и фокусников (вроде Назара бин Хариса), а также умелых рассказчиков[185]; высказывание сомнения в ниспосланности Корана как божественного откровения[186] и т.д.

 

Действия идолопоклонников против покровителей исламского движения

Одним из действий идолопоклонников, направленных против исламского движения, было учинение мусульманам всяческих препятствий, помех и мучений, что, якобы, должно было отвратить колеблющихся от принятия новой веры. Эти действия, по мнению язычников, должны были дать два результата: либо возвращение новообращённых в лоно неверия; либо, по крайней мере, уменьшение, с помощью запугивания, потока принимающих ислам. Это решение язычники осуществляли с большим фанатизмом и ненавистью к мусульманам и использовали самые разнообразные приемы. Так, если ислам принимал знатный человек, благородного рода и высокого положения, и невозможно было применить против него насилие, то идолопоклонники пытались навязать ему дискуссию и показать несостоятельность исламской идеологии. Если же принявший ислам был простым торговцем, то они, прежде всего, бойкотировали его товары, и таким образом приводили его торговые дела к полному краху. Если же принявший ислам был из числа обездоленных и угнетённых, то его предавали физическим мучениям и часто замучивали до смерти[187]. Одним из самых заметных случаев физической расправы с принявшим ислам рабом был случай Билала. «Слова Билала «Ахад, Ахад» (один, один)», которые он твердил под полуденным зноем, когда лицо и грудь ему сдавливали тяжёлые камни, стали документом славы ислама и вечным символом самопожертовавния мусульман на протяжении всей истории. Хаббаба же раздели догола и положили на раскаленные камни. Судьба семьи Йасира, в которой погибли все, кроме Аммара, Сухайба бин Синана, Абу Фукейхи и других – это примеры стойкости на пути веры. Мать Аммара Самийа была первой из женщин, павшей смертью мученицы на пути Аллаха. Также история помнит таких выдающихся мучениц,  как Умм ‘Умайс, Зиннира, Нахдийя, Лабийя и другие»[188].

Мучения и издевательства над мусульманами, а также убийства мусульман происходили всё чаще; мусульмане были лишены свободы отправления культа и не могли выполнять даже обязательные религиозные обряды (такие, как молитва). В мекканских сурах часто встречается призыв Аллаха к терпению. В этот период посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) дал разрешение группе мусульман совершить переселение в Эфиопию. Первое переселение мусульман произошло в 5 году после начала пророческой миссии. На первом этапе в Эфиопию переселились одиннадцать мужчин и четыре женщины. Это переселение дало мусульманам надежду и укрепило их дух; оно дало возможность свободно выполнять свои религиозные обряды, собираться вместе и вести пропаганду ислама в новых условиях. На втором этапе тайного переселения, которое произошло только через несколько месяцев после первого переселения, в Эфиопии оказалась уже большая группа мусульман,  пытавшихся таким образом сохранить свою веру. Мекканские идолопоклонники направили свою делегацию в Эфиопию с просьбой к правителю Эфиопии выдать им мусульман. Однако прекрасная речь Джаф‘ара ибн Аби Талиба (брата имама ‘Али (мир ему!)) заставила правителя Эфиопии отказаться от первоначального решения о выдаче мусульман, которое он было принял под влиянием речей Амра ибн ал-Аса, предводителя идолопоклонников. Джаф‘ар ибн Аби Талиб сказал правителю Эфиопии: «Мы были людьми невежественными, и поклонялись идолам, ели мертвечину и совершали неправедные развратные деяния. Мы нарушали обеты и договорённости, прерывали родственные связи с сородичами и плохо обращались со своими соседями. Наши сильные не заступались за слабых, а слабые не искали защиты у сильных. И в это время Аллах ниспослал нам своего Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!), родословную которого мы все прекрасно знали и знали его нравственную чистоту и честность. Он призвал нас к Богу, чтобы мы знали только Его и поклонялись только Ему, он призвал нас отстраниться от идолов и обрести свободу. Он приказал нам говорить только правду, приказал выполнять доверенности и договоры, уважать своих сородичей и поддерживать с ними связь, уважать своих соседей и отстраняться от невежества и разврата. Он приказал нам не употреблять запретную пищу, не обижать сирот и обездоленных, не обвинять кого-либо без права, приказал нам читать молитву, давать милостыню, держать пост. Когда мы увидели, что его слова есть истина, мы последовали за ним, поверили ему. Язычники восстали против нас, стали предавать нас мученической смерти, побоям и мучениям, только чтобы вернуть нас в прежнюю жизнь, нам стало тяжело жить в Мекке и мы прибыли к вам, в надежде, что вы не прогоните нас и окажете нам содействие и заступничество от насилия язычников»[189].

Посланники курайшитов, видя, что правитель Эфиопии стал склоняться на сторону мусульман, принялись обвинять их в том, что они выступают против христиан, не признают ‘Ису. Тогда правитель Эфиопии Наджаши спросил у мусульман: «Что говорит ваша религия об ‘Исе?» И тогда Джаф‘ар ибн Аби Талиб снова начал речь, и произнес айаты Корана об ‘Исе и Марьям. Услышав слова Корана, Наджаши сказал, что не отдаст мусульман язычникам даже за гору золота. Наджаши разорвал свои дружеские связи с мекканцами из-за любви к истине и преданности ‘Исе, ибо разницу между исламом и христианским учением Наджаши не увидел. Абу Талиб, узнав о событиях в Эфиопии, сказал: «Клянусь Аллахом, они не смогут причинить тебе вреда! Разве только тогда, когда я сам уже буду в земле. Ведь я прекрасно знаю, что религия, которую проповедуешь ты, есть самая лучшая и совершенная религия, которая была представлена человечеству»[190].

Таким образом, благодаря защите Абу Талиба, террор язычников против мусульман не принес свои плоды. Тогда враги исламской веры поменяли свою тактику и решили действовать другими методами.

 

Политический бойкот и экономическая блокада

Карательные меры – это простой и лёгкий способ поставить на колени незначительное меньшинство в любом обществе. Потому что, в отличие от обычной борьбы, такая борьба не нуждается в таком количестве подготовительных действий, а нуждается лишь в общей мобилизации на борьбу. Принятие ислама Хамзой, проявление сочувствия и даже любви к мусульманам большей части среднего класса мекканской молодёжи, также проникновение ислама за пределы Мекки и распространение исламского учения в других местах очень встревожили мекканскую языческую знать. Все принимаемые против ислама меры не приносили ожидаемого результата, а принятие ислама все новыми и новыми группами арабов приводило язычников в гнев и страх. Мекканская языческая знать решила, что наилучшим способом приструнить мусульман будет политический бойкот и экономическая блокада. Курайшитские вожди приняли решение прекратить какие-либо отношения с мусульманами и прервать с ними всякие торговые связи. Своё решение они изобразили в виде письменного договора и повесили его текст внутри Ка‘бы. В этом договоре они писали:

1. Прекратить всякие торговые сделки с последователями Мухаммада.

2. Запретить всякое общение и любые связи с последователями ислама, в том числе браки немусульман с мусульманами.

3. Поддерживать любые начинания и любую борьбу, направленные против Мухаммада и его сторонников.

На основании этого договора роды бани Хашим и бани ‘Абд ал-Мутталиб, а также другие группы арабов, принявшие ислам, были заблокированы в долине Ша‘аб[191]. Как известно, пока Абу Талиб был главой этого племени, все подчинялись ему и выступали защитниками пророка Ислама. Период бойкота, продлившийся приблизительно три года, был очень тяжёлым для мусульман. Это был период не только экономических трудностей, но также трудностей, связанных с разрывом связей с родственниками, отсутствием возможности общаться, вести нормальную прежнюю жизнь. Многие мусульмане вынуждены были питаться тем, что в нормальных условиях они никогда бы не употребили в пищу (например, ели траву и различные малосъедобные злаки)[192]. Три года жизни в местах, где практически не было никаких условий, беспросветное будущее, нехватка даже элементарной воды, были большими трудностями для мусульман, однако их вера и несомненности в правильности своих деяний – единственное, что удерживало их, и они продолжали жить и надеяться на лучшее. Эти люди, в отличие от западных востоковедов, например, Исаака Гольдциера, не имели сомнений в своей вере и убеждениях.

Причиной того, что курайшшитская языческая знать прекратила бойкотировать мусульман, было следующее событие. Абу Талиб как-то сказал в присутствии большой группы языческой знати: «Мой племянник говорит, что муравьи съели ваш договор, который вы повесили внутри Ка‘бы, осталось только имя Аллаха. Если его слова истина, то прекратите блокаду мусульман, если его слова ложны, то я сам сдам вам его». Когда группа язычников направилась в Ка‘бу, то обнаружили, что муравьи съели весь договор и оставили на нем только имя Бога. Они вынуждены были снять бойкот, и мусульмане почувствовали небольшое облегчение[193].

Экономический и политический бойкот, постоянная боязнь за жизнь Пророка ислама (да благословит Аллах Его и Его род!), бесконечные ночные бдения подорвали здоровье и престарелого Абу Талиба (ему было уже за 80 лет). Несмотря на это, он ни на секунду не оставлял своего племянника Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!), был защитником не только самого хазрата Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!), но и защитником ислама в целом от нападок и провокаций идолопоклонников. Перед смертью Абу Талиб, собрав сородичей по клану бани Хашим, дал им наставление всеми силами защищать Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!) от его многочисленных врагов. Нет сомнения в том, что этот мудрый старец принял ислам и умер  мусульманином, тому подтверждение большое количество преданий от имамов дома Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!). Разве можно согласиться с таким мнением, что человек, имеющий определённые убеждения, отдаст все свои силы, состояние и средства к существованию (а именно так поступил Абу Талиб) человеку, который потратит все эти средства для уничтожения его же убеждений и ценностей? Если даже представим, что Абу Талиб был ревностным защитником только своего клана, как возможно, чтобы он ради Мухаммада и его убеждений подверг бы опасности своих же сыновей и ближайшших родственников, которые рисковали жизнью, и многие погибли на этом пути. Посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) говорил Абу Талибу: «О, дядя! Да воздаст вам Аллах наградой достойной, Вы заботились обо мне, когда я был сиротой, вы воспитывали меня и были моим защитником в трудностях и невзгодах»[194]. Разве эти слова посланника Аллаха не являются свидетельством веры Абу Талиба? В тот же год супруга посланника Аллаха пресвятая Хадиджа (мир ей!) покинула этот бренный мир. Именно поэтому 10 год после начала пророчества назван годом печали и горя (‘ам ул-хизн).

 

Тайна святой Хадиджи

Рассматривая ранний период истории Ислама, мы не можем обойти такую великую личность, как Хадиджа (мир ей!). К сожалению, очень многое скрыто от нас =, история сохранила незаслуженно мало упоминаний о Хадидже (мир ей!), в то время, как она, несомненно, достойна более внимательного и подробного освящения. Выше мы говорили о положении женщин Аравийского полуострова в период джахилийи и яидолопоклонничества. Арабские женщины доисламского периода стремились только к материальным богатствам, наслаждениям материального мира, не думали ни о чём, кроме своей внешности, сплетен и денег. Святая Хадиджа (мир ей!) была абсолютной противоположностью большинству женщин того времени. Будучи богатой, она всё своё состояние пожертвовала во имя ислама, будучи красивой и имеющей влияние и положение в обществе, она пожертвовала всем во имя посланника Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!). Историки пишут, что Хадиджа (мир ей!) вышла замуж за Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!) тогда, когда к ней сватались самые известные и влиятельные люди Мекки. Они предлагали ей все блага и условия, они дарили ей слуг, служанок, драгоценные камни и другие ценности, но, вопреки джахилийской традиции, Хадиджа (мир ей!) освободила Зайда, подаренного ей в качестве раба, а всё своё состояние пожертвовала во имя ислама. Несомненно, во всех своих поступках она руководствовалась любовью к истине, любовью к Мухаммаду (да благословит Аллах Его и Его род!), любовью к Аллаху. Три года нищеты, бедности и скитаний даже бедному человеку в тягость, однако Хадиджа (мир ей!) оставила все блага и последовала за пророком Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!), перенося все тяготы жизни с терпением и верой. Может ли вынести человек все тяготы и трудности, которые выпали на долю Хадиджи (мир ей!), не имея любви и веры? Конечно же, нет. Именно любовь была основой в жизни Пророка ислама (да благословит Аллах Его и Его род!) и Хадиджи (мир ей!), и разве не поэтому многие годы спустя после её смерти при упоминании святого имени Хадиджи (мир ей!), посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) плакал?

 

Новые возможности проповеди в Мекке и подготовка условий для переселения в Медину

 

Из многообразных действий мекканской знати, направленных против мусульман, совершенно очевидно, что хотя Мекканский период был не слишком удачен с точки зрения развития и распространения ислама, но он смог расшатать основы прежнего родо-племенного строя и создать новое, опирающееся на новые ценности общество, пусть пока в виде маленькой и ограниченной общины. Это ни в коем случае не означало возможности создания своего правительства в Мекке. Однако возможности для расширения деятельности мусульман были очень ограничены, ибо власть по-прежнему принадлежала язычникам, которые не хотели даже и думать о каких-либо уступках для мусульман. С другой стороны, опасность за жизнь Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!) всё более возрастала, ибо язычники не раз стремились его и таким образом раз и навсегда покончить с исламом. Посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) стал все чаще говорить о необходимости переселения в более безопасное место. Он стремился найти такое место, где можно было бы начать определённую деятельность, где возможно было бы открыто выполнять религиозные предписания, не боясь за жизнь. Посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) вел пропаганду ислама среди тех, кто посещал во время хаджжжа священную Ка‘бу. Он призывал паломников поклоняться Аллаху и отказаться от поклонения своим прежним богам. Он хотел взять их под свою защиту. Это наткнулось на протест и противоборство язычников (среди которых выделялись Абу Джахл и дядя Мухаммада Абу Лахаб). Однако призыв Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!) не увенчался успехом. Все прибывающие в Мекку и слушавшие речи Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!) рассуждали так, что если они перейдут под покровительство Мухаммада, им придется воевать в курайшитами, а воевать с курайшитами никто не хотел.

Другими действиеми посланника Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) были поездки в окрестности Мекки, в частности в Тайфу. Пророку (да благословит Аллах Его и Его род!) удалось обратить в ислам небольшую группу йасрибцев и заключить с ними первый договор, получивший название ‘Акаба. Вот как это было: посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) встретился с группой паломников из племени Хазрадж,  прибывшими в дни паломничества в Мекку, чтобы почтить святые места. Они без колебаний обратились в ислам, поскольку убедились в том, что ислам - это вера мира и братства. Искренняя и мудрая речь Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!) подействовала на йасрибцев так, как бальзам на раны больного. Таким образом, уже за пределами Мекки, а именно, в Йасрибе, появилась группа мусульман, готовых оказать помощь и приютить беженцев из Мекки. В своем договоре йасрибцы обещали поклоняться только Аллаху, не воровать, не совершать прелюбодеяние, не убивать своих родившихся детей (девочек, как это было часто принято у язычников), не обвинять кого-либо без права на это, не лжесвидетельствовать. Хазраджиты попросили, чтобы посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) направил к ним для изучения религии и Корана своего представителя, которые научил бы их религии Аллаха. Посланник Аллаха направил к ним Мусайиба ибн ‘Умайра. Мусайиба ибн ‘Умайра хорошо встретили в Йасрибе, и многие йасрибцы начали принимать ислам. Большой победой ислама было принятие его знатью племён аус и хазрадж. Мусайиб написал письмо посланнику Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!), в котором подробно изложил ситуацию в Йасрибе, и сообщил о том, что он подготовил караван из семидесяти пяти человек, которые направятся в Мекку для встречи с посланником Аллаха. После того как йасрибцы познакомились с айатами священного Корана, они с большим желанием приняли известие о намерении посланника Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) переселиться к ним в Йасриб. Они поклялись, что подобно тому, как они защищают своих детей, будут сражаться и защищать посланника Аллаха (да благословит Аллах Его и род Его!)[195].

Избрание 12 представителей из йасрибцев, и заключение второго договора ‘Акабы между посланником Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) и йасрибцами, является следствием продуманной программы действий по распространению ислама вне Мекки.

 

Последние происки язычников и переселение Пророка ислама (да благословит Аллах Его и Его род!) в Медину.

Не прошло много времени, как язычники уже знали о договоре между посланником Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) и йасрибцами. Гнёт и мучения по отношению к мусульманам усиливался из дня в день. Посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) по приказу Всевышнего решается направить мусульман в Йасриб. В священном Коране сказано: «Teм, кoгo yпoкoят aнгeлы пpичинившими нecпpaвeдливocть caмим ceбe, oни cкaжyт: «B кaкoм пoлoжeнии вы были?» И cкaжyт oни: «Mы были cлaбыми нa зeмлe». Oни cкaжyт: «Paзвe нe былa зeмля Aллaxa oбшиpнoй, чтoбы вaм пepeceлитьcя в нeй?» У этиx yбeжищe – гeeннa, и cквepнo этo пpиcтaнищe! –кpoмe cлaбыx мyжчин, жeнщин и дeтeй, кoтopыe нe мoгyт yxитpитьcя и нe нaxoдят пpямoгo пyти. Этим, мoжeт быть, пpocтит Aллax: вeдь Aллax – Извиняющий и Пpoщaющий! Kтo выceляeтcя пo пyти Aллaxa, тoт нaйдeт нa зeмлe oбильнoe yбeжищe и пpocтop. A ктo выxoдит из cвoeгo дoмa, выceляяcь к Aллaxy и Eгo пocлaнникy, пoтoм eгo пocтигнeт cмepть, – нaгpaдa eгo пaдaeт нa Aллaxa: вeдь Aллax – Пpoщaющий, Милocepдный!»[196]

Мусульмане втайне от язычников приняли решение переселиться в Йасриб. Курайшитская знать быстро догадалась, что Йасриб хорошее место для проживания мусульман и для создания реальной оппозиции язычникам в Мекке. На этом основании они собрались на важное собрание, получившее название в истории как Дар ан-надва. На этом собрании было рассмотрено три предложения:

1. Заковать Мухаммада в цепи и бросить его в глубокую яму.

2. Отправить Мухаммада в ссылку.

3. Убить Мухаммада при участии каждого из племён язычников, чтобы хашимиты не смогли отомстить обидчику, ибо не смогут воевать со всеми племенами одновременно.

Третье решение было принято единогласно, и сразу же были выбраны молодые люди из каждого племени, каждый из которых должен был нанести удар мечом, чтобы кровь убиенного была на всех племенах. Посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) позвал своего близкого друга и брата ‘Али (мир ему!), приказав ему ложиться на своё место. ‘Али тогда спросил: «Если я лягу в вашу постель, ваша жизнь будет в безопасности?», на что посланник Аллаха сказал: «Да». Тогда ‘Али (мир ему!), прекрасно сознавая, что идёт на верную смерть, лег в постель Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!), которую должны были разрубить на части языческие мечи. Эта ночь получила название Лайлат ал-Мабит. Аллах ниспослал айат о достоинстве ‘Али: «A cpeди людeй ecть и тaкoй, кoтopый пoкyпaeт cвoю дyшy, cтpeмяcь к блaгoвoлeнию Aллaxa, a Aллax – кpoтoк к paбaм»[197].

Посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) покинул дом, читая айаты из суры «Йасин»[198], так что окружившие дом язычники не заметили, как Пророк прошел мимо них. Он направился в противоположную от Йасриба сторону, к горе «Сур» недалеко от Мекки. Абу Бакр узнал о случившемся и догнал Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!)[199].

 

 

Раздел 4

 

История Пророка ислама (да благословит Аллах Его и Его род!).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!