Философия истории, ее закономерности и движущие силы



Мохаммад Насири

Аналитическая история раннего ислама

 

Раздел 1

 

Вступление

 

Определение понятия «история»

 

Слово тарих (история) буквально означает «определение времени»[1].            

Некоторые исследователи считают, что слово тарих отнюдь не арабского происхождения[2]. Однако гораздо весомее мнение тех, кто считает, что слово тарих происходит от арабского корня араха (уараха) и имеет значение «определение времени»[3].

Вопрос о том, что же такое история, относится к тем вопросам, которые до сих пор не имеют окончательного, всех удовлетворяющего ответа. Любая попытка детерминации неизбежно натыкается на возражения и критику. Геродот, которого называют «отцом истории», понимал историю как исследование и изучение событий прошлого[4]. Часть существующих определений предлагает считать историей все случившееся с миром в прошлом, в том числе и те события, в которых не принимал участия человек, другая часть называет историей изложение тех событий прошлого, которые произошли на Земле после появления на ней человека[5]. При такой детерминации истории под ее определение не попадают другие знания, касающиеся мира и его явлений, человека и его творений.

Такой узкий подход приводит к тому, что историей называют лишь изложение важных событий, рассказ о знаменитых государях, описание войн, жития пророков.[6]

Ибн Халдун считал историю знанием, берущим своё начало у мудрости. История, по его мнению, описывает прошлое разных народов, события, связанные с жизнью пророков и правителей[7]. Другие считают историей всю совокупность событий, произошедших на земном шаре со времени появления человека и до настоящего времени. Тех событий, которые, которые либо оказали влияние на судьбу человечества, либо были результатом деятельности человека.

На основании этого определения, мы можем сказать, что содержанием истории являются действие и противодействие либо полностью внешние для человека, либо имеющие внешние последствия[8].

Поскольку вышеприведенные определения истории не являются общепринятыми и касаются только письменной истории, то, учитывая, что основными элементами истории являются, с одной стороны, человек, а, другой стороны, время и место, можно сказать, что история – это вся совокупность сведений, касающихся деятельности человека и его влияния на окружающий мир, и она естественным образом включает в себя наставление и заблуждение, созидание и разрушение, справедливые деяния и тиранию.

По причине расширения круга вопросов, связанных с историей, Шахид Мутахири, считавший историю одним из источников человеческого познания, делит её на две части: 1) письменную, или летописную, историю и 2) историю как научную дисциплину.[9]

Письменная, или летописная, история

Летописная история – это описание событий прошлого, письменный рассказ о жизни прошлых поколений. Сюда относятся биографии и жития, описания войн и великих побед. В этом понимании историческая наука занимается цепью конкретных, частных событий. Это наука о том, что уже было, наука, так или иначе занимающаяся лишь событиями прошлого.

История как научная дисциплина

История как научная дисциплина – это научные исследования и аналитический анализ событий прошлого, открытие и определение правил и законов, управляющих жизнью человеческого общества. По сути, содержание летописной истории (изложение событий прошлого) является основой и необходимым предварительным условием существования истории как науки. Письменные исторические источники полезны для исследования общих принципов исторических событий, для вскрытия их природы, обнаружения их причинно-следственных связей.[10] 

Научность, достоверность и польза истории

 

Возможно, вы задавались когда-нибудь вопросом, какую роль играет знание великого множества имен и событий, связанных со взлетом и падением цивилизаций и деятельностью наших предков, в формировании будущей жизни? До какой степени достоверны исторические летописи и исследования? Если мы признаем тот факт, что всякое историческое событие порождено той или иной причиной или причинами и само вызывает цепь последующих событий, то мы придём к выводу, что жизнь народа подобна длинной-длинной цепочке, а все люди, принадлежащие той или иной эпохе, – это лишь один из звеньев этой цепи. Прочность или непрочность каждого звена зависит от того, насколько крепко оно сцеплено с предыдущим и последующим звеньями. Поэтому в каждой стране жизнь людей той или иной эпохи не отделена ни от прошлого, ни от будущего, и поэтому для обнаружения причин нежелательных явлений и поиска путей их преодоления необходимо заниматься исследованиями исторического прошлого народов.[11]

История не является чем-то пустым и бесполезным. Она подобна мосту, связывающему человеческие поколения и дающему доступ к опыту, накопленному предшественниками. Системно-аналитическое изучение различных цивилизаций, попытки установить незримую связь между цепочкой исторических событий, внимание к тому, что утрачено, является важным капиталом, способным помочь человечеству сделать жизнь более здоровой и мудрой[12]

Помимо этого, изучение истории дает ответ на вечное желание людей узнать как можно больше о себе и о других[13], узнать причины возвышения и падения целых цивилизаций, отличить истину ото лжи и встать на путь самосовершенствования, способный даровать им счастье в обоих мирах[14].

Именно поэтому великие мудрецы и выдающиеся личности уделяют огромное внимание историческому опыту людей и стараются не пренебрегать им. Имам ‘Али (мир ему!) обращаясь к своему сыну имаму Хасану (мир ему!) и к другим людям, говорит: «О, сын мой! Хотя мне и не довелось разделить жизнь со всеми теми, кто жил до меня, я наблюдал их дела и размышлял над сведениями о них. Ради того, чтобы узнать их историю, я так погружался в размышления об их деяниях, словно я стал уже одним из них. А когда я узнал обо всем, что с ними было, когда я словно прожил жизнь с каждым из них, от первого до последнего человека, я сумел понять, что было в их жизни чистым и светлым, а что – темным, что было полезным, а что – вредным»[15]

В многочисленных сурах священного Корана Всевышний Господь рассказывает о судьбе пророков и народов прошлого. Опыт прошлых поколений имеет такое колоссальное значение, что Господь повелевает своему Пророку для наставления людей на истинный путь использовать исторические примеры и напоминать о священных днях Господа (айам-и Аллах). Поскольку доказать достоверность тех или иных исторических фактов очень трудно, многие относятся к истории и к ее изложению с недоверием, полагая, что история – это лишь слабый лучик света, вряд ли способный помочь на неровном пути жизни.[16]

Сложность точной оценки причин тех или иных процессов, их видимых и невидимых связей, и невозможность экспериментальных доказательств в исторической науке, а также проблема субъективности и предвзятости авторов исторических произведений и использование политических клише в летописной истории лишь усиливают это недоверие. 

Но на том основании, что существование истории как совокупного знания, имеющего свой метод, предмет и порядок, не подлежит сомнению, большинство исследователей в действительности не разделяют столь пессимистический взгляд на изучение истории цивилизаций.[17] Во-первых, потому, что существует множество фактов, об искажении или недостоверности которых просто не может быть и речи. Во-вторых, нельзя всех людей, приводивших исторические факты, подозревать во лжи и стремлении получить определенную выгоду. К тому же, учитывая специальные методы исторического исследования, любой историк может сам определить, какие факты в исторических сочинениях и исследованиях являются ложными, а какие достоверными[18].  

Внимание священного Корана и Нахдж ал-балага к истории – отличное свидетельство важности, полезности и научности истории. Даже если научность подразумевает экспериментальный подход и доказательство с помощью опыта, то и тогда история оказывается вполне научной дисциплиной. Хотя, конечно, критерии и методология опытного исследованиия в истории не равны критериям и методологии, принятым в экспериментальной науке.

С точки зрения священного Корана, важна не только фиксация того или иного природного или социального явления, не только рассказы о делах и поступках тех или иных людей, хороших и плохих, мужчин и женщин, не только сообщения о тех или иных победах и поражениях, достижениях и неудачах того или иного племени или общества или той или иной культуры или цивилизации (то есть, летописная история), но и структурный анализ, обнаружение предпосылок возникновения тех или иных событий, выявление причин и следствий исторических фактов (аналитическая история). Ибо открытие законов, управляющих историческими событиями и проясняющих их количественную и качественную повторяемость (что и есть философия истории), занимает немаловажное место и в священном Коране, и в высказываниях имама ‘Али (мир ему!) в Нахдж ал-балага.

Названия некоторых сур священного Корана – суры «Ибрахим», «Йунус», «Худ», «Кухаф», «Марьям», «Анбийя», «Лукман» – являются либо именами величайших исторических личностей, выдающихся людей, которые в разные эпохи повлияли на глубочайшие изменения в жизни человечества, либо связаны с важнейшими историческими событиями, и каждое из этих названий является реальным напоминанием о важнейших фактах в истории различных племен и народов. Глубокие поучения Нахдж ал-балага, наряду со священным Кораном, являются одновременно и собранием сведений об истории прошлых цивилизаций, и отображением социально-политических проблем своего времени, и мудрым наставлением будущим поколениям – то есть, всем тем, кто, помня о судьбе пренебрегших милостью Аллаха и поучениями пророков, попавших под власть тиранов и переживших тяжкие испытания, хочет покоя в этой короткой земной жизни и вечного успокоения и божественной милости в загробной жизни.

Имам ‘Али (мир ему!) говорит: «Моя ответственность за то, что я говорю, поручитель, я же слов своих попечитель. Тот, кому был доступен откровенный опыт, в то время как раскрыты пред ним примеры (наказаний Всевышнего, явленных прежним народам), того хранит его богобоязненность от впадения в заблуждении»[19].     

В Нахдж ал-балага есть еще более ясное высказывание имама ‘Али (мир ему!) о закономерности истории: «О, рабы Аллаха, поистине, время поступает с оставшимися также, как поступило с предшествовавшими; если ушло, то уже не возвратится, и что в нем, то навечно не сохранится. Деяния его последние как первые. Схожи меж собой превратности его, следуют непрерывно вехи его. Течение времени для событий истории подобно полю битвы, где каждый стоит со своим собственным знаменем… Поэтому берите пример с того, что достойно примера, прислушайтесь к назиданию времени и извлекайте пользу из судьбы тех, кто боялся (то есть, пророков)»[20].

Философия истории, ее закономерности и движущие силы

 

Невозможно все общественные изменения, которые произошли на протяжении исторического времени, считать прогрессивными и позитивными, однако в целом нельзя отрицать закономерного характера развития человеческого общества. Представляется совершенно очевидным, что историей управляют очень четкие и совершенно определенные правила и законы. Принятая философия жизни, начало и конец, целенаправленность творения, свобода воли и ответственность человека свидетельствуют о характере этой эволюции.

Философия истории занимается исследованием достоверности и подлинных причин исторических изменений, открытием управляющих ими законов, определением выдающихся вех исторического пути, определением методов исторического исследования, а также оценкой последствий тех или иных исторических событий. Познание законов истории поможет управлять течением современной истории и сделать так, чтобы прошлое освещало человечеству дорогу в будущее.

Об истинности того, что область истории, подобно другим сферам миропорядка, поддерживается и процветает благодаря своим собственным законам и правилам, четко сказано в священном Коране. Айаты, говорящие о жизни и смерти народов («У всякого нapoдa –свой предел; и когда придeт иx пpeдeл, то они не зaмeдлят ни на чac и не ycкopят[21]»), о неизбежности наказания в этом мире («Никакoй нapoд не oпepeдит cвoeгo cpoкa и не зaмeдлят они (eгo)!»[22]), об исчезновении целых общин и народов в наказание за изгнание пророков («И эти селения пoгyбили Mы, кoгдa oни cтaли нecпpaвeдливыми, и cдeлaли для иx гибeли oпpeдeлeнный cpoк[23]»; «Бoйтecь иcпытaния, кoтopoe пocтигнeт нe тoлькo тex из вac, кoтopыe нecпpaвeдливы. И знaйтe, чтo Aллax cилeн в нaкaзaнии!»)[24], а также такие айаты, как: «И oни гoтoвы были пoднять тeбя c зeмли, чтoбы вывecти из нee; и тoгдa пpoбыли бы oни пocлe тeбя лишь нeмнoгo»; «Пo oбычaю тex, кoгo Mы пocылaли дo тeбя из Haшиx пpopoкoв; и нe нaйдeшь ты для Haшeгo oбычaя пepeмeны»[25], то все они отражают представление о «закономерности истории». 

Что касается айатов, касающихся традиций народов прошлого и их незыблемости («Лжeцaми cчитaлиcь пocлaнцы дo тeбя и тepпeли тo, чтo иx cчитaли лжeцaми и пpитecняли, пoкa нe пpишлa к ним Haшa пoмoщь. И нeт пpимeняющeгo cлoвa Aллaxa! И доходили дo тeбя извecтия o пocлaнцax»[26]), связи базиса и надстройки («Это так потому, что Бог не изменяет благодеяний, какими благодетельствует каким-либо людям, покуда не изменят они себя самих. Истинно, Аллах слышащий, знающий!»; «Ужели вы думаете, что войдете в рай, тогда как с вами не было еще подобного тому, что было с вашими предшественниками, которых теперь уже нет? Их постигали бедствия, огорчения, они потрясамемы были так, что посланник и с ним верующие говорили: когда же помощь от Аллаха? Смотрите, помощь Божия близка»[27]), борьбы пророков с изнеженными любителями удобной жизни («И они говорили: «У нас много имущества и детей! Мы не из числа достойных наказания»[28]), связи торжества тирании с гибелью общества ( «Когда Мы хотели погубить какой-либо город, тогда Мы обращали нашу речь к наслаждавшимся благами среди него; но как они были нечестивы в нем, то осуществлялось над ним слов Наше, и Мы истребляли его полным истреблением»[29]), связи выполнения повелений Аллаха с благоденствием и экономическим процветанием («Знаем, что нам не ослабить Аллаха на земле, не ослабить Его бегством от Него»[30]) – то каждый из них по-своему объясняет законы истории. 

В то же самое время существует большое количество айатов, указывающих на необходимость пробудиться и совершенствоваться в духовном самовоспитании. Эти айаты ясно свидетельствуют против того мнения, что история представляет собой случайные обстоятельства или движима судьбой и роком, против которых нет избавления. Эти айаты призывают человека путешествовать по миру и изучать судьбу народов прошлого для того, чтобы открыть тайну счастья и падения, а свое движение в будущее сделать более осмысленным и упорядоченным. «И дo тeбя Mы пocылaли тoлькo людeй из oбитaтeлeй ceлeний, кoтopым ниcпocылaли oткpoвeниe. Paзвe oни нe xoдили пo зeмлe и нe видeли, кaкoв был кoнeц тex, ктo был дo ниx! Beдь жильe бyдyщeй жизни – лyчшe для тex, ктo был бoгoбoязнeн. Paзвe oни нe ypaзyмeют?»[31]». В свою очередь, восстание против истины чревато страшными последствиями. В одном из айатов Корана говорится: «Cкoлькo Mы пoгyбили ceлeний, кoтopыe гopдилиcь cвoeй жизнью! Boт – иx oбитaлищa нeoбитaeмы пocлe ниx, кpoмe нeмнoгиx. И Mы были нacлeдникaми[32]». А в другом месте сказано: «Разве ты не видел, как поступил твой Господь с ‘адом, Ирамом, обладателем колонн?»[33]

Такого рода айатов в священном Коране великое множество[34]. Все они показывают, что когда какое-либо общество переходит границы дозволенного и опускается до разврата, то ему следует ждать неизбежного наказания отсрочить которое невозможно, и когда материальное благополучие и политическая безопасность открывают путь безбожию и пустому прожиганию жизни, следует ожидать  резкого ухудшения жизни и уменьшения безопасности. Имам ‘Али (мир ему!) в Нахдж ал-балага также предупреждает: «Берегитесь тех трудностей и лишений, какие принесло кое-кому из ушедших их злодейство, помните о том, что дни изобилия сменились для них днями лишений и страшитесь повторить их судьбу. И когда вы будете думать о том, каким разным было положение народов прошлого, то постарайтесь понять, что принесло иным из них славу и величие, что отстранило от них врагов, создало все условия для их благоденствия, сделало их жизнь полной благости и одарило их щедростью и милостью, и поступайте так же. Конечно же, это было неприятие разобщенности, согласие на союз и одобрение единства. А то, что сломало им спины и поломало руки, было разобщенностью, злобностью, раздором, братоубийством и противостоянием друг другу. Воздерживайтесь же от всего этого».

На основании всего того, что было сказано выше о движущей силе истории, мы не можем настаивать на том, что существует какая-то единственная причина общественных изменений и исторического движения, т, однако не можем отрицать, что основная роль в любом случае принадлежит самому человеку, его инстинктам, желаниям и отношениям с себе подобными, а, а также Богу и природе.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!