При выполнении заданий C3 – C5 напишите развернутый ответ.



Материал для подготовки к ЕГЭ.

М. Ю. Лермонтов.

Лирика.

«Валерик»,“Ангел”, За все тебя, Господь, благодарю!” ,“Молитва”, «Когда волнуется желтеющая нива, «Тучи»,«Родина», Прощай, немытая Россия»,«Как часто, пёстрою толпою окружён…» , «Дума», «Выхожу один я на дорогу…», «Я не унижусь пред тобою…» , «Смерть Поэта», “Пророк», «Нищий», «Парус», «Утёс», «И скучно и грустно», «Нищий», «Монолог»,«Я не хочу, чтоб свет узнал…».

 

Тест.

«Валерик»

 Раз — это было под Гихами,
Мы проходили темный лес;
Огнем дыша, пылал над нами
Лазурно-яркий свод небес.
Нам был обещан бой жестокий.
Из гор Ичкерии далекой
Уже в Чечню на братний зов
Толпы стекались удальцов.
Над допотопными лесами
Мелькали маяки кругом;
И дым их то вился столпом,
То расстилался облаками;
И оживилися леса;
Скликались дико голоса
Под их зелеными шатрами.
Едва лишь выбрался обоз
В поляну, дело началось;
Чу! в арьергард орудья просят;
Вот ружья из кустов [вы]носят,
Вот тащат за ноги людей
И кличут громко лекарей;
А вот и слева, из опушки,
Вдруг с гиком кинулись на пушки;
И градом пуль с вершин дерев
Отряд осыпан. Впереди же
Все тихо — там между кустов
Бежал поток. Подходим ближе.
Пустили несколько гранат;
Еще продвинулись; молчат;
Но вот над бревнами завала
Ружье как будто заблистало;
Потом мелькнуло шапки две;
И вновь всё спряталось в траве.
То было грозное молчанье,
Не долго длилося оно,
Но [в] этом странном ожиданье
Забилось сердце не одно.
Вдруг залп... глядим: лежат рядами,
Что нужды? здешние полки
Народ испытанный... В штыки,
Дружнее! раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди...
Верхом помчался на завалы
Кто не успел спрыгнуть с коня...
Ура — и смолкло.— Вон кинжалы,
В приклады!— и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть...
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна. (…)

А там вдали грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
Тянулись горы — и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?

              (М.Ю.Лермонтов «Валерик»)

В8.Что обозначает слово «Валерик»?

 

В9.Предвосхищая кровопролитное сражение, лирический герой стихотворения пишет, что над ними «огнём дыша, пылал» «свод небес». Назовите вид тропа, использованный в этом описании.

 

В10.Назовите стилистическую фигуру, связанную с повторением слов в начале стихотворных строк и использованную автором в следующей цитате:

    …Вот ружья из кустов [вы]носят,

    Вот тащат за ноги людей…

 

В11.Какое изобразительно-выразительное средство употреблено в выражении: «Резались жестоко, / Как звери…»?

 

В12.Назовите вид звукописи, использованный автором для изображения боевой атаки:

                       В штыки,
Дружнее! раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди...

 

С3.Какими способами выражается во фрагменте стихотворения «Валерик» авторское отношение к войне?

 

С4.В каких произведениях русской литературы, как и в данном стихотворении М.Ю.Лермонтова, осуждается война?

 

В8. Река смерти

В9. Метафора

В10. Анафора

В11. Сравнение

В12. Аллитерация

 

 

Тест.

Окрестный лес, как бы в тумане,
Синел в дыму пороховом.
А там вдали грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
Тянулись горы — и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?
Галуб прервал мое мечтанье,
Ударив по плечу; он был
Кунак мой: я его спросил,
Как месту этому названье?
Он отвечал мне: Валерик,
А перевесть на ваш язык,
Так будет речка смерти: верно,
Дано старинными людьми.
— А сколько их дралось примерно
Сегодня?— Тысяч до семи.
— А много горцы потеряли?
— Как знать?— зачем вы не считали!
Да! будет, кто-то тут сказал,
Им в память этот день кровавый!
Чеченец посмотрел лукаво
И головою покачал.
    (М.Ю.Лермонтов «Валерик»)

В8.Как называется нарушение обычного порядка слов в предложении?

А там вдали грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
Тянулись горы …

 

В9. Каким термином обозначается простейший вид тропа, представляющий собой сопоставление одного предмета с другим по какому-либо признаку?

Окрестный лес, как бы в тумане,
Синел в дыму пороховом.

 

В10.Для усиления эмоциональной значимости высказывания автор стихотворения использует форму вопроса, не требующего ответа. Как называется это средство выразительности?

Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?

 

В11.Как называется троп, в основе которого лежит скрытое сравнение («река смерти»)?

 

В12.Для того чтобы передать характер взаимоотношений лирического героя, русского офицера и чеченца Галуба, М.Ю.Лермонтов называет последнего словом, свойственным речи жителей определённой местности («Кунакмой»). Как называются такие слова?

С3.Докажите, что одной из особенностей поэтики стихотворения «Валерик» является смешение жанров.

 

С4.В чём оригинальность проблемы «война и человечество» у М.Ю.Лермонтова и в каких произведениях русской литературы его знаменитое философское раздумье по этому поводу получило продолжение и дальнейшее развитие?

 

В8. Инверсия

В9. Сравнение

В10. Риторический вопрос

В11. Метафора

В12. Диалектизмы

 

ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ.

 

С3.Произведение М.Ю.Лермонтова «Валерик» (1840) представляет собой синтез жанровых форм. Обращение лирического «я» к возлюбленной во вступлении говорит о том, что перед нами жанр послания, распространённого в поэзии XIX века. Исповедь героя вполне могла принадлежать лермонтовскому Печорину, утратившему надежду на любовь и примирившемуся с судьбой:

    У Бога счастья не прошу

    И молча зло переношу.

Но в повествование о военных буднях неожиданно врывается рассказ о жестоком бое в горах Ичкерии на речке Валерик, чьё название – «речка смерти» - получает с той поры символический смысл: «Резались жестоко, / Как звери, молча, с грудью грудь…». Философские раздумья автора подводят горькие итоги военной трагедии:

Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?

Пацифистская позиция М.Ю.Лермонтова, нашедшая отражение в стихотворении «Валерик», утверждает идею бессмысленности войны. Героический пафос хвалебных песен о доблести русского оружия уходит в прошлое.

 

С4.Пацифистская позиция М.Ю.Лермонтова, нашедшая отражение в стихотворении «Валерик», утверждает идею бессмысленности войны. Героический пафос хвалебных песен о доблести русского оружия уходит в прошлое.

    В «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого формируется авторская концепция войны – «в крови, в страданиях, в смерти». Для повествователя и солдат война – сумасшествие; читатель становится свидетелем того, как в муках рождается нравственное сознание рассказчика. Событиям Крымской кампании посвящена также элегия Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны…» (1856). Материнские слёзы противопоставлены горю друга и жены. Горе матерей не утихает с годами, а потому вызывает сочувствие поэта:

    Им не узреть своих детей,

    Погибших на кровавой ниве.

    В стихотворении поэта XX века А.Т.Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…» звучит скрытое чувство боли, выраженное в фигуре умолчания: «Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…» Главным конфликтом произведения становится противопоставление живых и мёртвых, у которых мы в неоплатном долгу.

 

Нищий

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

М. Лермонтов

B8В первой строфе для усиления выразительности речи автор использует

нарушение прямого для русского языка порядка слов: «обители святой»,

«стоял…бедняк», «бедняк иссохший». Как называется такая стилистическая

фигура?

Ответ:

B9Выпишите из второй строфы стихотворения два слова-символа, связанных с евангельским сюжетом. (Ответы дайте в именительном падеже.)

Ответ:

B10Каким термином можно назвать повторение слова «так» в начале нечетных строк третьей строфы?

Ответ:

B11В стихотворении можно выделить две смысловые части: 1-2-я строфы

связаны с образом бедняка, а 3-я строфа – с образом лирического «я».

Назовите термин, которым можно обозначить взаиморасположение и

взаимосвязь частей и образов стихотворения.

Ответ:

B12Части стихотворения сопоставлены друг с другом по смыслу и при помощи слова «так». Какой художественный прием, основанный на уподоблении соотносимых явлений, здесь использован?

Ответ:

При выполнении заданий C3 – C5 напишите развернутый ответ.

C3В чем символический смысл названия этого стихотворения – «Нищий»?

C4В каких произведениях русской поэзии, как и в стихотворении

М.Ю. Лермонтова «Нищий», любовь – это страдание? Свой ответ

аргументируйте.

Ответы:

B7 эпитеты

B8 инверсия

B9 хлеб, камень; камень, хлеб

B10 анафора

B11 композиция

B12 сравнение

С3.Прямой смысл слова «нищий» связан с обозначением бедняка, просящего

«куска хлеба» «у врат обители святой». Именно таков смысл понятия «нищий» в двух

первых строфах. Контекстуальным синонимом к слову «нищий» становится

выражение «просящий подаянья бедняк». Однако в последней строфе значение слова

«нищий!» приобретает субъективно-авторский оттенок. С «нищим» лирический герой

сравнивает себя. Многозначность понятия «нищий» проявляется и в том, что

лирическое «я» – это не просто обделенный любовью человек. Это тот, кто «молил

любви», но был обманут в своих лучших чувствах, подобно бедняку, просящему хлеба

и получившему в ответ камень. (Реальный факт встречи юного Лермонтова со

слепым нищим в Троице-Сергиевой лавре описан в воспоминаниях Е. А. Сушковой.)

Слова «хлеб» и «камень» как символы жизни и смерти сближают поэтический мир

стихотворения с библейским контекстом. Поэтому для лирического «я» отсутствие

любви («хлеба») и замена ее «камнем» становятся равносильны смерти и усиливают

драматический пафос стихотворения.

С4. Любовь-страдание является лейтмотивом любовной лирики Лермонтова в целом. Таковы раннее стихотворение «Поцелуями прежде считал…» и позднее – «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Драматическим пафосом любви-страдания проникнуто и стихотворение «Я не унижусь пред тобою…».

Любовь как вину и поединок роковой воспринимает лирический герой

«денисьевского цикла» Тютчева в стихотворениях «О, как убийственно мы любим…» и «Предопределение». Главное чувство лирического «я» первого стихотворения – вина перед женщиной, которой его любовь принесла лишь роковые испытания.

Любящая женщина для поэта безупречно чиста, но их страсть оказывается

трагической и несет ей лишь страдания. В стихотворении   Предопределение» поэт подвергает сомнению бытующее мнение о любви как гармоничном союзе душ. Он считает, что любовные отношения сложны и лишены безоблачности. Он и Она постоянно находятся в состоянии «рокового поединка», но это не поединок врагов.

Это своеобразное состязание в жертвенности. Каждое из любящих сердец спешит без остатка отдать другому свою нежность. Однако то сердце, которое оказывается нежнее, гибнет раньше, истратив свои внутренние силы. Отсюда диалектическая

двойственность любви, дающей человеку и величайшую радость, и безмерное страдание.

Лирический герой любовной лирики Некрасова в стихотворениях «Мы с тобой бестолковые люди…»и «Я не люблю иронии твоей…» воспринимает любовь как человеческую драму непонимания.

Трагические мотивы страдания пронизывают многие любовные стихи Блока,

например, «О подвигах, о доблестях, о славе…» и раннюю лирику Ахматовой, например, стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…», «Песня последней встречи…», «Белой ночью», «Проводила друга до передней…» и др. Как величайшую трагедию воспринимает неразделенную любовь герой ранней

лирики Маяковского и его поэмы «Облако в штанах».

 

Тест.

Молитва

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

                 1839

B8.Укажите размер, которым написано стихотворение.

 

В9.Выпишите из стихотворения слово, обозначающее (в переносном смысле) тяжёлую ношу, непосильный груз.

 

B10.Укажите название синтаксического приёма, который заключается в повторе одного и того же слова в начале последних двух строк стихотворения.

 

B11.В двух последних строках стихотворения уместилось целых три односоставных предложения. В них нет подлежащего, и создаётся впечатление, что действие происходит (или состояние возникает) само собой, без участия и воли человека. Назовите тип этих односоставных предложений.

 

B12.Как называется образное, эмоциональное определение предмета или явления (молитва чудная, сила благодатная)?

 

 

C3.Почему, с вашей точки зрения, стихотворение заканчивается многоточием?

 

C4.Какие стихотворения Лермонтова вы назвали бы контрастными по отношению к этому стихотворению?

 

Ответы и комментарии

B8 хореем; хорей
B9 бремя
B10 анафора; единоначатие
B11 безличные; безличные предложения
B12 эпитет

 

Задания С3–С4.Это достаточно редкий для автора случай «светлого», гармоничного стихотворения. «Трудной» названа лишь «минута», «сомненье далеко», душа в молитве освобождается от бремени. Молитва не зря названа «чудной»: это освобождение человека происходит как бы само собой (верится, плачется, легко, легко – безличные предложения). Слова молитвы действуют как бы помимо их смысла – своим созвучьем, заключённой в этом созвучье жизнью, непонятной, святой прелестью. Однако многоточие (и повтор слов в конце последней строки) можно истолковать как возникающую интонацию неуверенности: герой чувствует, что освобождение пришло ненадолго, что грусть вернётся – и он хочет продлить молитву, чтобы отсрочить эту минуту (потому что такое состояние лёгкости он испытывает только в молитве).

Контрастно к этому стихотворению могут выглядеть многие программные стихотворения Лермонтова, в которых сильны мотивы борьбы или сомнения, разочарования.

 

Тест.

Сон

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая ещё дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их жёлтые вершины

И жгло меня – но спал я мёртвым сном.

И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне.

Меж юных жён, увенчанных цветами,

Шёл разговор весёлый обо мне.

Но, в разговор весёлый не вступая,

Сидела там задумчиво одна,

И в грустный сон душа её младая

Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той;

В его груди, дымясь, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струёй.

                                                     1841

B8.Как называется разновидность композиции, при использовании которой читатель в конце произведения возвращается к его началу?

 

B9.Во второй строфе использован фразеологизм, который помогает читателю понять, что герой стихотворения не будет спасён, он умрёт, хотя нигде не сказано об этом впрямую. Выпишите этот фразеологизм.

 

B10.Во многих предложениях стихотворения применён синтаксический приём нарушения прямого порядка слов (например, глубокая ещё дымилась рана; шёл разговор весёлый обо мне). Как называется такой приём?

 

B11.В стихотворении используется приём повторения одинаковых или близких звуков (жгло их жёлтые вершины и жгло меня). Как называется такой приём?

 

B12.Каким размером написано стихотворение?

 

C3.Какую роль в понимании этого стихотворения играет его название?

 

C4.В каких ещё произведениях русской литературы есть мотив сна? Зачем авторы изображают сны героев в своих произведениях?

 

 

Ответы и комментарии

B8  кольцевая; кольцевая композиция; кольцо

B9  спал я мёртвым сном; спал мёртвым сном; спать мёртвым сном

B10 инверсия; обратный порядок слов

B11 звукопись; ассонанс; аллитерация

B12 ямб; пятистопный ямб

 

 

Задание С3.Если бы не название, сюжет стихотворения можно было бы пересказать примерно так: смертельно раненный человек в предсмертном бреду представляет, как его возлюбленная вспоминает о нём и почему-то чувствует, что он погиб. Название же придаёт стихотворению другую точку отсчёта, другую систему координат: герой не ранен – ему снится, что он ранен и видит сон о своей возлюбленной, которая «видит сон» (грезит наяву) о нём. Такое необычное построение сюжета (похожее на отражение зеркала в зеркале) вызывало повышенное внимание к стихотворению и стало причиной того, что само оно, в свою очередь, «отражается» во многих стихотворениях более поздних поэтов.

 

Задание С4.Сны видят многие персонажи: Светлана у В.А. Жуковского, Гринёв в «Капитанской дочке», Татьяна в «Евгении Онегине», Мцыри, Обломов, Катерина в «Грозе», Раскольников и Свидригайлов в «Преступлении и наказании», Петя Ростов и Пьер Безухов в «Войне и мире» и т.д. С одной стороны, сны помогают понять внутренний мир героев, обнажая их мечты и страхи. С другой стороны, в снах часто предвосхищаются будущие события. Стихотворение Лермонтова – пример такого пророческого сна.

 

Тест.

Расстались мы, но твой портрет

Я на груди моей храню:

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

И, новым преданный страстям,

Я разлюбить его не мог:

Так храм оставленный – всё храм,

Кумир поверженный – всё бог!

                                             1837

B8.К какому роду литературы относится это произведение?

 

B9.Выпишите из стихотворения слово, которое имеет такие значения: «статуя божества, идол; предмет восхищения, поклонения».

 

B10.В этом стихотворении встречается целый ряд противопоставленных мотивов и образов: сейчас – тогда, разлука – соединение, храм оставленный –

храм, кумир поверженный – бог и т.д. Как называется в литературоведении противопоставление, намеренное сталкивание контрастных элементов?

 

B11.Две последние строки стихотворения устроены похоже с синтаксической точки зрения, созданы по одной модели. Как называется такое сходное расположение элементов речи в смежных частях текста?

 

B12.Как называется нарушение «естественного» порядка слов, с которым мы неоднократно встречаемся в этом стихотворении: расстались мы, душу радует мою, новым преданный страстям, храм оставленный, кумир поверженный и т.д.?

 

C3.Какие советы вы дали бы чтецу, который захотел исполнить это стихотворение перед аудиторией? С какими трудностями ему предстоит столкнуться при чтении вслух, что необходимо учесть?

 

C4.Какие ещё стихотворения о разлуке, о любви, оставшейся в прошлом, вам известны и как они перекликаются со стихотворением Лермонтова?

 

 

Ответы и комментарии

B8  к лирике; лирика

B9  кумир

B10антитеза

B11параллелизм; синтаксический параллелизм

B12инверсия

 

Задание С3.Никакого «правильного» ответа на вопрос С3 нет и быть не может – тем интереснее читать ответы школьников и (надеемся) их создавать.

Надо поощрить ребят за удачные мысли. Единственное, что следует иметь в виду: в советах чтецу надо идти от текста стихотворения. Задание и направлено на то, чтобы помочь ребятам присмотреться к таким пластам стихотворения, которые не проверяются и не охватываются тестами, а при этом гораздо важнее того, что мы этими тестами проверяем. Например, можно заметить, что в этом стихотворении только мужская рифма. Это довольно необычно, тем более в сочетании с самым распространённым в русской поэзии размером – четырёхстопным ямбом. Попробуем «поймать» и определить свои ощущения от «ударных» финалов всех строк (это будет непросто, но интересно).

Затем обратим внимание на знаки препинания, которые нельзя впрямую произнести – их надо обыграть интонационно. Два четверостишия этого стихотворения представляют собой сложные предложения, ровно посередине каждого – двоеточие.

Что означает этот знак в бессоюзном предложении? После него идёт или объяснение причины того, что было перед ним, или какая-то дополняющая, поясняющая информация. Как при чтении эту «причинность» («я храню твой портрет, потому что он мне радует душу») и «объяснительность» («не могу забыть, ведь не перестают быть святынями и храм оставленный, и кумир повержеый»)?

Тоже задача для чтеца.

Ещё одна сложность – две последние строки. Последняя стопа в них «разрывается» на два слова (особая экспрессия; этим свойством строки выделяются

на общем фоне). Как их прочесть? Делать ли дополнительное ударение на слове «всё», находящемся в безударном положении (опять как бы внутренний взрыв – мы ведь привыкли, что «ё» всегда ударна)?

Или пойти за ритмом и не выделять «всё» голосом?

И что значит это «всё»? Как его прочесть, чтобы стало понятно: «всё» – это «всё равно», «всё ещё»?

Вполне возможно, что школьники обратят внимание в тексте на совсем другие вещи. Будьте толерантны в оценке их находок: анализ и чтение поэзии – дело очень тонкое и трудное.

 

Задание С4.Для сопоставительной работы подойдут, например, стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил...», «К***», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», М.Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою...», А.А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...», С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных...».

 

Тест.

 

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть:

Как я любил, за что страдал, –

Тому судья лишь Бог да совесть!..

Им сердце в чувствах даст отчёт,

У них попросит сожаленья;

И пусть меня накажет Тот,

Кто изобрёл мои мученья.

Укор невежд, укор людей

Души высокой не печалит, –

Пускай шумит волна морей,

Утёс гранитный не повалит;

Его чело меж облаков,

Он двух стихий жилец угрюмый,

И, кроме бури да громов,

Он никому не вверит думы...

                                              1837

B8.К какому роду литературы относится это произведение?

 

B9.Выпишите из стихотворения устаревшее слово, синоним к слову «лоб», употреблённое здесь как метафора.

 

В10.Стихотворение, как это часто бывает у Лермонтова, строится на контрастном противопоставлении мира лирического героя и мира людей. Как называется такое противопоставление?

 

В11.Гранитный утёс в стихотворении назван «двух стихий жильцом угрюмым», он «никому не вверит думы». Как называется такое перенесение человеческих черт на неживой предмет?

 

В12.Каким размером написано это стихотворение?

 

C3.Почему это стихотворение можно назвать романтическим?

 

C4.Какие ещё стихотворения о противостоянии героя и мира, об одиночестве вам известны и как они перекликаются со стихотворением М.Лермонтова?

 

Ответы и комментарии

B8   к лирике; лирика

B9   чело

B10 антитеза

B11 олицетворение

B12 ямбом; ямб; четырёхстопным ямбом; четырёхстопный ямб

 

Задание С3.В этом стихотворении много примет романтизма. Хорошо, если школьники назовут противостояние одинокого, непонятого героя миру, заметят наличие «двоемирия», антитез (мир людей, толпы, мир дольний – и мир «бурь

и громов»). Герой стихотворения хочет укрыть свою тайну от всех; он много страдал и чувствовал в прошлом. Ныне его удел – мучения, угрюмость; он должен терпеть и молчать. Но душа у него – «высокая». Невозможность оторваться от земли и при этом невозможность не стремиться в небо, «разорванность» между двумя стихиями – тоже важный признак романтического героя. Романтически возвышенными являются и употребляемые в стихотворении образы (например, природные), и сам стиль.

 

Задание С4.Для сопоставления подойдут другие стихотворения самого Лермонтова («Утёс», «На севере диком стоит одиноко...», «Листок», «Нет, я не Байрон...» и др.), а также двух ярких «романтиков» XX века – В.Маяковского (дореволюционная лирика) и М.Цветаевой. Возможно и сопоставление с такими стихотворениями А.Пушкина, как «Поэту» или «Из Пиндемонти».

 

 

C3 Почему это стихотворение можно назвать романтическим?

 В этом стихотворении много примет романтизма:

противостояние одинокого, непонятого героя миру, наличие

«двоемирия», антитез (мир людей, толпы, мир дольний – и мир «бурь и

громов»). Герой стихотворения хочет укрыть свою тайну от всех; он много

страдал и чувствовал в прошлом. Ныне его удел – мучения, угрюмость; он

должен терпеть и молчать. Но душа у него – «высокая». Невозможность

оторваться от земли и при этом невозможность не стремиться в небо,

«разорванность» между двумя стихиями – тоже важный признак

романтического героя. Романтически возвышенными являются и

употребляемые в стихотворении образы (например, природные), и сам стиль.

 

C4Какие еще стихотворения о противостоянии героя и мира, об

одиночестве вам известны и как они перекликаются со

стихотворением М.Лермонтова

Для сопоставления подойдут другие стихотворения самого Лермонтова

(«Утес», «На севере диком стоит одиноко», «Листок», «Нет, я не Байрон» и др.), а также двух ярких «романтиков» 20 века – В.Маяковского (дореволюционная лирика) и М.Цветаевой. Возможно и сопоставление с такими стихотворениями А. Пушкина, как «Поэту».

И СКУЧНО И ГРУСТНО

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

5Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно...

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
10 Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка...

Нищий.

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

1830

 

Парус.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет

И мачта гнётся и скрыпит…

Увы, он счастия не ищет

И не от счастия бежит…

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой,

А он, мятежный, ищет бури,

Как будто в бурях есть покой!

Более значимы в стихотворении поиски смысла жизни и выражение противоречивой свободы человеческого духа, его вечные поиски гармонии. В стихотворении нет четких картин, но даются неясные, не до конца определенные образы. Мы не видим белый парус. Он только «белеет» где-то далеко, «в тумане моря голубом». Далее только череда вопросов. Куда плывет, чего ищет, к чему стремится человек? На них нет ответа. И море, и небо, и простор, и дымка тумана, - все это вызывает ощущение восторга, но и щемящее чувство одиночества, недостижимости чего-то прекрасного. Это философское стихотворение о вечной неудовлетворённости человека, его поисках смыла жизни, борьбе.

 Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет.

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятия нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” - ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 4285; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!