ОБЩЕСТВЕННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ



Рассмотрим общественно - экономические формации, что это такое, из чего состоят и их суть.

Понятие общественно - экономической формации, впервые сформулированное Карлом Марксом, лежит в основе материалистического (мир - это материя и законы, управляющие ее движением) понимания истории.

Общественно - экономическая формация в марксизме - это стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею. Для понимания обычными людьми общественно - экономическая формация - это исторический тип общества, развивающийся на основе определенного способа производства.

Понятие, сформулированное Марксом, дает возможность рассматривать развитие человеческого общества как закономерный процесс смены одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной, понять неизбежность перехода человечества от капитализма к коммунизму.

Схема №1. Прогресс формаций по Марксу.

В основе каждой формации лежит определённый способ производства. Производственные отношения, взятые в их совокупности, образуют сущность данной формации. Структура общественно-экономической формации понимается в марксизме, как совокупность сущностных сторон общественной жизни, определяющую роль в которой играют производственные отношения соответствующие наличному уровню производственных сил. На основе разделения всех общественных отношений на материальные и идеологические можно выделить два крупных структурных образования – базис и надстройку, которые представлены на схеме № 2.

Схема № 2. Модель общества по теории Маркса.

 

Рассмотрим, что такое базис и надстройка, их характеристики и функции.

Базис - это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений.

Надстройка - совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь).

Базис носит исторически изменяющийся характер, что обусловлено развитием производительных сил. Коренные изменения в экономическом строе общества (т.е. в базисе) вызывают изменения и в надстройке. Однако, изменения в ней, по Марксу, происходят не автоматически вслед за изменениями в базисе, а лишь через опосредующие звенья. Например, философия определенным образом связана с базисом через политику, право, мораль. Надстройка обладает относительной самостоятельностью в своем развитии. Она может несколько отставать от базиса или опережать его в своем развитии. Надстройка выполняет в обществе важные социальные функции. Она выражает и закрепляет экономические отношения собственности данного общества, прежде всего с помощью определенных правовых и политических норм и учреждений. Но в каждом обществе существуют элементы надстройки, выполняющие разрушительные функции по отношению к породившему их базису, и способствующие возникновению нового базиса. Таким образом, надстройка оказывает активное воздействие на базис. По версии Маркса, разработка концепции «базиса и надстройки», с одной стороны являла собой одну из первых попыток анализа социума как сложной системы, а с другой же - выступила как избыточно упрощенная попытка материалистического решения применительно к обществу.

Понятию общественно - экономической формации присущ ряд недостатков:

1. отсутствует социальная сфера - потребления и быта людей, в интересах которых и возникает общественно - экономическая формация.

2. в этой модели общества политическая, правовая, духовная сферы лишены самостоятельной роли, служат простой надстройкой над экономическим базисом общества.

Для чего возникает общественная формация? По Марксу, она возникает, прежде всего, для удовлетворения материальных потребностей людей, поэтому у него экономика занимает базисное место.

Согласно марксистской концепции, ход мировой истории, выраженный в виде строго последовательной смены одной формации другой. Но когда речь заходила об отдельной стране, то общего формационного подхода было недостаточно для характеристики уровня и состояния её развития.

 

2. РОЛЬ ТРУДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Труд — целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый в таком общем виде труд есть, как писал К. Маркс, «…вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем её общественным формам».

Труд — это процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Определённое отношение человека к природе — первая сторона труда. Преобразуя внешнюю природу, человек вместе с тем преобразует и свою собственную природу. Изменение внешней природы есть в первую очередь приспособление предметов к потребностям человека.

Труд включает в себя следующие простые моменты:

ü целесообразную деятельность, или сам труд;

ü предмет труда,

ü средства труда,

ü результат труда.

Труд как преобразование природы созревает тогда, когда все его простые моменты сами создаются трудом, а не даны в готовом виде. Созревание труда — исторический процесс, который не вполне завершён, если труд совершается в обществе главным образом ради поддержания физического существования. Вполне зрелый труд — труд главным образом ради потребности в труде, при этом поддержание физического существования низводится на роль необходимой предпосылки труда. Как преобразование внешней природы труд — основное условие специфически человеческого существования. Его становление было фундаментальным процессом выделения человека из животного мира, образования современного биологического типа человека и человека в качестве общественного существа.

Процесс труда — это не только воздействие людей на природу. Чтобы производить материальные блага, люди вступают в определённые связи и отношения между собой — производственные отношения. Характер последних определяет социальный характер труда, ибо с изменением форм собственности происходит изменение способов соединения рабочей силы со средствами производства.

Таким образом, вторая сторона труда — общественный характер отношения людей друг к другу по поводу условий, процесса и результата трудового отношения к природе. Эта сторона труда развивается на основе и в единстве с первой, но не сводится к ней. Единство сторон ближайшим образом реализуется в кооперации и разделении труда. Взаимосвязь этих сторон исторически изменялась, соответственно исторически изменялись и представления о труде. Труд и производство едины и отличны друг от друга. Труд — преобразование внешнего мира с точки зрения участия в нём человека, а производство — преобразование внешнего мира с точки зрения результата, продукта преобразования.

Фридрих Энгельс в 1876 г. опубликовал работу под названием «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», в которой он значительно расширил представления о роли труда в жизни человека. Труд, по его мнению, – это не только источник богатства. Его роль значительно шире: труд явился главной и основной причиной возникновения человека (т.е. превращения обезьяны в человека), источником всякого богатства, основным условием всей человеческой жизни.

Революционным моментом в этом процессе явилось внезапное обретение прямохождения, в жизни обезьяны это приобретение стало судьбоносным. Освобождение передних лап изменило их прежние функции (хватания при лазании по деревьям, хождения по земле) и подготовило их к выполнению иных функций. Так появилась рука! Став свободной от своих прежних функций, – пишет Энгельс, – рука «могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению». Одним из наиболее значимых последствий этого явилось приобретение навыков изготовления орудий труда и их применения.

Человеческая рука оказывается не просто органом осязания, но и органом труда, орудием всех орудий. Труд доводит этот человеческий орган до такого совершенства, что ему становятся доступны такие совершенства, как музыка Паганини и картины Рафаэля. Но рука – лишь один их членов целого, в высшей степени сложного человеческого организма, поэтому все, что шло на пользу руке, шло на пользу всему телу. Однако было еще одно обстоятельство, которое существенным образом способствовало «шествию» человека к ожидаемым трансформациям. У него был высокоразвитый общественный, инстинкт. А с этим, как пишет Энгельс, связано пробуждение и развитие потребности что-то сказать друг другу. Но сказать человек мог лишь при постепенном совершенствовании своей гортани, что так необходимо для произнесения членораздельных звуков.

Таким образом, три великих приобретения:

- прямая походка, открывшая человеку больший простор для обозрения;

- передние конечности, которые можно было использовать совершенно по другому назначению;

- эволюция гортани, столь важного органа для произнесения звуков и сообщения сигналов сородичам,

 привели к качественным преобразованиям органа мышления – мозга, органов чувств.

Энгельс пишет и о наличии фактора обратного влияния этих приобретений, которые дополнили биологическую эволюцию человекоподобных обезьян. Социальные последствия этой биологической эволюции, превращения обезьяны в человека, автор находит в трансформации охотничества в земледелие, обретении оседлости, навыков в преобразовании природы, среды обитания, металлообработке и т.п. Далее возникают наука, культура, цивилизация. Человек, таким образом, не ограничивается пассивным непреднамеренным влиянием на природу, он изменяет природу активно, сознательно приспосабливая ее к своим нуждам. И этим он обязан труду. Человек уподобляется, следовательно, техническому животному.

В настоящее время мотивами и побуждениями к труду и деятельности являются:

1. поддержание собственного существования на выживание человека

2. продолжение жизни

3. необходимость удовлетворить потребности в труде, труд ради творчества, приносящего ощущение полноты бытия

4. борьба с другими людьми за присвоение продуктов труда или ради помощи людям.

5. но самое главное в настоящее время это заработать как можно больше денег, но не в них счастье вот что по этому поводу сказал Маркс: «Деньги превращают верность в измену, любовь в ненависть, ненависть в любовь, добродетель в порок, раба в господина, господина в раба, глупость в ум, а ум в глупость».

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1315; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!