Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки в младшем школьном возрасте



2.1 Описание методики и эмпирического исследования

Тест-опросник степени увлеченности подростков компьютерными играми (Гришина А.В.).

Цель работы:изучениестепени увлеченностиподростков компьютерными играми

Данный тест-опросник, разработанныйна базе методики К. Янг и позволяющий оценить количественную выраженность степени увлеченности младших подростков компьютерными играми. Для определения степени увлеченности Интернетом К. Янг  разработала краткий тест (Young, 1996), который состоял из 8 вопросов с дихотомическим выбором вариантов ответов. По мнению автора, респондент считается зависимым, если дает положительный ответ на 5 или более вопросов. Современный вариант теста К. Янг содержит 20 вопросов, ответы на которые оцениваются по 5-балльной шкале. По количеству набранных баллов выделяются три группы людей: зависимые, пограничные, здоровые.

Опросник содержит 22 вопроса, определяющих пять 5 основных шкал: эмоциональное отношение к компьютерным играм; самоконтроль вкомпьютерных играх; целевая направленность на компьютерные игры; родительское отношение ккомпьютерным играм; предпочтение виртуального общения реальному.

В ходе составления опросника методом беседы с подростками и с помощью наблюдения за их реальным поведением был выявлен репрезентативный перечень вопросов, отражающих содержание компонентов игрового поведения. В результате было составлено 32 утверждения.

Итоговый опросник состоит из 5 шкал, каждая из которых содержит вопросы, предполагающие 6 градаций ответов: никогда, редко, иногда, часто, очень часто, постоянно. При обработке результатов каждому ответу испытуемого присваивается балл от 1 до 6. По каждой шкале опросника набранные баллы суммируются. Полученные результаты определяют количественные показатели, значения которых подставляются в формулу для подсчета степени увлеченности компьютерными играми. Исследование может проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной форме.

 


 

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования.

Исходя из цели нашей курсовой, нам необходимо было изучить степень увлечённости компьютерными играми и наличиекомпьютерной зависимости. Исследованиепроводилось с помощьютеста-опросника степени увлеченности подростков компьютерными играми (Гришина А.В.)

Эмпирическая выборка состояла из 30 учащихся 8 - 9 классов ГУО «СШ № 3, г. Орши. (30 мальчиков).

Протоколы ответов испытуемых на вопросы методики анализировались количественно и качественно. Анализировались ответы всех испытуемых, принимавших участие.

Бланки с ответами испытуемых на вопросы тестовых опросников обрабатывались в соответствии с правилами обработки каждого теста.

По результатам исследования методики 1 этапа, был составлен итоговый протокол, представляющий собой таблицу (Табл. 1). Строки этой таблицы – испытуемые, а столбцы – уровневые показатели, значение которых было подсчитано, согласно ключу.

В ходе исследования получились следующие результаты:

На 1 этапе: у 30 испытуемых исследоваласьстепень увлечённости компьютерными играми и наличие компьютерной зависимости.

На бланках изображены22 вопроса с 6 вариантами ответов: «никогда», «редко», «иногда», «часто», «очень часто», «постоянно». В бланке для ответов перед соответствующим номером вопроса нужно поставить знак «+» в соответствующей колонке ответов.

После этого расчёты производятся в соответствии с ключом:

Шкала уровня эмоционального отношения к КИ, суммарный показатель (Иэ) — 5 пунктов (номера вопросов: 4, 5, 13, 18, 20).

Шкала уровня самоконтроля в КИ, суммарный показатель (Ис) — 9 пунктов (номера вопросов: 3, 8, 9, 11, 12, 15, 16, 21, 22).

Шкала уровня целевой направленности на КИ, суммарный показатель (Иц) — 3 пункта (номера вопросов: 1, 6, 7)

Шкала уровня родительского отношения к тому, что дети играют в КИ, суммарный показатель (Ир) — 2 пункта (номера вопросов: 2, 17).

Шкала уровня предпочтения общения с героями КИ реальному общению, суммарный показатель (Ио) — 3 пункта (номера вопросов: 10, 14, 19).

Конечный расчёт проводится по формуле:

Икз=0.21×Иэ + 0.4×Ис + 0.08×Ир + 0.34×Ио + 0.3

(Икс – игровая компьютерная зависимость).

Окончательные результатыприведены в Таблица 1.

 

Табл.1 Степень увлеченности подростков компьютерными играми (по результатам теста) учащихся 8-9 – х классов


Выводы по 2-й главе:

При проведении методики теста-опросника степени увлеченности подростков компьютерными играми (Гришина А.В.) я изучил психологические особенности, в данном случае игровую зависимость, в подростковом возрасте и получили следующие результаты: из всех испытуемых только 6 человек имеют компьютерную зависимость и 3 человека не имеющих данной проблемы. Остальные имеют тенденцию к развитию компьютерной зависимости. Для предотвращения усугубления данной психологической проблемы необходимо составление списка рекомендации по коррекции данной проблемы.

Психика детей еще неустойчива к неблагоприятным воздействиям, любые переживания и неприятности воспринимаются как безвыходные или катастрофические. Ролевая компьютерная игра позволяет найти простой и доступный способ создания другого мира, жизненных ситуаций, доселе не испытанных и невозможных в реальности.

Именно по причине того, что дети не могут справиться со своими трудностями (буть то общение со сверстниками или родителями, буть то учёба в школе или отношение преподавателей к слабым в обучении детям), они и уходят в компьютерный мир – в тот мир, где они точно уверены, что получат эмоциональную разгрузку.

 


 

Заключение.

Таким образом, можно подытожить,что компьютерная зависимость - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.

У человека, по своей воле прикованному к компьютеру, начинаются проблемы с реальностью: нарушается социальная адаптация, становится трудно находить общий язык и общие темы с другими людьми. Многие социально значимые вещи, такие как карьера, работа, семья перестают волновать. Происходит негативное влияние на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую сферы деятельности.

Существует два механизма формирования компьютерной зависимости:

Первый механизм - это уход от реальности. Основой этого механизма является потребность подростка в отстранении от повседневных хлопот и проблем, будь то проблемы в школе, со сверстниками, в семье или с учителями. Термин «уход от реальности» обозначает не просто уход из общества или социума, а именно уход от реальности. Уйти от социума можно, используя совершенно другие и самые разнообразные способы, включая неролевые компьютерные игры. Однако, чтобы уйти от настоящей реальности, необходимо заменить ее на другую - виртуальную [22].

Второй механизм формирования компьютерной зависимости - это принятие роли. Для подростка характерно стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет ему удовлетворять потребности, которые по каким-то причинам не могут удовлетвориться в реальной жизни.

Однако в разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации [20].

 


 

Приложение 1.

Компьютерная зависимость: рекомендации родителям

Зависимость ребенка от Интернета – одна из самых распространенных проблем, с которыми обращаются родители Несомненно, современное поколение, которое социологи так и называют «говорящие на языке Интернета», не представляет себе и дня без использования гаджетов.

Многие волнения родителей по поводу сильной привязанности к технологиям совершенно напрасны. Ведь всемирная паутина дает массу возможностей для обучения и развития. Но одновременно с этим детские и подростковые психологи отмечают случаи, когда увлеченность технологиями не идет на пользу, а скорее начинает вредить ребенку.

Если вы обеспокоены тем, что ребенок проводит слишком много времени в сети или больше дозволенного играет с гаджетами, Я – Родитель рекомендует предпринять следующие меры.

1. Ограничивайте свое время пользования Интернетом, когда общаетесь с детьми

Исследователи доказали, что дети часто чувствуют себя покинутыми, когда родители отвлекаются от разговоров на телефон или компьютер. В результате ребенок сам «погружается» в виртуальный мир. Так что возьмите себе за правило не отвлекаться на устройства, когда разговариваете с ребенком.

2. Изучите поведение ребенка в Интернете

Начните с исследования того, как ваш ребенок пользуется сетью. Играет ли он в игры? Постит ли селфи в социальных сетях? Ведет ли блог? В какое время он пользуется Интернетом?

Ответы на все эти вопросы помогут вам лучше понять, как действовать дальше.

3. Копируйте Интернет-активность ребенка

Если ваше чадо «зависает» в социальных сетях, то добавьте его к себе в друзья и подпишитесь на группы, которые ему интересны. Время от времени вы можете даже общаться с ребенком с помощью того средства коммуникации, которое он предпочитает.

Подобный «трюк» поможет установить контакт в случае, если разговор между вами и ребенком не клеится. Ребенок будет больше открыт к общению, а вы, возможно, осмелитесь виртуально задать ему те вопросы, на которые ранее не получали ответа.

4. Переводите ребенка из онлайна в оффлайн, ориентируясь на его интересы

Как только вы поняли, что «цепляет» ребенка в Интернете, вы можете постепенно переводить его из онлайна в оффлайн.

Если ребенок играет в определенный тип игр, то предложите ему совместную настольную или активную игру с похожим смыслом. Например, ваш ребенок не может оторваться от создания своего виртуального мира. Значит, он так же полюбит конструкторы или химические наборы, позволяющие «копировать» его деятельность в популярных играх. Если сын или дочь предпочитает компьютерные игры типа квест, запланируйте в выходной совместный поход на квест в реальности.

Некоторым детям в игре больше привлекает элемент соревнования. Дайте малышу возможность делать то же самое, к примеру, отведя в спортивную секцию на борьбу.

Если ребенок «завис» в социальных сетях, предложите общение с друзьями в реальности: устройте домашние игры в «Мафию», «Активити», «Крокодила» или другие, которые найдут живой отклик у подрастающего поколения.

5. Станьте Интернет-гуру для ребенка

Стив Джобс, пожалуй, самый известный Интернет-гуру современности, сильно ограничивал своих детей в пользовании созданным им самим айпадом. Вам наверняка интересно, какие аргументы он приводил своим детям, чтобы они слушались?

В этом случае главную роль играет авторитет родителя. Став технологическим гением, Джобс без труда мог объяснить детям пользу и вред устройств так, чтобы его послушались.

Изучайте современные технологии, рассказывайте детям о возможностях, которые они предоставляют. Рассказывайте о положительных примерах применения Интернета: это и огромные возможности получить удаленное образование по интересующему предмету от ведущих ВУЗов мира, и изучение практически любого иностранного языка, не выходя из дома.

Станьте положительным примером «умного» использования технологий для своего ребенка, и он, сам того не осознавая, будет тянуться за вами и брать с вас пример.

6. Придумывайте вместе с ребенком новые хобби

Все эксперты сходятся во мнении, что наличие хобби – самый «мощный» инструмент излечения от зависимости, и не только от Интернета. Если вы уже знаете интересы ребенка, предложите ему варианты офлайн-активности: будь то занятия спортом, театром или музыкой. Если ребенок ничем не интересуется, кроме Интернета, вернитесь к рекомендации номер два, а затем последуйте рекомендациям три и четыре.

7. Объявите «День свободы от Интернета»

Наконец, заведите в семье особенные дни отдыха от технологий. Вы можете придумать семейные праздники или создать новые семейные традиции.

Дополнительно в этот день придумайте собственную игру, по правилам которой любой член семьи получает «желтую карточку», когда берет телефон или «срывается» на компьютер. Разработайте способы поощрения за технологическое воздержание. Чем интереснее и сложнее правила, тем лучше может оказаться эффект.

 


 

Список использованных источников:

1. Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований/ С.А. Шапкин. - Психологический журнал, 1999, том 20, №1

2. Гордеева, А.В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект/ А.В. Гордеева. - К. - 2004. - С. 11-16.

3. Мулик, Е.О., Коломиец, А.А., Мулик, Ю.В. Пограничные психические расстройства у подростков, возникшие в результате компьютерной зависимости/ Е.О. Мулик, А.А. Коломиец, Ю.В. Мулик // Материалы научного симпозиума. - Л., 2003. - С. 73-74.

4. Жичкина, А.Е., Белинская, Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета/ А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская // Труды по социологии образования/ А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская. - 2000. - Т. 5, вып. №7. - С. 34-40.

5. Прохоров, А.О., Сережкина, А.Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения/А.О. Прохоров, А.Е. Сережкина // Вопросы психологии/ А.О. Прохоров, А.Е. Сережкина. - 1995, №3. - С 53-61.

6. Гурьева, Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты/ Л.П. Гурьева // Вопр. Психологии/ Л.П. Гурьева. - 1993. - №3. - С. 5-16.

7. Юрьева, Л.Н., Больбот, Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика/ Л.Н. Юрьева, Т Ю. Больбот. - Дн.: Пороги, 2006. - 196 с.

8. . Иванов, М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера/ М. Иванов // Психол. Журнал/ М. Иванов. - 2003. - Т. 24, №2. - С. 10-14.

9. . Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков/ М.Л. Кочина, Л.В. Подригало, В.М. Синайко, А.В. Яворский и др. // Укр. ШСН. психоневрологи. - 2001. - Т. 9, вып. №1.-С. 109-112.

10. Венгер, А.Л Индивидуальные особенности психического развития и практические задачи психологии развития/ А.Л. Венгер. - М.:АСТ, 2010. - 34 с.

11. Сельченок, К.В. Психология зависимости: Хрестоматия/ Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2004.-592 с.

12. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков / М.Л. Кочина, Л.В. Подригало, В.М. Синайко, А.В. Яворский и др. // Укр. ШСН. психоневрологи. - 2001. - Т. 9, вып. - №1.

13. Асмолов, А.Г. Психология личности/ А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 272 с.

14. Козловская, Г.В., Кремнева, Л.Ф. Психогигиена детей и подростков/ Г.В. Козловская, Л.Ф. Кремнева. - М: Медицина, 1985. - С. 66-91.

15. Якушина, Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия/ Е.В. Якушина. - Педагогика, 2001. - №4. - С. 45-62.

16. Усков, А.Ф. Неистребимая аддикция к жизни: предисловие к сборнику // Психология и лечение зависимого поведения/ Под ред. Даулинга. Пер. с англ. Р.Р. Мурзатина, под ред. А.Ф. Ускова. - М.: «Класс», 2000. - 240 с.

17. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития/ Обзор психиатрии и мед.психологии/ Ц.П. Короленко. - 1991 - №3.

18. Абрамова, Г.С. Практическая психология/ Г.С Абрамова.-М.: Академический Проект, 2001. - 480 с.

19. Гурьева, В.А. Психопатология подросткового возраста/ В.А. Гурьева. - Томск.: НИИ ФСИН, 1996. - 287 с.

20. Братченко, С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты)/ С.Л. Братченко. М.: Смысл, 1999. - 137 с.

21. Ананьев, Б.Г. Теория ощущений/ Б.Г. Ананьев. - Л, 1961.-

22. Рудакова, И.А. Девиантное поведение/ И.А. Рудакова. - М., 2005. - 156 с.

23. Агеев В.В. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., МГУ, 1990.

24. Бабаев Ю.Б., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации. // Психологический журнал, т. 19, 1998, №1

25. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед.психол., 1991/1.

26. Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие. Новосибирск. 1998.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!