Глава 1. Компьютерная зависимость как вид поведения у подростков



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

 

Факультет социальной педагогики и психологии

 

Кафедра прикладной психологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: социальная психология

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙЗАВИСИМОСТИ

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

Шинкевич Владислав Викторович,

3 курс, 31 группа

 

Руководитель:

Виноградова С.А.

Старший преподаватель

 

Витебск, 2017

 


 

Оглавление

Введение. 4

Глава 1. Компьютерная зависимость как вид поведения у подростков. 6

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки в младшем школьном возрасте. 21

Заключение. 25

Список использованных источников: 28

 


Реферат

Курсовая работа 2 л.,  табл., 28 источников

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, ФОРМИРОВАНИЕ, СЕТЬ ИНТЕРНЕТ, КИБЕРАДДИКЦИЯ, ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ, УХОД ОТ РЕАЛЬНОСТИ.

Объектом исследования в данной работе является наличие компьютерной зависимости у подростков.

Предметом исследования выступают психологические особенности компьютерной зависимости в подростковом возрасте.

 Цель данной работы – изучить психологические особенности компьютерной зависимости у детей средних и старших классов.

Методы исследования: изучение психологической, педагогической и методической литературы, психодиагностические методы (методика «тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми(Гришина А.В.)»)

 


 

Введение.

Современный мир богат открытиями и достижениями. Технический прогресс набирает все большие обороты. Однако постоянными спутниками нашей жизни стали всевозможные стрессы, депрессии, пагубные привычки и зависимое поведение. Отклоняющееся от нормы поведение всегда вызывало интерес у специалистов широкого круга: психологов, врачей, педагогов, социологов, работников правоохранительных органов.

В связи с возрастающей компьютеризацией современного общества стала актуальна проблема компьютерной зависимости. В рамках отечественной психологии интерес к этой проблеме возник сравнительно недавно.

Основная проблема избавления от зависимости состоит в том, что личность больного искажена, дисгармонична, а потому, даже при активном желании излечиться, закрепить достигнутый результат бывает очень сложно.

Самостоятельные попытки оставить зависимость чаще всего приводят к развитию депрессивного состояния, которое поддерживает неодолимую тягу и проходит, когда больной возвращается к привычному занятию – компьютерным играм, длительному пребыванию в соцсетях и т.д. Все остальное в жизни блекнет, теряет свой смысл. Распространенностькомпьютерной зависимости в развитых странах составляет 2-3%, в основном – это дети, подростки, но иногда даже взрослые.

Изучением данной проблемы занимались Кимберли Янг, И. Голдберг, Ю.Д. Бабаева и др. Исследования этих авторов указывают на то, что на формирование компьютерной зависимости влияют не только желание и острая необходимость в уходе от реальности, потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры или личные проблемы, но и индивидуальные особенности человека. К таким особенностям относят характер, который определяет устойчивое поведение человека.

Компьютерная зависимость поражает как взрослых людей с устоявшейся психикой, так и подростков, находящихся на начальных стадиях своего формирования. Большое количество подростков и молодых людей предпочитает провождение своего досуга за компьютером, играя в компьютерные игры и общаясь на интернет-сайтах, активному отдыху или живому общению, что пагубно влияет на их психическое и физическое здоровье.

В настоящее время компьютерной зависимости подвергаются наиболее часто дети и подростки. Проблемы ухода в виртуальный мир могут быть разнообразными: конфликтные взаимоотношения с друзьями и одноклассниками, непонимание и недостаток внимания со стороны родителей, эмоционально-психологическое напряжение.

В связи с высокими темпами компьютеризации, постоянной связанностью с компьютером у подростков может возникнуть компьютерная зависимость, которая может привести к нарушению психики подростков.

Объект исследования - компьютерная зависимость.

Предмет исследования - особенности проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте.

Цель курсовой работы: выявить особенности проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте.

Задачи курсовой работы:

-выявить существующие виды компьютерной зависимости и её причины;

-определить влияние компьютерной зависимости на психические процессы и личность подростка.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников.

 


 

Глава 1. Компьютерная зависимость как вид поведения у подростков

 

1.1 Понятие и виды компьютерной зависимости

Компьютерная зависимость - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.

Новый термин - «кибернетическаялудомания» официально введен в мировую медицинскую практику. Он относится к людям, которые попали в тяжелую зависимость от компьютерных игр, что сказывается на их образе жизни и зачастую даже на физическом и моральном здоровье.

Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям[1]..

Компьютерная зависимость - пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Наиболее часто встречается в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах. У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старшем возрасте она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т.п. Компьютерная зависимость часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), данная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный «взлом» компьютерных программ и т.п.). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий [4].

Можно выделить три основных вида компьютерной деятельности:

1. Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;

2. Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, «игровая наркомания»;

3. Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, Интернет-аддикция, в том числе зависимость киберсексуальная [4].

Компьютерная зависимость подразделяется на несколько видов:

Первым видом является кибераддикция - зависимость от компьютерных игр, которая, в свою очередь, подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:

· Ролевые компьютерные игры, для которых характерен максимальный уход от реальности.

· Неролевые компьютерные игры, для которых характерно стремление к достижению цели - пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков.

Неважно, какой тип игры человек выбирает - все они одинаково действуют на сознание: дают потрясающее ощущение контроля над происходящим в виртуальной реальности, избавляя от необходимости думать о действительно важных делах и принимать серьезные решения. Это рождает иллюзию того, что время, проведенное за компьютерной игрой, потрачено не впустую. Мозг в период игры может расслабиться. Постепенно человек привыкает жить по правилам, а в реальной жизненной ситуации, когда нужно самостоятельно что-то решить, он теряется[1].

Уход от реальности в компьютерный мир со временем порождает безразличие к жизни, настоящие эмоции теряют свою яркость, стирается грань между чувствами. Характер отношений с компьютером принимает все более интимные, эмоциональные черты, создавая иллюзию комфорта и стабильности. Впоследствии сужается круг интересов, падает работоспособность, а трудности коммуникации усиливаются. Необходимость в компьютере или игровых приставках возрастает и становится непреодолимой, конкурируя с голодом и жаждой, потребностью в отдыхе и живом общении.

Другим видом компьютерной зависимости является сетеголизм - зависимость от Интернета. Проявляются бесконечным пребыванием человека в сети Интернет. Характеризуется долгим пребыванием в виртуальном мире (иногда по 12-14 часов в сутки), заведением виртуальных знакомств, скачиванием музыки, общением в чатах [5].

Некоторые признаки «сетеголика»:

· Чрезмерная увлеченность проблемами Интернета.

· Повторяющиеся, но имеющие успеха попытки держать под контролем свое использование Интернета или вообще прекратить им пользоваться.

· Раздражение, ощущение пустоты, грусть или даже глубокая депрессия в случае продолжительного отключения от Сети.

· Время, проведенное за интернет-серфингом всегда более длительное, чем предполагалось в начале.

· Из-за слишком сильного увлечения Интернетом появляется риск утраты важных личных контактов - семьи, друзей, коллег по работе.

· Использование Сети в качестве способа сбежать от личных проблем или же поднять настроение, как средства против чувства вины, безнадежности и депрессии.

· Низкая работоспособность [2].

Профессор К. Янг из Питсбургского университета, занимающийся исследованиями в этой области, выделяет четыре основных категории:

1. Киберсексуальная. Зависимость от интерактивных комнат общения для «взрослых» или от киберпорнографии.

2. Киберотношения. Зависимость от дружеских отношений, завязанных в комнатах общения, интерактивных играх и конференциях, которая заменяет реальных друзей и семью.

3. Чрезмерная сетевая вовлеченность. Включает в себя вовлечение в азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние торговли через сеть.

4. Информационная перегрузка. Чрезмерная вовлеченность в посещение вебсайтов и поиск по базам данных [8].

Также Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома интернет-зависимости:

1. навязчивое желание проверить e-mail;

2. постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;

3. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;

4. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [3].

Третьим видом компьютерной зависимости является хакерство - вид деятельности, характеризующийся увлечением поиском информации и применением таких знаний. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия. Посвященных данному феномену психологических исследований практически нет. Масс-медиа предлагают считать наиболее бросающимися в глаза психологическими особенностями хакеров - асоциальность, ограниченность интересов, фанатизм. Можно сказать, что хакерство можно рассматривать как негативное направление личностного развития подростка [6].

Общими чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:

Психологические симптомы:

· хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

· невозможность остановиться;

· увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

· пренебрежение семьей и друзьями;

· ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

· ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

· проблемы с работой или учебой;

Физические симптомы:

· синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

· сухость в глазах;

· головные боли по типу мигрени;

· боли в спине;

· нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

· пренебрежение личной гигиеной;

· расстройства сна, изменение режима сна

Таким образом, признаком компьютерной зависимости является сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. У аддикта сужается круг интересов, падает работоспособность, а трудности коммуникации усиливаются. Компьютерная зависимость поражает не только психические стороны человека, но и его физическое здоровье.

 

2.2 Психологические особенности подросткового возраста и влияние компьютерной зависимости на их психические процессы и личность в целом.

 

В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 11 - 12 до 14 - 17 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних и старших классах школы.

Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности. Из психологического словаря: «Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной [8].

На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса».

Суть «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Проявления «подросткового комплекса»:

· чувствительность к оценке посторонних своей внешности;

· крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;

· внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров[7].

Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать [9].

По мнению Л.И. Божович, главное внимание в воспитании подростка следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определения своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.

Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.

В психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития[13].

Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.

Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся подростков в благоприятном доверительном общении со взрослыми и сверстниками в школе очень часто не получает своего удовлетворения.

Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Все это много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье.

Таким образом, подростковый возраст захватывает достаточно долгий период развития, в котором формируются многие нравственные ценности. Чтобы подросток чувствовал себя комфортно на этом этапе своего развития, следует установить: благоприятный климат в семье, основанный на взаимопонимании, а также доверительные отношения с взрослыми и сверстниками[10 -11].

Однако в разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации [20]. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы, и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени. В большинстве случаев компьютерная, Интернет - или игровая зависимость возникают на фоне срытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым.

У человека, по своей воле прикованному к компьютеру, начинаются проблемы с реальностью: нарушается социальная адаптация, становится трудно находить общий язык и общие темы с другими людьми. Многие социально значимые вещи, такие как карьера, работа, семья перестают волновать. Происходит негативное влияние на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую сферы деятельности.

Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая социальная дезадаптация человека. Наиболее часто социальнаядезадаптация развивается у детей и подростков, проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете. Деградация социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения[16 -14].

Подросток, страдающий компьютерной зависимостью, как правило, уделяет меньше внимания учебе и исполнению различных социальных функции.

Под влиянием компьютерной зависимости у подростка может сформироваться аддиктивное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого ребенок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии. Увлекаясь компьютером, подросток меньше уделяет времени своим реальным увлечениям и постоянно стремится вернуться в виртуальный мир.

В группу риска чаще всего попадают мальчики, ведь у них от природы больше, чем у девочек, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству. Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. [21].

Из вышесказанного можно выделить, что в подростковом возрасте формируются ценностные ориентации: понятия добра и зла, милосердия и жестокости, дружбы и предательства, любви и ненависти. Под влиянием компьютерных игр реальность искажается как в кривом зеркале. У ребенка возникает эмоциональная холодность, замкнутость, не способность к сопереживанию, психологический инфантилизм - не умение брать на себя ответственность, контролировать свои поступки. Адекватная личность формируется только в живом общении с другими людьми. Подростки теряют чувство реальности и начинают транслировать сюжеты и действия игр на реальную жизнь.

 

2.3 Причины и механизмы формирования компьютерной зависимости у подростков

Необходимо рассмотреть причины ухода подростка в виртуальную реальность. Одной из причин является жажда приключений, которые подросток может получить в различных компьютерных играх. Другой причиной может стать детская безнадзорность, т.е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе. Следующей причиной могут стать постоянные конфликты между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение.

Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников [22].

Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности [23].

Чтобы снять эмоционально-психологическое напряжение, дети уходят в виртуальный мир. Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир компенсирует недостаток внимания и отношения с родителями [22].

Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир.

В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в виртуальную реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками.

Полностью трансформируется режим дня и ночи - близкие и родители отмечают беспокойный сон после игр. В данном случае ребенок потерял контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. В этом и заключается суть игровой зависимости: компьютер начинает управлять самим человеком. Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера ребенка формируются прежде всего при общении с родителями и сверстниками, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Однако, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного [23-17].

Ритм современной жизни, необходимость обеспечить семье приемлемый уровень существования и пропитания заставляют работать всех членов семьи. Отсюда и возникает следующая закономерность: по возвращении с занятий ребенка ожидает в квартире лишь его преданный товарищ - компьютер. А когда родители совершенно не интересуются компьютером и тем, что именно делает ребенок за ним, то процесс полностью выходит из-под контроля.

Люди подверженные компьютерной зависимости, отличаются от людей, адекватно относящихся к компьютеру. С появлением признаков компьютерной зависимости стали проводиться различные исследования, результаты которых должны были дать ответы на несколько вопросов о том, как возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается и как ее лечить. Данные исследования проводили зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг [24].

Это лишь некоторые признаки, которые встречаются у подростков страдающих компьютерной зависимостью:

· когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;

· если все же подростка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;

· подросток не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;

· подросток расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;

· подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;

· сбивается полностью график питания и сна, подросток начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;

· чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;

· прием пищи происходит без отрыва от компьютера;

· когда подросток начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;

· происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;

· ·подросток испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;

· он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть [24].

Также со временем у растущего организма появляются нарушения в функционировании системы пищеварения и болевые ощущения в области позвоночника, лопаток и запястий рук, а регулярное раздражение глазных яблок способствует появлению головных болей и проблем со зрением [25].

Н.И. Алтухов и К.Ю. Галкин выделяют следующие признаки и симптомы компьютеромании:

· изменение актуального психического состояния в сторону эйфории при контакте с компьютером или «предвкушении» контакта;

· исчезновение контроля времени, проводимого за компьютером;

· стремление к увеличению времени взаимодействия с компьютером;

· раздражение, угнетенность, ощущение «пустоты» при невозможности контакта с компьютером;

· использование компьютера или игровой приставки для изменения актуального психического состояния с негативного на позитивный;

· возникновение проблем во взаимоотношениях в микросоциальных группах;

· вегето-висцеральные признаки (сухость глаз, запоры, исчезновение аппетита) [26].

Механизмы компьютерной зависимости. Данные механизмы работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности. Эти мотивы проявляются уже после первого знакомства подростка с той или иной компьютерной игрой. Можно сказать, что независимо от того, зачем подросток стал играть в ту или иную игру, у него сразу происходит формирование игровой зависимости. В дальнейшем на основе индивидуальных особенностей и мотива игры начинает формироваться зависимость.

Существует два механизма формирования компьютерной зависимости:

Первый механизм - это уход от реальности. Основой этого механизма является потребность подростка в отстранении от повседневных хлопот и проблем, будь то проблемы в школе, со сверстниками, в семье или с учителями. Термин «уход от реальности» обозначает не просто уход из общества или социума, а именно уход от реальности. Уйти от социума можно, используя совершенно другие и самые разнообразные способы, включая неролевые компьютерные игры. Однако, чтобы уйти от настоящей реальности, необходимо заменить ее на другую - виртуальную [22].

Психологические аспекты механизма формирования зависимости основаны на естественном стремлении подростка или ребенка избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью.

Психика детей еще неустойчива к неблагоприятным воздействиям, любые переживания и неприятности воспринимаются как безвыходные или катастрофические. Ролевая компьютерная игра позволяет найти простой и доступный способ создания другого мира, жизненных ситуаций, доселе не испытанных и невозможных в реальности.

При помощи ролевой игры подросток сам создает себе идеальный мир, где нет проблем, забот, учебы, и других повседневных обязанностей. Может показаться, что такая игра может стать способом эмоциональной разрядки и снятия стресса. Но ребенок очень быстро привыкает к этой идеальной реальности, в дальнейшем выход из которой становится трудно найти, потому что в реальной жизни проблемы никуда не испаряются, и ребенок начинает все чаще и чаще уходить в другую реальность, он как бы начинает злоупотреблять ею. И поэтому возникает опасность полного отрешения от настоящего мира, может произойти замена реальности на виртуальный мир. Возрастает риск формирования очень сильной компьютерной зависимости.

Второй механизм формирования компьютерной зависимости - это принятие роли. Для подростка характерно стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет ему удовлетворять потребности, которые по каким-то причинам не могут удовлетвориться в реальной жизни.

Люди привыкли играть в ролевые игры с самого детства. Эти игры являются частью познавательной деятельности человека. Когда ребенок играет в ролевую игру, то он сознательно принимает на себя роль взрослого человека (мамы, папы, бабушки или дедушки), тем самым он удовлетворяет бессознательную потребность в познании мира, который его окружает. По мере взросления ребенок заменяет ролевые игры на интеллектуальные, но все же потребность принять на себя роль другого человека сохраняется. При помощи виртуальной реальности эту потребность можно удовлетворить в компьютерной игре [22].

Ролевая игра - это весьма эффективный способ познавательной деятельности. В процессе ролевой игры удовлетворяется не осознаваемая человеком познавательная потребность, в результате чего ребенок получает удовольствие. Сам процесс формирования зависимости полностью построен на желании и острой необходимости в принятии роли [20].

После того как ребенок несколько раз играет в ролевую игру, он замечает, что может принимать на себя роль своего компьютерного персонажа. Он понимает, что здесь он вполне может удовлетворить те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни [21].

Дальше происходит следующее: чем больше ребенок начинает играть, тем ярче становятся различия между реальной жизнью и виртуальной. Таким образом, игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, ребенок начинает реализовывать свои потребности в игровом мире, а не в реальном. Конечно, последствия такой компенсации очень тяжелы. Это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности самого ребенка, в формировании самосознания и самооценки, а также высших психических функций [23].

Таким образом, возникновение потребности в принятии роли другого человека, связанной с ролевыми компьютерными играми, появляется на фоне таких психологических факторов, как:

· желание и острая необходимость в уходе от реальности;

· потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры.

Данные факторы могут выступать как совместно, так и доминируя один над другим. Оба эти механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний.

Формирование компьютерной зависимости происходит не мгновенно, а постепенно [22].

Можно выделить стадии формирования данной зависимости.

1. Стадия легкой увлеченности.

После того как подросток впервые поиграл в компьютерную игру, ему начинает нравиться сюжет этой игры, он соотносит себя с главным героем, ему нравятся графика, картинки и музыка. Подросток начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. Один мечтал быть сильным, чтобы все его боялись, в игре он избивает, грабит или убивает других людей. Другой всегда мечтал поучаствовать в гонках, купить себе иностранную гоночную машину, и игра дает ему такую возможность. Подросток получает удовольствие, играя в компьютерную игру, здесь он находит положительные эмоции. Многими исследованиями доказано, что человек стремится постоянно получать положительные эмоции, он готов постоянно повторять действия, которые доставляют ему удовольствие. Таким образом, стремление к игре за компьютером постепенно начинает приобретать целенаправленный характер, но подросток, к сожалению, этого не осознает [26].

Однако эта стадия имеет свою специфику: игра носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в игре здесь пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности.

Для перехода на эту стадию необходимо появление у подростка новой потребности - потребности играть в компьютерные игры. Стремление к игре на данной стадии есть мотивация, которая опосредована потребностями бегства от реальности и принятия роли. Как раз здесь игра принимает систематический характер. Если подросток не может удовлетворить данную потребность по каким-либо причинам, он прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего [26-19].

3. Стадия зависимости.

Здесь уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере подростка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир [18].

Можно выделить две формы, в которых проявляется зависимость: социализированную и индивидуализированную. При социализированной форме компьютерной зависимости подросток поддерживает социальный контакт с обществом, пусть даже в основном с такими же игроками, как и он сам. Такие подростки очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. В данном случае игровая мотивация в основном носит соревновательный характер.

Эта форма зависимости оказывает менее пагубное влияние на психику подростка, чем следующая форма. Различие заключается в том, что подростки не отрываются от социума, не уходят в себя. При индивидуализированной форме зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности миропонимания и мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром, социумом. Здесь происходит нарушение основной функции психики, и вместо реального окружающего подростка мира происходит отражение мира нереального и виртуального. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое к ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию [26].

4. Стадия привязанности.

Это последняя, завершающая стадия в компьютерной зависимости. Она характеризуется угасанием игровой активности человека, смещением психологической составляющей индивида в сторону выздоровления [18].

Здесь подросток держит дистанцию с компьютером, однако полностью оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся потребности в виртуальной реальности он не в силах. Данный период протекает достаточно долго, в зависимости от скорости угасания привязанности. В силу своих индивидуальных особенностей подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер. Важным в этом процессе будет считаться уровень снижения неконтролируемой тяги от общего ее показателя, и, чем он больше, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Следует отметить, что возможен новый всплеск игровой активности вследствие появления новых игр, которые могут заинтересовать подростка. После того как игра им постигается, происходит возвращение тяги на исходный уровень [26].

Таким образом, уход подростка в виртуальную реальность связан со многими факторами: недостаток внимания со стороны родителей, стиль воспитания, конфликтные взаимоотношения с семьей и друзьями. Чтобы снять эмоционально-психологическое напряжение дети уходят в виртуальную реальность. Вполне возможно, что если подросток полностью удовлетворен своей жизнью и умеет рационально решать свои проблемы, то, может быть, у него не возникнет желания уходить в другой мир - мир виртуальный. Однако таких детей очень немного, поэтому большинство из них можно считать потенциально предрасположенными к формированию психологической зависимости от ролевых компьютерных игр и Интернета.

В настоящее время компьютерной зависимости больше всех подвержены дети и подростки. Существует множество причин и факторов, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир. Этими причинами могут стать постоянные конфликты между родителями, эмоционально-психологическое напряжение в семье, недостаток общения с родителями, сверстниками и одноклассниками. В формировании компьютерной зависимости участвуют два механизма: уход от реальности и принятие роли.

Можно выделить следующие особенности проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте:

· подросток проводит большую часть времени за компьютером, забывая отвлечься на еду и сон;

· из-за увлечений виртуальной реальностью снижается его успеваемость в школе;

· подросток предпочитает виртуальное общение реальному, мало выходит из дома, у него почти или совсем нет друзей;

· интересы подростка ограничиваются только увлечением компьютером.

· подросток становится более раздражительным, или наоборот, проявляет равнодушие к окружающим.


 

Вывод по 1-й главе:

Компьютерная зависимость - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.

Наиболее часто встречается в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.В более старшем возрасте она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т.п.

Уход от реальности в компьютерный мир со временем порождает безразличие к жизни, настоящие эмоции теряют свою яркость, стирается грань между чувствами. Характер отношений с компьютером принимает все более интимные, эмоциональные черты, создавая иллюзию комфорта и стабильности. Впоследствии сужается круг интересов, падает работоспособность, а трудности коммуникации усиливаются.

 

У человека, по своей воле прикованному к компьютеру, начинаются проблемы с реальностью: нарушается социальная адаптация, становится трудно находить общий язык и общие темы с другими людьми. Многие социально значимые вещи, такие как карьера, работа, семья перестают волновать. Происходит негативное влияние на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую сферы деятельности.

Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая социальная дезадаптация человека. Наиболее часто социальнаядезадаптация развивается у детей и подростков, проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете. Деградация социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения.

Под влиянием компьютерной зависимости у подростка может сформироваться аддиктивное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого ребенок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии. Увлекаясь компьютером, подросток меньше уделяет времени своим реальным увлечениям и постоянно стремится вернуться в виртуальный мир.

В группу риска чаще всего попадают мальчики, ведь у них от природы больше, чем у девочек, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству. Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет.

Однако в разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации [20]. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы, и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени. В большинстве случаев компьютерная, Интернет - или игровая зависимость возникают на фоне срытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым.

Таким образом, уход подростка в виртуальную реальность связан со многими факторами: недостаток внимания со стороны родителей, стиль воспитания, конфликтные взаимоотношения с семьей и друзьями. Чтобы снять эмоционально-психологическое напряжение дети уходят в виртуальную реальность. Вполне возможно, что если подросток полностью удовлетворен своей жизнью и умеет рационально решать свои проблемы, то, может быть, у него не возникнет желания уходить в другой мир - мир виртуальный. Однако таких детей очень немного, поэтому большинство из них можно считать потенциально предрасположенными к формированию психологической зависимости от ролевых компьютерных игр и Интернета.

 


 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 416; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!