Антропологические параметры рекламы в информационно-коммуникативном пространстве современного города



Как показывает практика, в современном глобализирующемся мире реклама выступает одним из наиболее действенных инструментов манипулирования сознанием. Сегодня реклама уже не просто «двигатель торговли», а полноценный полигон по отработке технологий по управлению общественным сознанием. На самом деле, с помощью рекламы формируют привычки, представления, вкусы и иллюзии, загоняющие человечество в виртуальное «существование». С этой целью человеку навязывается не столько товар, сколько «долженствующие» мысли, система ценностей и «модели» повседневного бытования. Интерес вызывает не только 1) торговая и 2) политическая реклама, но и 3) методы манипулирования средствами рекламы.

В середине XX века в американской психологии (Лун Ческин, Дэвид Огилви, Эрнест Дихтер, Пьер Мартино) стали активно разрабатываться теории применения массового психоанализа в рекламе.

Психоаналитики предположили, что «главная задача рекламодателей состоит в поисках потребителей, готовых принять новые сведения. Эта задача представляет собой не что иное, как поиск мотивов и желаний потребителей, с тем, чтобы откликаться на них и удовлетворять их полностью или частично, попутно формируя новые потребности и новые желания» […]. Мотивы – это осознанные потребности, вербализованные, достаточно аргументированные и объяснимые. Мотивы питаются желаниями и неосознанными потребностями, которые зачастую выступают в виде труднообъяснимых влечений.

Для нахождения и определения мотивов и желаний потребителей пользуются разнообразными, иногда довольно остроумными методами. Прежде всего – это классические методы наблюдения, беседы, опроса, анкетирования и интервьюирования. Кроме этих, преимущественно вербальных средств, сейчас довольно широко используются методы психофизиологического характера, фиксирующие реакции человека при разглядывании товара или восприятии информации о нем. Это могут быть методы фиксации частоты моргания, расширения зрачков, пристальности взгляда, кожно-гальванической реакции, потоотделения.

Современные рекламные специалисты США придерживаются теории трех психологических состояний:

1) человек знает, что с ним происходит, и может объяснить это;

2) человек отдает себе отчет в своих чувствах, но не может объяснить их причину;

3) человек ничего не знает ни о своем состоянии, ни о вызвавших его причинах.

Особенно усиленно изучаются в последнее время состояния второе и третье. Так один из исследователей в данной области пишет: «Если падает спрос на какой-либо товар, то необходимо оглушить потребителя таким образом, чтобы он сделал покупку пока находится в бессознательном состоянии» […]. Таким образом, слово «массовое бессознательное» стало девизом и содержанием нового направления в рекламе.

Одной из особенностей этого массового бессознательного является создание для широкого круга потребителей яркого запоминающегося образа, то есть задача рекламы состоит в том, чтобы создать в умах потребителей такие образы товаров, которые в условиях конкуренции побуждали бы их приобрести рекламируемое. Это тем более необходимо, что многие предметы потребления стандартизированы.

Другим мощным стимулом воздействия рекламы на массовое сознание потребителей является активное рекламирование символов значимости общественного положения. Современное постиндустриальное общество состоит из многочисленных классов и классовых прослоек, для которых характерно стремление вверх по общественной лестнице. Огромную роль играют при этом материальные символы общественного положения, с громадной выгодой эксплуатируемые рекламой. Торговые фирмы продают символы, а население охотно их покупает. Это значит, что можно успешно рекламировать более дорогие и изысканные продукты питания, одежду, убранство жилья, автомобили. Большую помощь оказывают специальные исследования. Так, Ческин установил, что покупка платья продолжается 90 минут и основана на 3 основных мотивах:

1) влюбленность в платье – его цвет, покрой и т. д.

2) сама женщина в платье;

3) мода.

Решающую роль (40% покупок) играет мода, побуждающая принять положительное решение даже в тех случаях, когда платье не нравится. Другие исследования привели к заключению, что есть три важнейших средства воздействия на покупателя (имея в виду его стремление занять более высокое общественное положение):

1. Предлагать предметы большого размера. Это касается, например, кухонных плит, но больше всего – автомобилей. Маленькая машина – низкий престиж, большая машина – высокий престиж.

2. Указывать на ярлыке соответствующего предмета высокую цену. Парадоксальный факт, но вполне реальный: известно, например, что машину «Шевроле» не покупали вследствие умеренной ее цены по сравнению с другими марками.

3. Заручаться отзывами знаменитостей о продаваемом товаре. Имеются специальные фирмы, организующие сбор таких отзывов и делающие огромные обороты.

Другой психологической особенностью рекламы является тщательный анализ внутренних переживаний потребителей. Реклама строится на смягчении или подавлении чувства вины, испытываемой потребителями при покупке некоторых товаров, например, сигарет, кондитерских изделий, алкогольных напитков (чувство вины за нарушение гигиенических правил).

Установлено, что люди курят, чтобы освободиться от напряженного состояния, стать более общительными или уравновешенными, наградить себя за труды. Самый важный мотив: взрослые мужчины курят вопреки грозящей им опасности. Это доказывает их силу, мужество. Курящие подростки демонстрируют этим свою самостоятельность, зрелость. Курящие молодые люди выглядят старше, а пожилые – моложе.

Современные исследователи также выделяют еще один способ, с помощью которого реклама воздействует на массовое сознание людей. Самое печальное, что этим способом стал психологический соблазн подрастающего поколения. «Будущая профессия всех сегодняшних детей – быть квалифицированными потребителями», – пишет в своем исследовании «Одинокая толпа» Д. Рисман […]. К такой профессии надо готовить, и реклама активно этим занимается. Во-первых, миллионы мальчиков и девочек сами потребители, распространяют огромное количество рекламных материалов (игрушек и т.п.). Во-вторых, дети узнают о многих товарах для взрослых и становятся бесплатными агентами, настойчиво побуждающими родителей приобретать эти товары. В-третьих, организуется специальная молодежная реклама. Студенты колледжей, например, получают вознаграждение за раздачу товарищам бесплатных образцов того или иного товара.

Также очень часто специалисты в области рекламы используют на практике такой метод, который в научном мире получил названия «методов получения согласия». «Методы получения согласия» – это название книги-руководства по психологии воздействия. В ней ряд статей, и ее редактор Эдвард Л. Бернейз пишет, что «на создание благоприятного отношения к товарам тратится в США значительно больше миллионов, чем на создание благоприятного отношения к компаниям, производящим эти товары» […]. Создать такое отношение входит в задачу специалистов по связям с общественностью. В основе всей этой деятельности лежит уверенность в том, что на людей действует не логика, а инстинкт и эмоции, поэтому на эмоциях и надо играть. Этим занимаются социологи, психологи, антропологи, разрабатывающие теорию «движущих сил» и способы их приме нения в жизнь.

Итак, анализируя мотивы, которые используются психоаналитиками в области рекламы, мы можем выделить следующие средства воздействия на массовое сознание потребителей. Реклама должна способствовать возникновению следующих положительных эмоций:

– чувства уверенности (домашние холодильники, кондиционеры воздуха);

– чувства надежности (мыло, патентованные фармацевтические средства);

– самоудовлетворения (экскаваторы: машинисты обижались на то, что их изображают едва видными по сравнению с машинами; продажа усилилась, когда на рекламе стали показывать машинистов хозяевами машин, а не придатком к ней);

– реализации творческих наклонностей (печение торта напоминает рождение ребенка, торт – символ ребенка);

– культивирования объектов любви (изображение матери сопровождает выступление знаменитого пианиста, а его самого показывают на рекламе «со всеми ямочками», привлекающими бездетных женщин).

– ощущению силы (мощные автомобильные моторы; «полная мощность» на рекламе бензина «ЭССО»; моторные лодки).

– воспоминанию о семейных традициях (вино: «Добрые старые времена – родное сладкое домашнее вино – вино, которое делала бабушка». С такой рекламой фирма вдвое увеличила сбыт своего вина и стала тратить на рекламу 2 млн долларов – самая крупная сумма в винодельческой промышленности).

– ощущению бессмертия (страхование жизни: женщин надо страховать, не напоминая им, что они стареют);

Следовательно, реклама обладает достаточно сильным воздействием на массовое сознание потребителей, причем, правильно определенная иерархия стимулов и мотивов потребительской культуры позволяет выстроить определенную схему такого воздействия, прогнозируя наиболее оптимальный результат.

1. В эпоху экономической и политической глобализации производство торговой рекламы превращается в индустрию по изменению сознания. Только на первый взгляд реклама является результатом деятельности составителей текстов, художников, фотографов, режиссеров, дизайнеров, социологов, маркетологов и др. специалистов. На самом деле, все они лишь исполнители, а всю завуалированную (завлекательно вербально и визуально оформленную) стратегию наступления на умы потребителей разрабатывают психологи. Именно они дают рекомендации, как подчинить эмоции и даже инстинкты рядового потребителя интересам бизнеса.

Для начала, по мнению К. Миллера, реклама должна «вырабатывать условные рефлексы у миллионов детей, которые, став со временем взрослыми, будут натренированы покупать те или иные товары» [3] не задумываясь о целесообразности их покупки. Показательна в этом плане его рекомендация, согласно которой «товар необходимо наделять дополнительными, символическими ценностями, которые создаются не в ходе производства самого товара, а в ходе разработки его рекламной компании» [3]. В ходе такой «рекламной кампании» неожиданно выясняется, что сигареты конкретной марки, например, курят только «настоящие мужчины», а автомобиль известного производителя предназначен исключительно для «юных сердцем» и т. п. Конечно, и «настоящие мужчины», и «юные сердцем» – это всего лишь приманки-слоганы, рассчитанные на определенные круги потребителей, страдающих синдромом неполноценности и живущих иллюзиями. Собственно, реклама как «производство иллюзий, наводняющих наш жизненный опыт, ста[вших] бизнесом Америки» [1], формирует жизненные стратегии не только индивидов, но и совокупного социума, где на первое место выходит имидж.

Так имидж становится главным «приманкой» в погоне за покупателем, особенно если это касается продажи однородных товаров. Так, при продаже, например, разных сортов пива, которые на самом деле мало чем отличаются друг от друга, тратятся сотни миллионов долларов на рекламу с одной целью – с целью наделить их отличительными качествами [5].

Не менее эффективно реклама эксплуатирует эгоистические устремления людей, их желание возвыситься над коллегами, друзьями, соседями и чувство соперничества. С этой целью реклама продвигает не только все возможные категории товарной продукции, но и услуги, привлекая потребителя «символической ценностью» престижности. Например, утверждается, будто они рассчитаны на людей с высоким материальным, а значит и социальным положением. Так осуществляется управление сознанием: манипулируя сознанием потенциального покупателя, реклама расширяет ряды поклонников вполне рядовых товаров.

Манипуляция как способ управления общественным сознанием используется и для продвижения на внутренних и внешних рынках «имиджа» компаний и монополий, наделяя их продукцию исключительными качествами. С этой целью рекламщики ищут и находят хорошо запоминающиеся девизы и символические изображения, вербально и визуально поддерживающие логотипы и фирменные знаки. Так, девизом General Electric, производящей оборудование для ракет, является «Прогресс для людей», девизом же химического концерна Dupont, который производит напалм, выступает «Лучшие вещи для лучшей жизни».

2. Манипулятивный ресурс политической рекламы превосходит манипулятивные возможности коммерческой рекламы, поскольку в ней в качестве товара выступают кандидаты в губернаторы штатов, в конгресс и даже в президенты. Сказанное можно объяснить только тем, что американцы приучены мыслить исключительно категориями купли-продажи. Исходя из их логики, избиратель в избирательной гонке выступает в качестве того же покупателя, а если это так, то и воздействовать политическая реклама должна не на интеллектуальную, а исключительно на эмоциональную сферу человека. По выражению Россера Ривса, создателя первой политической рекламы, при выборе президента, избиратель оказывается в банальной ситуации выбора «тюбиков зубной пасты» [5].

Хорошо отработанный механизм политической рекламы «гримирует» неясные политические цели кандидатов. Но главное для нее – создать претенденту привлекательный имидж, «конструируемый» демонстрацией чуткости, трудолюбия и простоты. Во время теледебатов обязательным является выпускание по команде воздушных шариков, наличие «подсадных уток», выкрикивающих имена кандидатов, наличие сотен статистов с флажками и транспарантами и т.д. Все это вместе представляет собой традиционный набор рекламного шоу, в котором, благодаря телевидению, принимает участие вся Америка. В такой кутерьме рядовой избиратель действительно оказывается между двумя кандидатами как между двумя «тюбиками зубной пасты», сделать выбор между которыми – без «вброса порции компромата» – не представляется возможным. В условиях, когда «скелеты в шкафу», влияющие на имидж кандидатов, затмевают содержание предвыборных программ, – выбор делается не между вторым, а между первым [2].

Но, если формируемый политической рекламой правильный-неправильный имидж кандидата определяет выбор, то почему привлекательный имидж Америки не может сделать и ее саму, и американский образ жизни товаром, продающимся по всему миру? А коль скоро перманентно придумываются и создаются привлекптельные имиджи экономически безупречной, процветающей, демократической Америки, – вместе с ними продаются экономические мифы, бизнес-идеи и международная политика.

3. Здесь на первый план выходят методы манипулирования сознанием потребителя. Показательно, что в своем первоначальном значении понятие «manipulare» означало «управлять со знанием дела, оказывать помощь». В современной трактовке оно понимается как «искусство управлять поведением и мышлением людей с помощью целевого воздействия». Важным признаком манипулирования является ситуация, когда один субъект рассматривает другого как средство достижения цели или помеху для своей деятельности. Так, исходя из своих потребностей, один субъект избирает другого субъекта в качестве объекта «целевого воздействия» (манипулирования), превращая его тем самым в вещь, подлежащую управлению и контролю [4].

В условиях экономической и политической глобализации управление общественным сознанием выходит на новый уровень – уровень конфликта интересов. Когда борьба рекламодателя за потребителя ведется не на жизнь, а на смерть, – манипулирование сознанием осуществляется с учетом неких принципов и стратегий, призванных создавать у покупателя иллюзию самостоятельного выбора.

В качестве принципов, призванных создавать у покупателя иллюзию самостоятельного выбора выступают:

– принцип эвфемизации, когда слова с негативным значением заменяются словами с позитивным или нейтральным по смыслу;

– принцип подмены понятий, когда знакомые слова ставятся в один смысловой ряд с позитивными или негативными словами;

– принцип сравнения в интересах манипулятора, который сводится к качествам, на которые можно «опереться» («Это – хорошая зубная паста, а зубная паста «Колгейт» – паста №1 в мире»);

– принцип переосмысления, когда при рекламе обычного товара указывается на такое качество, которое меняет представление о нем;

– принцип вживленной оценки, когда какой-либо признак предмета/товара ставится рядом с его названием, превращая последнее в его характеристику;

– принцип речевого связывания по принципу нейролингвистического программирования, когда товару дается двойная характеристика, которая препятствует выбору;

– принцип импликатуры, основанный на игре на срытых смыслах. В этой ситуации, из обычной информации извлекается некий скрытый смысл;

– принцип риторических вопросов, когда ставятся вопросы-ловушки, ответы на которые означают нечто большее, чем просто ответ.

Все эти принципы являются действенными лингвистическими инструментами управления сознанием потребителя, учитывающими малейшие нюансы человеческой психики [4].

Здесь на первый план выходит стратегия позиционирования товара. Стратегия позиционирования товара предполагает создание имиджа товара, который позволяет отличать его от товаров-конкурентов. При выстраивании стратегии позиционирования нужно делать акцент на тех качествах рекламируемого товара, которые сработают на перспективу. В первую очередь, внимание покупателя акцентируется на отличительных качествах товара, на ценовую выгоду, особом способе использования товара и т. д. Этот прием позволяет не только отвлечь внимание покупателей от товара-конкурента, но и продлить жизнь самой рекламе. С этой целью и требуется создавать имидж товару. Поэтому специалисты выделяют три стратегических уровня позиционирования товара:

– прежде всего – это оценка текущей позиции (изучение предложения и определение круга конкурентов);

– выбор желаемой позиции (определение сегмента рынка в поисках целевого покупателя);

– и разработка стратегии по достижении желаемой позиции (создание имиджа товара с помощью конкурентных преимуществ последнего).

Для достижения доминирующих позиций на рынке к имиджу товара добавляют имидж товаропроизводителя [3].

Стратегию позиционирования товара дополняет своеобразная «стратегия навигации» – поиск целевой аудитории, учет климатических условий, места (центр-провинция, город-деревня) реализации рекламируемого товара (продукции), учет возрастной категории и социального статуса покупателя, а также – степени информированности последнего.

С этой точки зрения реклама превращается в мощнейший инструмент пропаганды – пропаганды образа жизни, способа политического мышления и мировосприятия, создания образа героя и образа врага «в лице» продвигаемых товаров или даже рынков сбыта. Как инструмент пропаганды реклама успешно встраивается в войну интересов и компроматов.

На основании сказанного можно констатировать, что с усилением конкуренции в условиях экономической и политической глобализации реклама выступает не только мощнейшим инструментом манипулирования общественного сознания, но и инструментом пропаганды.


Заключение

В постиндустриальном обществе реклама становится важнейшим агентом социально-культурной политики и выступает не только как сфера бизнеса или инструмент маркетинга, но и как универсальный вид человеческой практики, функции и возможности которой существенно превышают маркетинговые цели. Будучи изначально средством информирования населения о товарах и услугах, реклама в последние десятилетия заняла в массовом сознании нишу идеологии, выполняя функции социализации общества и существенно модифицируя жизненные ценности современного человека в сторону удовлетворения потребностей, формируя тип «человека потребляющего», и как результат – меняя ценностно-нормативную структуру общества.

Свой онтологический статус реклама утверждает посредством формирования виртуальных сущностей, активно действующих в системе коммуникации, расширяя тем самым свои возможности и права на творение человеческой субъективности. Под воздействием рекламных технологий формируются специфические жизненные стратегии, личностные идентичности, новые стили жизни, ценностную основу которых определяет образно-символический спектр героев рекламных роликов. Продуктом творения рекламы стала специфическая семиосфера культуры, основными компонентами которой выступают имиджи, бренды и культурно-символические «оболочки» товаров и организаций, организующие пространство символического обмена в современном обществе.

Рекламный текст имеет онтологический статус, который определяется использованием эффективных антропоцентрированных технологий. Несущие рекламным текстом смысловые программы интериоризируются личностью, меняя ее поведенческие проявления. В рекламном послании вербальные ресурсы существенно дополняются аудиовизуальной символикой, несущей мощный эмоциональный заряд путем включения в структуру текста глубинных архетипических образов, оказывающих скрытое воздействие на иррациональную сферу подсознания, усиления манипулятивного воздействия сообщения персонифицированными символами референтов. Особую роль дискурсивные рекламные практики играют в формировании «символического капитала» имиджей, брендов, маркировке значимых социально-культурных, политических и иных идентичностей.

Природа онтологического воздействия рекламного текста на сознание и поведение аудитории связана с понятием образа, маркетинговыми модификациями которого в современной рекламе выступают имидж и бренд, понимаемые как символические и виртуальные объекты, целенаправленно творимые рекламными технологиями, обладающие максимальным онтологическим ресурсом за счет трансляции и утверждения антропологических матриц рекламного текста в сознании аудитории. Образная природа имиджевых практик проявляется в их вербальной символике, которая содержит в себе референтные слова-символы, резонирующие с ценностным ядром той или иной антропологической модели, в брендинге – в индивидуализирующих атрибутах, которые представлены известными личностями и образами.

Модификация антропологических основ культуры определяется целенаправленным использованием в системе рекламных практик базовых психокультурных механизмов, обеспечивающих необходимый для культурного развития баланс сохранения и изменения. Основными социально-коммуникативными технологиями презентации антропологических матриц современной рекламы является технология референтации, в основе которой лежит универсальный психокультурный механизм идентификации – установления тождественности внешних объектов внутренней природе, а также технология символизации, которая повышает эффективность воздействия на сознание масс посредством наращивания культурно-символического капитала объекта маркетинговых коммуникаций, усиления его социально-статусных свойств и акцентирования его символической сущности, значимой для целевой аудитории.

Антропологической основой и результатом воздействия рекламных практик являются актуальные жизненные стратегии – совокупность общих для социальной группы и субъективно значимых ценностей, норм, интересов, а также презентационных стереотипов поведения и форм самовыражения (включая стандарты потребления). Категория «жизненная стратегия» наиболее адекватно, полно и «компактно» отражает глобальные изменения в социальной и культурной сфере, в их антропологической перспективе, она фиксирует сущностные и устойчивые социально-культурные параметры аудитории рекламы. Представители каждой жизненной стратегии имеют свой «репертуар» символов и образов, которые реклама использует в качестве своеобразных идентификационных маркеров.

Анализ современного спектра жизненных стратегий, активно формируемых и продвигаемых рекламой с помощью значимых референтных образов, персонифицирующих ту или иную ценность, позволил проследить их взаимоперекликаемость с другими пластами антропологических матриц культуры: во-первых, с онтотипами, сформировавшимися в системе мифологического мышления, во-вторых, с антропологическими моделями, нашедшими свое отражение в системе гуманитарного знания.

Рекламный текст не только опирается на реальную представленность жизненных стратегий в современном социуме, но и активно расширяет социальную базу представителей тех жизненных стратегий, которые составляют антропологическую основу потребительской идеологии и поведения. Обращение личности в нормативную жизненную стратегию происходит путем встраивания в текст рекламы тех референтных символов (вербальных, персонифицированных), которые составляют аксиологическое ядро соответствующей стратегии. Вербальная и персонифицированная символика рекламы представляет собой систему символических медиаторов, объединяющих между собой жизненные стратегии и потребительскую мотивацию по отношению к рекламируемым товарам и услугам – последние становятся средством демонстрации основных устойчивых ценностно-нормативных и поведенческих моделей, способом символизации значимых для аудитории социально-статусных и культурно-символических параметров жизнедеятельности. Потребление символических «оболочек» товаров и услуг становится средством обретения личностной идентичности, способом устойчивой категоризации в меняющемся социальном пространстве, а принадлежность личности к значимой социально-статусной группе (реальной или виртуальной) определяет не только параметры потребительского поведения, но и весь спектр антропологических проявлений.

Таким образом, результаты исследования показали, что культуротворческие возможности рекламы определяются степенью востребованности в структуре рекламного текста антропологических матриц культуры, синтезирующих: глубинные архетипические пласты и образования коллективного субъекта, представленные культурной символикой; ценностно-нормативные модели, сформировавшиеся в системе гуманитарного знания. При этом неконтролируемое и массированное использование в рекламных практиках глубинных символических образов и архетипов расширяет социальную базу носителей нетрадиционных для европейской культуры антропологических моделей, находящихся в ортогональной плоскости по отношению к базовым ценностно-нормативным матрицам европейской культуры.

Перспективной может быть лишь такая антропология, которая интегрирует, несет в себе и утверждает в мире духовный потенциал личности и всего человечества. Духовность как пронизывающая всю человеческую жизнь субстанция относится к классу идеального. Чтобы не просто выжить, но и обеспечить полнокровное развитие в изменившихся условиях, современному человеку потребуется обрести позитивные смыслы грядущей жизни, которые помогут ему осуществить переход от экстенсивного способа развития к интенсивному, от движения по горизонтали к вхождению в Духовную Вертикаль. Эти смыслы могут быть найдены на более высоком уровне обобщения, поднимающем человека к большему, высшему, чем он сам, и одновременно обращающем его к его собственным глубинам. Реклама в этом процессе может играть как конструктивную, так и деструктивную роль.


 

Бустин Д. Сообщества потребления: – Электронный ресурс: – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/030/575/1217/3_5_2boors.pdf

МакГиннис Д. Продажа президента: – Электронный ресурс: – Режим доступа: http://club.berkovich-zametki.com/?p=12809

Миллер К. Процесс внушения: – Электронный ресурс: – Режим доступа: http://alter-idea.info/klajd-r-miller-alfavit-propagandy/

Реклама – ответы: – Электронный ресурс: – Режим доступа: https://sites.google.com/site/fpkgos/ad

Ривс Р. Реальность в рекламе: – Электронный ресурс: – Режим доступа: http://readli.net/realnost-v-reklame/

 Аверинцев С.С. Архетипы // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Советская энциклопедия, 1992 – Т. 1. А-К. – С. 110-111.

Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии / С.С. Аверинцев // О современной буржуазной эстетике. Вып. 5. – М.: Искусство, 1972. – С. 110-155.

Анашкина H.A. Рекламный образ как инвариант художественного в современной культуре: автореф. дис. канд. филос. наук: Н.А. Анашкина; ОмГТУ. – Омск, 2009.

Артемьева Т.В. Науки о человеке в современном мире / Т.В. Артемьева, М.И. Микешин // Философский век. Альманах. Вып. 21. Науки о человеке в современном мире. Часть 1. – СПб, 2002.

Архетип. Культурологический альманах. 1996 / Отв. редактор С.Б.Борисов. – Шадринск, Изд-во Шадринского пединститута, 1996. – 123 с.

Афанасьева E.H. Архетипические элементы в массовом сознании современного российского общества (аспекты использования в технологиях рекламы и PR): автореф. дис. канд. социолог, наук: Е.Н. Афанасьева; КрГУ. – Красноярск, 2005.

Бабаян В.Н. Критический анализ теории дискурса в плане учета молчащего наблюдателя / В.Н. Бабаян // Ярославский педагогический вестник. 1997. №2. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997.

Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / Отв. ред. Рябов A.B., Курбангалеева Е.Ш. – М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. – 448 с.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. –616с.

Барулин B.C. Человек: многогранность и целостность его отношения к общественной жизни / В. С.Барулин // Спектр антропологических учений. – [Электронный ресурс]. –  Режим   доступа: http://www.intelros.ru/pdf/spektr_antrop_uch/04.pdf

Барябин A.B. Реклама как фактор повседневной культурной коммуникации: автореф. дис. канд. социолог, наук: А. В.Барябин; Саратовский государственный технический университет. – Саратов, 2008.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С.Бернштейн и Л.В. Дерюгина; примеч. С.С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. – М.: Искусство, 1986. – 424 с.

Башкова Н. В. Преображение человека в философии русского космизма [Текст] / Н.В. Башкова. – М.: 2007. – 224 с.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М., 1999. – 944 с.

Белостоцкий Ю. Г. Живое и косное вещество в ноосферном представлении // Проблемы ноосферы и устойчивого развития: Материалы первой междунар. конф. – СПб: Изд-во СПбГУ, 1996.

Бернбах Б. Библия Билла Бернбаха: история рекламы, которая изменила рекламный бизнес / Б. Бернбах, Б.Левенсон; [пер. с англ. С. Кировой]. - М.: Эксмо, 2011. – 287 с.

Бзезян Р. В. Рекламный текст в аспекте речевой системности: авто-реф. дис. канд. фило-лог. наук: Р.В. Бзезян; Южный Федеральный Университет. – Ростов-на-Дону, 2010.

Бове К. Л. Современная реклама / К. Л.Бове, У. Ф.Аренс; [пер. с англ. Д. В. Вакин и др.]; общ.ред. О. А.Феофанова, предисл. к рус. изд. М. А.Назарушкина. – Тольятти: Изд. дом: Довгань, 1995. – 661 с.

Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр; [пер. с фр. Е.А. Самарской]. – М.: Культурная революция, 2006. – 268с.

Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. [Перевод Л. Любарской, Е.Марковской]. – М.: Добросвет, 2000.

Болотин Ю. Е. Субъектность потребителя как условие интерпретации рекламного текста: автореф. дис. канд. психол. наук: Ю.Е. Болотин; Арзамасский Гос. Пед. институт им. А. П. Гайдара. – Ярославль, 2008.

Брылева Л.Г. Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологии: автореф. дис. докт. культурологии: Л. Г. Брылева; СПбГУКИ. – СПб, 1998.

Брылева Л.Г. Самореализация личности / Л. Г. Брылева. – СПб: СПбГАК, 1997. – Деп. в НИО Инфракультура Рос. Гос. б-ки, № 3142 от 29.09.- 1997. – 136 с.

Буянов Д. В. Креативная система в рекламе: культурологический анализ: автореф. дис. ...канд. культуролог, наук: Д.В. Буянов; – Саранск, 2006.

Быховская И. М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). – М., 1997. 209с.

Ван Дейк Т.А. К определению дискурса [Электронный ресурс] // Психологическая сеть российского Интернета. – 1999. – URL: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm

Вебер М. Избранные произведения – М.: Прогресс, 1990. – 804 с.

Верещагин В.Ю. Антропологическое знание: естественнонаучные и социогуманитарные аспекты // Философский век. Альманах. Вып. 23. – СПб, 2002.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) // «Рейтинг российской элиты-2012», Пресс-выпуск №2197. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=l 13505

Выготский Л.C. Мышление и речь. – М. , 1934. – 324 с.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. – 139 с.

Гампер Е.Э. Рекламные тексты для женщин как составляющая массовой культу-ры: автореф. дис. канд. филолог, наук: Е. Э.Гампер; ЧТУ. – Челябинск, 2009.

Таран Е.П. Лингвокультурологические аспекты интерпретации рекламного дискурса (на материале русского и английского языков): автореф. дис. канд. филолог, наук: Е.П. Гаран; Южный Федеральный Университет. – Ростов-на-Дону, 2009.

Геращенко Л.Л. Реклама как миф: автореф. дис. докт. философ, наук: Л.Л. Геращенко; МГУКИ. – М., 2006.

Гнатив М.П. Формирование рекламой тендерных стереотипов потребительского поведения: социологический анализ: автореф. дис. ...канд. социолог. наук: 22.00.06 / М. П. Гнатив; Уральский государственный университет им. А.М. Горького. – Екатеринбург, 2006.

Гончарова И.В. Имидж и бренд как инструменты повышения прибыльности бизнеса / И. В.Гончарова // Вестник ВГУ. Сер.: Экономика и управление. 2008. – № 2. – С. 3-7.

Горячев A.A. Моделирование речевого воздействия в рекламной коммуникации: автореф. дис. канд. филолог, наук: А.А.Горячев; РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб, 2010.

Гребенкин Ю. Ю. Психотехнологии в рекламе. – Новосибирск: «РИФ-плюс», 2000. – 214 с.

Гуревич П.С. Культурология: Учебн. пос. – М.: Знание, 1999. – 288 с.

Дайксель А. Глобализация и марка – поля напряжения в международной конкуренции // А. Дайксель / Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. 9. № 2. – С. 6-10.

Делез Ж. Ницше и философия. / Пер. с фр. О. Хомы под ред. Б. Скуратова – М.: Ad Marginem, 2003. – 392 с.

Демина Ю.В. Рекламный текст в коммуникативно-прагматическом аспекте: на материале немецкоязычной печатной и телевизионной рекламы: автореф. дис. канд. филолог, наук: Ю.В. Демина. – СПб, 2001.

Дерябин М.Л. Самореференция социальной реальности в рекламном дискурсе: автореф. дис. канд. философ, наук: М.Л. Дерябин; Удмуртский государственный университет. – Москва, 2009.

Дилигенский Г.Г. К новой модели человека // Мировая экономика и международные отношения. – 1989. – №9, №10.

Дискурс [Электронный ресурс] // Философия: Энциклопедический словарь под редакцией A.A. Ивина. – 2004. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy

Дискурсология как новая дисциплина // Современные теории дискурса. Мультидисциплинарный анализ. Серия «Дискурсология» Выпуск 1. Издательский дом «Дискурс-Пи», – Екатеринбург 2006.

Дракер П. Посткапиталистическое общество. – СПб, 1999. – 194 с.

Дубровский Д. И. Биологические корни антропологического кризиса. Что дальше? // «Человек», 2012, №6. – С. 52-53.

Дугин А.Г. Радикальный субъект и его дубль. – М. , 2009. - 464 с.

Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. – Москва, 2010. – 564 с.

Ермакович С.П. Когнитивно-прагматические аспекты тендера в рекламе (на материале русского и английского языков): автореф. дис. канд. филол. наук: С.П. Ермакович. – Калининград, 2003.

Запесоцкий A.C. Метаморфозы СМИ: Новое качество или новые болезни // Социол. исслед. 2010, № 7.

Запесоцкий A.C. Образование: философия, культурология, политика / A.C.Запесоцкий. – М.: Наука, 2002. – 456 с.

Запесоцкий A.C. СМИ как фактор трансформации Российской культуры. – СПб.: СПбГУП, 2010. – 360 с.

Запесоцкий Ю.А. Символическая сущность бренда в современной культуре: автореф. дис. канд. культурологии: Ю.А. Запесоцкий; СПбГУКИ. – СПб, 2009.

Иванов В. Вагнер и Дионисово действие // Родное и вселенское / Сост., вступит, ст. и примеч. В.М. Толмачева. – М.: Изд-во «Республика», 1994.

Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – СПб: Питер, 2005. – 474 с.

Ильин И.А. О новом человеке. // Слово, 1993. – №1-2. – С. 16-21. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М., 1993. – С. 285-300.

Каган М.С. Человек как проблема современной философии // Философский век. Альманах. Вып. 21. Науки о человеке в современном мире. Часть 1. – СПб, 2002.

Казначеев В. П., Спирин Е. А. Феномен человека: комплекс социо- природных свойств // Вопросы философии. – 1988. – №7.

Карасев Л.B. Онтология и поэтика // Вопр. философии. – 1996. – № 7. – С. 55-82.

Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000. – С. 5-20.

Карасик В. И. Эмблематика самопрезентации в рекламном дискурсе // Рекламный дискурс и рекламный текст: коллективная монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева. - М., изд-ва «ФЛИНТА», «Наука», 2011. С. 88-99.

Кармалова Е. Ю. Мифопоэтические и жанровые коды в телекоммуникации: реклама и «развлекательная» тележурналистика: автореф.дис. ...докт. филолог.наук: 10.01.10 / Е. Ю. Кармалова; СПбГУ - СПб, 2008.

Кармин A.C. Психология рекламы / А. С.Кармин. - СПб, 2004. - 512с.

Карчевская К. С. Архетипы в кинематографе: культурологический анализ: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / К. С. Карчевская; СПбГУ.-СПб, 2010.

Кассирер Э. Философия символических форм. В 3-х т. Т. 2. Мифологическое мышление. - СПб: Университетская книга, 2002. — 280 с.

Козловски П. Культура постмодерна. - М. : Республика, 1997. - 240с.

Колтышева    Е. Ю. Манипулятивное воздействие в современном рекламном тексте: автореф. дис... канд. филолог. наук / Е. Ю. Колтышева; - ЯрГПУ им К. Д.Ушинского, - Ярославль, 2008.

Колышкина Т. Б. Структурно-стилистическая организация рекламных текстов, размещенных в специализированных компьютерных журналах: автореф. дис. ..канд. филолог, наук: 10.02.01 / Т. Б. Колышкина; Ярослав, гос. пед. Ун-т им. К. Д. Ушинского. - Ярославль, 2008.

Кондратьева Ю. Б. Роль символов в социокультурной реальности: автореф. дис. ..канд. философ, наук: 09.00.11 /Ю. Б. Кондратьева. - Москва, 2004.

Корнев В.В. Антропологическое измерение вещи в онтологии повседневности: автореф. дис. ...докт. философ, наук: 09.00.01. / В. В. Корнев; АлтГУ. - Барнаул, 2006.

Костромина Е.А. Структурно-семантические особенности рекламных текстов: на примере материалов нижегородской прессы: автореф. дис...канд. филол. наук: 10.02.01 / Е.А. Костромина. - Нижний Новгород, 2000.

Кривоносое А. Д. PR-текст как инструмент публичных коммуникаций: авто-реф. дис. ...докт. филолог, наук: 10.01.10 / Кривоносов А. Д. ; СПбГУ - СПб, 2002.

Круткин B.JI. Телесность человека в онтологическом измерении // Общественные науки и современность. - 1997. -№4.

Крылов И.В. Маркетинг / И.В. Крылов - М.: Центр, 1998. - 189с.

Куда идет российская культура? : круглый стол, 27-28 июня 2009 г. (гостиница «Амбассадор»). - СПб: СПбГУП, 2010.

Кузьмина Е. С. Онтологические функции имиджа в современной культуре: автореф. дис. ...канд. культурологии: 24.00.01 / Е. С.Кузьмина; СПбГУП. -СПб, 2012.

Кузьмина О. В. Культурно-антропологические матрицы современных маркетинговых коммуникаций. // Вопросы культурологии. 2012. №12. С. 2126.

Кузьмина О. В. Маркетинговый потенциал культурной символики в современных технологиях брендинга // Реклама и РЯ в России: современное состояние и перспективы развития: материалы IX Всероссийской научно- практической конференции, 14 февр. 2012 г. - СПб.: СПбГУП, 2012. - С. 144-147.

Куликова Е. В. Языковая специфика рекламного дискурса / Е.В. Куликова // Филология. Искусствоведение Вестник Нижегородского университета им. Н. И.Лобачевского / НГУ им. Н. И. Лобачевского, 2008. С. 197-205.

Культура и культурология: Словарь / Сост. и ред. А. И.Кравченко. - М. , 2003.-928 с.

Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Гл. ред. и сост. С. Я. Левит. - СПб: Университетская книга, 1998. - 701 с.

Ламбен Ж. -Ж. Стратегический маркетинг. - СПб: Наука, 1996. - 589с.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. -М.: Наука, 1983.-536с.

Лескин Д. Ю. Метафизика слова и имени в русской религиозно- философской мысли: автореф. дис. ... докт. философ, наук: 09.00.03 / Д. Ю. Лескин; МГУ им. М. В.Ломоносова. - Москва, 2006.

Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Д.С. Лихачев Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб: СПбГУП, 2006.

Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. - СПб, 1999. - 192 с.

Лосев А.Ф. Философия имени / А. Ф. Лосев. - М. : Изд-во Моск. Унта, 1990.-269 с.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М. : Политиздат, 1991.-525 с.

Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб: «Искусство-СПБ», 2000. - 704 с.

Лукин Ю. Н. В мире символов [Электронный ресурс] / Ю. Н.Лукин // Электронная библиотека «Альтернативная наука». - 2013. - Режим доступа: http://www.vixri.ru/d/Lukin Ju.N.V mire simvolov.pdf. - (Дата обращения: 20.03.2013).

Лысак И. В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека: автореф. дис. ... докт. философ, наук: 09.00.13 / И. В.Лысак; Северо-Кавказский научн. центр высш. школы. - Ростов-на-Дону, 2007.

Макаров Д. В. Идея преображения в русской духовной культуре: автореф. дис.... докт. культурологии: 24.00.01. / Д. В.Макаров. - Москва, 2009.

Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего. - М., 2005. - 496 с.

Мануильский М.А. Принципы систематизации знаний о человеке: история и современный подходы // Философский век. Альманах. Вып. 27. Энциклопедия как форма универсального знания: от эпохи Просвещения к эпохе Интернета. - СПб, 2004.

Марков А.П. Антропологическая модель маркетинговых коммуникаций как «зеркало» современной культуры / А. П.Марков // Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 14 февр. 2007 г. / СПбГУП. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. - С. 10-16.

Марков А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций. Ре-кламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность: учеб. пособие / А.П. Марков. - СПб: СПбГУП, 2005. - 400 с.

Марков А.П. Современные рекламные технологии: тенденции и проблемы развития // Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 14 февр. 2007 г. СПбГУП. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008.

Марков Б. В. Философская антропология. - СПб, 2008. - 352 с.

Маслов Б. А. Проблемы лингвистического анализа связного текста.

Таллин: Изд-во Таллинского пединститута, 1975. - 104 с.

Масуда Й. Информационное общество как постиндустриальное общество. -М., 1997.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1995. - 342 с.

Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М. : Изд-во МГУ, 1999. - 208 с.

Назайкин А.Н. Иллюстрирование рекламы / А. Н. Назайкин. - М. : ЭКСМО, 2004. - 320 с.

Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др. - М. : Культурная революция, 2005. - 880 с.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. - М.: Азбука, 2012. - 208 с.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Friedrich Nietzsche «Also Sprach Zarathustra» // Пер. Ю.М. Антоновского под редакцией К. А.Свасьяна. - М. , Изд-во Московского университета, 1990. - 829 с.

Новейший философский словарь / Сост. А. А.Грицанов. - Минск: Изд. В.М. Скакун, 1999. - 896 с.

Новиков М. Н. Рекламный текст в СМИ: способы обозначения целевой аудитории: автореф. дис. ...канд. филол. наук: 10.01.10 / М. Н. Новиков; Ставропольский государственный университет. - Ростов-на-Дону, 2007.

Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. - М. : Изд-во Рефл-бук, 1998.-462 с.

Огилви Д. Огилви о рекламе. - М. : Изд-во Эксмо, 2006. - 232 с. -ил.

Огородникова Е. М. Социокультурный анализ рекламы в полилингвистической среде: автореф. дис. ...канд. филол. наук: 10.01.10 / Е. М.Огородникова; Институт повышения квалиф. раб. телевидения и радиовещания. - Москва, 2009.

Олянич A.B. Рекламный дискурс и его конститутивные признаки // Рекламный дискурс и рекламный текст: коллективная монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева. - М. , изд-ва «ФЛИНТА», «Наука», 2011. С. 10-37.

Официальный сайт Российского Трансгуманистического Движения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.transhumanism- russia.ru/content/view/10/8/. - (Дата обращения: 07.03.2013).

Панченко A.M., Смирнов И.П. Метафорические архетипы в русской средневековой словесности и в поэзии начала 20 в. // Труды отдела древне- рус. лит-ры (ТОДРЛ). Вып. 26: Древнерус. лит-ра и культура XVIII-XX вв. Л, 1971.

Петухов В.Б. Феномен терроризма в информационном пространстве культуры: автореф. дис. ...докт. культурологии: 24.00.01 / В.Б. Петухов; МПГУ. - Москва, 2010.

Пигров К. С. Амбивалентность социального (опыт исследования онтологических оснований) // Вестник СПбГУ. Серия 6. 1994. Вып. 4.

Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. Пер. с англ. / Перевод К. Голубович, К.Чухрукидзе, Т. Дмитриева. - М: Логос, 2000. - 448с.

Попова Е. С. Рекламный текст и проблемы манипуляции: автореф. дис. ...канд. филол. наук: 10.02.01 / Е. С. Попова; Уральский гос. университет им. А. М. Горького. - Екатеринбург, 2005.

Портер М. Международная конкуренция / М.Портер. - М. : Международные отношения, 1993 .- 234 с.

Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. и науч. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск, 2001. - 1040 с.

Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М.: Рефл-бук, 2000. - 786 с.

Пронина Е. Е. Психологическая экспертиза рекламы / Е. Е.Пронина. -М. : РИП-холдинг, 2000. - 100 с.

Романенко Я.Н. Рекламный текст как объект лингвистического исследования: автореф. дис. ...канд. филол. наук: 10.02.01 / Я. Н. Романенко. - Москва, 2007.

Рупова P.M. Антропологические модели в социальной философии XX - начала XXI веков: автореф. дис. ... канд. философ, наук: 09.00.11 / Р.М. Рупова. - Москва, 2008.

Рябцева Н. К. «Вопрос»: прототипическое значение концепта / Н.К. Рябцева // Логический анализ языка. Культурные концепты / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова. АН СССР, Ин-т языкознания. - М. , 1991. - С. 72-78.

Савельева О. О. Живая история российской рекламы. - М. : Гелла- принт, 2004. - 272с.

Свасьян К. А. Проблема символа в современной философии / К.А. Свасьян. - Ереван, 1980. - 226 с.

Седаков Н.Э. Архетипы бытия и символы культуры (Карл Густав

Юнг и Мирна Элиаде): автореф. дис. ... канд. филос. наук - РГГУ, - Москва, 2004.

Семиотика / Сост. , вступит, статья и общ. ред. Ю. С.Степанова. - М. , 1983.-638 с.

Соловьев B.C. Собр. соч. в 10 т. - СПб, 1911-1914. - Т. З.

Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. - М. : Наука, 1985. - 336 с.

Степин B.C. Философская антропология и философия науки. - М. , 1992.

Степин B.C. Наука и философия. // Вопросы философии. - 2010, №8.

Стрих В. Б. К вопросу об онтологическом статусе недеяния // Вестник СПбГУ. - Сер. 6. - Философия, политология, социология, психология, право. - Вып. 4. - 1994.

Строева И. С. Прагматические и когнитивные особенности текстов английской и русской классифицированной рекламы: автореф. дис. ...канд. филолог. наук: 10.02.20 / И.С. Строева; Пятигорский гос. лингвистический университет. - Пятигорск, 2008.

Субетто А. И. В. И. Вернадский: от начала ноосферно- ориентированного синтеза наук - к вернадскианской революции в системе научного мировоззрения в начале XXI века и к становлению ноосферизма [Электронный ресурс]. -   Режим   доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001b/00121643-Vernadskiy.pdf. - (Дата обращения: 17.07.2012).

Субири К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии Св. Павла // Человек, 2000. - №3.

Сычева Е. С. Символизация в рекламных текстах: автореф. дис. .. .канд. филолог.наук: 10.01.10 / Е. С. Сычева. - Москва, 2008.

Терпугова Е.А. Рекламный текст как особый тип императивного дискурса: автореф. дис. ... канд. филолог. наук: 10.02.01 / Е. А.Терпугова; - Кемерово, 2000.

Тихомиров J1.A. Религиозно-философские основы истории. - 2-е изд. - М. : «Москва», 1998. - 592 с.

Толмачева C.B. Реклама как социокультурный фактор формирования ценностных ориентацнй молодежи: автореф. дис. ...докт. социолог, наук: 22.00.06 / С. В.Толмачева; ТюмГНУ. - Тюмень, 2007.

Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исслед. в области ми- фопоэтического: избранное / В. Н. Топоров. - М. : Изд. группа «Прогресс- Культура», 1995. - 624 с.

Торичко P.A. Реклама как мифологическая коммуникативная система: автореф. дис. ...канд. филолог. наук: 10.01.10 / Р.А. Торичко; Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова - Барнаул, 2003.

Тоффлер А. Футурошок. / Пер. с англ. - СПб. : Лань, 1997. - 464 с.

Тоффлер Э. Третья волна. - М.: ACT, 1999. - 345 с.

Трушина Л.Е. Антропологические основания рекламной деятельности: автореф. дис. ...докт. философ, наук: 09.00.13 / Л. Е.Трушина; СПбГУ. - СПб, 2008.

Тураева З. Я. Лингвистика текста. / З. Я.Тураева. - М. , 1986. Изд. 3, 2012.-144 с.

Тюрина С.Ю. О понятиях рекламный дискурс и рекламный текст// Вестник ИГЭУ. - 2009. - №1. - С.75-77. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ispu.ru/system/files/75-77.pdf. - (Дата обращения: 19.05.2012).

Ульяновский A.B. Мифодизайн: коммер. и соц. мифы / A.B.Ульяновский. - СПб: Питер, 2005. - 544 е. : ил. - (Сер. «Маркетинг для профессионалов»).

Урсул А.Д. Космические перспективы автотрофности человечества А. Д.Урсул // Общественные науки и современность. - 1995. - №2.

Ученова В. В. , Старых Н. В. История рекламы. 2-е изд. - СПб и др. : Питер, 2002. - 304 с.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М. , 2004. - 400 с.

Федоров Ю. М. Космическое измерение человека / Ю.М. Федоров // Общественные науки и современность. - 1992. - №4.

Феофанов O.A. Реклама: новые технологии в России / О. А.Феофанов. - СПб: Питер, 2000. - 376 е.: ил.

Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. - М.: Изд-во «Моск. рабочий», 1992. - 560 с.

Флоренский П. А. Имена / П. А.Флоренский. - СПб: Авалонъ: Азбука-классика, 2007. - 336 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: / Общ. ред. Л. Я. Го- змана. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.

Фреге Г. Смысл и денотат / Г. Фреге // Семиотика и информатика. Вып. 8. / под. ред. А. И. Михайлова. - М. : ВИНИТИ, 1977. - С. 181-210.

Фрейд 3. Тотем и табу. - М., 2001. - 398 с.

Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет. - М. , 1989.-560 с.

Фромм Э. Иметь или быть. - Киев: Ника-Центр, Вист-С, 1998. - 400с.

Фрумкин К.Г. Человеческая телесность в структуре будущего мира // Свободная мысль - XXI. - 2005. - №1.

Фрумкина P.M. Психолингвистика. -М. , 2001.-318 с.

Фурсов А. И. Прощальный поклон капитализма. Статья вторая. [Электронный ресурс] / А. И. Фурсов /Afablor.ru - рейтинг блогов рунета. - Режим доступа: http://yablor.ru/blogs/andrey-fursov-konec-tretey-epohi—4- krizis-bibleyskogo-proekta/728907 - (Дата обращения: 22.01.2013).

Хайдеггер М. Что такое метафизика? / Пер. с нем. В. В. Бибихина. - М.: Академический проект, 2007. - 303 с.

Харламов С.Ю. Философско-антропологические модели человека в концепциях информационного общества: автореф. дис. ...канд. философ, наук: 09.00.13 / С. Ю.Харламов. - Белгород, 2009.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе / К. Хорни. - Изд-во: Питер. - СПб, 2013. - 304 с.

Хоружий С. С. Заметки к энергийной антропологии. «Духовная практика» и «отверзание чувств»: два концепта в сравнительной перспективе // Вопр. философии. 1999. № 3.

Хоружий С. С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека // Православное учение о человеке. Избранные статьи. - Москва-Клин, 2004. - С. 154-167.

Храпова В.А. Текст как социокультурный код общества: автореф. дис. ...докт. филос. наук: 09.00.11 / В.А. Храпова; Волг. Гос.Ун-т, - Волгоград, 2007.

Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.-232 с.

Чигаев Д. П. Способы креолизации современного рекламного текста: автореф. дис. ...канд. филолог. наук: 10.02.01 / Д. П.Чигаев; МПГУ. - Москва, 2010.

Чубинин О. А. Действующая модель человека // Человек. - 2006. - №1.

Шелер М. Человек и история (перевод А.Н. Малинкина) // Избранные произведения. - М. : Гнозис, 1994. - 490 с.

Шеллинг Ф. В. Философия искусства. - М.: Мысль, 1999 . - 496 с.

Шмаков В. А. Основы пневматологии. - Киев: «София», Ltd., 1994. - 704 с.

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. – 592 с.

Шпет Г.Г. Мысль и Слово. Избранные труды / Г.Г. Шпет; отв. ред-сост. Т.Г. Щедрина. – М.: РОССПЭН, 2005. – 688 с.

Юнг К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. – M.: Renaissance: 1991. – 299 с. – (Страницы мировой философии).

Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления / К. Г. Юнг. – Пер. с нем. В. Поликарпова. – Минск: ООО «Харвест», 2003. – 170 с.

Юнг К.Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Д. Хендерсен [и др.]. – М.: Серебрян, нити, 2008. – 351 с.

Ягодкина М. В. Язык рекламы как средство формирования виртуальной реальности: автореф. дис. докт. филолог, наук: 10.02.01 / М.В. Ягодкина; ЛГУ им. А. С. Пушкина. – СПб, 2009.

Язык. Текст. Дискурс: Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК / Под ред. проф. Г. Н.Манаенко. Выпуск 7. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. – 448 с.

Якимович Е. В. Нормативная концепция рекламного дискурса // Рекламный дискурс и рекламный текст: коллективная монография / науч. ред. Т. Н.Колокольцева. – М. , изд-ва «ФЛИНТА», «Наука», 2011. С. 100-110.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!