Характерные особенности социокультурного пространства современного города



Социокультурное пространство современного города, по мнению Ф. Броделя, представляет собой«культурное пространство, связанное исключительно с локализацией определенных феноменов[в число которых сегодня включена реклама – Я.Л.], которое является«территорией» их распространения» [Бродель].А поскольку в социокультурном пространстве современного города реализуется социокультурная деятельность, – она может регулироваться, направляться, даже обусловливаться феноменами, локализующимися этом пространстве.

Социокультурная деятельность есть деятельность социальных субъектов:

–по созданию культурных ценностей;

– по развитию способностей индивидов и поддержанию их творческой деятельности;

– по коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию культурных ценностей [А.В. Соколов].

Такое понимание социокультурной деятельности, наполняющей социокультурное пространство города, имело место в «дорекламное» время индустриальной эпохи, когда культура выступала инструментом формирования человека. В постиндустриальный период, понимание культуры кардинально изменяется: человек перестает быть целью культуры, что ведет к изменению функций последней. Изменение функций культуры меняет отношение к социокультурной деятельности, автоматически меняя и содержательное наполнение социокультурного пространства современного города.

С этой точки зрения, при обращении к рассмотрению современного города, интерес представляет комфортность его социокультурного пространства для городского населения.

Социокультурное пространство современного города можно рассматривать с двух позиций:

– с позиции взаимодействия социальных структур;

– с позиции взаимодействия ценностей и онтологических смыслов.

И первое, и второе обусловлено внутренними факторами влияния:

– экономическим;

– политическим;

– религиозным

– и антропологическим.

Антропологический фактор, в свою очередь, определяется социальной структурой («составом» населения) города в которой присутствуют группы с разными социальными ролями и доходами, а значит и с разными социальными возможностями.

Кроме того, социокультурное пространство города зависит от скорости протекания социокультурных процессов как важнейшего фактора его динамики. Именно под их воздействием и происходит трансформация социокультурного пространства современного города.

Быстрое движение современных социокультурных процессов является причиной наличия в социокультурном пространстве современного города структурных и динамических компонентов, которые в совокупности служат системообразующим звеном в социально-культурном пространстве, что само собой имеет большое значение в области резервации и трансляции социокультурных ценностей для гражданской консолидации. Структурными элементами являются: ценности, нормы, социальные институты, символы, стратификация, динамическими – коммуникация и информация.

Современные средства массовой информации и коммуникации, в первую очередь, – глобальная компьютерная сеть «интернет», играют существенную роль в перманентной трансформациисоциокультурного пространства. Оказывая большое влияние на социальную, политическую, экономическую и социокультурную сферы жизни в современном городе, они обнаруживаются как важные цементирующие элементы, задающие целостность городскому пространству. Единение и консолидация горожан осуществляется сегодня не только на основе общности территории, а благодаря общим информационно-коммуникационным потокам, без которых невозможно протекание социальноговзаимодействия.

Город существует как пространство взаимодействия различных социальных и культурных групп, в котором реализуются интересы представителей этих групп. Формирование социальной структуры современного города – процесс противоречивый и многозначный, тесно связанный с порядком расселения людей в городском пространстве. Социальные группы могут быть различными по уровню экономического и социального влияния, потребления, круга общения, по месту проживания в городском пространстве.

Социальная организация современного городского пространства многообразна. В городах существует сложившаяся система социального расселения, распределения социальных ролей, отражающих различные стороны жизни горожан. Организуются пространства различных видов деятельности – производственные, экономические, культурно-досуговые, образовательные и др. На формирование социальной морфологии современного города воздействуют различные факторы – экономические, политические, этнические, экологические, религиозные и т.д. Социальная морфология города – это исторически сложившийся порядок расселения различных социально-экономических групп и слоев городского населения в границах социально-пространственной сферы города.

Социокультурное пространствосовременного города имеет информационно-коммуникативный уровень, который разделяется на компоненты, как информация и коммуникация.

Не удивительно, что к концу ХХ века, благодаря научно-техническому прогрессу, в обществе сложилась система массовой коммуникации. Она сочетает в своей структуре новейшие технические возможности распространения информации на практически неограниченную аудиторию. Это позволило коммуникации стать одним из важнейших элементов социокультурного пространства, оказывающим влияние на формирование всей системы духовных ценностей и потребностей человечества.

В научных исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, предлагается большое количество определений понятия «коммуникация». Этот феномен находится в фокусе изучения процессов как в области фундаментальных, так и социальных наук, интегрирующих эти процессы через сообщение. Интегративная природа коммуникации объяснятся тем фактом, что причины основных проблем современных коммуникационных процессов уходят вглубь веков. Ведь коммуникативно-системные отношения являются базой человечества в создании, сохранении и исторической трансляции для будущих поколений его социально-культурных ценностей и традиций.

Проникновение коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества сопровождается возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, а также с переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности. Природа любого социокультурного явления коммуникативна по сути. Иными словами, содержание коммуникации, и ее формы, отражают коллективные отношения и исторический опыт людей. В ее основе преобладающим является коммуникативный аспект, а информационно-содержательный элемент выполняет служебную функцию. В реализации коммуникации важно знать не только о том, что используется, но и том, кто участвует во взаимодействии, как применяется информация, кому адресуется и куда направлены коммуникативные связи.

Коммуникативность – это одна из основных характеристик современного общества. Современное социокультурное пространство города выступает как«медиатизированное» пространство, реальность которого конструируют средства массовой информации и коммуникации. Собственно, глобальные масштабы влияния средств массовой коммуникации на конструирование реальности и определяет характерные черты социокультурного пространства современного города. По мнению М. Кастельса, «все сообщения всех видов заключены в средстве массовой коммуникации, ибо средство стало настолько всеобъемлющим, настолько разнообразным, настолько послушным, что абсорбирует в одном и том же мультимедиатексте целостность человеческого опыта» […].

Не удивительно, что Н. Луман относится ксредствам коммуникации как сущностной характеристике всего социума. Он утверждает, что «человеческие отношения, да и сама общественная жизнь невозможны без коммуникации»итеперь «только коммуникация может осуществлять коммуникацию» […]. В условиях глобализацииэти утверждения вызывают особый интерес и приобретают новый смысл.

Актуальным в этом плане является и осмысление с позиций современности теорий коммуникативного действия Ю. Хабермаса, так как именно здесь раскрывается сущность коммуникативности, коммуникативной общности, коммуникативного пространства, коммуникативной среды, коммуникативного действия и процесса, что, безусловно, имеет важное методологическое значение для понимания сущности и природы коммуникации. Он говорит о коммуникации как о подлинной, личностно постигнутой социальности. Но таковой она становится не сразу, а лишь по мере того, как начинает обеспечивать возможность абсолютно свободного и беспристрастного обсуждения высших ценностей. Эти ценности исторически трансформируются, поэтому требуют постоянного к себе внимания. Исходя из этого, сама теория познания предстает как непрерывный коммуникативный процесс. Хабермас вырабатывал свою концепцию на основании ряда тезисов своего предшественника в немецкой философии – К. Ясперса, утверждавшего, что истина – это коммуникация, и, стало быть, истинная коммуникация – это коммуникация по поводу искания истины.

С этой точки зрения, характеристики коммуникации выходят за рамки обычных процессов. В мире современных трансформаций коммуникация выступает основным смыслообразующим фактором культуры и человека. Об этом писали в свое время П. Флоренский и М. Маклюэн, П. Тейяр де Шарден и другие исследователи. Тезис М. Маклюэна – «The medium is message», дает методологическое обоснование признания медиумной реальности важным социокультурным базисом.

П. Лазарсфельд и Р. Мертон рассматривают коммуникацию в контексте организуемого ею социального действия и доминирующих общественных предпочтений. «То, что массовая коммуникация повышает уровень информационности широких слоев населения, является бесспорным. Вместе с тем, возрастающий поток сообщений массовой коммуникации может непреднамеренно преобразовывать энергию людей от активного участия к пассивному знанию» […].

Процессы глобализации и информации можно отнести к числу важнейших тенденций современной цивилизации, которые находятся в диалектической неразделенности и взаимообусловлены. Именно их сочетание все в большей степени обусловливает ключевое направление социокультурного развития человечества на ближайшее будущее. Исследование концептуальных подходов к проблемам будущего человечества в информационную эпоху предполагает оценку основополагающих моментов, которые создают перспективу смены ценностных ориентиров социума. Они включают в себя проблемы информатизации и виртуализации социокультурного пространства, трансформацию коммуникативных связей, изменения механизма социокультурной идентификации.

Эти тенденции находят свое преломление в рамках информационной составляющей социокультурного пространства современного города. Глобализация выступает как неделимость двух взаимосвязанных процессов, а именно – глобализации и локализации. При этом локальное (локальные городские процессы) складывается под влиянием глобального, и наоборот. Такой вариант в идеале лежит в основе постмодернистской модели социокультурного развития. Анализируя процессы глобализации, У. Бек пишет: «Р. Робертсон, один из отцов культурной глобализации, не устает подчеркивать, что глобализация всегда связана с локализацией. Он предлагает заменить центральное понятие культурной глобализации понятием «глокализация» – совмещением слов «глобализация» и «локализация» […]. Это понятие заключает в себе сущность процесса современной идентификации, когда горожанин полагает себя членом мирового сообщества, и в тоже время обращается к локальной форме своего самообоснования. Размышляя над процессами глобализации и городской идентификации, Е.Э. Сурова отмечает, что «глобальная культура становится все более полилокальной».

Активный рост и масштаб технологических достижений конца ХХ – начала ХХI века в области новых информационных технологий послужили основанием для роста интенсивности информационного обмена в городах. Информационная культура современного города может быть рассмотрена как способ жизнедеятельности человека в новых информационных условиях, умение ориентироваться в информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей. Информационное пространство можно определить как «область человеческого бытия, граничащую с достаточно обжитой сферой материальной и духовной культуры и гипотетической ноосферой – областью обмена, обновления цивилизованных принципов» […].

Неделимость современного города и горожан, их взаимосвязь осуществляется благодаря наличию общих информационных потоков. Информация – это ведущая основа в консолидации городских сообществ. Информационная сфера оказывается посредником между горожанином и предметной средой города. Она является виртуальной реальностью, в которой продуцируются смыслы по специфическим для этой реальности основаниям.

В определении понятия информационного пространства неизменным остается следующее:

– определяющим фактором, смыслообразующим явлением в нем оказывается информация;

– имеют место специфические носители информации;

– его регулирование и мера доступности, плотность и подвижность определяются социальной потребностью.

«Информационное пространство – это не только просто территория, на которой осуществляется взаимодействие информационных данных, а пространство, которое имеет не только географические, но и аудиторные характеристики» […]. То есть, в территориальном смысле под понятием «информационное пространство» понимается выделенная субъектом по какому-либо критерию территория, с расположенными на ней информационными ресурсами, источниками информации, технологическими системами сбора, обработки и распространения информации, а также пользователями различных ресурсов, подпадающими под юрисдикцию законодательства, действующего на этой территории.

Наиболее удачным, на наш взгляд, является определение информации, данное А.Д. Урсулом: информатизация – это «системно-деятельностный процесс овладения информацией как важнейшим ресурсом управления и развития с помощью средств информации с целью создания информационного общества и на этой основе – гуманистической перестройки всей жизнедеятельности человека» […]. Процесс информатизации, по его мнению, направлен на решение задач социального развития, существенного повышения интеллектуального уровня общества. Такое понимание информатизации дает возможность выделить и подчеркнуть основную тенденцию современного общества – превращение информации в основной стратегический ресурс и главный источник общественного развития. Немаловажно, что в данном определении проводится грань между технократическим («ресурс управления») и социогуманитарным («ресурс управления и развития») подходами к информатизации общества.

Глобальные социальные изменения всегда отличаются радикальным видоизменением основополагающих функций социокультурных систем. Происходит модифицирование таких основополагающих элементов культуры, как язык, традиции, обычаи. Пространство традиционной городской культуры изменяется, теряются ранее известные, понятные ориентиры, появляется чувство нестабильности и неопределенности, которое порождает чувство беспокойства.

Здесь на первый план выходят изменения функций культуры. Если в индустриальный период основной функцией культуры было воспитание человека, то в постиндустриальный период культура лишается функций и сама превращается в «услугу». Появление рекламы – в «плане выражения» помогающей человеку сделать правильный выбор – в «плане содержания» коммерциализирует культуру, отчего социокультурное пространство наполняется низкопробным содержанием. Так культура превращается в доходное «предприятие».

«Коммерциализация культуры» – процесс закрепления рыночных отношений в специализированных сферах культуры (науке, образовании, но прежде всего, художественной культуры), который выражается в организационно-структурных изменениях, отказе от установившейся иерархии культурных ценностей и приоритетов, ослаблении социальных и эстетических функций искусства [...].

Трансформация организационно-экономических отношений в сфере культуры связана с изменением взаимоотношений между субъектами культурной политики (государственными структурами управления, организациями гражданского общества и бизнесом) в условиях перехода экономики к рынку. Понятие «коммерциализация культуры» несет на себе негативный смысловой оттенок, так как его включение в повседневную лексику, употребление в управленческой практике и закрепление в научно-теоретической литературе связано со временем проведения социально-экономических реформ 90-х гг. и попытками резкого вытеснения просветительского типа культурной политики рыночным (или коммерческим) типом. Однако данное явление не относится исключительно к процессам новейшей отечественной истории культуры.

Произведения искусства на протяжении многих веков и в разных странах включались в систему товарно-денежных отношений, которые на «поворотных этапах» истории (таких как, например, становление буржуазных отношений в Европе) существенным образом определяли «облик» произведений искусства. Периоды усиления зависимости творческих и материально-организационных условий от востребованности, возможностей и результатов их коммерческой реализации характеризуются появлением и распространением новых форм и жанров в искусстве. Исследователи связывают с ними время расцвета «легких» жанров – оперетты, мюзикла, «бульварного» романа и т. д.; зарождение китча, «мыльной оперы», популярной музыки и других направлений массовой культуры.

В настоящее время коммерческий сектор сферы культуры составляют шоу-бизнес, видеобизнес, кинопрокат, отдельные виды досуговой сферы и туризма; различные виды частной «академической» концертной и театральной деятельности (антреприза и др.); выставочная и отдельные виды рекламной деятельности и др. Противоречивость процесса коммерциализации культуры проявляется в том, что эффективность продвижения результатов коллективного и индивидуального творчества на рынок художественной культуры во многом зависит от спроса, который формируется невысокими культурными потребностями людей.

Снижение художественного и эстетического вкуса населения являются причиной и следствием «первичности» финансового и коммерческого критерия при определении ценности произведения искусства, трактуемого исключительно с точки зрения его конкурентоспособности на арт-рынках. Таким образом, процесс коммерциализации культуры рассматривается как сложная форма «экономического детерминизма», в своих разных проявлениях (будь то финансирование культуры по «остаточному» принципу или навязывание механизмов самоокупаемости и хозрасчета заведомо «некоммерческим» сферам художественной культуры и т. д.) влияющая на саморазвитие искусства в обществе.

Очевидны две основные тенденции в культуре, связанные с процессом коммерциализации культуры: с одной стороны, происходит снижение критериев оценки продуктов художественного творчества в погоне за прибылью, которая становится основной целью; с другой – внедряется модель многоканального финансирования в сфере культуры, развиваются предпринимательство, меценатство и спонсорство. Государственное регулирование процесса коммерциализации культуры может осуществляться путем «гибкого» управленческого воздействия, посредством разработки соответствующих нормативно-правовых документов, создания условий для повышения конкурентоспособности «высокого» искусства, повышения художественно-эстетического уровня произведений массовой культуры, что в целом предполагает воспитание адекватных культурных потребностей у населения, формирование общественного мнения и спроса. Решению этих задач способствует государственно-общественная культурная политика, разработка соответствующих ее целям специальных культурных программ и проектов.

На основании изложенного можно констатировать, что социокультурное пространство современного города можно условно разделить на два взаимодействующих уровня – информационный и коммуникативный. Собственно, масштаб влияния средств массовой коммуникации на конструирование реальности и определяет характерные черты социокультурного пространства современного города.Они включают в себя проблемы информатизации и виртуализации социокультурного пространства, трансформацию коммуникативных связей, что изменяет механизмы социокультурной коммуникации.Появление рекламы, в «плане выражения» помогающей человеку сделать правильный выбор, – в «плане содержания» коммерциализирует культуру, отчего культура превращается в доходное «предприятие». Процесс коммерциализации культуры выступает как форма «экономического детерминизма», в своих проявлениях негативно влияющая на саморазвитие человека и общества.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!