Аналитическая психология К.Юнга.



 

К. Юнг обосновал, что личность (душа человека) состоит из трех взаимодействующих структур: сознания (ЭГО), личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Юнг отмечал, что в сознании у человека могут быть представлены следующие содержания или компоненты: ощущения, мышление, эмоции, интуиция, влечения, воля. В зависимости от того, какие компоненты сознания доминируют, выделяются определенные типы личности: экстраверт - интроверт, интуитивный тип либо сенсорный, мыслительно-логический тип либо эмоциональный, волевой, рациональный тип или стихийный, гибкий, нерациональный тип.

Юнг пришел к выводу, что, помимо индивидуального бессознательного, существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Коллективное бессознательное — наиболее глубинный уровень психики.

Коллективное бессознательное — «это духовное наследие всего, что было пережито человечеством», это «общая душа, не имеющая временных пределов», это фундамент индивидуальной психики.

Коллективное бессознательное состоит из совокупности архетипов.

Архетипы, по определению Юнга, - это «психические первообразы, скрытые в глубине фундамента сознательной души, ее корни, опущенные в мир в целом», это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями. Архетипы передаются по наследству вместе со структурой мозга. Архетипы, с одной стороны, обуславливают предрасположенность к поведению определенного типа, с другой —обуславливают коллективные идеи, образы, теории человечества в ту или иную эпоху, проявляются в мифах, сказках, искусстве, выражая «дух эпохи».

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое место в теоретической системе Юнга уделяется Персоне, Аниме Анимусу, Тени и Самости.

Социальные отношения — материал для заполнения архетипов. Форму этому материалу при этом задают архетипы, т. е социальные отношения не являются доминирующими.

Самость — самый важный архетип в теории Юнга, он представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы.

Становление Самости происходит в процессе индивидуализации — такого психического развития, которое реализуется лишь во второй половине жизни, когда индивид освобождается совсем от родительских уз и обретает новое единство сознания с бессознательным.

Итогом осуществления индивидуализации является самореализация, но на эту конечную стадию развития личности способны подняться лищь высокообразованные и способные люди, имеющие к тому же достаточный досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

 

 

Индивидуальная психология А.Адлера.

Адлер в своих работах он тяготел к анализу психического как целого, не делимого на отдельные части.

Индивидуальная психология - теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям

Теория Адлера основана на семи основных понятиях и принципах. Ими являются:

1) чувство неполноценности и компенсация; Чувство неполноценности - ощущение и переживание своей неспособности, некачественности по сравнению с другими людьми. Компенсация способствует усилению психической деятельности и восполнению ощущаемого дефицита. Осуществляется этот процесс за счет тренировки органов.

2) стремление к превосходству; Стремление к превосходству является врожденным. Тем не менее существуют варианты его проявления. Критерием этих различий является социальный интерес (социальное чувство, чувство общности, чувство солидарности) - врожденный инстинкт отказываться от своих эгоистических целей ради целей сообщества.

3) стиль жизни; Жизненный стиль - уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели. Признаками здоровой личности по Адлеру являются - движение от центрированности на себе к социальному интересу, стремление к конструктивному превосходству, кооперация.

4) творческое Я; Концепция творческого Я является самым главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. Стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом.

5) порядок рождения; Адлер обратил внимание на порядок рождения, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, их социальное окружение все же не тождественно. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей – все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни. 

6) фикционный финализм. Концепция фикционного финализма – идея о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.

основные цели (те цели, которые определяют направление нашей жизни и ее назначение) В его понимании, на личность большее влияние оказывают субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Наше поведение направляется осознанием фиктивной жизненной цели. Эта цель существует не в будущем, а в нашем нынешнем восприятии будущего. Хотя фиктивных целей объективно не существует, они, тем не менее, оказывают колоссальное влияние на наше стремление к превосходству, совершенству и цельности.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!