Путешествие по Петербургу (по произведениям Ф.М. Достоевского).
В 1860-е года обстановка в Петербурге не была вполне благополучной: уровень преступности возрастал, увеличивалось количество бедного населения (семья Мармеладовых), появлялось все больше женщин "непристойного поведения" (Соня Мармеладова) и алкоголиков (Мармеладов). На фоне нищеты активно развивалась деятельность ростовщиков (процентщиков), которые давали деньги под залог имущества (как например, старуха-процентщица). Среди молодежи и "прогрессивного населения" набирал популярность нигилизм, "модное безверие" (Раскольников), социализм, коммунизм и идеи равенства полов (Лебезятников), индивидуализм (Лужин) и т.д. Все эти явления нашли отражение в романе "Преступление и наказание".
«...духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу». Характерно, что духота везде в этом городе — и в комнате Раскольникова, и в комнате Сони, и в кабаке, где главный герой встречает Мармеладова.
В романе «Преступление и наказание» Достоевский показал жизнь в Петербурге «маленького» человека, задавленного нищетой. Действие романа происходит большей частью на улице. Где-то в переулке у Сенной щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а на другой день его чахоточная и полубезумная вдова на улице истекает кровью; на улице застрелился Свидригайлов; на Сенной площади Раскольников пытается всенародно принести покаяние. Эти уличные сцены, нарисованные крупным планом, дополняются мимолетными эпизодами. Они создают фон, на котором развертывается трагичная жизнь Мармеладова, Сонечки, Раскольникова
|
|
В описании Петербурга и живущих в нем людей у Достоевского важна каждая деталь. И даже часто упоминавшийся автором «Преступления и наказания» желтый цвет не случаен. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате у старухи-процентщицы, желтоватые обои в комнате у Сони, «мебель из желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтое лицо Мармеладова (его мы встречаем на страницах произведения «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками»)...Как правило, этот цвет ассоциируется с болезнью. Его частое упоминание в романе создает общий нездоровый фон, говорит о болезненной безысходности.Комнаты. Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещенные косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи...
Для Ф. М. Достоевского Петербург — мертвый город, насилие над природой. Медный всадник посреди болота. В нем причудливым образом сплелись элементы европейской и российской цивилизаций. Он полон парадоксов и фантастики. Петербург Достоевского — среда, в которой уживаются многочисленные слои общества: ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них город видится по-разному: кому-то празднично и весело, кому-то серо и безысходно.Среди персонажей, населяющих страницы романа, мы часто встречаем детей. Писателя неотступно преследует мысль об их судьбах, его сердце особенно остро ранят их страдания.
|
|
В повести «Белые ночи» жестокая красота города проявляется в полной мере. Символично название произведения, обозначающее самый необычный и красивый период в жизни города, который, однако, противоречит всем законам, ведь ночь и свет несовместимы.
В Петербурге, говорит Достоевский, происходят «фантастические» события, зреют безумные идеи, совершаются преступления.
Достоевский показывает, что Петербург разобщает, заставляет думать о выживании, каждую минуту бороться и сопротивляться, чтобы не пропасть. Однако героям писателя хочется любви, тепла и участия. Именно поэтому для них жизнь и мечта зачастую переплетаются, меняются местами.
|
|
Достоевский открыл характернейшие для Петербурга черты, которые проявляются в его героях, — мечтательство и двойничество. Мечтатель всегда живет двойной жизнью — грезой и явью. Двойничество же уже как бы следующая стадия мечтательства, когда жизнь, возникающая в сознании, становится реальностью.
Важно, что герои, населяющие Петербург Достоевского, часто проживают в этом городе как бы параллельно, даже и не соприкасаясь с ним: прекрасно-жестокий город не подпускает их к себе, держа на уничтожающей дистанции.
2.Любовная лирика Ф.И. Тютчева.Чтение наизусть одного из стихотворений (по выбору учащегося).
Творчество Федора Ивановича Тютчева — это блестящая страница русской поэзии XIX века Тютчев писал о человеческих чувствах, о природе, о России. В его стихах лирический герой предстает человеком, способным на сильные чувства, нежным, искренним. Лирический герой в поэзии Тютчева — это двойник самого поэта, он часто отражает его мысли и чувства. Особенно хорошо это видно в любовной лирике.
С особой драматичностью тема любви и страсти раскрывается в цикле стихотворений, посвященных Е. А. Денисьевой(«0, как убийственно мы любим...», «Я очи знал, — о, эти очи!..», «Последняя любовь», «Есть и в моем страдальческом застое...» и др.). Стихотворения данного цикла драматичны по фабуле, по характеру речевой композиции. Часто они представляют собой скрытый диалог двух собеседников, причем один из них присутствует как бы молча:
|
|
О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас из двух завидней часть твоя;
Ты любишь искренно и пламенно, а я —
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой...
В целом эти стихи проникнуты мучительной тоской, отчаянием, воспоминаниями о былом счастье:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Любовь у Тютчева огромна и всеобъемлюща, она захватывает всего человека. Но она трагична, потому что такая любовь не может существовать в этом мире. Поэтому лирический герой несчастен. В его жизни много страданий, потерь, горя и разлук. Разлуки неизбежны, потому что любовь ослепляет человека, а когда проходит время, то он понимает, что предмет любви далек от идеала.
Противоречия лирического героя мешают ему быть счастливым. Но еще чаще он сам придумывает себе страдания.
В качестве примера зачитаю стихотворение «Она сидела на полу»(1858 год).
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 753; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!