Положение русской женщины ХIХ в. (на примере 1-2 пьес А.Н.Островского)



Билет № 1

Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

 

Произведение Островского «Гроза», без сомнения, скрывает в себе множество проблем, которые должны заставить читателя задуматься о своей жизни, о жизни своих родных и о жизни общества, в котором живет личность.Островского в свое время назвали «Колумбом Замоскворечья», подчеркивая художественное открытие мира купечества в пьесах драматурга, однако его пьесы интересны не только конкретно-исторической проблематикой, но и нравственной, общечеловеческой. Так,именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя. Действие драмы Островского происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. "Пятьдесят лет я всякий день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу. Вид необыкновенный. Душа радуется", – восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной. Особенно учитывая то, что о высокой нравственности постоянно твердит Кабаниха- женщина, которая олицетворяет собой все «темное царство» Но почему же не стала жизнь в городе царством света и радости, а превратилась в "мир тюремного и гробового безмолвия"?

 

Существуют нравственные законы, нигде не прописанные,но, выполняя которые, человек способен постичь душевное счастье, обрести свет и радость на земле. Как же выполняются эти законы в провинциальном волжском городке?

1. Нравственные законы жизни людей подменяются в Калинове законом силы, власти и денег. Большие деньги Дикого развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим. Люди для него ничто. «Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю», — говорит он Кулигину Мы видим, что основа всего в городе –деньги. Им поклоняются. Основа взаимоотношений людей – материальная зависимость. Здесь деньги решают все, а власть принадлежит тем, у кого больше капитала. Нажива и обогащение становятся целью и смыслом жизни большинства калиновцев. Из-за денег они ссорятся между собой и вредят друг другу: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Даже передовой по своим взглядам механик-самоучка Кулигин, осознавая власть денег, мечтает о миллионе, чтобы на равных разговаривать с богачами.

2.Основа нравственности – уважение к старшим, к родителям, к отцу и матери. Но этот закон в Калинове извращается, потому что заменяется запретом на свободу, на уважение.От самодурства Кабанихи больше всех страдает Катерина. Свободолюбивая натура, она не может жить в семье, где младший беспрекословно подчиняется старшему, жена — мужу, где подавляется любое стремление к воле и проявление собственного достоинства. «Воля» для Кабанихи — слово ругательное. «Дождетесь! Поживете на воле!» — угрожает она молодым. Для Кабанихи важнее всего не реальный порядок, а его внешнее проявление.  Ее возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, да и не умеет приказать, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. «Так-то вы старших уважаете…»

-то и дело говорит Кабанова, уважение же в ее понимании -страх. Бояться надо, считает она.

3. Великий закон нравственности- жить в гармонии со своим сердцем, по совести.Но в Калинове любое проявление искреннего чувства расценивается как грех. Любовь- это грех. А тайком бегать на свидания – можно. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, кидается ему на шею, Кабаниха ее одергивает: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава!» Любовь и замужество здесь несовместимы. Кабаниха вспоминает о любви лишь тогда, когда ей надо оправдать свою жестокость: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают».. Она хочет и молодое поколение заставить жить по законам лицемерия, утверждая, что важнее всего не истинное проявление чувств, а внешнее соблюдение приличий.

4.В городе нет места искреннему чувству. Кабаниха лицемерна, она лишь прикрывается добродетельностью и набожностью, в семье она – бесчеловечный деспот и тиран.. Кабаниха же скрывает свою истинную суть под маской праведности, при этом изводит придирками и упреками и своих детей, и невестку. Меткую характеристику дает ей Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей.».Марфа Игнатьевна Кабанова, известная в городе набожно­стью и богатством, тоже имеет свои понятия о нравственности. Для неё стремление младшего поколения к «воле» преступно, потому что чего доброго и молодая жена сына, да и дочь, «девка», перестанут «бояться» и Тихона, и саму её, всесильную и непогрешимую. «Ничего не знают, никакого порядка», — гне­вается старуха. «Порядок» и «старина» — та основа, на которую опираются Дикие и Кабановы. Но их самодурство теряет уве­ренность в себе, оно не способно остановить развитие моло­дых сил. Новые понятия и отношения неотвратимо приходят в жизнь и теснят старые силы, изживающие себя нормы жизни и устоявшуюся мораль.

 

 

Лишь одному человеку дано выделяться на фоне унижающих и унижаемых – Катерине. Уже первое появление Катерины открывает в ней не робкую невестку строгой свекрови, а человека, имеющего достоинство и ощущающего себя личностью: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно», - говорит Катерины в ответ на несправедливые слова Кабанихи. Катерина – одухотворенная, светлая, мечтательная натура, она, как никто в пьесе, умеет чувствовать прекрасное. Даже ее религиозность – это также проявление духовности. Церковная служба наполнена для нее особой прелестью: в лучах солнечного света она видела ангелов, ощущала сопричастность к чему-то высшему, неземному. Мотив света становится одним из центральных в характеристике Катерины. «А от лица-то как будто светится», - достаточно было Борису произнести это, как Кудряш тут же понял, что речь – о Катерине. Ее речь напевна, образна, напоминает русские народные песни: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску». Отличает Катерину внутренняя свобода, страстность натуры, не случайно в пьесе появляется мотив птицы, полета. Неволя кабановского дома гнетет ее, душит. «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем», - говорит Катерина, объясняя Варваре, отчего она не чувствует счастья в доме Кабановых.

6.С образом Катерины связана и еще одна нравственная проблема пьесы – право человека на любовь и счастье. Порыв Катерины к Борису – это порыв к радости, без которой не может жить человек, порыв к счастью, которого она была лишена в доме Кабанихи. Как ни пыталась Катерина бороться со своей любовью, эта борьба изначально была обречена. В любви Катерины, как в грозе, было что-то стихийное, сильное, свободное, но и трагически обреченное, не случайно свой рассказ о любви она начинает словами: «Я умру скоро». Уже в этом первом разговоре с Варварой появляется образ пропасти, обрыва: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».

7.Наиболее драматичное звучание приобретает название пьесы, когда мы чувствуем, как назревает «гроза» в душе Катерины. Центральной нравственной проблемной пьесы можно назвать проблему нравственного выбора.Столкновение долга и чувства, подобно грозе, разрушило ту гармонию в душе Катерины, с которой она жила; уж не снятся ей, как прежде, «храмы золотые или сады необыкновенные», уже невозможно облегчить душу молитвой: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Без согласия с собой Катерина не может жить, она никогда не смогла бы, подобно Варваре, довольствоваться воровской, потаённой любовью. Сознание своей греховности тяготит Катерину, мучит больше, чем все попреки Кабанихи. Героиня Островского не может жить в мире разлада – этим объясняется ее гибель. Она сама сделала выбор – и сама за него платит, не обвиняя никого: «Никто не виноват – сама на то пошла».

Можно сделать вывод, что именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя.

 

2. «Поэт в России больше, чем поэт». Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова.(на примере 2-3 стихотворений)Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт-реалист, который размышлял о любви к родине, над тайнами национального российского характера, о высоком чувстве гражданственности. Будучи близким к революционерам-демократам, он серьезно подходил к вопросам о сущности искусства, его месте и роли поэзии в жизни общества. Гражданственность поэта тесно связана с его пониманием назначения поэта: каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии.

Некрасов пришел в русскую литературу в середине 40-х годов ХIХ века как новый поэт, вдохновленный Музой, совершенно непохожей на традиционный образ прекрасной девы – богини поэзии. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…», написанном в 1848 году, Некрасов пишет, что его Муза – родная сестра крестьянки, истязаемой на площади кнутом. Строки его стихотворения удивительно просты и даже прозаичны. В них звучит суровая сдержанность и скрытая боль:

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

 

Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
(Наизусть)
Обычная уличная сцена превращается под пером поэта в символ страдания, гордого терпения и гнева.

Все его произведения, даже стихотворения, посвященные любви и природе, то есть тем «вечным темам», за которые ратовали представители «чистого искусства», выражают мысли и чувства поэта-гражданина. Созерцательно. Поза поэта-олимпийца, равнодушно внимающего добру и злу, неприемлема для Некрасова.

Это еще раз подтверждает стихотворение «Муза», в котором поэт говорит о своей Музе как о «печальной спутнице печальных бедняков». При этом он сознательно противопоставляет ее Музе поэта-романтика, вступая в открытый спор с представителями «чистого искусства».
Эта тема получила развитие в поэтической декларации Некрасова – стихотворении «Поэт и гражданин».

Встихотворении “Поэт и гражданин” ( 1856 год) Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил взгляды на общественный долг поэта. Он писал о том, что истинный поэт не может быть равнодушен к горю и мукам “не имущих хлеба”.

 

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь... (Наизусть)

Это стихотворение построено на диалоге двух людей, один из которых является литератором и, по-видимому, олицетворяет самого Некрасова, а другой – обычным гражданином своей страны, в меру начитанным и образованным. Их встреча начинается с упреков со стороны гражданина, который призывает поэта вспомнить о своем предназначении и повернуться лицом к собственному народу, которые нуждается в его поддержке. Между тем, поэт пребывает не в самом лучшем душевном состоянии, он «хандрит и еле дышит».

 

Причина столь явной деградации очевидна: литератор не только разуверился в своем творчестве, но и считает, что от него обществу нет абсолютно никакой пользы. Он признается, что не может причислять себя к великим деятелям русской литературы хотя бы потому, что у России уже есть такие столпы поэзии, как Пушкин и Лермонтов. На что гражданин возражает ему достаточно убедительно, отмечая, что «нет, ты не Пушкин. Но покуда не видно солнца ниоткуда, с твоим талантом стыдно спать».

 

Апофеозом этого произведения по праву считается фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», которая стала крылатой. Это – своеобразный итог дискуссии поэта и гражданина, который четко расставляет все точки над «i», показывая, что чем бы ни занимался в своей жизни человек, интересы общества не должны быть ему чужды. И если бы каждому из людей удалось это осознать, то мир стал бы намного чище и лучше. И, возможно, тогда бы поэзия имела совершенно другое предназначение, которое было ей свойственно во времена Пушкина, и смогла бы «глаголом жечь сердца людей».

 

Билет № 2

1.Семейные ценности и их влияние на формирование личности человека (на примере 2-3 героев романа) (по роману «Война и мир»).

В романе Л.Н. Толстого описана жизнь нескольких семей: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, а в эпилоге еще и семей Безуховых (Пьера и Наташи) и Ростовых (Николая Ростова и Марьи Болконской). Эти семьи очень разные, каждая уникальна, но без общей, самой необходимой основы семейного бытия – любовного единения между людьми – истинная семья, по мнению Толстого, невозможна. Сопоставляя различные типы семейных отношений, автор показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности и как они влияют на формирование личности. Не случайно все герои, духовно близкие автору, воспитывались в "настоящих" семьях, и, напротив, эгоисты и приспособленцы выросли в "ложных" семьях, в которых люди связаны друг с другом лишь формально. Особенно близки писателю семьи Ростовых и Болконских. Он подробно описывает каждодневный быт Ростовых в московском доме, в Отрадном, а Болконских – в имениях Лысые горы и Богучарово. У Ростовых и Болконских есть Дом, есть великая общечеловеческая ценность.

Мирная жизнь в романе «Война и мир» не обособлена от «большой» истории, в ней свой «омут жизни», а люди как реки: у каждого своё русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, её традиции, уклад.

 

Автор считает нравственным стержнем семьи Ростовых - мать, а высшей добродетелью женщины – святой долг материнства: «Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет 45. Медлительность её движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение». Автор подчёркивает близость матери и дочери одним именем - Наталья. С умилением Толстой описывает и графа. Граф Ростов одинаково приветливо встречал всех гостей... «милая или милый» говорил всем без исключения, без малейших оттенков, как выше, так и ниже его стоявшим людям, он хохочет «звучным и басистым смехом», «смеясь, кричит…», он – «сама распущенная доброта».

 

Гостеприимный и щедрый дом Ростовых не может не очаровать читателя. И в Петербурге, и в Москве на ужины к ним сходились самые разные люди: соседи по Отрадному, старые небогатые помещики, Пьер Безухов. Чувствуется бескорыстное радушие. Жизнь Ростовых в деревне носит ещё более патриархальный характер- крепостные на святках наряжаются и веселятся вместе с господами.

 

Эти пожилые люди нежно, трепетно друг друга любят, у них чудесные дети. Отношения между родителями и детьми в семье Ростовых строятся на искренности чувств, любви, понимании, уважении, на доверии друг к другу. Дух равенства, бескорыстия господствует в этой семье. Здесь вместе открыто радуются, плачут и переживают. Ростовы готовы принять и обласкать любого: в семье, кроме своих детей, воспитываются Соня и Борис Друбецкой. В их доме уютно своим и чужим.

 

Простота и радушие, естественность поведения, сердечность и взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу – все это присуще семье, которая в понимании автора и есть идеальная.

Первый раз мы сталкиваемся с семьею Болконских в полном составе в конце первой части первого тома, когда все в Лысых Горах, в главном имении Болконских, ожидают приезда князя Андрея с женой. Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова, — государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении.

Болконские по-настоящему привязаны друг к другу. Их объединяет скрытая, не выражающаяся на словах родственная теплота. Старый князь, хотя излишне суров и строг, но гордится сыном и любит дочь, чувствует себя виноватым в ссорах с детьми. Только перед смертью он дает волю чувству жалости и любви к дочери, которое раньше тщательно скрывал. Князь Андрей уважает и высоко чтит своего отца. У них существует настоящее взаимопонимание. Уехав на войну, князь Андрей писал письма отцу каждый день. Дети привыкли считаться со слабостями и причудами старого человека. Поэтому князь Андрей по требованию отца вынужден отложить свадьбу с Наташей на целый год. Однако внутренне Болконские очень близки друг другу. Их любовь проявляется в трудные минуты. Когда пришло известие о гибели князя Андрея, то Марья, обнимая отца, говорит: «Давайте плакать вместе».

Не случайно Толстой подробно описывает домашний быт Болконских. У них есть настоящий, родной Дом, семейный очаг, определенные традиции.

2. Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова.(на примере 2-3 стихотворений)Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

Лирика М. Ю. Лермонтова — творчество поэта-романтика. Не случайно одним из основных мотивов его лирики, вырастающим в целую тему, является мотив одиночества, который звучит во многих стихотворениях: «Листок», «Утес», «Стансы», «Дума», «И скучно и грустно», «Тучи», «Пророк», «Парус». При этом нужно отметить, что это не только своеобразная романтическая «маска» лирического героя, но и личное мировоззрение поэта. Предельное выражение мироощущения поэта нашло отражение в стихотворении «Парус» ( 1832 год)

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

 

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой! (Наизусть)

 

Стихотворение «Парус» описывает морскую бурю и плывущий по неспокойному морю одинокий парус. Тема одиночества проносится через все раннюю лирику юного поэта. Именно с одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога.

 

Лермонтовский «Парус» ассоциируется у каждого из нас и у самого поэта не только с видом паруса, но и с конкретным человеком, на долю которого выпало множество тяжелых испытаний. Читая произведение, мы наблюдаем и морской пейзаж, и белеющий одинокий парус, и самого поэта, так как он сам одинок в бушующем мире людей.

 

«Парус» Лермонтова тематически приближен к переживаниям поэта, оставившего свою мечту и свои родные места. Стихотворение насыщено яркими образами бушующего моря и паруса на его фоне. Прослеживается и поэтическая красота в подобранных словах, характеризующих не только море и одинокий парус, но и внутреннее состояние самого поэта. Четкой линией проведена вся глубина переживаний, с которыми борется Лермонтов. Влюблённость, оставленная в Москве, не оставляет автора в покое. В то же время, читая произведение, мы чувствуем удивительную зрелость, присущую мыслям юного поэта.

 

Второе четверостишие начинается с набежавшего ветра, который поднял волны и парус. Казалось бы, с попутным ветром можно преодолеть любые препятствия и отправиться на большие расстояния. Но «увы», появляется внезапно возникшее чувство разочарования и тоски. С этим чувством поэт связывает утраченное счастье и мечту.

В третьем четверостишии описывается наступившая природная гармония и морская тишина. Проглядывает солнце, светлее становится лазурь. Но юного поэта это совсем не радует, он чувствует страдание от разлада в душе и неустроенности в жизни.

В композиции стихотворения можно почувствовать внутренние переживания поэта, которому хочется вырваться из настигшего его океана переживаний, как парусу найти свою тихую гавань.

В стихотворении «Утёс» («Ночевала тучка золотая / / На груди утёса-великана…) противопоставляется ветреная душа тучки и одинокая душа утёса, жаждущая любви и нежности.В основе произведения лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой: человеческие переживания и действия переносятся на старый утес и золотую тучку. Композиция «Утеса» построена наконтрасте главных героев – тучки и утеса, создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело играет – утес плачет, тучка молодая – старый утес).

Тучка символизирует легкое и беззаботное отношение к жизни, а утес – более основательное отношение к жизни.

Стихотворение «Утес», раскрывая внутренний мир поэта, призывает человека стремиться к достижению внутренней гармонии, умению жить в ладу с самим собой и окружающим миром.

 

 

Билет № 3

1.Любовная линия в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Роль женщины в судьбах Базарова, Павла Петровича, Николая Петровича.

 

Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.

 

Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, он считает, что это всего лишь хим. реакция. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Таким образом и показывается абсурдность его убеждений. Его любовь к ней противоречива. Она смешана со злобой на себя.Анна Сергеевна Одинцова - это богатая молодая вдова. Ее мужем был старый богатый помещик Одинцов, которого она не любила. Замуж за него она вышла, чтобы спасти себя от бедности.Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок.В своем чувстве к Одинцовой Базаров раскрывается как натура сильная, страстная и глубокая. И здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми: чувство его непохоже любовные отношения прочихперсонажей. Базаров увидел в Одинцовой человека умного, незаурядного, выделив ее из круга губернских дам: «На остальных баб непохожа». Одинцова во многом достойна его, и это обстоятельство также возвышает Базарова.Если бы он полюбил пустую женщину, его чувство не вызвало бы уважения. Базаров борется, он не раскис и не стал унижаться, как Павел Петрович. Тургенев показал, что Базаров и в любви выше уездных аристократов, в том числе умной, но холодной и эгоистичной Одинцовой.Базаров предстает перед нами «духовным мертвецом» в начале романа. Гордыня, самолюбие, бессердечность, сухость и резкость по отношению к людям, природе, всему окружающему миру — Тургенев сразу же обнажает в герое эти черты. Базаров лишен полноты жизни, жизни во всем многообразии ее проявлений. Живое течение этой жизни как будто минует героя, проходит мимо него. Поэтому Базаров — «духовный мертвец» в начале романа. Но в конце романа мы видим иного Базарова.

 

Свои чувства к Одинцовой он будет держать в себе до конца жизни и находясь перед лицом смерти, настигшей его по странной и нелепой случайности, Базаров хочет проститься с Анной Сергеевной. Их последняя встреча раскрывает всю глубину его чувства. «Великодушная!.. и какая молодая, свежая, чистая… в этой гадкой комнате!» - так говорит Базаров о любимой женщине.

2. Еще одним персонажем романа, способным испытывать глубокое и страстное чувство, оказывается антипод (хотя во многом и двойник) Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович уверенный в себе мужчина, нравился женщинам, в 27 лет уже был капитаном. В Петербурге, он познакомился с некой княгине Р. Онабыла легкомысленной женщиной, любила веселиться. Она то отталкивала, то приближала к себе Кирсанова. Последний в свою очередь, стремился к ней повсюду и даже бросил службу, чтобы быть с ней, но княгиня, была всё так же холодна к нему.Данные отношение очень похожи на отношения Тургенева и Полины Виардо, ведь писателю тоже часто приходилось ехать за певицей. И Павел Петрович, так же как и Тургенев никак не мог забыть свою любовь,

Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они заканчиваются картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.


2.«Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» Философский характер лирики Ф.И. Тютчева.( на примере 2-3 стихотворений)Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

 

Ф. И. Тютчев — знаменитый русский поэт XIX века. Его творчество необыкновенно эмоционально и разнообразно. Он непревзойденный мастер пейзажной лирики. Однако не менее важное место в его литературном наследии занимает и философская лирика. В стихотворениях этого направления поэт размышляет о мире и человеке и его бытии, о хаосе и о тайнах природы, о космосе. Тютчев считал, что весь мир заключает в себе какую-истину, которую человеку определить сложно. В его стихотворениях мир людей и мир природы тесно связаны между собой, а природа связаны между собой, а природа поэтом очеловечевается. Она думает, дышит, говорит.

Тютчев не писал для публики, в основном, он писал для себя, излагая свои мысли на бумаге. В каждом стихотворении он ищет истину, правду.
Стихотворение Тютчева «Silentium!» было написано в 1830 году.

 

Молчи, скрывайся и таи

И чувства, и мечты свои-

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи,-

Любуйся ими - и молчи.

 

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,-

Питайся ими - и молчи.

 

Лишь жить в себе самом умей-

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью - и молчи!.. (Наизусть)

 

История создания «Silentium» началась еще в Германии, когда автор служил в посольстве и посещал лекции в Мюнхенском Университете. Там емкое латинское выражение служило призывом к тишине и вниманию, когда начиналось занятие. Тем же словом предваряли тост на студенческих застольях. Именно тогда Тютчев задумался об оригинальном заглавии для своего призыва к молчанию, которое должно сохранить возвышенные помыслы таковыми, а не уронить их в бесчисленных попытках быть понятым.

 

Целостность внутреннего мира – это основная тема стихотворения «Silentium». Высказывая все и всем, человек только нарушит внутреннюю гармонию. Лучше пребывать в ней и развиваться, чтобы только близкие люди оценили богатства души. Житейская суета, сумятица быта отвлекают человека, его чувственный мир страдает от соприкосновения с грубой действительностью. Поэтому жизнь души не должна выходить за ее пределы, только внутри она сохранит гармонию.

Ложь. Молчание обеспечит человеку необходимую чистоту помыслов, незамутненную желанием понравиться и произвести эффект. Изреченная мысль уже имеет корыстное побуждение вызвать определенную реакцию у собеседника, то есть смысл ее искажается в зависимости от интонации и контекста. Поэтому истинное звучание то или иное соображение обретает лишь в голове, а все дальнейшие ее воспроизведения меняют изначальное значение, оно обрастает фальшью.

Одиночество. В данном контексте автор призывает человека к уединению во имя созидания. Оно позволяет ему приблизиться к истине на максимально близкое расстояние. В бесконечных разговорах, напротив, любая, даже самая правдивая мысль, становится банальностью.


Человек должен жить своим миром, своей душой, чтобы для всех это было тайной, потому что, открыв ее, он, возможно, будет не понят другими людьми и чужд тем, кто не считает его мнение и предположение верным.


 В стихотворении «Природа-сфинкс» (1869)Стремясь разгадать тайну мироздания и заглянуть в тайны космической жизни, Тютчев с настойчивым постоянством размышлял над вечными вопросами бытия: в чем смысл человеческой жизни, что таит в себе природа, какое место занимает в ней человек. «Певец природы» стремился понять ее язык, ее душу, постичь ее вечную загадку. В результате размышлений поэта и родилось стихотворение «Природа – сфинкс», относящееся к философской лирике.

Поэт признает природу огромным всесильным живым существом, непостижимость которого рождает в душе человека страх. Такой образ строится благодаря одному–единственному слову «сфинкс». Тютчев сравнивает природу с мифологическим крылатым существом, которое задавало путникам сложные загадки и убивало их за неверные ответы.

Что порождало такие мысли? Возможно личная, неудачно сложившаяся жизнь, оставила такой отпечаток на творчестве Тютчева. Но, лишённый поддержки любимой женщины, поэт со временем стал всё больше задумываться о бренности существования. На фоне величества природы жизнь человека уже не кажется ему такой значимой, он не предаёт ей больше такого колоссального значения. Удивительно, как личные обстоятельства влияют на творчество талантливых людей.

Билет № 4

Положение русской женщины ХIХ в. (на примере 1-2 пьес А.Н.Островского)

 

Две драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданица» посвящены одной и той же проблеме — положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Кате­рины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.

Катерина отличается по складу характера от всех дей­ствующих лиц драмы "Гроза». Честная, искренняя и прин­ципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изво­ротливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи — это борьба светло­го, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости "темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал герои­не "Грозы» имя Екатерина, что в переводе с греческого оз­начает "вечно чистая». Катерина — натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Сны были наполнены чудеса­ми, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она ле­тает как птица. О желании летать она заговаривает не­сколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: "Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговари­вать, — ангелы ведь это». Какой любящей женой и мате­рью была бы она в других условиях!

Неволя — главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но "здесь все как будто из-под неволи», — говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюби­вой душой героини. "А горька неволя, ох, как горька», — говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли под­талкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины сформировался характер, который выдержит, но не изменит себе.

Варвара — полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из "темного царства». На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: "Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучи­лась, когда нужно стало». Варвара презирает бесхарактер­ность брата и возмущается бессердечностью матери, но Ка­терины ей не понять. Ее интересует и волнует только вне­шняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира.

Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает "Чайка». Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе.

У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные ха­рактеры, разный возраст, но объединяет их желание лю­бить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодоле­вая препятствия, созданные устоями общества.

Катеринане может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти. У Ларисы положение более сложное. Она разочарова­лась в любимом человеке и перестала верить в существова­ние любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и об­ман, Лариса видит два выхода из сложившегося положе­ния: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но ав­тору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщи­ну, и она уходит из жизни.

2. «Люблю отчизну я, но странною любовью!» В чем «странность» любви к Родине М.Ю. Лермонтова (на примере 2-3 стихотворений). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

Почему же поэт называет странной свою любовь к отчизне? Надежда Лермонтова на счастливое будущее России была связана с народной Русью. В русском народе поэт видел потенциальные силы для возрождения России. И конечно, такая любовь казалась необычной, «странной» в те годы, когда был провозглашен казенный патриотизм с его требованием любви к самодержавию, когда большая часть дворянства была далека от народа. Любовь поэта к России ничего общего не имеет ни с казенным монархизмом, ни со славой империи, купленной кровью народа. Она искренняя, душевная, народная.

Не могут оставить равнодушным строки стихотворений: «Прощай, немытая Россия», «Родина»(1841).«Прощай, немытая Россия…» - самое резкое политическое стихотворение поэта. Идея заключается в неприятии всех сторон действительности:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Но «страна рабов и господ» - это не вся Россия. Родина – это ещё и простые русские люди.

В его стихотворениях она предстает и в своем героическом прошлом, и в величии своих необозримых просторов, и в горьких раздумьях поэта о бесправии и духовном рабстве.

Стихотворение «Родина» родилось под впечатлением путешествия через Россию после неурожая 1839 года, когда в русских деревнях ели даже кровельную солому.

 

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья,
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
(Наизусть)


Россия в стихотворении Лермонтова – огромная, необъятная. Образ степи сразу вызывает представление о чем-то привольном, широком. Второй образ – лес… Трудно представить себе Россию-матушку без лесов, зеленых дубрав, белоствольных берез. Как и степь, лес напоминает о богатстве русской земли, ее необъятных просторах. Третий замечательный образ – образ реки. Много их в России. Это, прежде всего, великие и могучие Волга и Дон. Автор прибегнул к сравнению - разливы рек ее подобны морям.

Он признается, что радуется, видя «полное гумно, избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно». А во время деревенского праздника, когда уставшие от работы крестьяне отдыхают, лирический герой любит смотреть «на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков».

Примечательно, что все это – атрибуты не помещичьей, обеспеченной, сытой России, а Руси крестьянской, народной.

«С отрадой, многим незнакомой», - говорит поэт. Что же он имеет в виду? Не каждому помещику свойственно радоваться, глядя на следы достатка крестьянского быта: «полное гумно», «нарядное, резное окно».

Поэт называет свою любовь к родине странной любовью.По всему видно, что поэт отрицает «славу, купленную кровью». Дело в том, что после победы русского народа над Наполеоном, слава о России прогремела по всему миру, но все лавры достались царю, правительству, генералам, командирам. Эта слава была куплена кровью солдат, рядовых участников войны, а о них-то было забыто.

Билет № 5

1.В чем трагедия Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Родион Романович Раскольников, нищий молодой человек, мещанин по происхождению, бросил учебу в университете, будучи не в состоянии ее оплачивать. Гордый, мяслящий, является композиционным и идейным центром романа, в котором 1 часть – это совершение преступления, а остальные части – психологическое наказание. Именно на ужасающей бедности, в которой живут все герои роман, с первых страниц акцентирует внимание автор. Раскольников живет в каморке, которая «походила больше на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже был не в состоянии заплатить. Его положение было настолько тяжелым, что нормально питаться Родион не мог, поскольку студент находился на пансионе у владелицы дома.

 

Раскольников выдвигает интереснейшую теорию, по которой общество делится на две категории людей: люди-правители, которым для достижения своей цели позволительно совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих "великих" людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство дряхлой, мелочной старушонки - ростовщицы, которой, по мнению Раскольникова, уже нечего делать на этом свете.

 

"Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости", - думает Раскольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слышит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо скажут. Но в ответ на вопрос: "Убьешь ты сам старуху или нет?" другой говорящий отвечает: "Разумеется, нет". Трусость ли это? Для Раскольникова видимо – да, но на самом деле... Мне кажется, что это элементарные человеческие, нравственные и моральные нормы. "Не убий", - гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует его наказание.

 

Что мы можем принять в человеке, который совершил тяжелейший из всех грехов людских - убийство другого человека? Родион Раскольников в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" убивает старуху-процентщицу для того, чтобы проверить свою теорию, суть которой заключается в том, что все люди делятся на два разряда: твари дрожащие, и те, кто право имеют.

 

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу "все дозволено", но, в то же время, в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий "хозяев жизни", сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные личности считают, что человеку, обладающему силой и злостью, "все дозволено."

"Мы одного поля ягоды," - говорит Свидригайлов Раскольникову. Родион понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, "перешагнули через кровь".

Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отторженность от мира и людей. Он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе… Он, словно ножницами, отрезал себя от всех.

 

Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а "тварь дрожащая", "вошь", сознание бессмысленности совершенного злодеяния - все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Родион понимает несостоятельность своей теории "сильного человека", она не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. И в этом тоже трагедия Раскольникова.

 

Именно внутренняя борьба оказывается для него трагедией. Из душевного и мировоззренческого кризиса выход для него возможен лишь при полном осмыслении собственной ошибки и пересмотра всех своих жизненных позиций.

 

 Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести сильнее наказания каторгой.

 

Не от хорошей жизни Раскольников пошёл на такой шаг, он действительно избавил многих, таких же, как и он сам, от необходимости возвращать долги.

Мы сколько угодно можем осуждать тот образ жизни, который вела старуха-процентщица, но каждый из нас должен учиться решать, как ему жить, чтоб не быть в конфликте со своим внутренним миром.

 

Можно понять Раскольникова, но право на убийство ни одно нормальное общество, ни один нормальный человек - принимать не должен. И главной идей романа состоит в том, что нельзя прийти к благу через преступление.

 

2.Пейзажная лирика А.А. Фета. (на примере 2-3 стихотворений)Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося)

Стихи Фета – это мир его мечты. Любовь и природа – главное в творческом и политическом мире Фета. Природа поэта представлена в полном разнообразии, а его рифмы легкие и воздушные. Творчество Фета можно смело назвать – «искусство ради искусства». Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность.

В основе фетовской поэтики — особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным.
В его пейзажной лирике природа предстаёт перед читателем в самых ярких красках:

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

 

Новизна изображения явлений природы у Фета связана с уклоном к импрессионизму, который именно появился у Фета. Признак этого стиля – «стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое движение штрихах». Поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, производимое предметом. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замершая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от внимательного взгляда ( «Я пришел к тебе с приветом…»,«На заре ты ее не буди», «Шепот, робкое дыханье…»)


В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…»(1850 год). Фет превосходно передает и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет ловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:

 

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!.. (наизусть)

 

Фет в своих стихах играет на каждой струнке души. Изменения «милого лица» и изменения в природе – подобный параллелизм типичен для фетовских стихов. Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в стихах. Поэт вводит эту связь между природой и любовью потому, что выразить чувства и впечатления можно только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа – две самые прекрасные вещи на земле, и нет ничего более вечного, чем природа и любовь. В этом стихотворении любовная и пейзажная лирика сливаются в одно. Герои стихотворения - он и она. Они не имеют ни имен, ни возраста. Читатель просто чувствует их присутствие встихотворении.Любимая пора влюбленных – ночь: «…Свет ночной, ночные тени…»
Стихотворение начинается с появления самих героев: «…Шепот, робкоедыханье…».

 

И не случайно со слова «шепот», ведь ночью нельзя кричать, тем более на
свидании. Отсюда и дыхание – робкое. Это говорит и о том, что герои все-
таки юны.
Со второй строчки в ткань произведения «вплетен» и еще один герой –
соловей. Он не просто созерцает мир и влюбленных, он еще и поет: «…Трели
соловья…», - дополняя прекрасную картину любви, царящей «во вселенной».
Третья и четвертая строка знакомят нас с ручьем. Но у Фета это не
просто географическое понятие, это еще и фон, и следующий герой этого
стихотворения. У поэта он олицетворен.
Ручей спит («…сонного…»). И в то же время движется («…колыхание…»). И
вода в ручье похожа под лунным светом на серебро, поэтому Фет использует
метафору: «…Серебро и колыханье сонного ручья…».
Эпитет «дымные» подчеркивает легкость туч, невесомость, чистоту Авториспользует цветную символику: «…пурпур розы, отблеск янтаря…». И переднами одно прекрасное мгновение, может быть поэтому в конце стихотворенияпоявляется слово – «…слезы…» говорящее о том, что наступает миг расставания.

 

 

Билет № 6


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 5707; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!