Древнерусское государство. Образование, структура власти и социальные отношения.



История. Исторические источники по отечественной истории.

История - процесс становление настоящего, попытка реконструкции прошлого.

Основные исторические науки: - собирание, систематизация и обобщение фактов, рассматриваемых их в тесных связи и совокупности.

предмет изучение истории науки - изучение закономерности развитии человеческого общества

аксиомы изучении истории:

1) история изучается победителями

2) мы изучаем то, что знаем, как оно закончилось

3) активное использование софизма - логика без здравого смысла.

особенности изучении истории:

1) истории не имеет возможности наблюдать объект его изучение

2) изучение жизни общества в его развитии истории

3) истории изучает все стороны жизни общества.

− функция истории:

− познавательное

− мировоззренческая

− воспитательная

− борьба против информационной войны

Исторические источники - все остатки прошлого, в которых отложились историческое свидетельство, отражение реальное явление общественной жизни их закономерности развития человеческого общество.

Классификация:

− вещественная

− письменное

− изобразительное

− этнографическое

− фольклорное

− лингвистическое

− цифровое

особенности развития российской истории:

1) географический фактор

− Россия сформировалось в центре восточно-европейской равнины

− обширное и слабозаселенные территории

− отсутствие естественных преград

− удаленность от морей

− промежуточные положение между Европой и Азии

− расположение в стране от мировых центров древних цивилизации

2) природный фактор

− климатические особенности

− отсутствие плодородных земель

3) экономический фактор

− короткий цикл сельскохозяйственных работ

− напряженность человеческого труда

− отсутствие сильного частного капитала

− узкий внутренний рынок и ориентация рынка на государственный заказ

− экономические и политические зависимость буржуазии от государства

− преобладание экстенсивных путей развитии в экономике.

4) политический фактор

Сильная роль государства

Государственность общность и личность не разделены они существует в целостности

Государственность является становой хребет в обществах, а не над стройность общества.

5) социальный фактор

− особенности менталитета:

o человек привык ударного труду

o нет аккуратности

− наличие общины как средство вожака

− периодизация истории

 

Древние славяне. Происхождение славян, территория проживания, быт, верования.

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и раздробленности Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э Основным занятием восточных славян было земледелие. У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи. Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли. Приблизительно в VII-VIII вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах - градах или на городищах - погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли - города. Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки". Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Постепенно обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов. Распаду первобытно - общинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей - князей и родоплеменной знати - лучших мужей. Постепенно вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов - дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях - вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча). Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждалась для поддержания своего господства в государственных структурах. Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием (VI в.) Есть сведения о некоем русском князе Бравлине, который воевал в хазарско - византийском Крыму в VIII - IХ вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании - третьего крупного объединения славян - точно не установлено.

 

 

Древнерусское государство. Образование, структура власти и социальные отношения.

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаружившие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз во главе с Кием (известен с конца 5 в.). В конце 6-7 в.в. сущ., согласно византийским и арабским источникам, “держава волынян”, является союзницей Византии. Восточные источники позволяет предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Сущ. утверждение, что в начале 9 в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное полит. объединение “Русь”, вкл. в себя и часть северян. Т.о., широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формирование государственности. Норманнская теория. По этой теории накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в завис. от хазар. В 859 г. новгородцы “игнавши варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих усл. собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями и предложили им княжить над ними. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из кот. Рюрик положил начало княжеской династии (2 других брата Ррика – Трувор и Синеус). После смерти Рюрика др. варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объединение Новгород и Киев в 882 г. Так и сложилось государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

 

4. Причины и значение принятия христианства на Руси.

Причины:    

1.Это нужно было в интересах развития государства,  чтобы избежать изоляции от всего мира.

2.Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.

3.Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль.

4.Способствовало развитию культуры - философия, богословская литература.

5.Социальное расслоение требовало новой идеологии. (язычество - равноправие)

Видимо и сам Владимир задумался над своей жизнью, где были и братоубийство, и разврат. Христианство могло отпустить грехи и очистить душу.

 

Значения:

1) Утверждение христианской веры завершило процесс формирования древнерусской народности. Былая племенная рознь уходила в прошлое. Единство веры, языка, культуры вытесняло прошлые различия. Понятие общности народа, его прошлого, настоящего и будущего нашло отражение в летописи.

2) Христианская религия являлась важнейшим фактором упрочения Киевского государства. С принятием христианства установилось централизованное церковное управление во главе с митрополитом, которого сначала присылали из Константинополя. Затем константинопольский патриарх стал назначать на эту должность местного священнослужителя. Создавшиеся на местах церкви и монастыри подчинялись епископу, а епископ - митрополиту. Строго организованная церковная иерархия способствовала централизации светской власти. При Владимире Святославовиче из Византии пришел сборник законов - Кормчая книга, по которой совершался церковный суд. Это ускорило кодификацию гражданского права и создание в первой половине XI века гражданского кодекса «Русской правды».

 

Установление единой веры, единого законодательства, единой власти киевского князя - таков итог развития Древнерусского государства в конце X - начале XI вв.

3) Христианская религия придала новый статус княжеской власти. Церковь внесла убеждение в божественном происхождении и божественном предназначении светской власти. Это повысило авторитет князя, а также его ответственность. Свои действия он должен был сообразовывать с положением помазанника божьего. Митрополиты вмешивались во взаимоотношения князей, когда они принимали форму вражды и кровопролитных усобиц.

4) Крещение Руси стало поворотным этапом развития культуры. Болгарские монахи Кирилл и Мефодий разработали славянский алфавит (кириллица), начали перевод церковных книг на славянский язык. Стали развиваться книжное просвещение, литература, появились исторические повествования (летопись). Переписка книг стала на Руси, как и в других христианских странах, важнейшим делом монастырей. Монастыри становились центрами книжности и просвещения. Строительство церквей и монастырей способствовало развитию архитектуры, строительного искусства, живописи.

Христианство пришло на Русь из Византии. Это обусловило упрочение культурных связей с Византией и ее влияние. Опираясь на достигнутый уровень развития культуры Византии, в Древней Руси развивались самобытная литература, искусство, архитектура. Внедрение славянской письменности и славянского языка в церковный обиход имело двоякое значение. С одной стороны, это привело к отрыву от греческого языка, от создания на этом языке древнегреческой литературы, философии, истории.

5) Церковь оказывала влияние на развитие социальных отношений. Утвердившийся идеологический стереотип о том, что принятие христианства способствовало усилению эксплуатации и упрочению власти феодалов, исторически неверен. Христианская мораль, не признающая неравенство между людьми, осуждала рабство (на Руси - холопство). Церковь осуждала грубое отношение к холопам, убийство холопа. Холопы, становясь церковными людьми, получали свободу.

6) С крещением Руси в жизни людей утверждались морально-этические нормы христианской религии. Церковь провозглашала благотворительность и милосердие среди верующих, заботу о нищих и беззащитных. При монастырях устраивались приюты для бездомных и престарелых (богадельни), оказывалась помощь больным. Церковь брала под свою защиту вдов и сирот, если они оказывались без посторонней помощи. Христианская мораль и вмешательство церкви серьезно влияли на семейные отношения - заключение брака, неодобрение развода, запрет многоженства, взаимоотношения супругов и всех членов семьи. Под влиянием христианства постепенно была отменена кровная месть, смягчены жесткие нравы, присущие язычеству.

 

 

 

5. Причины и характер феодальной раздробленности. Крупнейшие русские княжества в XII — начале XIII вв.: краткая характеристика.

Причины:

господство натурального хозяйства

 

1. Рост производительных сил на местах – одна из главных причин феодальной раздробленности. В чем это нашло свое отражение?

Во-первых, произошли значительные сдвиги в развитии производительных сил в сельском хозяйстве, что прежде всего выразилось в совершенствовании орудий труда: появились деревянный плуг с железным ле­мехом, серпы, косы, двузубая соха и др. Это подняло уровень сельскохозяйственного производства. Повсеместно распространилось пашенное земледелие. Начался переход к трехпольной системе земледелия.

Во-вторых, определенных успехов достигло ремесленное производство. Появление новых сельскохозяйственных орудий позволило высвободить для ремесла все больше людей. В результате произошло отделение ремесел от сельского хозяйства. В XII-XIII вв. уже насчитывалось до 60 различных ремесленных специальностей. Наибольших успехов достигло кузнечное дело, из одного только железа и стали производилось около 150 видов изделий.

В-третьих, развитие ремесел явилось толчком к ро­сту городов и городского населения. Именно в городах преимущественно развивалось ремесленное производство. Число городов резко увеличивается. Если в русских летописях в XII в. упоминается 135 городов, то к середине XIII в. их число выросло до 300.

2. Другая причина феодальной раздробленности – дальнейшее усиление местных центров.

К 30-м гг. XII в. даже на самых отдаленных окраи­нах Киевской Руси сложилось крупное боярское земле­владение. В стране появились крупные землевладель­цы – князья, иногда более состоятельные, чем киевские. Нередко они владели не только селами, но и городами. Общинные земли также захватывали бояре. Росло церковное и монастырское землевладение.

Феодальные вотчины, как и крестьянские общины, носили натуральный характер. Их связи с рынком были слабыми и нерегулярными. В этих условиях для каждого региона появилась возможность отделиться и существовать как самостоятельное княжество. В каждом таком княжестве сформировалось местное боярство – главная политическая и экономическая сила того времени.

3. Расширение базы феодализма повлекло за со­бой усиление классовой борьбы, что явилось также одной из причин образования самостоятельных фео­дальных княжеств в Древней Руси.

Обострение классовой борьбы происходило меж­ду феодалами, с одной стороны, и смердами и городс­кой беднотой – с другой.

Формы классовой борьбы крестьянства и городской бедноты с угнетателями были весьма разнообразны: по­беги, порча господского инвентаря, истребление скота, разбои, поджоги, наконец, восстания. Борьба крестьян носила стихийный характер. Выступления крестьян и горожан были разрозненными. Примерами крупных вос­станий были восстания в Новгороде (1136), Галиче (1145 и 1188), Владимире - на - Клязьме (1174-1175). Наиболее крупным было восстание в Киеве в 1113 г.

4. Для подавления выступлений крестьян и городской бедноты от правящих кругов требовалось созда­ние аппарата принуждения в каждом крупном фео­дальном владении.

Феодалы были заинтересованы в твердой княжеской власти на местах прежде всего потому, что это позволяло подавить сопротивление крестьян, все более ими закрепощаемых. Местные феодалы теперь не зависели от центральной власти в Киеве, они опирались на военную мощь своего князя.

5. Непрерывные войны с кочевниками (хазары, пе­ченеги, половцы, волжские булгары) также способство­вали уничтожению экономических и политических связей между русскими землями.

Характер:

 

6. Монгольское нашествие XIII в.: причины, ход, итоги.

Причины:

Основная причина монгольского нашествия под предводительством хана Батыя кроется в самом типе государственности монголов. В XIII веке это были объединённые группы племён, занимавшихся скотоводством. Такой род деятельности требовал постоянной смены местности и, соответственно, кочевого образа жизни. Монгольские племена постоянно расширяли свои территории для выпаса скота.

Кочевникам была необходима сильная и мощная армия. Агрессивная военная политика была основана на непобедимой армии, состоявшей из чётко организованных групп воинов. Именно хорошая организация и дисциплина войск обеспечила многие победы монголов.

Уже завоевав обширные территории в Китае и Сибири, монгольские ханы направили свои войска на Волжскую Булгарию и Русь.

Главной причиной первых поражений русских войск стала разобщённость и неорганизованность действий князей. Длительные междоусобицы и споры между разными княжествами ослабили русские земли, княжеские дружины были заняты решением внутренних конфликтов.

Битва на реке Калке в 1223 году показала необходимость слаженных действий различных княжеств – поражение в ней было следствием несогласованных действий и отказа многих князей от вступления в бой.

Строго организованное монгольское войско практически без труда смогло одержать первые победы и продвинуться вглубь русских земель.

Ход:

Итоги:

В результате нашествия погибло около половины населения. Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, Чернигов, Новгород-Северский и другие крупные города были разрушены. Исключение составили Великий Новгород, Псков, Смоленск, а также города Полоцкого и Турово - Пинского княжеств. Развитая городская культура Древней Руси была уничтожена.

На несколько десятков лет в русских городах практически прекращается строительство из камня. Исчезли сложные ремёсла, такие как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя».

Южные русские земли потеряли почти всё осёдлое население. Уцелевшее население уходило на лесной северо-восток, концентрируясь в междуречье Северной Волги и Оки. Здесь были более бедные почвы и более холодный климат, чем в южных полностью разорённых регионах Руси, а торговые пути находились под контролем монголов. В своём социально-экономическом развитии Русь была значительно отброшена назад.

Историки военного дела к тому же отмечают тот факт, что процесс дифференциации функций между формированиями стрелков и отрядами тяжёлой кавалерии, специализировавшейся на прямом ударе холодным оружием, на Руси сразу же после нашествия оборвался: произошла унификация этих функций в лице одного и того же воина-феодала, вынужденного и стрелять из лука, и биться копьём и мечом. Таким образом, русское войско, даже в своей отборной, чисто феодальной по составу части (княжеские дружины), было отброшено назад на пару веков: прогресс в военном деле всегда сопровождался расчленением функций и закреплением их за последовательно возникавшими родами войск, их унификация (вернее, реунификация) — явный признак регресса. Как бы то ни было, русские летописи XIV века не содержат и намёка на отдельные отряды стрелков, подобные генуэзским арбалетчикам, английским лучникам эпохи Столетней войны. Это и понятно: такие отряды из «даточных людей» не сформировать, требовались стрелки-профессионалы, то есть оторвавшиеся от производства люди, продававшие своё искусство и кровь за звонкую монету; Руси же, отброшенной назад и экономически, наёмничество было просто не по карману

 

 

7. Возвышение Москвы и начало процесса объединения русских земель вокруг Московского княжества в XIV — начале XV вв.

Восстановление экономики страны и ее дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. Решался вопрос – вокруг какого центра объединятся русские земли. В начале 14 в. стремительно возвышается Московское княжество. Москва занимает географически важное положение: с юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанские княжества, с севера-запада – Тверское княжество и Великий Новгород. Леса вокруг Москвы были непроходимы для монголо-татарской конницы. Москва стала центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным центром сухопутных и водных торговых путей. Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского – Даниил. При нем быстро росла территория Московского княжества. В 1301 г. вошла Коломны, в 1302 г. земли Переяславского князя по завещанию перешли к Москве. В 1303 г. был присоединен Можайск. Таким обр. территория Московского княжества увеличилась почти вдвое. Присоединение Москва-реки и плодородных земель северо-востока усилило экономический потенциал Московского княжества.

В 1327г. произошло восстание в Твери против сборщиков налогов. Перебили татар. Иван Калита получил ярлык на княжение, он оставался в руках московских князей. При Ив.Калите усилилась роль Москвы как центра объединения всех русских земель Не прибегая к оружию, он расширил свои владения. Подчинились район Кострома, Углич, Вологда. При сыновьях Калиты в Московское княжество вошли Дмитровское, Костромское княжества, Стародубские земли и район Калуги.

К концу 14 в. в состав Московского княжества вошли Муром, Нижний Новгород, земли на окраинах Руси. Территория увеличилась почти в 30 раз по сравнению с началом века. Завершение окончательного объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III. Он первый принял титул – государь всея Руси, двуглавый орел стал гербом нашего государства, был возведен из красного кирпича Кремль, было свергнуто татаро-монгольское иго, был создан первый судебник, стали формироваться органы управления, принимал зарубежных послов в Грановитой палате. Ввел термин “РОССИЯ”.

Главной особенностью образования российского централизованного государства является преобладание политических причин над экономическими.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 3006; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!