Декабристское движение: причины возникновения, программы («Русская Правда» и Конституция), итоги и значение восстания.



Основными причинами возникновения движения декабристов были:

1) господство самодержавия, тормозящего общественное развитие страны;

2) рост национального самосознания русского народа, и прежде всего, крестьянства, стремившегося к уничтожению феодально-крепостнических порядков;

3) знакомство и распространение идей французской революции;

4) реакционная внутренняя политика Александра I (получившая название "аракчеевщина"), направленная на сохранение самодержавия в неизменном виде.

Главными целями декабристов были ликвидация крепостного права в России, ограничение самодержавия законами (конституцией) или введение республиканского правления в стране, ликвидация сословий и провозглашение гражданских свобод.

Первое общество декабристов ("Союз спасения") возникло в 1816 г. В него входило не более 30 человек и среди них А.Н. Муравьев, братья Муравьевы-Апостолы, князь С.П. Трубецкой, П.И. Пестель. В 1818 г. возникло другое общество - "Союз благоденствия", который был более многочисленным (200 человек). В 1821 г. "Союз благоденствия" распался из-за разногласий по поводу будущего устройства России. На его основе возникло два новых общества - Южное и Северное общества декабристов. Южное общество (лидер П.И. Пестель) разработало программу под названием "Русская правда" (в память свода законов Киевской Руси), в которой Россия объявлялась республикой, где каждый гражданин имел право на землю, гарантии от нищеты и голода. Северное общество (лидер Н.М. Муравьев) разработало свой проект программы под названием Конституция. По плану Н.М. Муравьева Россия должна была стать конституционной монархией, в которой соблюдаются гражданские права населения.

Общее выступление декабристов намечалось на 1826 г. Однако смерть Александра I в ноябре 1825 г. и известие о раскрытии заговора заставили декабристов выступить немедленно. Новый срок восстания был назначен на 14 декабря 1825 г. В этот день декабристы рассчитывали захватить Николая I и Сенат и заставить их объявить о введении конституционного строя в России.

14 декабря 1825 г. в день принесения присяги новому царю Николаю I декабристы вывели свои войска (около 3 тыс. чел.) на Сенатскую площадь столицы и заняли выжидательную позицию. Тем временем Николай I заранее принял присягу Сената, окружил восставшие войска и к вечеру расстрелял их из пушек. 29 декабря 1825 г. началось восстание Черниговского полка на Украине. Декабристам не удалось поднять всю армию, и 3 января 1826 г. восставший полк был разгромлен.

По делу декабристов было арестовано 579 человек, из них виновными признано 289. Пятеро участников движения - К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, П.Г. Каховский, С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин - были казнены через повешение, остальные сосланы в Сибирь на каторгу или, разжалованные в солдаты, отправлены в действующую армию на Кавказ.

 

 

Внутренняя и внешняя политика Николая I (1825-1855).

внутренняя политика:

− реформа госаппарата

− крестьянский вопрос (3 реформы)

реформа киселева, указ об положение об обязанных крестьянах,

− развитие промышленного производства

− развитие торговли и транспорта

− сословная реформа

− кодификация законов

− денежная реформа

− становление государственной идеологии

− политика в отношении печати и просвещение.

внешняя политика:

− Россия и восточный вопрос

− создание министерство иностранных дел

− борьба против революционного кризиса

− продолжение кавказских войн

− русско - персидская война

− русско - турецкая война

− крымская война

 

 

23. Внешняя политика Александра II (1855-1881).

После смерти Николая 1, на престол вступает Александр 2. В отличии от своего отца, он был сторонником мягких, либеральных методов правления. За годы своего оправления он осуществил целый ряд демократических реформ. Александр 2 осуществлял активную внешнюю политику, ее можно сгруппировать по 4 направлениям:

 

Европа– в 1871 году в Европе образовалось новое государство –Германия. Первым и сильным канцлером Германии былБисмарк. Он поставил задачу добиться политического лидерства в Европе. Вся вторая половина 19 века проходила под влиянием борьбы Германии за лидерство. Все события были связаны с Бисмарком. Отношение России с Германией не сложились. Германия повысила пошлины на ввозимые из России товары, особенно на зерно. В ответ на это Россия повысила пошлины на изделия машиностроения, ввозимые из Германии. Такаятаможенная война постепенно переросла в политическое противостояние, которое привело к формированию двух крупных военным политических блоков в Европе: Германия, Италия, Австро-Венгрия и Россия, Франция, Англия.

 

Балканская земля – политическая ситуация на Балканах складывалась в основном под влиянием одного главного фактора: коренное население Балканских земель, в основном славяне, сербы, находилось под властью Турции в условиях господства. Кроме того, была реакция на идеологическом фронте. Местное корено население было вынужденона кабальных условияхарендовать собственную землю утурков. В середине 70-х годов движение против Турции достигло наивысшего развития. Это движение на Балканах нашло поддержку в России (помощь братских славянских народам). В России стали добровольно создаваться в поддержку балканским народам. Они приобрели настолько большой размах в России, что правительство России под давлением этого движения было вынуждено объявитьвойну Турции. Так началась очередная Русско-Турецкая война (1877 – 1878). Россия выигрывает эту войну, и это была компенсация за те потери, что Россия имела в Крымскую войну. Эта война вернула все влияние Росси на Черном море, возвратила Крымский полуостров и другое. Это успех внешней политики.

 

Средняя Азия– в это время интересы России столкнулись с интересами Англии. Англия упрекала Россию завоевать выход к персидскому заливу, тем самым потеснить. Россия упрекала Англию в том, что она пытается проникнуть в Сибирь, потеснив Россию. На этой почве разгорелся конфликт, который длился около 20 лет, иногда доходя до открытых военных столкновений. В 90-х годах Англии и России удалось достигнуть компромисса в этом конфликте и распределить сферы влияния.

 

Дальний Восток. С молчаливого согласия Италии, к России удалось присоединить большие территории Приморья и Приамурья. До этого земли не входили в состав ни Китая, ни России.

 

24. Общественное движение в России в 30-40-х гг. XIX в.

консервативная:

теория официальной народности -  Период 20-50-х годов, связанный с развитием общественного движения в России, был отмечен многочисленными революционными выступлениями в Европе: 1821-1829 гг.- национально-освободительная революция в Греции, 1830 г. – революция во Франции и Бельгии, 1830-1831 гг.- польское восстание, 1831 и 1834 гг. – восстание ткачей в Лионе, 1834-1843 гг. – революция в Испании, 1836-1848 гг. – чартистское движение в Англии, 1848-1849 гг. – революции в Германии, Австрийской империи, Франции.

 

Известия об этих революциях воздействовали и на Николая I, и на общественные настроения: император стремился сохранить в незыблемости прежний порядок (и в России, и в Европе). В свою очередь, многие революционные идеи стали достоянием прогрессивной части российской общественности, способствовали поиску и обсуждению вопросов будущего России.

 

Идейным выражением консервативно-охранительного течения была теория официальной народности, доказывающая незыблемость устоев российской государственности: самодержавия, православия, народности. Имея ярко выраженные антизападнические настроения, теория официальной народности была нацелена на предотвращение революционного взрыва в обществе, воспитание верноподданнических настроений, упрочение традиционных ценностей российской монархии.

 

Обращает на себя внимание именно то, что теория официальной народности явилась идейным обоснованием охранительной политики самодержавия. Данная теория была призванная доказать «исконность» и «законность» монархического правления и крепостного права, которая рассматривалась самодержавием как «последний якорь спасения», «умственная плотина» против проникновения и распространения в России разрушительных революционных идей.

Следует отметить, что со времен Петра I в правящих кругах признавали необходимость иметь собственное сословие образованных людей. Но противоречивость ситуации в России состояла в том, что образованные люди все более превращались в «подрывателей основ» — противников абсолютизма. Поэтому отношение Николая I к просвещению было непоследовательным, поскольку вопрос о его развитии в России тесно переплетался с другим, более важным вопросом — о сохранении существующего строя.

Таким образом, слабость и политическая незрелость власти, а также наличие противников абсолютизма были основными причинами позднего появления теории официальной народности. постулаты:православие, самодержавие, народ.

либеральная:

Возникновение движение славянофилов и западников:

Толчком к этому послужило опубликование в 1836 году в журнале "Телескоп" первого философического письма П.Я.Чаадаева. В нем автор попытался проанализировать исторический путь, пройденный к 19 веке Россией, и заглянув в ее будущее. По мнению Чаадаева, православие, принятое Киевской Русью, оказалось своеобразной ловушкой, поскольку эта тупиковая ветвь христианства отрезала Россию от Западной Европы. Догматизм православия, его закрытость для споров и сомнений наложили отпечаток на социальную и политическую жизнь страны, на характер народа. Интеллектуальная интеграция Европы обошла Россию стороной так же, как и новейшие экономические, социальные и политические процессы. В результате отставание огромной империи от идей и дел нового века все более усиливалось, замкнутость ее, способствовавшая некогда созданию своеобразного государства, завела Россию в тупик, выход из которого, считал Чаадаев, необычайно сложен, даже проблематичен. Жаркие дискуссии, разгоревшиеся вокруг философско-исторических выводов Чаадаева, способствовали кристаллизации двух внутренне неоднородных течений западников и славянофилов.

Значение великого спора:

Западники отстаивали необходимость использования опыта Запада и выступали за европейский вариант развития России.

Славянофилы исходили из уникальности исторического развития России и считали, что ее традиционные государственные порядки ( допетровского периода) способны двинуть страну вперед. Главным устоем народной жизни славянофилы называли крестьянскую поземельную общину, с ее общим землевладением, сходом всех членов для решения важнейших вопросов и выборной старостой. Община для них была традиционной структурой, заставляющей крестьян жить в соответствии с христианскими нормами. О развитии личности, индивидуальности в ней и речи не было, ведь индивидуализм, по мнению славянофилов, вещь очень опасная для неподготовленного и нравственно неразвитого человека. Традиционным устоям российской жизни, считали они, соответствовала допетровская монархия: великий князь или царь, советующийся по важнейшим вопросам с Земским собором, а в повседневной деятельности - с Боярской думой. В переводе на язык 19 века - это был специфический вариант конституционной монархии.

Славянофилы, безусловно, идеализировали прошлое России. Вопрос об абсолютной власти монарха решался отнюдь не в начале 18 века, а в царствовании Ивана Грозного и двух первых Романовых. Да и общинное устройство с его подавлением личной инициативы было не лучшей формой организации народной жизни. И все же проблема общины как ячейки будущей России оказалось далеко не простой, приковав к себе внимание многих умов второй половины 19 века.

Как бы то ни было, и западники, и славянофилы понимали, что страна идет в тупик, и пытались отыскать пути дальнейшего развития России.

революционная:

деятельность Петрашевский.

 

25. Этапы становления крепостного права. Отмена крепостного права.

Со второй половины 15 века начинается постепенное ограничение права крестьян на переход к другому владельцу.

Судебник 1497 года(первый этап) ввел единый срок для этого перехода: неделя до и неделя после юрьева дня осеннего, эта касалось лишь частновладельческих крестьян, которые составляли меньшинство. Преобладали же крестьяне черные, или черносошные. они не имели конкретных хозяев и лишь платили подати государству. И судебник 1550 года( второй этап) которая подтверждала положение Юрьева дня, увеличил власть феодала над крестьянами, поскольку возложил на них ответственность за преступление крестьян.

Новый шаг к закрепощению был сделан 1581-82 годах, когда в ответ на разорение и бегство крестьян был объявлен "заповедный год", т.е. отменен Юрьев день и право перехода крестьян. (третий этап). четвертый этап - указ об урочных летах 1597 года вводил пятилетний срок сыска беглых крестьян( т.е. определенно исходил из факта прикрепления крестьян к земле). предпоследний этап - в 1649 году на Земском соборе было принято соборное уложение, окончательно оформившее от бегства крестьян в боярские вотчины, сыск беглых крестьян стал бессрочным.

 отмена:

В1767 году в Петербурге по приказу императрицы собралась уложенная комиссия для пересмотра российских законов, составленная из депутатов от всех сословий, кроме крепостных крестьян.

В 1803 году появился указ императора о вольных хлебопашцах, который разрешил отпускать крестьян на волю, полученное помещиками по этому, не повлияло на крепостническую систему.

причины отмены крепостного права с экономической точки зрения - требуется рынок свободы рабочей силы , которым проведет к создание пролетариата.

2 принципа отмены крепостного права:

1 - крестьяне получали землю за выкуп

2 - они становится свободными на основе бесплатной

механизм отмены:

земля принадлежала помещикам

собственникам земли становится община

Чтобы закрепить с перехода земли от помещикам к крестьянина заключается договор уставная грамота.

26. Великие реформы 60-х — 70-х гг. XIX в.

судебные:

 Впервые в России вводил гласный, бессословный и независимый от администрации суд, и не сменяемость судьей, основанный на принципе состязательности сторон. был учрежден институт судебных следователей, адвокатуры, присяжные заседатели, определявшие виновность или невиновность подсудимого.

местного самоуправления (земская и городская) :

Решение хозяйственной вопросов, но не политических

военная:

В 1874 году вместо феодальной системы рекрутских наборов вводился всеобщая воинская повинность, потому что вызывает дополнительные расходы и создает в мирное время обученный резерв. отменялся телесные наказания, введение новых уставов.

финансовая:

Произошла периодизация всеобщей налогообложения, в результате которого было привлечения доходов в казну (косвенные и прямые ). введение

в области печати и просвещения:

В 1863 году университеты получили устав, предоставлявшей им широкую автономию. Были учреждены гимназии для девушек. Провозглашался равенство сословий и вероисповеданий в мужских гимназиях, но при сохранении высокой платы за обучение.

 

27. Внутренняя и внешняя политика Александра III (1881-1894).

Внутренняя политика:

Начало правления Александра III пришлось на период борьбы двух партий: либеральной (желающей реформ, начатых Александром II) и монархической. Александр III отменил идею конституционности России и взял курс на усиление самодержавия.

14 августа 1881 г. правительство приняло специальный закон «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Для борьбы с беспорядками и террором вводились чрезвычайные положения, применялись карательные средства, в 1882 г. появилась секретная полиция.

Александр III считал, что все беды в стране идут от вольнодумства подданных и излишней образованности низшего сословия, что вызвано реформами отца. Поэтому он начал политику контрреформ.

Главным очагом террора считались университеты. Новый университетский устав 1884 г. резко ограничил их автономию, были запрещены студенческие объединения и студенческий суд, ограничивался доступ к образованию представителей низших сословий и евреев, в стране введена жесткая цензура.

Внешняя политика:

Царствование императора Александра III было самым мирным. Только однажды русские войска столкнулись с афганскими отрядами на реке Кушке. Александр III ограждал свою страну от войн, а также помогал гасить вражду между другими странами, за что получил прозвище «Миротворец».

− Восточное направление 1887 года договор о разделе Азии между России и Англией.

− Русско - германское отношение

− Болгарский кризис

− Русско - французское сближение

 

28. Русское народничество 60-90-х гг. XIX в.

Причины возникновение:

Опубликование Манифеста 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права и «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» не сняло напряженности в обществе, напротив, произошел всплеск активности во всех социальных слоях. Реформа была ограниченной и непоследовательной и вызвала массовое разорение мелких производителей, прежде всего крестьян. Революционные демократы ответили на Манифест радикализацией своих программ и деятельности. Именно в этот период формируется наиболее значимое течение разночинского этапа - народничество. Народничество возникло в то время, когда капитализм только утверждался в России. Народники первыми поставили вопрос о «судьбах капитализма» в России. Но, видя на примере Западной Европы его «язвы» (рост социального неравенства, разорение деревни, появление неимущего пролетариата), они относились к капитализму резко отрицательно. Поэтому их борьба шла на «два фронта» - против остатков крепостничества и против нарождающегося капитализма. При этом тактика действий по мере развития движения менялась в сторону более радикальных методов: от просветительских и пропагандистско-агитационных до революционных и террористических.

Значение:

Первыми организациями народников были опробованы методы политической борьбы. Методом проб и ошибок народники пришли к пониманию какой должна быть революционная организация. Этот бесценный опыт был перенят следующим поколением революционеров – социал-демократами. Методы борьбы тоже стали уроком для следующих поколений революционеров, наиболее точно и емко это наследие народников характеризует ленинское «Мы пойдем другим путем».

Идеология народничества оказала огромное влияние на общественную жизнь России второй половины XIX века. Прямыми наследниками этой идеологи были социалисты-революционеры – одна из ведущих сил русских революций. Вовлечение в общественную жизнь большого числа молодежи, практика общественной жизни и политической борьбы – тоже заслуга народничества. Народничество – это общественная инициатива снизу, заставившая власть считаться с мнением, пусть пока небольшой, части общества. Пожалуй, это главное идеологическое значение народничества 19 века в России.

Движения деятельности С. Нечаева

Нечаев внес в революционное движение строжайшее, безоговорочное подчинение членов организации приказам руководителя и полное самоотречение революционеров, закрепленное в уставе(декларирование беззаветной преданности организации, отказ от родственных, семейных, дружеских связей ради будущей победы всеобщего равенства). Программное сочинение Нечаева "Катехизис революционера" поразило современников своей безнравственностью, отрицанием общечеловеческих ценностей. Деятельность нечаевцев дала Ф.М. Достоевскому материал для написания романа "Бесы". В романе речь идет не столько о Нечаеве и нечаевцах, сколько о праве человека распоряжаться судьбами других людей, о его ответственности перед ними, о нравственном пределе человеческих желаний, за которым человек, возомнивший себя богом, устроителем людского счастья, превращается в исчадие ада. "Генеральство", как это называли в 60 - 70-е г.г., Нечаева наложило отпечаток на революционное движение следующего десятилетия.

Хождение в народ

«Хождение в народ» было предпринято в 1874-1875 годах под влиянием идей П.Л. Лаврова, а также из опасения, что если ничего не предпринять, то капитализм изменит русских крестьян, приспособит под себя и сделает непригодными для революции.

Главной особенностью явления было широкое его распространение среди образованных слоёв общества, членов высшего и среднего класса, в целом, немногочисленных в сравнении со всем населением страны. Агитаторами становились не только непосредственные члены организаций народников, но и люди, которые просто разделяли их взгляды, среди которых были даже выходцы из высших слоёв общества. Крестьяне же почти поголовно были неграмотными и необразованными. Между образованными и необразованными практически не было точек соприкосновения и взаимопонимания, крестьяне часто смотрели на народников как на мечтателей, оторванных от реальности, или с подозрением. Поэтому нередки были случаи, когда крестьяне сдавали народников в полицию.

Народники считали, что все реформы в Российской империи должны начинаться с крестьян, поскольку они составляли 80% населения, а надвигающаяся индустриализация расценивалась народниками как угроза крестьянству, которое начало перебираться в итак переполненные города.

Результат оказался предсказуем: некоторые народники, разочаровавшись в крестьянах, тихо занялись своими делами, другие стали на более радикальный путь, в конец которого всем известен - террористические акты и убийство Александра II в 1881 году.

Неудача массового хождения в народ объясняется прежде всего коренным расхождением между идеями, которые проповедовали революционеры, и истинными нуждами и настроениями основной массы крестьянства. Крестьяне не воспринимали агитацию против царя и церкви, идеи социализма были непонятны им. Во многих случаях они сами сообщали ближайшему полицейскому чину о появлении в деревне каких-то неизвестных возмутителей. В разговорах крестьяне нередко сожалели об отмене крепостного права, говорили, что при “барах” было лучше.

Столкнувшись с реальным крестьянским миром, участники движения убеждались в утопичности идей идеологов народничества о крестьянском бунте и наивной крестьянской вере в идеи социального переустройства общества на основах всеобщего братства и справедливости.

Причину провала массового хождения в народ его участники видели в отсутствии единого руководящего центра, централизованной партии. Неудачи вели их к идеям П.Л. Лаврова о необходимости постепенного просвещения отсталых масс и создания для этого боевой организации.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1835; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!