Арт - менеджмент: теория и практика.



Технология организации и проведения культурно-массового мероприятия: 1. Анализ обстановки, определение темы мероприятия (о чём?), определение сверхзадачи мероприятия (ради чего?), определение масштаба мероприятия, выбор формы воплощения замысла, сбор первоначальной информации и формулировка цели, составлении сметы расходов. Цель организаторов культурно-массового мероприятия – соединить в единый технологический процесс организаторский и методический виды деятельности. · Создание сценарной, режиссёрской и организаторской групп для подготовки и проведения программы, Перед организаторами встаёт задача добиться понимания целесообразности общей деятельности, вызвать у каждого из них глубокую заинтересованность в осуществлении поставленной задачи, нацелить на самостоятельное решение возникших вопросов, наладить информацию о положении дел. · Создание организационно педагогических условий для творческого процесса. Выработка у участников мероприятия и актива чувства ответственности за порученное дело, умение соизмерять свои силы и возможности других в предстоящей работе. 2. Работа над сценарием (определение сюжетной линии; сверка продолжительности; разбивка на блоки, на которые между эпизодами включаются моменты мотивации; подбор эпизодов мотивации; анализ возможных изменении мотивации). 3. Репетиции программы (разводка по мизансценам; заучивание реплик; работа с реквизитом; адаптация к месту проведения мероприятия). Одна из особенностей массового мероприятия заключается в том, что его нельзя прорепетировать в целом. 4. Проведение мероприятия. Представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. При этом следует иметь план наблюдения за эффективностью данного мероприятия. Быстрота ориентировки даёт специалистам возможность не растеряться в непредвиденной ситуации при неожиданной реакции зрителей. 5. Анализ мероприятия. Завершающий этап работы, направленный на воспитание у участников чувства самокритичности, ответственности за порученное дело, умения принимать критику коллег, оценивать свою деятельность. Качество анализа проведённого мероприятия во многом зависит от качества подготовки последующего мероприятия. Анализ мероприятия завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков в последующей деятельности.  

Анализ культурно - исторического опыта организации культурно- просветительской работы в СССР.

Со времен февральской революции 1917 года страна постоянно переживала сложное время предвоенных, военных и первых послевоенных лет, потребовавших невероятного напряжения всех сил народа. Объективно к культуре предъявлялись повышенные требования в интересах мобилизации населения, на решение возникших в стране сложных задач.

История культурно-просветительной деятельности в СССР проходило несколько этапов становления, среди которых, по мнению Е.В. Литовкина в можно выделить пять этапов:

Первый этап (90-е годы XIX века) - зарождение культурно-просветительной

работы. Возникновение практики, а затем и понятия «культурно-просветительная работа» было связано с развитием внешкольного образования как образовательно-просветительного явления.

Второй этап (1905-1920 гг.) развития культурно-просветительной работы - деятельность досуговых учреждений профсоюзов, кооперативов, общественных организаций и учреждений внешкольного образования. Хронологические рамки второго этапа автор обосновывает тем, что в 1905 году появились первые клубы профсоюзов, кооперативов, которые рассматривали свою деятельность как культурно-просветительную, а внешкольную (образовательную) работу - в качестве её элемента.

Февральская революция 1917 года потребовала от новейшей власти выработки социально-культурной политики, основанной на демократических началах. С октябрьской революцией осуществлены мероприятия по созданию и развитию системы политико-просветительной работы. Сделаны новые органы управления образованием и социальной сферой. Идеология победившей власти реализовывались в области просвещения, внешкольного образования, социально-культурной деятельности.

В эти годы в стране происходило становление социалистической культуры, целью которой было достижение высоких результатов в сфере искусства в интересах широких народных масс путем четкого руководства со стороны государства, основанное на принципах коммунистической партийности. Все учреждения культуры стали рассматриваться как инструмент идеологического воспитания.

Третий этап (1920-1945 гг.) - культурно-просветительная работа как направление политико-просветительной работы. Определение хронологических дат этого этапа основано на том, что в первые годы советской власти это направление продолжало называться внешкольным образованием. Но наряду с этим термином использовался и термин «культурно- просветительная работа» для обозначения одного из направлений внешкольного образования. Профсоюзные, кооперативные и другие объединения продолжали называть свою досуговую деятельность культурно-просветительной работой.

На первом Всероссийском съезде по внешкольному образованию 6-19 мая 1919 года любительские театральные, музыкальные, хоровые, литературные и другие кружки имели название культурно-просветительных.

Постепенно происходило увеличение ассигнований на культурно-просветительскую работу. К середине 1920-х гг. появляются новые формы работы, например, вечера вопросов и ответов, вызвавшие большой интерес населения. В избах-читальнях развивается художественная самодеятельность, организуются драматические, музыкальные и другие кружки.

В 1923 г. создается общество «Долой неграмотность». В числе первых членов Общества были В.И. Ленин, Н.К. Крупская, М.И. Ульянова, А.В. Луначарский, председателем Общества с 1925 г. был М.И. Калинин. Несмотря на все трудности, переживаемые страной в 1920-е годы, Общество получало высокие государственные дотации. Его материальная база, помимо государственных дотаций, складывалась из добровольных взносов предприятий, учреждений, редакций газет, отчислений с патентов на право продажи некоторых товаров и продуктов, пополнялась членскими взносами и средствами от продажи значков, билетов на различные культурные мероприятия.

К концу 1925 г. Общество «Долой неграмотность» объединяло более полутора миллионов человек. Среди них были и искренние энтузиасты, и те, кто выполнял свои общественные обязанности в добровольно-принудительном порядке. (Этот порядок быстро стал правилом для всех направлений шефской работы в СССР последующих десятилетий.При этом принудительный характер все более и более превалировал). Основные силы Общества направлялись на работу в деревне, где создавались ликпункты, избы-читальни, избы-школы, в которых грамотные крестьяне обучали не грамотных односельчан.

В дальнейшем советское государство последовало примеру своего дореволюционного предшественника: ужесточило контроль за этим общественным объединением и слило его с государственными организациями.

Задачу приобщения народа к культуре, так или иначе решали и другие первые крупные советские общественные объединения: «Друг детей», национальные общественные объединения, Всероссийское Общество охраны природы, Российское Общество Красного Креста и особенно -Общество по борьбе с алкоголизмом, созданное в 1928 г. под лозунгом «Алкоголизм и социализм несовместимы!».

Основной формой приобщения населения к книге были избы-читальни и библиотеки, хотя книжный фонд их был очень скудный. В начале1925 г. партийные и советские организации стремились сконцентрировать имевшуюся у различных ведомственных организаций литературу в общедоступных библиотеках и избах-читальнях. Избы-читальни положили начало существования многих библиотек страны.

С середины 20-х годов в культурно-просветительской работе начинается активное использование кино. Результатом проводимой работы стала устойчивая сеть культурно-просветительских учреждений.

Страну обхватило воистину общее движение по организации клубных кружков: общеобразовательных, производственных, военных, рабкоровских, физкультурных, художественных и др. Выступления «синеблузников», «живгазетчиков», инсценированные суды и расширение работы с семьей и детьми.

В 30-е гг. происходит развертывание клубного строительства, развитие сети библиотек, парков, молодежных клубов, секторов по работе с детьми и т.д. Происходит активизация борьбы с религией, разрушение памятников храмовой архитектуры, проводятся социалистические соревнования за «обезбоживание» фабрик, сел, общежитий, введение запретов на профессии, борьба с «религиозными вредителями». Культурно-просветительные учреждения - активные ассистенты партии и страны в усилении идейного контроля в борьбе с религией, кулаками, «врагами народа».

Четвертый этап (1945-1985 гг.) - культурно-просветительная работа как самостоятельная сфера. В 1945 году произошло реформирование политико-просветительной работы, которая была выделена из системы образования в самостоятельную сферу и стала называться «культурно-просветительная работа» .

В эти годы вели активную деятельность выдающиеся, весьма авторитетные в стране и мире представители творческой интеллигенции -- писатели, поэты, театральные режиссеры и драматурги, композиторы, артисты с различными взглядами на художественное творчество, представлявшие различные художественные школы и направления. Большинство из них являлись яркими творческими индивидуальностями.

Пятый этап (с 1985 г. по настоящее время) - культурно-просветительная работа как одно из направлений культурно-досуговой (до 1994 г.), затем социально-культурной деятельности. Благодаря учреждениям культуры значительно повысилось качество и эффективность культурно-просветительной работы, а театральное дело, ансамблевое и оркестровое исполнительство, гастрольная деятельность стали базой для подготовки специалистов этой сферы учреждений. Организовывали гастроли творческих коллективов из Москвы, Ленинграда, Киева, Свердловска, других городов, а также дальневосточных ансамблей красноармейской песни, военных театров, оркестров. Благодаря этому с достижениями мировой и отечественной музыки, театра знакомились не только крупные центры, но и отдаленные населенные пункты.

Таким образом, на всех этапах формирования культурно-просветительской деятельности в СССР, учреждения культуры сыграли важную роль в культурном просвещении масс и формировании новой пролетарской культуры. Для разъяснения идеологии и политики партии, эстетического воспитания активно использовались разные средства. Основную нагрузку несли клубы, библиотеки, ансамбли, театры. Очень популярны были самодеятельные кружки, в которых все желающие могли выявить и развить свой талант. Основной формой культурно-просветительской работы среди населения стали избы-читальни, клубы являвшиеся центрами культурной жизни и проводниками новой политики партийных органов.

В первые годы советской власти учреждения культуры, отдаленные от культурных центров, развивались стихийно. Отсутствовали материальная база, финансовая и материальная поддержка, ощущался дефицит кадров. Сотрудники в большинстве случаев работали на общественных началах. Нормативно-правовая база была несовершенной и устаревшей.

 

Арт - менеджмент: теория и практика.

Деятельность художника в искусстве раскрывается в процессах непосредственного взаимодействия со зрителем, слушателем, потребителем.

Для того чтобы заключить контракты на гастроли, разовые выступления, обеспечить рекламу, помещение, связи с руководителями города и прессой профессионального коллектива или отдельного исполнителя, необходим такой менеджер, который не только разбирается в различных жанрах искусства и творчества, но главное умеет реализовать их в обществе, довести до зрителя. Для того чтобы, например, осуществить постановку пьесы зарубежного автора, арт-менеджеру необходимо найти перевод пьесы, арендовать сцену, составить расписание репетиций, скомплектовать труппу, составить и подписать контракт с режиссером, нанять художника-постановщика, организовать театральную технику, определить смету расходов, организовать рекламу, найти спонсоров, распространить билеты, организовать премьеру, сформировать бюджет.

Функции менеджера, таким образом, обретают следующую схему координации по видам деятельности:

1. Художественный аспект: а) перевод, б) выбор режиссера, в) выбор актеров, г) выбор художника-постановщика, д) приобретение костюмов, установка театральной техники, е) организация премьеры.

2. Организационный аспект: а) аренда помещения, б) расписание репетиций, в) организационная работа по распространению билетов

3. Маркетинг: а) организация рекламы, б) продажа билетов.

4. Финансовый аспект: а) определение сметы расходов, б) формирование бюджета, в) поиск спонсоров.

Многоаспектный характер деятельности в данном случае указывает на необходимость использования не одного, а целой группы арт-менеджеров в каждом из четырех видов деятельности, наделенных соответствующими полномочиями и мерой ответственности. В целом же арт-менеджмент всей антрепризы должен состоять из следующих частей: администрация, служба по обеспечению маркетинга и финансирования, персонал и обслуга, организация творческого процесса.

Координация деятельности всего коллектива арт-менеджеров определяется такими факторами, как компетентность, высокий художественный уровень, осознанность миссии организации, умелое разделение труда и ответственности, отсутствие мелочной опеки, правильный выбор приоритетов и умение учитывать возникающие проблемы.

Таким образом, профессиональное назначение арт-менеджера заключается в следующих видах деятельности:

— менеджера (администратора, антрепренера, продюсера, импресарио, промоутера, руководителя) театров, театральных студий, концертных залов и концертных организаций, кинотеатров, кино и фотостудий, студий видео-и аудиозаписи, проката музыкальных инструментов и сценических костюмов, местных, региональных и центральных каналов телевидения, организаций книжной торговли и издательств, спортивных и игровых комплексов, городских парков, молодежных развлекательных комплексов, клубных учреждений и, наконец, комитетов по культуре и искусству регионов, отделов культуры городов и районов страны;

— менеджера профессиональных и самодеятельных творческих коллективов и отдельных исполнителей, ансамблей и концертных групп, включая театральные, студийные, оркестровые и певческие, эстрадные и цирковые коллективы, солистов и исполнителей различных жанров; временных и постоянных групп, реализующих проекты праздничных массовых культурных программ, фестивалей, конкурсов, смотров, целевые проекты социокультурного развития.

Характер деятельности арт-менеджера предопределяет глубокое усвоение им фундаментальных знаний истории и теории отечественной и зарубежной культуры, творческого наследия выдающихся мастеров эстрадного, театрального, музыкального, изобразительного искусства, классиков киноискусства, народного творчества, познание теории и практики артистического менеджмента в сфере шоу-бизнеса в стране и за рубежом.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!