Особенности брачно-семейного и наследственного права по шариату



Женщина в праве заниматься только домашним хозяйством Талак слово для расторжения брака

Семейное и наследственное право

Ислам рассматривает безбрачие как нежелательное состояние, а сам брак - как священную обязанность мусульманина. Брак заключался в форме договора. Формально для его заключения необходимо согласие всех, в том числе жениха и невесты, но считалось, что волю детей могут выразить родители. Необходимым условием брака была уплата женихом выкупа за невесту. Браки с иноверцами, отступниками от ислама не допускались. Однако мусульманин мог взять в жены женщину другой религии, обратив ее в свою веру.

Коран позволял мужчине иметь четырех жен, а также наложниц из числа рабынь. Но муж должен был предоставить каждой имущество, одежду, жилище соответственно своему социальному статусу.Брак строился на господстве мужчины. Он управлял имуществом семьи, нес расходы по дому. Он же осуществлял отцовскую власть над детьми. Жена вела домашнее хозяйство.

Шариат допускал расторжение брака. Развод для мужчины был свободен, жена могла требовать развода только через суд и в строго определенных случаях: жестокое обращение с женой, невыделение средств, неисполнение супружеских обязанностей.В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество. После развода женщина оставалась на 2-3 месяца в доме бывшего мужа, чтобы определить, не беременна ли она, т.к. ребенок должен был остаться в доме отца.

Наследование могло осуществляться как по закону, так и по завещанию. Завещать могли только в пользу законных наследников и не более 1/3 имущества, при наследовании по закону женщины получали долю вдвое меньшую, чем мужчины. Из имущества умершего выделялась доля на его погребение, затем уплачивались долги, а затем наследники вступали в свои права.

Становление феодализма в Китае

Китай вступил в средневековую эпоху с развитой материальной и духовной культурой, сложившейся государственностью.

О времени возникновении феодализма в Китае нет единого мнения. Если, как отмечалось в лекции 6, под феодализмом понимать только частновладельческие поземельные отношения (западноевропейская цивилизация), то феодальный уклад в Китае можно наблюдать с конца I тыс. до н.э. и, особенно, со II в.н.э., когда в империи Хань стало появляться крупное частное землевладение с зависимыми крестьянами1. Такая трактовка китайского феодализма характерна для учебников, написанных в рамках формационного подхода.

Но если принять мнение об особенностях восточных обществ, то и оценки будут иными. Так, в Китае с середины II и до второй половины I тыс. до н.э. земля была государственной и раздавалась в условные земельные держания. Основной трудовой массой населения все это время являлись государственные крестьяне. Рабов было мало. Такое состояние характерно для того, что мы уже называли восточным феодализмом. То есть, главный признак феодальных порядков - наличие крупной земельной собственности, а не то, кто ею владеет.

 

Отсюда, как и в Индии, феодальный уклад можно видеть уже в древности. А с рубежа новой эры появляется новый, частнособственнический вариант феодализма. Но, что важно подчеркнуть, эти изменения не затронули особенностей китайского общества. Основная часть земель продолжала, как и прежде, обрабатываться крестьянами-общинниками на правах аренды у государства. Но тенденция к усилению частных прав дошла и до общин - усилились индивидуальные права крестьянских хозяйств. Однако крестьяне остались государственными подданными. Поэтому для обслуживания частных поместий привлекались в качестве слуг рабы, количество которых увеличивалось по сравнению с более древней эпохой. Таким образом, усиление частных прав на землю не отменило государственного контроля за сельским населением, то есть выделение крупных земельных владений не повлекло за собой, как в Западной Европе, иммунитетных прав.

В таких условиях, при сочетании государственного и частного землевладения, но при сохранении ведущей роли государства (если не в земледелии, то в контроле за трудовым населением) и формировался китайский феодализм, начало которого уходит в глубокую древность, а время его интенсивного становления приходится на первую половину I тыс.н.э., когда стали создаваться поместья. Особенно они распространились в III-VI вв, в условиях смут и раздробления.

Особенностью китайской общины было преобладание в ней именно семейных, клановых уз над соседскими связями. Внутри кланов были общественные поля, обрабатывавшиеся совместно, а урожай с них отдавался бедным родственникам безвозмездно, в виде помощи. А верхи кланов, имевшие свободную землю, получали за это бесплатную рабочую силу и повиновение бедных сородичей в других общинных делах. В итоге бедняки попадали в кабалу к богатым в своем же клане. Но самостоятельность китайских общин ограничивалась государством через назначаемых его чиновниками старейшин, писцов, старост.

Часть рабов также сажалась на землю. Так происходило закабаление рядового сельскохозяйственного населения. Ухудшение в положении крестьян усугублялось нападениями соседей, что в сумме вело к сокращению обрабатываемых площадей и натурализации хозяйства в целом. Отсюда - и упадок городов.

Города в Китае, как и общины, имели свою специфику. Возникнув еще с начала I тыс. до н.э., они резко не отделились от сельского мира, как, например, в Европе или на Близком Востоке. В них жило много земледельцев, общины которых селились отдельными кварталами. Но, в отличие от деревень, в таких городах было больше жителей, были рынки и резиденции администрации. Но отмеченная натурализация хозяйства привелав кризису городов в III в.н.э.

Ухудшение экономического положения обострило противоречия и в правящей среде, усилилась борьба за власть. Ибо Ханьское государство уже не могло обеспечивать защиту господ и повиновение низов.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 792; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!