С 15-20 октября состоялся III Международный фестиваль                современной музыки «Картинки с выставки»



                                 

Учредители конкурса:

 

Министерство культуры России

Департамент культуры Нижегородской области

Департамент культуры г. Н.Новгорода

Нижегородская государственная консерватория (академия) им.

Глинки

Союз композиторов России

 

Художественный руководитель фестиваля, Заслуженный дея-

тель искусств, профессор, председатель Нижегородского

отделения Союза композиторов России, заведующий кафедрой

композиции и инструментовки

Гецелев Борис Семёнович.

 

Оргкомитет

 

Аракелова А.О.

Г

                     Заместитель директора Департамента образова

                     ния и науки Министерства культуры России,

                     Председатель оргкомитета

Казенин В.И.

                     Народный артист России,

                     Председатель Союза композиторов    России.

Щербаков С.Б.

                     Директор Департамента культуры Нижегородс-

                     кой области.

 

Горин С.А.

                    Директор Департамента культуры г. Н.Новгорода

Фельтермейстер Э.Б.

                    Заслуженный деятель искусств России, ректор

                    Нижегородской государственной консерватории

                    (академии) им. М.И.Глинки, профессор.

Гецелев Б.С.  

                       Заслуженный деятель искусств России,

                    Председатель Нижегородского отделения Союза

                    композиторов России, профессор.

Сиднева Т.Б.

                    Проректор по научной работе Нижегородской кон

                    серватории, кандидат философских наук,профес

                    сор.

Ульянова Р.А.    

                    Проректор по учебной работе Нижегородской кон

                    серватории, кандидат искусствоведения, профес

                    сор.

Тищенко Л.Н.

                   Проректор по концертной работе Нижегородской

                   консерватории.

Козеров В.Ф.

                   Проректор по администратино-хозяйственной ра

                   боте Нижегородской консерватории.

Каневская С.М.

                   Помощник ректора – директор фестиваля.

Суханова С.Н.

                   Главный бухгалтер консерватории.

Зароднюк О.М.

                   Оргсекретарь фестиваля, кандидат искусствове

                   дения, доцент консерватории.

 

Вот что сказали в преддверии фестиваля Мэтры музыки:

 

Владимир Казенин

                          Народный артист России, председатель

                          Союза композиторов России:

 

«Масштабный Международный фестиваль «Картинки с выстав

ки» - прекрасная возможность услышать музыкальную панора-му композиторов разных стран, прекрасная возможность позна-

комиться с новой музыкой в разных жанрах…»

 

Эдуард Фертельмейстер

 

«… С радостью приветствую фестиваль «Картинки с выставки»,

ожидая с нетерпением ярких открытий, интересных мыслей и решений в музыке, представляющей XXI век.

Хочется увидеть успех авторов и исполнителей современной музыки в глазах слушателей.

Это и будет главным критерием и главной оценкой-смыслом её существования»

 

Борис Гецелев

 

«…Нередко приходиться слышать, что новая музыка не поль-

зуется большим спросом….. Ф естиваль «Картинки с выставки»

даёт возможность поближе познакомиться с ней, так как в про-

грамму фестиваля включены очень разные произведения – по

направлениям, по стилю, по масштабам и выбрать из большого

фестивального репертуара то, что нравится более всего, имеют абсолютно все посетители наших концертов»

 

Первый концерт состоялся в Кремлёвском концертном зале филармонии.

                                   I отделение

 

1. Арам Хачатурян

(Россия 1903-1978 г.г.)

                                  Фрагмент из балета «Спартак»

                                  Адажио. Вариации Эгины и Вакханалия.

 

2.Николай Мажара

(Санкт-Петербург) 

                                   Концерт № 3 для фортепиано с оркест-

                                 ром (2007 г.). Первое выступление в г.

                                 Н.Новгороде.

 

3.Борис Гецелев 

(Нижний Новгород)

                                « В ожидании Моцарта»

                                Каприччио для фортепиано с оркестром

                                (2006 г.)

 

                                       II отделение

 

1. Борис Тищенко

( Санкт-Петербург)

                               Концерт для фортепиано с оркестром

                               (1962 г.)

 

2. Владимир Казенин

( Москва)

                               Импровизации, концерт № 2 для фортепиа                                                         

                               но с оркестром (2007 г.). Первое выступле-

                               ние в Нижнем Новгороде.

 

Коротко об авторах

 

Арам Хачатурян

 

Классик отечественной музыки. В 1929-1934 г.г. учился в Москов

ской консерватории им.П.И.Чайковского у профессора Н.Я.Мяс

ковского. Уже первые крупные оркестровые произведения авто

ра заставили говорить о нём, как о ведущем советском компози

торе советского Востока, сумевшего объединить самобытную мелодику армянских народных песен и танцев с конструктивной чёткостью европейских музыкальных форм.

В 1948 году. он подобно другим ведущим советским композито-

рам подвергся нападкам за формализм и «отрыв от народа»

С 1950  года он преподавал в институте им. Гнесиных, а с 1951

года и в Московской консерватории. Выступал как дирижёр, исполнял собственную музыку.

Балет «Спартак» (1950-1954 г.г.)-одно из самых значительных

сочинений композитора. Очень скоро после написания, он стал одной из центральных позиций советского и мирового балетно-

го репертуара.

 

Николай Мажора

 

Победитель IV Международного конкурса им. С.С.Прокофьева по специальности фортепиано (2004 г.), пианист, в чьём репер-

туаре не только фортепианная классика, но и современные, в

том числе и собственные сочинения.

Николай Мажора родился в 1977 году.Окончил Санкт-Петербург

скую консерваторию по классам композиции (А.Мнацаканян) и

фортепиано (Э.Базанов)

Он заслужил признание, как исполнитель Стравинского, Проко

фьева, Шенберга и многих сегодняшних петербургских авторов.

Особое внимание уделяется русской фортепианной музыке. В

его исполнениях представлены Алябьев, Глинка, Бородин, Му-

соргский, Лядов, Рахманинов.

Н.Мажора является автором 3-х концертов для фортепиано с оркестром, симфонии для струнного оркестра, сюиты для каме

рного оркестра и др.

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром написан осенью 2007 года специально для участия в V Международном конкур-

се им. С.С.Прокофьева. Сочинение создавалось в Санкт-Петер

бурге и Токио. Концерт прозвучал в исполни автора и Государст

венного симфонического оркестра Санкт-Петербурга в зале им. Глазунова Санкт-Петербургской консерватории и в Большом за

ле Санкт-Петербургской филармонии.

 

Борис Тищенко

 

В панораме современного искусства занимает уникальное мес-

то. Его сочинения обладают редким свойством моментальной узнаваемости – буквально по первым нотам и тактам.

Вся его жизнь связана с Петербургом. Он родился в 1939 году,

учился в музыкальном училище им. Римского-Корсакова, где занимался по фортепиано у В.Мехелиса и композицией в класс-

се Г. Уствольской.

В консерватории занимался, как пианист у А.Логовинского.

Уже в годы обучения многие сочинения композитора обрели из-

вестность.

В 1963 году Тищенко по просьбе М.Л.Растроповича пишет Пер-

вый виолончельный концерт, который через 3 года завоёвывает

I премию Международного конкурса композиторов «Пражская

весна – 1960»

С 1965 года Тищенко начинает преподавать в Ленинградской консерватории, а с 1974 года ведёт там класс композиции.

Среди его учеников немало известных композиторов.

Концерт для фортепиано с оркестром оказался первым сочине-

нием, которое представлено композитором большой аудитории

В 1963 году Тищенко сыграл его в Москве с опрено-симфоничес

ким оркестром Всесоюзного радио.

 

Борис Гецелев

 

Родился в 1940 году в городе Куйбышеве (ныне Самара).

Окончил Горьковскую консерваторию по классу композиции у

профессора Нестерова А.А. В 1966 году параллельно обучался

в классе специального фортепиано у профессора Б.С.Маранц.

В 1972 году закончил аспирантуру Московской консерватории

( руководитель Родион Щедрин).

С 1965 года работает в Горьковской консерватории, профессор,

заведующий кафедрой композиции и инструментовки.

Секретарь Союза композиторов России,, Заслуженный деятель искусств России, лауреат премии Союза композиторов России

им. Д.Шостаковича, премии города Нижнего Новгорода.

 

«В ожидании Моцарта»-каприччио для симфонического оркест-

ра (2006 год).

В большой степени это внутренние ощущения, которые могут создавать эффект ожидания.

А что касается формы, то здесь действительно использованы

некие каприччиозные черты – ведь это форма, а также жанр –

один из самых свободных, непредсказуемых, неожиданных по

решению.

 

Владимир Казенин

 

Родился в 1937 году в городе Кирове.

С 1947-1961 годы учился в городе Свердловске в музыкальной школе-десятилетке и консерватории.

Педагоги: Б.С.Маранц, В.Е.Ваулин, Л.Л.Христиансен, Н.М.Хло-

пьев, Н.М.Трамбицкий.

С 1961-1968 г.г. преподаёт в Уральской консерватории.

С1968-1997 г.г. – Главный редактор Всесоюзного бюро пропаган

ды советской музыки, ответственный секретарь композиторской организации города Москвы, секретарь Правления Союза компо

зиторов России, лауреат Всесоюзного и Всероссийского конкур-

сов, Народный артист России, лауреат премии им.А.В.Алексан

дрова, удостоен многих правительственных наград и отличий.

Им создано 13 музыкальных комедий, опера «Весёлые нищие»,

балет «Песня про купца Калашникова», симфонические и каме

рные сочинения, музыка к спектаклям и более чем к 100 филь-

мам, произведения для детей, песни.

 

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром имеет название «Импровизации» и представляет собой масштабную, одночаст

ную композицию. Виртуозная мощная партия фортепиано не

превалирует над оркестром, который в этом сочинении никак не является аккомпониатором. Оркестр и фортепиано соревнуют-

ся, иногда перебивая и перефразируя друг друга.

Музыка полна неожиданных повторов, сюрпризов, иллюзий.

16 октября

 

Большой концертный зал Нижегородской консерватории.

 

                               I отделение

 

1. Елена Лебедева

(Кострома)

                              Серенада dolce для баяна.

                              Памяти С.Беринского (1993 г.), лауреата

                              Всероссийских и Всесоюзных конкурсов.

2. Нина Бордюг

(Нижний Новгород)

                              «Перегудники для саксофона и баяна»

                              (2008 г.), первое исполнение.

                              Исп лауреаты Международных конкурсов

                              Ольга Попова ,

                              Сергей Озеров.

3. Борис Сазонов

(Нижний Новгород)

                              Квартет для 2-х малых домр: домры-альта

                              и домры баса в 3-х частях (2007 г.), первое

                              исполнение.

                              Исп. лауреаты Всероссийских конкурсов

                              Михаил Котомин,  

                              Мария Садовникова,

                              Александр Одегов,

                              Анна Соловьёва.

4.Владимир Холщевников

(Нижний Новгород)

                              «И вновь витает грусть старинных песен»

                              Фантазия-эллегия на темы композиторов

                                XIII-XV веков для флейты, баяна и виолон

                             чели (2007 г.). Первое исполнение.

                              Исп. ансамбль «Ars mobile»

                              Наталья Полунова,

                              Лауреаты Международных конкурсов

                              Наталья Тельминова,  

                              Юрий Гуревич

 

                                  II отделение

 

1. Татьяна Сергеева

(Москва)

                              «Инициалы»

                                Концерт для альтовой домры,фортепиано

                                в 3-х частях (2008 г.).

                                Первое исполнение в Нижнем Новгороде

2. Ефрем Подгайц

(Москва)

                                Концерт для домры и оркестра народных

                                инструментов (2000 г.).

3. Александр Цыганов

(Москва)

                                Концерт для балалайки и оркестра народ

                                ных инструментов. Первое исполнение

                                Солисты:

                                Народный артист России

                                Михаил Горобцов,

                                Заслуженный деятель искусств России

                                  Татьяна Сергеева,

                                лауреат Международных конкурсов 

                                Кристина Фиш,

                                Лауреат Международных и Всероссийских

                                конкурсов

                                Андрей Горбачёв

                                Нижегородский государственный русский

                                оркестр народных инструментов.

                                Художественный руководитель и дирижёр

                                Народный артист России 

                                Виктор Кузнецов.

 

 

Не буду описывать всех авторов и исполнителей этой програм-

мы, но на некоторых именах остановлюсь.

 

Нина Бордюг

 

Уроженка города Маргелан Ферганской области (Узбекистан).

Окончила Ташкентскую консерваторию, как музыковед (1961г.) и

композитор (1965 год). Завершила образование в аспирантуре

Московской консерватории у Б.М.Ярустовского (1970 г.)

В годы учёбы в Москве консультировалась по композиции у Ро

диона Щедрина.

В 1997 году закончила курсы по этнографии при Российской

Академии музыки им. Гнесиных. Кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Нижегородской консервато

рии, заведующая секцией фолклора.

 

«Перегудники для саксофона и баяна» (2008 г.). Двойные вариа

ции для альтового саксофона и готово-выборного баяна. В про-

изведении использованы темы весенней и свадебной песен Ни

жегородской области,интационная близость лаконичных напе-

вов позволила применить различные типы полифонической и

звуковысотной игры.

 

Ефрем Подгайц

 

Родился в 1949 году. В 1974 году закончил Московскую консер-

ваторию по классу композиции у Ю.М.Буцко и Н.Н.Сидельнико-

ва.

С 1982 по 1990 годов возглавлял творческое объединение «Ком

позиторы и дети», член Правления Союза композиторов г. Моск

вы.

Среди основных сочинений:

- 9 опер ( в том числе «Алиса в Зазеркалье», «Дюймовочка»)

- 3 симфонии,

- 2 концерта для смешанного хора – «Паяцы царя Давида» и

  «Вещая душа»,

- симфоническая сказка «Путешествие в Оркестранию»

- 20 концертов для различных инструментов с оркестром и др.

 

Музыка Е.Подгайца звучала на различных Международных фе

стивалях Англии, Турции, Венгрии,Швейцарии,Италии,Франции,

США, Японии, Литве,Латвии, Эстонии, Украине, Белоруссии.

 

В мае 2003 года на фестивале в городе Бовэ (Франция) М.Раст

ропович продирижировал премьерой сочинения для оркестра виолончелей «Post festum», написанного по его просьбе.

В июле 2005 года в Лондоне состоялась премьера Второй

симфонии в исполнении Лондрнского симфонического оркестра

под руководством М.Ростроповича.

Концерт для мандолины( домры) и ОРНИ был написан по про-

сьбе В.Круглова.

Премьера состоялась в Великом Новгороде. Затем сочинение стало жить своей жизнью. Стали появляться различные версии.

Сначала им заинтересовались скрипачи и была сделана автор

ская скрипичная редакция, которую с успехом исполняли такие

известные музыканты, как Левон Амбарцумян и Александр Бру

силовский.

Затем по инициативе Г.И.Перевозчиковой – для Кубка Севера, а также по просьбе Н.Н.Калинина была сделана редакция для мандолины и ОРНИ.

В 2004 году Андреем Горбачёвым (при участии автора) была

сделана редакция для балалайки.

В мае 2006 года концерт был исполнен на маримбе.

На фестивале «Картинки с выставки» прозвучит версия для домры.

 

Виктор Кузнецов

 

Родился в 1937 году в городе Сталинграде.

Закончил музыкально-педагогический институт им.Гнесиных в

1965 году по классу домры у профессоров А.Я.Александрова и

В.С.Чунина, дирижирования- у С.С.Сахарова и С.З.Трубачёва

В 1970 году закончил аспирантуру-стажировку по специальнос-

ти «Оркестровое дирижирование»

С 1974 года преподаёт на кафедре народных инструментов Ни-

жегородской консерватории.

В этом же году создаёт студенческий ОРНИ и руководит им, ежегодно представляя ряд концертных программ.

В 1991 году создаёт профессиональный оркестр, в который во-

шли преподаватели, выпускники, студенты консерватории.

Народный артист России, профессор Нижегородской консерва

тории, награждён премией Фонда развития отечественного му-

зыкального искусства им. П.И.Чайковского «Золотой Апполон»,

премией города Нижнего Новгорода.

Выступал с Академическим симфоническим оркестром Нижего

родской филармонии им М.Л.Растроповича, Национальным Ака

демическим ОРНИ им.Н.П.Осипова, с русскими оркестрами Уль

яновска, Красноярска, постоянный участник фестиваля «Пано

рама музыки России».

Много гастролирует по России и за рубежом, в том числе и со своим оркестром: Италия (1992 г., 1996 г.), Германия (1993 г.),

Казахстан (1992 г.), Испания (2008 г.), участвует в работе жюри Международных и российских конкурсах, фестивалей.

Среди его учеников по классу домры лауреаты Международных

и Всероссийских конкурсов.

 

В остальные дни прозвучала музыка многих других композито-

ров. Выделю лишь некоторых:

 

Джеральдо Рафаэль Финци

(Великобритания, 1901г.-1956г.)

 

                          Эклога для фортепиано и струнного оркестра

                          оратория 10 ( 1920 г., редакция 1940 г)

                          Первое исполнение в Нижнем Новгороде.

 

Английский композитор брал уроки у Феррара и Берстоу. Боль

шую часть жизни провёл в деревне.

Как композитор формировался под влиянием своих учителей, а

также Эдгара и Воян-Уильяма.

Сочинял преимущественно вокальную музыку интимно-лиричес

кого характера.

Среди других произведений – концерт для кларнета и струнных

(1940г.), концерт для виолончели с оркестром (1955 г.)

 

Сергей Смирнов

 

Окончил Горьковскую государственную консерваторию им. М.И.

Глинки в 1977 году.

Работал хормейстером Государственного ансамбля песни и тан

ца Кузбасса (1978-1979 г.г),дирижёром,а затем художественным руководителем Магнитогорской хоровой капеллы (1978-1979г.г.)

В настоящее время профессор кафедры хорового дирижирпова

ния Нижегородской консерватории, директор музыкального колледжа им. Балакирева (Н.Новгород), Художественный руко-

водитель лауреата Международных и Всероссийских конкурсов

старшего хора детской хоровой студии «Камертон» Дворца дет

ского творчества им. В.П.Чкалова. и молодёжного хора «Возрож

дения», лауреата Международного конкурса.

Смирнов-Заслуженный работник культуры России, автор ряда сборников для детей и хоровых обработок народных песен.

 

Станислав Стразов

                                 «Из канона покаянного»

                                   Духовная кантата на канонический текст

                                   для смешанного хора a capella (1992г.)

 

Композитор, пианист, дирижёр, педагог родился в городе Ивано

во в 1941 году.

Окончил Горьковскую консерваторию в 1966 году по классу ком

позиции профессора А.А.Нестерова, в 1967 году-по классу фор

тепиано профессора О.С.Виноградовой, в 1974 году – ассистен

туру-стажировку.

Заслуженный деятель искусств России, лауреат Всесоюзных и

Всероссийских конкурсов, лауреат премии города Нижний Нов-

город, профессор кафедры композиции и инструментовки Ниже

городской консерватории.

 

Основные сочинения:

 

- 6 симфоний,

- симфонические поэмы,

- увертюры,

- концерты,

- произведения для хора,

- камерные, вокальные и инструментальные произведения,

- музыка для телефильмов и музыкальных постановок.

 

Среди произведений для народных инструментов – «Хатынь»,

поэма для ОРНИ, «Элегия» для 2-х домр и ОРНИ, пьесы для домры, балалайки и фортепиано.

 

Духовная кантата «Из канона покаянной»-сочинение 1992 года.

В основе молитва «Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу»

Исполнялось хором «Нижегородские певчие»( руководитель А. Гребёнкин) в Н.Новгороде, в Москве, Санкт-Петербурге, на гаст

ролях по городам Голландии, Бельгии, Германии,на III Междуна

родном конкурсе хоров в городе Рива дель Гарда (Италия 1994

год), где коллектив стал лауреатом I премии

 

Илка Кууснето

(Финляндия)

 

                               Гимны для виолончели и баяна (1999 г.)

Финский композитор родился в 1933 году. Учился в Академии им.Сибелиуса. Закончил её, кантор-органист в 1954 году, как преподаватель музыки в 1958 голу.

С 1992 года-профессор. Работал заместителем директора му

зыкального отделения Финского Гостелерадио в 1960-1963 г.г.,

в 1963г.-1972. кантор района Мейлахти в Хельсинки, генераль-

ный директор Национальной оперы в Финдляндии (1984-1992),

доцент Академии им. Сибелиуса, лаурет государственной пре

мии 2007 год).

 

Основные произведения:

- 11 опер,

- 2 симфонии,

- 2 балета,

- множество песен.

 

Три гимна для виолончели и баяна (1999 г.) являет собой орга

нический синтез современной интонации , несущий националь

ные черты финской музыки, с языком Ренессанса.

\Автор умело использует тесибральное сочетание двух весьма популярных в Финдляндии инструментов: баяна и виолончели.

 

Ришар Гальяно

(Франция)

 

                                       Opal – концерт для баяна и камерно

                                       ного оркестра в 3-х частях.

Родился в 1950 году, один из ярких представителей той части

современной французкой музыки, основой которой считается

традиционный шансон и танцевальная культура, мюзетта.

Сегодня его музыка получила традиционное признание. В ней

слышны отголоски свинга, танго, , традиционного французского

шансона, афро-американского влияния Чарли Паркера и Джона Колтрейна, отзвуки концепций Дебюсси и Равеля.

Однако, главное в этом сплаве, несомненная оригинальность, а также впервые в истории реализованная интеграция в джаз

Средиземноморского фолклора.

На творчество Гальяна основное влияние оказал и оказывает

Астор Пьяццолла, которого сам музыкант называет «Крёстным отцом»

В 1981 году Гальяно выступал в Париже в концертах бразильской музыки «bossa-nova» с джазовым трубачом Четом

Бейкером, одним из непревзойдённым лириком джаза.

В том же году Гальяно знакомиться с Астором Пьяццоллой.

Среди многочисленных произведений Гальяно стоит выделить «Концерт для аккордеона с оркестром «Opal Concerto», посвя

щённый жертвам трагедии 11 сентября.

 

III Международный фестиваль современной музыки прошёл на

высоком профессиональном уровне.

Долго ещё потом были отзвуки этого фестиваля от центральной прессы до различных изданий, относящихся к культурной жизни России.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!