Политические взгляды Аристида



О политической деятельности Аристида известно немного. По сведениям Плутарха, Аристид был сторонником Клисфена, который учредил демократическую форму правления в государстве. Но больше всего он восхищался выходцем из Лакедемона Ликургом. Аристид старался подражать ему во всем. Можно с уверенностью сказать, что он являлся одним из членов группировки Алкмеонидов. Свой путь к политическому небосклону Аристид прокладывал в гордом одиночестве, так как не хотел угождать своим друзьям как Фемистокл, и несправедливо относится к простому народу. Аристид прекрасно понимал, что власть приобретенная при поддержке друзей, толкает человека на несправедливые, необдуманные шаги, тем самым данный факт противоречил принципам Аристида. Плутарх отмечает: «Аристид   Справедливый  всякое государственное дело принимал в одиночестве, а товариществ чуждался, полагая, что власть, приобретенная через друзей, мешает человеку быть справедливым». По моему мнению «истинная справедливость» Аристида заключалась в следующем: интересы государства он ставил выше интересов личности. Главное в политической программе Аристида заключалось в следующем: уравнение демоса в его политических правах, а не превращать его в главный политический слой[15].

Современники Аристида утверждали, что Аристид отличается справедливостью, поэтому и обращались к нему как к советнику. За годы своей политической деятельности Аристид наметил главную цель своей жизни – развитие афинской демократии. Он жил для народа, для людей, которые его в дальнейшем подвергли «суду черепков» - остракизму.

Аристид был способен найти общий язык с разными политическими деятелями, во имя главной цели – развития афинского государства. В ситуациях, где Аристид был уверен в своей правоте он ни шел на уступки, но никогда не считал стыдным поступок, если кто-либо мог переубедить его в обратном.

Противником Аристида как на военном, так и политическом небосклоне оставался Фемистокл, сын Неокла из дема Фреары, который относился к сельскому дему[16].

С самого детства они не соглашались друг с другом: ни в словах, ни в деле. Данный аспект проявился в характере Аристида и Фемистокла: Аристид отличался честностью, целеустремленностью, справедливостью, он стремился украсить жизнь афинского народа новыми красками, а Фемистокл был полной противоположностью Аристиду – хитрый, изворотливый, проворливый, отличавшийся лицемерием. Древнегреческий философ Арситон Кеосский в соперничестве Аристида и Фемистокла видит следующий факт: оба восхищались юношей Стесилаем из Кеоса, который отличался от своих сверстников красотой лица и тела, и в дальнейшем их пути на политическом и военном небосклоне пересекались не раз.

Среди античных авторов нет единого мнения о политических взглядах Аристида. В своем труде «Афинская полития» Аристотель[17] утверждает, что Аристид является приверженцем крайнего демократического направления. Он также утверждает что, Аристид и Фемистокл являются простатами народа. Аристотель причисляет Аристида к простатам демоса, а не к простатам знатных, как например Мильтиада, Кимона. Плутарх характеризует Аристида следующим образом: склоняясь на сторону аристократии, он встречал сопротивление заступника демоса Фемистокла, сына Неокла».

Он не был ни демократом, ни олигархом, он был гражданином вне политических группировок, а на первый план всегда ставил интересы государства, а не интересы какого-либо слоя людей или социальной группы. В разных ситуациях он мог соглашаться с Фемистоклом, если считал что его идея будет полезна для государства или спорить с ним. «Беспартийность» Аристида уникальна тем, что он жил в эпоху, когда сохранять беспристрастие и находить компромисс  в сложившейся ситуации было очень сложным, так как внутриполитическая борьба в афинском государстве усиливалась.

Платон в своем труде «Горгия» так описывает Аристида: «Таких людей немного, но они были, и я надеюсь будут, и здесь и в иных краях – честные и достойные люди, чья добродетель в том, чтобы справедливо вершить дело, которое им доверено, а один прославился больше остальных, и не только в Афинах, но повсюду среди греков – это Аристид, сын Лисимаха. В произведении Платона Аристид предстает перед нами как идеал гражданственности афинского общества, эталон добродетели и справедливости.

Фемистокл свой путь к политическому олимпу прокладывал с помощью своих друзей, вступив в «гетерию». Как утверждает Плутарх в труде «Сравнительные жизнеописания» Фемистокл в одной из своих речей сказал: «Я никогда не сяду на престол, который не предоставит моим друзьям больших прав и привилегий, нежели посторонним людям[18]».

Фемистокл был новым человеком среди городской аристократии, он не был знаком с ее привычками и обычаями. Он мог позволить себе свободу выбора политических ориентиров и быть независимым в принятии решений.

Аристиду приходилось противодействовать начинаниям Фемистокла, с целью защищать себя и ослабить влияние Фемистокла на общество, так как авторитет Фемистокла с каждым днем набирал все большую силу. Аристид говорил: «Пусть лучше афинский народ оставит без внимания некоторые полезные для процветания государства советы, нежели Фемистокл сделается всесильным, одерживая триумф за триумфом».

Аристиду  приходилось даже сотрудничать с Фемистоклом, во благо общего дела. Однако взаимоотношения Аристида и Фемистокла были крайне напряженными: эти мотивы были свойственны для внутриполитической борьбы в конце 80-х годов V века до н.э.

В своем труде «Афинская полития» Аристотель[19] указывает на две интересные закономерности. Выступая как-то раз в Народном Собрании Аристид произнес свою крылатое изречение: «Афиняне, вы не будете в полной безопасности до тех пор, пока не сбросите ни меня, ни Фемистокла в пропасть». В другой раз, Аристид внес на слушание Народного собрания законопроект, который был нацелен на процветание афинского демократического государства. Когда председатель уже был готов перейти к народному голосованию, Аристид услышав все доводы своих противников по данному закону, отказался от его принятия. Данные аспекты свидетельствуют нам о главных качествах Аристида – о его справедливости и принципиальности. Он никогда не ставил собственные интересы выше интересов народа и государства, никогда не искал славы и почести, считая что нужно предоставить себя в распоряжение своего отчества, ни требуя за это вознаграждения, а заниматься этим бескорыстно, по зову своего «сердца».

В афинском театре в драме «Семеро против Фив», поставленной в 467 году до н. э. прозвучали слова Эсхила про царя Аргоса Амфиарая:

- Он справедливым быть желает, а не слыть

- С глубокой борозды ума снимает он

- Советов добрых жатву,

Взоры данной речи были обращены к Аристиду, который как никто другой, приблизился к данному образцу доброты.

В 80 – е годы V века до н.э Аристид по сведениям Плутарха становится судьей народа – «гелиастом». Некоторые подробности из судебной жизни Аристида мы узнаем от Плутарха. Ареопаг становится местом для судебных разбирательств Фемистокла и Аристида.

Плутарх в своем труде «Сравнительные жизнеописания» утверждает, что однажды Аристид привлек к суду своего врага. Приведя в своей обвинительной речи множество доводов и доказательств в пользу обвинения, судьи отказались выслушивать ответчика и поспешили немедленно огласить вердикт. Аристид же сказал судьям: «Нельзя лишить человека законного права высказываться в свою защиту – это будет противоречить нормам демократии»[20].

Во взаимоотношениях Аристида и Фемистокла можно выявить немало интересных нюансов. На мой взгляд факты вражды «антагонизма» между Аристидом и Фемистоклом не было, так как они могли забыть о всех внутренних перипетиях борьбы, если этого требовала определенная ситуация. Плутарх писал: Однажды Аристид вместе с Фемистоклом были отправлены в посольство. Аристид сказал: «Фемистокл, давай оставим нашу вражду на границе, а когда будем возвращаться домой, то если хочешь подберем ее опять».

В конце XX века ряд англо-американских исследователей (Фрост, Сили) подвергли резкой критике высказывания германских историков (Берве, Шахермайер), согласно которой в Афинах в V веке не существовало демократического   общества, а власть находилась в руках аристократической элиты. Они полагают, что Аристид и Фемистокл преследовали собственные интересы, а предание их процедуре остракизма – это результат противоборства правящей элиты.

В 489 году до н. э. Аристид   был  избран  на должность архонта-эпонима. Как нам повествует Идоменей, Аристид был избран не по жребию, а его избрал народ. В 487 году до н. э. Фемистокл предложил провести реформу городского управления, согласно которой, человек избирался на должность архонта согласно жребию. Власть Фемистокла год за годом набирала силу, тем самым он устранял своих политических конкурентов. Данную реформу, по сообщениям современников поддержал и Аристид. В данной реформе Фемистокл видел главную выгоду: устранить роль видных политических деятелей в Ареопаге, тем самым уменьшив число своих конкурентов в общественной жизни. Аристид считал, что выборы с помощью жребия будут беспристрастными, так как данный факт исключает возможность симпатий и антипатий граждан[21].

Аристиду было поручено заниматься делами о хищении государственных доходов, в которых он уличил Фемистокла и других государственных деятелей. Данный факт очень не нравился Фемистоклу, который собрал вокруг себя людей, которые были недовольны политикой Аристида. Когда Аристид  предоставил   доказательства о краже в суд, Фемистокл обвинил его, в бездействии органов государственной власти, и по сведениям Идоменея выиграл судебный процесс. Но «лучшие» из афинян возмутились решению суда, Аристид был оправдан и возвращен на прежнюю должность. Фемистокл убеждает народ в том, что Аристид упразднил демократические институты власти и тем самым установил тиранию.

После решения суда Аристид стал делать вид, что он раскаивается в своем прежнем поведении. Фемистоклу и другим государственным деятелям очень нравился курс, который выбрал Арситид. Он не мешал им в своих «грязных» делах, они убеждали простой народ, чтобы Аристида переизбрали еще раз. Перед самым началом голосования Аристид обратился к афинянам с упреком: «Когда я управлял вами добросовестно и честно, вы опозорили меня, а теперь когда я позволил ворам поживиться хищениями государственной казны, меня считают отличным гражданином». Но я стыжусь нынешней чести, нежели прошлого позора, а вас мне жалко: ведь вы одобряете того, кто помогает негодяям, а не тому кто охраняет государственную казну. Своим высказыванием он разоблачил хищения в государстве и восстановил справедливость.

За свои взгляды и убеждения Аристид снискал славу у простого народа, сторонником которой он никогда не был. Одним из учеников Аристида был Кимон, который после смерти отца, вынужден был выплачивать штраф, оставленный отцом еще при жизни. По афинскому законодательству, должники подвергались атимии. Им запрещалось участвовать в жизни общества, занимать руководящие должности, они не имели право голоса в Народном Собрании, им запрещалось обращаться в суд.

Аристид взял Кимона под свое покровительство, ведь в нем он увидил задатки настоящего государственного деятеля, который в будущем принесет много пользы для расцвета афинского государства[22].

Противники Аристида постоянно замышляли против него интриги.  Конфликт между Аристидом и Фемистоклом достиг наибольшего «апогея» в 482 году до н. э . На юге Аттики в Лаврийских серебренных рудниках было открыто крупное месторождение серебра, что означало дополнительный источник дохода для государства. Фемистокл считал, что все доходы нужно направить на морскую программу, на строительство новых  военных триер по двадцать кораблей каждый год. Сторонниками политического курса Фемистокла были феты – «корабельная чернь», которые поддерживали морскую программу Фемистокла. Они полагали, что в качестве гребцов на триерах, они смогут участвовать в военной жизни государства, тем самым повысить свою политическую принадлежность для государства. Сторонниками Аристида являлись гоплиты – пешие воины, опора умеренной демократии[23].

Аристотель утверждает, что он был подвергнут остракизму в период между строительством новых военных триер и открытием новых месторождений серебра, которые были найдены в 482 году до н. э.

Фемистокл распространил в народе слух, будто Аристид упразднил суды, а управление судами взял в свои руки с целью укрепления единовластия. Поводом для подозрения могло послужить длительное пребывание политика за пределами города, тем самым вызывая подозрение в связях с изменниками. В результате Аристид был подвергнут остракизму.

Однако момент решительного столкновения между Аристидом и Фемистоклом должен был случиться, и вопрос о процедуре «остракизма» лишь был делом времени. Аристид являлся «камнем предкновения» для установления личной власти, а также между ними существовали разные позиции по вопросам развитии Афинского государства[24].

Остракизм не считался суровым наказанием, поскольку не подразумевал никакой вины изгоняемого. Как это не парадоксально звучит он являлся процессом почетным, так как только влиятельный человек мог быть подвергнут процедуре остракизма. Клисфен создавал процедуру «остракизма» как меру профилактическую, тем самым полис ограждал себя от установления личной власти, чтобы сохранить принцип народовластия. Можно сказать, что данная процедура являлась даже гуманной. Однако со временем структура «остракизма» подверглась изменениям.

Процедура остракизма была введена Клисфеном. Остракизм назывался средством для смирения гордости и слишком большой силы единовластия. Однако на мой взгляд, это было средство для удовлетворения зависти, чтобы человек не мог сделать что-то полезное для государства.

Афинский историк Филохор так описывает процедуру остракизма: народ производил предварительное голосование перед восьмой пританией, о том, нужно ли «подавать черепки» или нет. Если признавалась нужным, то площадь огораживалась досками, оставляли десять входов. Аристотель в труде «Афинская полития» писал: каждый человек брал черепок и писал на нем имя человек, которого хотел изгнать из государства. Должностные лица подсчитывали общее количество черепков. Если число голосовавших оказывалось менее шести тысяч, то процедура остракизма признавалась недействительной.

Затем каждое из имен откладывалось отдельно, и гражданин, имя которого написано большинством, изгонялся из государства на десять лет, но сохранял право пользоваться своим имуществом. Когда писались черепки, один неграмотный человек подал Аристиду черепок и попросил написать на нем имя Аристида. Аристид удивился и спросил: а что плохого тебе сделал Аристид? «Ничего – ответил крестьянин, я не знаю этого человека, но мне просто надоело слышать что его везде называют Справедливым». Услышав это, Аристид ничего ему не ответил, но написал на черепке имя и отдал его. В данном отрывке отражена личная позиция и Аристида и крестьянина, т.е негодование на превосходство необразованной черни перед благородными гражданами[25].

По данным современных исследователей в ходе археологических раскопок на Агоре и Керамике найдено более 120 остраконов с именем Аристида. Но некоторые остраканы вызывают особенный интерес, поскольку на них кроме имени, есть дополнительные приписки, сделанные скорее всего под влиянием эмоций. На одном из них Аристида назвали «братом Датиса» - персидского полководца, который возглавил персов в Марафонской битве.

Аристотель описывает процедуру «остракизма» как торжество «подлых» над «лучшими». Таким образом, Фемистокл сумел изгнать с политического небосклона одного из главных своих соперников.

В Афинах до появления «остракизма» могла существовать процедура изгнания, которая была к нему близка. В византийском манускрипте XV века мы узнаем уникальные сведения о том, что первоначально процедура подачи голосов проходила в Совете, а не в Народном Собрании.

Таким образом ряд исследователей пришло к выводам, что Клисфен всего лишь перенес процедуру остракизма из компетенции Совета в компетенцию Народного Собрания.

Однако уже в 70- е годы Аристид отходит от политической деятельности, так как он уже много добился для государства, тем самым сумев провозгласить афинскую демократию народной.

                                   

Вывод по главе I

Подводя   итоги  хочется  отметить тот факт, что социальный статус Аристида до сих пор является загадкой для многих современных исследователей. Одни утверждают, что он принадлежал к аристократическому роду Кериков, другие отрицают данный факт. Однако с уверенностью можно сказать к какому бы социальному слою не принадлежал Аристид, он сумел состояться как выдающийся политический деятель.

Основная его заслуга состоит в том, что он сумел создать демократию в Афинском государстве, основы которой были заложены еще Клисфеном. Благодаря свои выдающимся качествам Аристид сумел добиться чтобы государством управляла не аристократическая верхушка, а простой афинский народ.

Однако не все считали Аристида человеком справедливым, который ставил интересы государства выше собственных интересов. Его основной оппонент на политическом поприще Фемистокл возглавил против него заговор, в результате которого Аристид был подвержен остракизму и изгнан и Афин

Таким образом, политическая деятельность Аристида была ознаменована расцветом афинской демократии, укреплять которую предстояло ученику Аристида Кимону.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 863; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!