Глава I.  Cоциальный статус Аристида и его политическая деятельность



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Арзамасский филиал

Историко-филологический факультет

Кафедра истории и обществознания

Выполнил:

Антонов М.,

бакалавр V курса

очной формы обучения,

направление

«Историческое образование»

Даю согласие на размещение текста работы

в электронно-библиотечной системе ННГУ

________________________

(подпись студента)

Выпускная квалификационная работа

Жизнь и политическая деятельность Аристида

 (на примере г. Арзамаса)

Научный руководитель:

кандидат исторических наук, доцент

Панов А.Р

Рецензент:

  кандидат исторических наук, доцент           

Егошина.

Допущена к защите

заведующий кафедрой истории и обществознания,

доктор исторических наук, профессор

____________________________ Панов А.Р.

(подпись)

«____»_________________ 2018 г.

Арзамас 2018

Содержание

Стр

Введение………………………………………………………………

Глава I.  Cоциальный  статус  и   политическая  деятельность

Аристида………………………………………………………………..

1.1 Происхождение Аристида………………………………………

1.2. Политические взгляды Аристида………………………………

Вывод по главе I…………………………………………………………

Глава II. Военная деятельность Аристида.  Создание Делосского морского союза…………………………………………………………

2.1 Марафонское сражение (12 сентября 490 года до н.э) и  Саламинское морское сражение (сентябрь 480 года до н. э)……………………….

2.2 Битва при Платеях. Создание Делосского морского союза……

Вывод по главе II………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………

Список источников и литературы………………………………………

Приложения

Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работыобусловлена тем, чтоистория развития любого демократического государства связана с историей народа, который и является гарантом демократии. Расцвет и демократизация афинского государства в V веке до н.э. связан с именем государственного деятеля Аристида. Древнегреческие философы Аристотель, Плутарх, Сократ, Геродот  отзывались о нем, как о выдающемся афинском политическом и военном деятеле, который заложил основы демократического строя афинского государства. За свои поступки на политическом и военном поприще народ прозвал его «Справедливым».  В годы его политической и военной деятельности происходит расцвет афинского государства. Он внес неоценимый вклад  в победу греческой армии в ходе греко-персидских войн, продолжавшихся более пятидесяти лет.

Жизнь и деятельность Аристида в трудах выдающихся ученых древности, современных отечественных и зарубежных исследователей изучена крайне слабо, информации по данной проблематике представлено мало. В биографии Аристида существует множество противоречий, что вызывает неподдельный интерес у исследователей. Имя Аристида должно являться примером для подражания и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.  Поэтому обращение к данной тематике является весьма актуальной и в настоящее время.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ военной и политической деятельности Аристида.

Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

1) Изучить военные заслуги Аристида;

2) Осветить реформаторскую деятельность Аристида;

3) Проанализировать становление афинской демократии;

Объектом выпускной квалификационной работы являются греко-персидские войны.

Предметом выпускной квалификационной работыявляется личность Аристида.

Методологическая база исследования. Изучение темы выпускной квалификационной работы основано на принципах историзма, объективности, комплексного изучения исторических явлений и процессов.

При написании выпускной квалификационной работы были использованы методы научного исследования. Системный метод позволил осуществить сбор и систематизацию источников по теме исследования, выявить степень научной разработанности темы. Также в ходе исследования был применен сравнительный метод, с целью оценки того или иного исторического факта.

   Применение указанных принципов и методов исторического исследования позволило с наибольшей полнотой и эффективностью достичь цели данной работы.

Источниковая  база выпускной квалификационной  работы.Источников и литературы по данной тематике крайне мало. Огромное значение по данной  проблематике имеют  труды античных ученых Аристотеля, Плутарха, Геродота, Платона, Корнелия Непота.

Выдающимся трудом о государственном устройстве Афинского государства, а также об устройстве 158 греческих и варварских государств  является книга «Афинская полития» Аристотеля[1]. В 1890 году в Британский музей прибыла коллекция папирусов, на которых была написана книга. В данном произведении Аристотель описывает военную и политическую деятельность Аристида, повествует об остракизме, которому был подвергнут Аристид. Аристотель описывает Аристида как вождя афинской демократии, который благодаря своим качествам сумел придать расцвет афинскому обществу и государству.

Биографию Аристида  описывает  и Плутарх  в  своем труде «Сравнительные жизнеописания»[2]. Он  рассказывает о социальном происхождении и политических взглядах Аристида, о его соперничестве с Фемистоклом, а также о его роли в греко-персидских войнах.

Особое внимание заслуживает книга «отца истории» Геродота под названием «История»[3], состоящей девяти частей. В книге «Урания» Геродот повествует нам о Саламинском сражении 480 года до н.э, а также о сражении на острове Пситталия, где решающую роль сыграл полководческий талант Аристида. Геродот говорил об Аристиде следующее: «Этого Аристида я считаю, по его характеру, самым благородным и самым честным человеком в Афинах».

Платон в своем труде «Горгий» так описывает Аристида: «Таких людей немного, но они были, и я надеюсь будут, и здесь и в иных краях – честные и достойные люди, чья добродетель в том, чтобы справедливо вершить дело, которое им доверено, а один прославился больше остальных, и не только в Афинах, но повсюду среди греков – это Аристид, сын Лисимаха.

Древнеримский историк Корнелий Непот в своей книге «О знаменитых иноземных полководцах»[4] анализируя  биографию Аристида, заостряет внимание на основных событиях в деятельности Аристида : участии Аристида в Саламинском сражении и битве при Платеях, уделяет особое внимание соперничеству с Фемистоклом, подчеркивает ключевую роль в создании Афинского морского союза и организации «фороса», описывает процедуру остракизма.

Историографический обзор.Исследователи XIX – первой половины XX  не проявляли особенного интереса к институтам афинской демократии, в частности к деятельности Аристида. Огромное значение по данной тематике имеют труды по истории Греции. К ним относятся исследования Владислава Петровича Бузескула[5], который занимался исключительно проблемами афинского государства. Что касается внутриполитической борьбы в Афинском государстве в V веке, то среди самых значимых исследований выделяются исследования Василия Рафаиловича Гущина, который описывает в одном из своих исследований взаимоотношения между Аристидом и Фемистоклом. Соломон Яковлевич Лурье[6] в своей книге «История Греции» рассказывает о создании Афинского морского союза, о противоречиях которые происходят в его деятельности, после смерти Аристида.

На мой взгляд, тематику данного вопроса исследовал лучше всего Суриков Игорь Евгеньевич, который посвятил множество статей и монографий вопросам, связанным с борьбой политических группировок в Афинах. Детальный анализ событий внешней политики Афинского государства, в которой активную роль играл и Аристид всесторонне рассмотрел Строгецкий Владимир Михайлович[7]. Немаловажное значение в исследовании деятельности Аристида имеют исследования латвийского антиковеда Харийса Туманса[8], который создал целую монографию по истории становления Афинского государства.

Немаловажное значение имеют исследования зарубежных историографов, в частности немецкого исследователя Вольфганга Шуллера[9], который в своей монографии «Афинская демократия и Афинский морской союз» первостепенную роль отводил заслугам Аристида.   

Хронологические рамки.Содержание данной работы охватывает период от 530 года до н.э. до 467 года до н. э. Данный хронометраж времени позволяет проследить деятельность Аристида, а также взаимоотношения между политическими группировками, которые боролись за симпатию демоса.  

Структура   дипломной   работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка источников и литературы, приложения. В первой главе рассказывается о происхождении и политической деятельности Аристида. Во второй главе описывается военная деятельность Аристида, его непосредственное участие в Марафонской, Саламинской битве, а также сражении у Платеи, а также о создании Делосского (Афинского) морского союза, который оказал влияние на внутреннюю политику афинского полиса.

 

 

Глава I.  Cоциальный статус Аристида и его политическая деятельность

Происхождение Аристида

Одна из наиболее проблемных и дискутируемых тем в современной исторической науке – это становление демократии в Афинском государстве. Стимулами для развития демократии являются процессы, которые происходят в военной и политической сферах. Данный вопрос мы можем рассмотреть в деятельности такого древнегреческого политического деятеля, как Аристид.

Точная  дата его рождения неизвестна: источники утверждают,  что он был на 10 лет старше Фемистокла, который родился в 524 году до н.э. Корнелий Непот считает, что Аристид был несколько старше своего оппонента, родился он около 530 года до н.э. Также как и Ксантипп, был одним из влиятельных реформаторов в афинском государстве. Плутарх пишет: «Еще детьми Аристид и Фемистокл воспитывались вместе». Из утверждений Корнелия Непота  и  Плутарха  можно сделать вывод, что Аристид родился в промежутке между 530-525 годами до н.э[10].

По своему социальному происхождению Аристид был выходцем из обедневшего аристократического рода из филы Антиохиды, сыном Лисимаха, из городского дема Алопеки. Алопеку можно назвать «аристократическим» кварталом, ведь в ней находились резиденции одних из влиятельных родов Алкмеонидов и Кериков. Мы не можем утверждать, что все кто жил в деме Алопеки принадлежали к аристократическим родам, однако подобное окружение становилось важным фактором для развития политической карьеры[11].

Для роста политической карьеры требовалось иметь дружеские связи, если политик не мог похвастаться происхождением. Аристид же свой путь на политический небосклон прокладывал другим путем – через признание народа? На мой взгляд, пробиться в политическую элиту и добиться неслыханных высот Аристиду было бы сложно без поддержки друзей. К высшей аристократической знати Аристид не принадлежал, и его знатность не может идти в сравнение с такими аристократическими фамилиями как Филаиды и Алкмеониды. К какому роду относился сам Аристид? К сожалению, источники нам об этом не говорят[12].

Есть гипотеза, согласно которой Аристид был в родстве с влиятельным родом Кериков. Аристид приходился двоюрдным братом Каллию, сыну Гиппоника. Каллий считался самым богатым человеком в Афинах. Аристотель утверждал, что его имущество оценивалось в 200 талантов. Одно известно точно: по материнской линии  Аристид происходил из рода Кериков, хотя к данному роду не принадлежал. Керики – это жреческий род, который был связан с государственным культом богинь Деметры и Персефоны в Элевсине.

В биографии Аристида по моему мнению присутствует интересный факт? Философ Сократ был женат дважды – первый раз на Ксантиппе, а другой – на некой Мирто. Во всех источниках Мирто фигурирует как родственница Аристида Справедливого, однако нет единого мнения кем приходилась Мирто Аристиду. Они утверждают, что Мирто – это дочь, внучка и даже правнучка Аристида. Данный факт свидетельствует о родственных связях Аристида и Сократа.

В сочинении Платона «Феаг» утверждается, что Аристид получил великолепное образование в школе Сократа, а отец Сократа Софроник, и отец Аристида Лисимах были очень хорошими друзьями.

В трудах Аристотеля, Платона, Геродота Аристид предстает воплощением бедности и нищеты. Однако Деметрий Фалерский утверждает, что знает в городе Фалеры поместье, в котором всю жизнь прожил Аристид и был похоронен. Он также утверждает, что Аристид не был бедным человеком, и приводит ряд доказательств: Аристид занимал должность архонта-эпонима. На эту должность выбирали по жребию людей, которые принадлежали к аристократическим родам. Также он упоминает о структуре остракизма, которому подвергались лишь люди знатные и богатые. Из сказанного можно сделать вывод, что по своему материальному состоянию принадлежал к людям всаднического статуса[13].

Также Деметрий Фалерский говорит, что Аристид пожертвовал в храм Диониса священное приношение хореога-победителя. На треногах было написано: «Победила Антиохида, хореогом был Аристид, учителем хора Архестрат». Однако этот факт существенным образом нам ничего не доказывает, так как философ Платон с достоинством нес расходы по хореогии, подготовил хор флейтистов. А денег Платону одолжил Дион Сиракузский. Древнегреческий философ Панетий Родосский живший во 2 веке до н.э доказывает, что Деметрий Фалерский ошибочно заблуждается в своих утверждениях: со времен греко-персидских войн в списках указываются два хорега Аристида, которые одержали победу в соревнованиях, однако, отца первого Аристда звали Ксенофилом, а второй жил гораздо позднее. Однако точка зрения Панетия требует глубоко исследования[14].


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 409; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!