Кого можно считать педагогом-автором?



Образовательные системы прошлого в России и за рубежом. Авторские педагогические системы. Авторские педагогические системы.

Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Также образование можно определить как — целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества; а также умений, либо по совершенствованию знаний и умений.

В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому [между поколениями]». В контексте социального прогресса образование помимо формата передачи социального культурного наследия позволило человеку разорвать связь с Природой, в которой объем познание и длительность жизни взаимосвязаны. В настоящее время человек посредством образования использует в своей жизнедеятельности опыт всех предыдущих поколений чем и олицетворяет социальный прогресс.

В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право, география или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.

Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т. п.

Уже в античности сложились два основных подхода к обучению: культуросообразность и природосообразность.

Одним из классических изложений этих подходов является статья знаменитого немецкого педагога А.Дистервега (1790—1866) «О природосообразности и культуросообразности в обучении».

Сторонники культуросообразности придерживаются мнения, что итоги обучения зависят исключительно от культурной среды, в которую «погружён» обучающийся (от наличия достаточного числа школьных зданий, преподавателей, столовых, библиотек с книгами, компьютеров в классах и дома и т. п.). Существенным разнообразием природных способностей обучаемых, по сути, пренебрегают. Характерной особенностью этого подхода является обучение всех по единой программе, в одном темпе и т. п.

Для успешной работы такого подхода, однако, совершенно необходим постоянный контроль успехов учащихся и отсев неуспевающих. При нарушении этого требования (что, конечно, прикрывается «самыми добрыми намерениями») за счёт явного и скрытого противодействия нежелающих и/или неспособных учиться (уточним, что именно по данной программе и предложенным способом) успешность обучения такой группы начинает падать и при определённых обстоятельствах отрицательные плоды такого обучения далеко превосходят его положительные составляющие.

Так, в обязательной общеобразовательной школе, по мнению ряда специалистов (В. В. Кумарин, проф., д.п.н. «Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе» М., 1996) с её огромным разнообразием целей и природных способностей учащихся, и, в тоже время, отсутствием планового отсева, больше подходит принцип природосообразности.

Любопытный факт из вышеупомянутой книги: в Царской России (вторая пол. XIX в.) доля учащихся, оканчивающих полный курс гимназии, едва превышала 10 % от числа поступивших в 1-й класс — и это притом, что школа не была обязательной для всех! Исследования норвежских и американских педагогов тех лет показали, что (при отсутствии выводиловки и отчислении неуспевающих) этот показатель был обычным и для североамериканской, и для европейской школы, то есть российские дети были не лучше и не хуже в этом отношении своих заграничных сверстников. Другими словами, при жёсткой (одинаковой для всех) программе в общеобразовательной школе при десятилетней длительности обучения доля неподходящих для такой школы более-менее здоровых детей оказывается около 90 %. А при распространённости различных заболеваний, ухудшении экологической обстановки этот процент, разумеется, только увеличивается.

Поэтому многие вопросы воспитания и обучения будут решаться существенно по разному (в том числе прямо противоположно), в зависимости от приверженности ответчика к тому или иному подходу к обучению.

Заметим, что такая приверженность проявляется и в используемой системе понятий. Так, сторонники культуросообразности называют обучение «образованием», а природосообразности — «просвещением» (просвещают имеющееся, а новообразовывать можно и на пустом месте), а соответствующих работников народного просвещения — «просвещенцами». Для культуросообразного подхода характерны понятия «новообразование способностей» (в силу большого сходства с раковыми заболеваниями нередко переиначивается как «формирование способностей»), пренебрежение прилагательным «природные» по отношению к «способностям», замена самого слова «способности» на «задатки». Отсюда же проистекает распространённость убеждения многих чиновников от образования о том, что слово элита (отборная часть) может относится только к деятелям умственного труда («мастера — золотые руки» остались только в дореволюционных сказках), в связи с чем, к примеру, вся российская общеобразовательная школа уже много лет (зачастую без учёта действительных возможностей и потребностей общества) «затачивается» под подготовку к высшей школе.

(http://ru.wikipedia.org)

В настоящее время ощущается потребность в научно-методической продукции в помощь педагогу-разработчику. Учителя не ждут, пока им дадут готовые указания и разработки по проведению уроков, педагогических экспериментов, дидактические материалы, созданные сценарии школьных вечеров... Они самостоятельно конструируют методики, уроки, технологии преподавания, программы, сценарии, при этом, зачастую не владея методологией этой деятельности и двигаясь путем проб и ошибок.

Предлагаемый читателю труд – это попытка передать педагогам некий инструмент проектирования и оформления педагогических разработок.

Кому предназначена разработка, или кто ее потребитель?

Данная статья адресована работникам системы образования, которые приступают либо к созданию своих разработок и их оформлению, либо занимаются их первичной экспертизой.

По сути, методология, изложенная в статье, может быть полезна любому разработчику или эксперту педагогической продукции: директору школы, учителю, завучу по научной и методической работе, руководителю методического объединения школы или методической службы района, студенту и выпускнику педагогического института.

Кого можно считать педагогом-автором?

Однозначного ответа на вопрос, вынесенный в этот подзаголовок, нам получить не удалось. Судите сами. Спектр ответов распадается на позиции:

· Любой педагог – автор: ведь он всегда придумывает что-то... (Из разговора в учительской)

· Автор – тот, кто осмысливает и излагает опыт так, чтобы его можно было понять и перенять коллегам... (Мнение одного эксперта)

· Автор – лицо, создающее новый педагогический продукт, дающий образовательный эффект. (Мнение второго эксперта)

· Автор – творческая личность, создающая разработки. (Точка зрения одного учителя)

· Автор – тот, кто предлагает новое решение практически значимой педагогической задачи. (Мнение эксперта)

· Авторство и учительство несовместимы. (Из беседы с чиновником министерства)

· Автор – тот, кто оказывает методическую помощь начинающим учителям, передавая им образцы своего удачного опыта. (Ответ студента)

· Автор – это ищущий человек, находящийся в процессе самосовершенствования. (Ответ студента)

Многообразие и неоднозначность взглядов имеют свои корни. Мы склонны принять за исходную точку зрения позицию, согласно которой автор – творческая личность, создающая новый педагогический продукт, предлагающий решение практически значимой педагогической проблемы, решение которой позволяет повлиять на качество результатов образования.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!