Лекция 14. Производство телевизионных программ



Телевизионная сеть в различных странах.Как и радио, телесеть в каждой стране отличается друг от друга. Например, самым разным может быть время работы этого вида медиа. Различно и его содержание. Так, в некоторых арабских странах телевидение ограничивается показом только образовательных программ. Коммерческое телевидение появилось в мире недавно, и существуют еще страны, где телевидения нет вообще. В Великобритании телевидение коммерческое, что означает, что какое-то время продается для демонстрации рекламных вставок, которые показываются в перерывах программ, создаваемых независимо от рекламодателей. Финансируемое телевидение означает, что рекламодатели спонсируют программы, в которых содержится их реклама. Британское телевидение состоит из некоммерческих станций ВВС1 и ВВС2 и около 17 региональных независимых коммерческих станций, включая Channel 4 и Channel 5. Они известны как независимое телевидение (independent television, ITV), хотя организации именно с таким названием не существует. Органом власти, который дает станциям право на работу в эфире, является Независимая телевизионная комиссия (Independent Television Commission, ITC). Текущие контракты на право вещания были заключены в октябре 1991 г.

Как работает телевидение.Телевизионные программы содержат следующие материалы.

Национальные сводки новостей, например, News at ten («Новости в десять») по ITV, и региональные сводки, подготовленные местными станциями. Национальные сводки новостей на ITV готовит Independent Television News, имеющее в качестве структурной составляющей World Television News (WTN, UPITN). Более 20 иностранных отделов новостей WTH обслуживают 170 телевизионных станций в 80 странах.

Другой источник телевизионных новостей и архив материалов – компания Visnews (совместная собственность ВВС, Reuters и национальных телесетей Австралии, Канады и Новой Зеландии; 55%, т.е. контрольный пакет акций, принадлежит Reuters), которая снабжает международными новостями телевизионные компании по всему миру. Архивными материалами могут быть исторические фильмы или материал, имеющий отношение к каким-то специально проведенным акциям и полученный при помощи PR-средств.

Новым явлением на телевидении становится использование коротких видеозаписей новостных релизов, предоставляемых PR-источниками, которые можно прокрутить во время выпуска новостей или хранить как архивный материал для будущего использования, когда данная тема будет подробно освещаться на телевидении.

Текущие деловые программы, например Panorama или World in Action («Мир в действии»).

Спортивные программы – в основном репортажи, особенно в субботу и воскресенье днем.

Циклы многочисленных передач, содержащих информацию не новостного характера (например, садоводство, приготовление пищи), а также развлекательные, например, викторины.

Драматические произведения: фильмы, пьесы и сериалы.

Музыкальные передачи, например, концерты, Top of the Pops.

Религиозные передачи, например, передаваемые утром или вечером в субботу Song of Praise.

Беседы со знаменитостями. Ведущий берет интервью у знаменитости, порой и сам ведущий – «знаменитость», например, передача Littlejohn.

Детские программы, например, Blue Peter.

Научные программы, например, Tomorrow's World («Завтрашний мир»).

Образовательные программы, например, The Learning Zone («Учебная зона»), в том числе Languages, Business and Work («Языки, бизнес и работа») или Open University («Открытый университет»).

Новые разработки в мире телевидения.В телевидении за последние годы произошло несколько изменений, которые обещают революционно изменить просмотр передач. Традиционный формат программ, передаваемых коммерческими и некоммерческими станциями, которые, например, в Великобритании смотрела в прошлом внушительная многомиллионная аудитория, обречен на исчезновение, точно так же, как это произошло с популярными в свое время кинотеатрами на 3000 зрителей, которые с активным развитием телевидения оказались невостребованными. Этот процесс начался несколько лет назад и предоставил зрителям благоприятную возможность выбирать из большего числа программ. Мы переходим из эры простого снабжения информации и развлечений к эре индивидуальных запросов. Эта тенденция уже проявилась в создании Channel 4 и Channel 5 или телепрограмм для просмотра за завтраком, предлагаемых ITV и ВВС. Кроме того, больший выбор является также результатом следующих факторов.

Видеомагнитофоны. Используя кассеты VHS-стандарта, зрители могут записывать программы и смотреть их после того, как они пройдут в эфире. Они также могут брать напрокат или покупать фильмы или иные видеоматериалы на видеокассетах и смотреть их вместо обычных телепрограмм. А поскольку видеокамеры стали более компактными и дешевыми, на «домашнее видео» будет приходиться все больше и больше экранного времени.

Видеоданные и телетекст. Так как люди все активнее покупают наборы, способные принимать системы Prestel, Teletext (ITV) и Ceefax (ВВС), они стремятся делать покупки и получать главную информацию, просматривая соответствующие страницы, вызывая нужные данные через компьютер.

Кабельное телевидение. Кроме того, зрители могут смотреть программы, передаваемые не только ВВС и ITV, и в большинстве случаев качество приема таких передач выше, чем у обычных программ, передаваемых в эфире.

Спутниковое телевидение. Зрители, имеющие собственные ресиверы и параболические антенны, могут принимать многочисленные программы, транслируемые английскими и иностранными спутниками. Некоторые спутники могут быть высокоспециализированными и обслуживать только небольшую аудиторию, некоторые могут работать в режиме «плати и смотри». Они относятся к так называемым «узким» медиа (в отличие от радиовещательных программ, передаваемых крупными станциями на большую аудиторию). Спутниковые системы существуют сейчас во многих частях мира.

Мировые новости в реальном режиме времени предоставляются американской компанией Cable News Network (CNN) – кабельной сетью новостей, ее операторы на местах передают новости сразу же, как только они происходят, используя для этого спутниковую связь. Помимо военных репортажей, идущих с территории боевых действий, они могут очень оперативно сообщать новости о стихийных бедствиях, что имеет большое значение для PR-руководств критической ситуацией.

Корпоративные коммуникации. Принятые впервые на вооружение в 1991 г. корпорациями Ford и British Aerospace, они состоят из частных телевизионных сетей, которые постоянно передают новости персоналу компании.

Типология телевидения.Телевидение - от греч. "tele" – "далеко" и "viseo" – "вижу". В СССР Центральная студия телевидения была создана в 1951 году. В силу специфики телесигнала, распространяющегося при помощи коротких волн, телевидение долгое время оставалось "локальным". Его шествие по стране началось с появлением радиорелейных линий, первая из которых - "Москва - Киев" - была проведена в 1960 году. 1962 год был ознаменован отменой абонентской платы за телевидение. В 1967 году вступила в действие постоянная космическая связь - система "Орбита". Тоталитарному характеру государственного устройства соответствовала централизация телевидения. Появившееся в верхах мнение об идеологической нерентабельности регионального ТВ, привело к тому, что в 70-е гг. был закрыт ряд местных студий. К середине 80-х гг. в СССР 40% административных центров не имело своего телевидения. "Беды телепублицистики и телекино, накапливавшиеся год от году…, ко второй половине 80-х уже осознавались не как отдельные недочеты, но, скорее, как законченная система противодействия развитию телевизионного творчества, всякой свежей идее и просто здравому смыслу, " - пишет видный отечественный телеаналитик С. Муратов.1 Постсоветский период в развитии отечественного телевидения был отмечен кардинальными переменами, мощным всплеском творческой и организационной активности. В настоящее время ТВ занимает ведущее положение в системе СМИ.

Плюсы ТВ Минусы ТВ
оперативность (прямой эфир); максимальный эффект присутствия, усиливающий ощущение достоверности у зрителя; условно бесплатное получение информации принудительность - передачу можно смотреть в тот момент, когда она демонстрируется.

 

Классификация современного ТВ осуществляется по следующим параметрам[8]:

1. По способу трансляции:

o эфирное (распространение сигнала от телевышки до приемника);

o спутниковое ("НТВ+", "Космос-ТВ");

o кабельное (московское "КТВ-1").

2. По типу деятельности:

o вещательные структуры ("Первый канал"); как правило, они универсальны: в том числе заняты производством программ;

o программопроизводящие ("Вид");

o дистрибьюторские.

o

3. По охвату аудитории:

o общероссийское ("РТР");

o межгосударственное ("Первый канал");

o региональные (ВГТРК "Регион-Тюмень");

o местные (ТК "Ладья").

4. По специализации программ:

o общие (ВИД);

o специализированные ("Воен ТВ").

5. По форме собственности:

o государственные ("РТР");

o негосударственные ("СТС", Ren-ТВ")

 

Телевидение, как и любое средство массовой информации (как печать — площадью газетного номера), ограничено временными рамками, структурой программ. Предварительный контур общей структуры телевидения называют сеткой вещания. Сетка, с которой соотносятся тематические планы, отражает уровень организационной деятельности телестудии и учитывает жанры, тематику и время выступлений, временную ритмичность, адресность, состав аудитории, координацию с другими телестудиями. Оперируя временем, телестудия верстает отдельные передачи. Программная телевизионная верстка — это важный метод организации вещания с целью воздействия на телезрителя. Планы телестудии реализуются в павильонных или натурных съемках.

Заглянем в павильон студии телевидения. Три стены павильона — глухие, без окон, в четвертой стене, примерно на половине ее высоты, прорезано большое, почти во всю длину стены, окно. Там, за окном — аппаратная. Пол павильона идеально гладкий; телевизионная камера катится прямо по полу, у нее особый штатив — на пневматических шинах. От каждой камеры (а их может быть от двух до пяти) тянется по полу толстый кабель и уходит куда-то в стену. Непременные принадлежности павильона — осветительные приборы и маленькая тележка, с установленным на ней «журавлем» — длинным рычагом, на конце которого висит микрофон.

Включение камеры происходит в аппаратной. Перед окном, выходящим в павильон — пульт с контрольными мониторами, каждый из которых соединен проводами с одной из камер. Каждая пара «монитор-камера» пронумерована одинаковой цифрой. И только у одного монитора вместо цифры стоит буква «К»: изображение сюда поступает не с камеры, а с кинопроектора, т. е. с кинопленки. Есть и не помеченный ни цифрой, ни буквой «эфирный», или «выходной» монитор (с несколько большим экраном) — на нем можно увидеть именно то изображение, которое в данный момент «выходит в эфир». Каждая из камер посылает на экран монитора свое изображение.

 

У создателей телепередачи, съемочной группы свой профессиональный язык, свои термины. Так, кадром называют, с одной стороны, изображение части пространства, заключенного в раму экрана, видимое в каждый момент, а с другой, часть фильма (телепередачи), снятую «одним взглядом» камеры, т, е. за время ее непрерывной работы; а масштаб изображения, содержащий в кадре, обозначают термином тан. Есть дальний план (человек и окружающая его обстановка), общий (человек во весь рост), средний (человек до колен), поясной (человек до пояса), крупный план (голова человека) и макроплан (деталь, например, глаза). Любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета — это ракурс: обычный, если угол прямой, и необычный. Расставляя кадры в определенном порядке, выполняют операцию монтажа (фр. montage — «сборка»). Монтаж бывает техническим (склеивают куски ленты, снятые раздельно), представляющим часть монтажа конструктивного (когда после соединения кадров между ними возникает смысловая связь); художественным (когда эта связь — кинематографическая), параллельным (показывают кадры, изображающие одновременные действия), перекрестным (частный случай параллельного монтажа, когда одновременность двух или нескольких действий — условие обязательное), ассоциативным (параллельный монтаж, используемый для выявления внутренних, субъективных связей с целью вызвать у зрителя ассоциацию), внутрикадровый (изменения содержание кадра, крупности изображения, ракурса, получаемые при съемке с движения), междукадровым (монтаж изображений, снятых с подвижных и неподвижных точек зрения) [15].

Важно также различать виды съемки движущейся камерой. Если камера, оставаясь на месте, лишь поворачивается вверх или вниз, вправо или влево, то мы имеет дело с панорамирование (при репортаже с футбольного матча, камера, оставаясь в одной точке, панорамирует в горизонтальной плоскости, следя за мячом). Когда угол между оптической осью объектива и плоскостью снимаемого предмета остается неизменным, то такую съемку называют проездом, или тревеллингом: проезд камеры вдоль улицы (горизонтальный тревеллинг), от земли до крыши дома (вертикальный тревеллинг), движение камеры рядом с движущимся автомобилем, отъезд и наезд (тревеллинг назад и тревеллинг вперед). Различные сочетания тревеллинга с панорамированием — это уже траекторная съемка, для осуществления которой применяются операторские краны с выносными стрелами, способные одновременно подниматься, поворачиваться и передвигаться в любую сторону, и другие, иногда очень сложные механизмы и приспособления. Камера в течение минуты снимает кадры, дви­гаясь сначала по крыше дома, затем, спускаясь вниз, показывает человека в толпе возле плавательного бассейна, потом следует за пловцом, уходя под воду и т. д.

С технической точки зрения в основе телевизионной передачи лежат три физических процесса: преобразование световой энергии в электрические сигналы, радиопередача и прием (запись) электрических сигналов, преобразование последних в световые импульсы. И все три указанные проблемы решены в России. Первая — профессором Московского университета А. Г. Столетовым, который в 1888-1890 гг. установил закономерности фотоэффекта, вторая — преподавателем Кронштадских минных классов А. С. Поповым, открывшим в 1895г. беспроволочный телеграф, третья — профессором Санкт-Петербургского технологического института Б. Л. Розингом [16]. Уже первые два открытия вдохновили лучшие технические умы на творческие поиски. В 1899 г. российский изобретатель, преподаватель Казанского промышленного училища А. Полумордвинов, разработал оптико-механическую систему... цветного телевидения, основанную на теории трехкомпонентного цветного зрения (цвета передаются с помощью вращающихся дисков со светофильтрами). Систему с одновременной передачей цветов предложил и инженер И. Адамян (1907г.). Противником механической системы (использовались провода, призмы, зеркала, диски и т. п.) стал Б. Л. Розинг. Стремясь преобразовать электромагнитные колебания в световые, он в 1907г. создан катодную (электроннолучевую) трубку для воспроизведения движущихся изображений: поток электронов (катодные лучи), вызванный фотоэффектом, бомбардирует ее торец, покрытый слоем вещества, способного под воздействием катодного луча светиться. Ученик Розинга В, Зворыкин в 1933 г. завершил в США свои работы по реализации электронной системы телевидения. Считается, что электронное многострочное телевидение начали внедрять на 15 лет позже радиовещания — в 1936 г. в США и Великобритании, а 1938 г. во Франции и СССР.

Первая разработка по цветному телевидению была завершена в США в годы второй мировой войны: на приемной стороне перед кинескопом с большой скоростью вращался диск со светофильтрами; при этом изображение получалось слишком малого размера, да и принимать его нельзя было на обычном телевизоре. Эти проблемы были устранены только к 1953 г., одна из электронных систем была выбрана в качестве стандартной для США. Она известна как НТСЦ (NTSC) по названию Национального комитета телевизионных систем. А в СССР первые передачи цветного телевидения состоялись в 1952 г. в Ленинграде, и завод имени Козицкого выпустил тогда небольшую партию цветных телевизоров «Радуга» с кинескопом диаметром 18 см. и вращающимся трехцветным диском. Работы по созданию системы цветного телевидения по типу НТСЦ велись на кафедре телевидения Ленинградского электротехнического университета связи (под руководством П. Шмакова) и во Всесоюзном НИИ телевидения (В. Крейзер). Вскоре были выявлены недостатки, показавшие нецелесообразность введения в стране системы НТСЦ.

Тем временем французский инженер Анри де Франс создал систему СЕКАМ (Seguence de Couleur Avec Memoir — «поочередность цветов с памятью»), а немецкий специалист В. Брух -систему ПАЛ (Phase Alternation Line — «перемена фазы по строкам»). СССР, а также ряд европейских, африканских и азиатских стран присоединились к системе СЕКАМ, другая группа государств выбрала ПАЛ. Телевизионные центры советских городов были оснащены соответствующим оборудованием, по радиорелейным и спутниковым линиям связи программы цветного телевидения стали подаваться сначала по 6 часов в неделю (1968 г.), затем по 12 (1969 г.), а в 1970 г. — уже по 20 часов в неделю. Но до конца семидесятых годов существование трех различных систем цветного телевещания было причиной возникновения сложных проблем. Только потом были созданы телекамеры, приемники и видеомагнитофоны, способные передавать, принимать и записывать цветное изображение, сформированное по любому из трех стандартов.

Уже давно российские телезрители, как и телезрители во всем мире смотрят практически все передачи в цвете.

В истории отечественного телевидения самым знаменательным оказался 1967 г. В октябре начали передаваться цветные телепрограммы по системе СЕКАМ, а 7 ноября впервые с Красной площади в Москве состоялась внестудийная (в цвете) передача военного парада и демонстрации с помощью экспериментальной передвижной телевизионной станции цветного телевидения. 24 октября вступила в строй Останкинская общесоюзная радиотелефонная передающая станция, размещенная в уникальной свободностоящей башне из предварительно напряженного монолитного железобетона (железобетонный ствол башни заканчивается на высоте 386 м., а далее его продолжают трубчатый металлические конструкции, на которых размещены антенные сооружения. Все радиотехническое (телевизионное и радийное) оборудование станции расположено внутри ствола башни. Подобное сооружение не имело равных в мировой строительной практике. На башне устроена смотровая площадка и знаменитый трехэтажный ресторан «Седьмое небо» с вращающимся полом; 4 ноября начал работать крупнейший в Европе Общесоюзный телевизионный центр, а 2 ноября — сеть наземных станций «Орбита» для приема телевизионных передач, которые транслировались через спутник «Молния-1» [17]. Аудитория телевидения увеличилась сразу на 20 миллионов человек. Сегодня «Орбита», а также системы «Экран», «Москва» базируются на космических аппаратах «Горизонт», «Экран-М», «Экспресс» и позволяют осуществлять вещание программ по пяти временным зонам. Система «Москва-глобальная» передает российские программы почти во все страны мира. В ряде регионов (Европейская часть России, Урал, Сибирь) распространяются программы ТРК «Петербург», НТВ и ТВ-6. На базе спутникового непосредственного вещания «Галс» с 1996 г. начались передачи четырех программ «НТВ-плюс». В стране к 1997 г. была создана уникальная распределительная сеть: 10 спутников связи, свыше 100 тысяч километров наземных радиорелейных линий связи, 12 тысяч телевизионных и 1600 радиовещательных передатчиков. С помощью такой сети осуществляется пятизонное вещание — доведение теле- и радиопрограмм, формируемых в Москве, до любого из 10 часовых поясов в удобное для населения время. Благодаря такому техническому комплексу 98% населения устойчиво принимают одну программу телевидения, 94% — две программы и 36% — три и более программ.

Телевидение сегодня стоит перед новым революционным скачком — переходом не просто к цифровому телевидению, когда выделяемый спутниковыми и наземными системами спектр используется более эффективно благодаря применению метода сжатия сигнала. Цифровой видеосигнал подвергается компрессии, что позволяет передать через спутник или по кабельному каналу вместо одной телевизионной программы до десяти цифровых. При этом на телеэкране достигается очень высокая четкость изображения. Даже кабельная сеть станет многопрограммной и начнет передавать огромные массивы информации.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1041; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!