Лекция 10. Журналистика как область творческой деятельности



 

Некоторые жанры можно назвать общежурналистскими: используя специфические изобразительно-выразительные средства, они встречаются в каждом из родов журналистики (заметки, интервью, репортаж, очерк).

Заметка - простейшая форма газетного сообщения, которую характеризуют новизна и краткость. Может содержать оценку, комментарий журналиста.

Отчет - информационное сообщение о мероприятии. По характеру отчет может быть общим или тематическим, по цели и изложению - информационнымилианалитическим.

Интервью - беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным, общественно значимым вопросам, предназначенная для распространения в печати, по радио, телевидению. Выделяют следующие разновидности интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, портретное интервью и информационное интервью.

Репортаж - сообщение, не только информирующее о событии, но рассказывающее о нем оперативно и ярко. Обязательными требованиями к репортажу являются эффекты присутствия, достоверности, сопереживания. Автор в этом жанре должен выступать как участник или очевидец события и стараться как можно более полно передать атмосферу происходящего, с помощью описаний (в гезете), видео- или звукового ряда (тв, радио).

Для других жанровых форм характерно использование только в одном роде: в печати, например, передовая статья, на радио – перекличка, на ТВ – телемосты.

Для информационной публицистики характерен интерес к единичному факту, конкретному событию. Ее метод – по преимуществу, констатация свершившегося. С традиционной точки зрения, информация призвана отвечать на вопросы: что? где? когда?

Объект аналитическойпублицистики – группа причинно связанных фактов, актуальные явления, тенденции в жизни общества, а метод – исследование, анализ, толкование, авторская оценка этих фактов, явлений и тенденций. Аналитическая публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально- политическую оценку, таким образом, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? Значит, в первом случае факт, событие – не только объект, но и цель, во втором – факты скорее становятся средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств.

В жанрах художественнойпублицистики определяющим является наличие образа, а анализ и сообщение фактов играют подчиненную роль, имеют второстепенное значение. Функция художественной публицистики – в раскрытии типического, общего, через индивидуальное, отдельное. Журналистские произведения этого вида есть результат художественной организации фактического документального материала.

К жанрам информационной публицистики сегодня принято относить: новость, заметку, текст которой может быть опубликован в газете, прочитан на радио, сопровождать изображение на ТВ; интервью(общежурналистский жанр); событийныйрепортаж, имеющий специфические черты в каждом из родов журналистики.

К жанрам аналитической публицистики относятся: проблемная статья в печати, проблемный репортаж, корреспонденция, беседа , комментарий, обозрение в прессе, на радио и ТВ.

К жанрам художественной публицистики относятся: зарисовка, очерк, эссе, фельетон и другие сатирические жанры.

 

 

Лекция 11. Радиожурналистика

Система жанров радиожурналистики

Журналистика решает триединую задачу: сообщение фактов; оценка, анализ, нтерпретация фактов, событий, явлений; изображение фактов, событий, явлений.

Эти три задачи формируют итри группы жанров:

- информационное радиосообщение;

- аналитические;

- документально-художественные.

Предлагаемые две классификации жанров радиожурналистики базируются на двух основаниях: первая - на функционально-предметном подходе к системе жанров и жанровому делению на группы, вторая - на форме звучания в эфире.

По функционально-предметным признакам, в основе которых лежит рассмотрение содержания журналистского произведения, жанры радиожурналистики распределяются по группам так:

Информационные жанры: радиоотчет; радиообзор; информационное радиоинтервью; информационный раодиорепортаж; информационная радиокорреспонденция.

Аналитические жанры: аналитическое радиоинтервью; аналитический радиорепортаж; аналитическая радиокорреспонденция; радиорецензия; письмо, обзор писем; радиобеседа; радиокомментарий; радиодискуссия; радиоречь; журналистское радиорасследование.

Документально-художественные жанры: радиокомпозиция; радиоочерк; радиозарисовка; радиофельетон.

По форме звучания в эфире:

Монологические жанры: информационное радиосообщение; радиорецензия; радиообзор; радиоотчет; радиокомментарий; радиобеседа; радиоречь; радиозарисовка.

Диалогические жанры: радиобеседа; радиоинтервью; радиодискуссия.

Синтетические жанры (в них используются все звуковые средства вещания): радиорецензия; радиообозрение; радиоотчет; радиокомпозиция; радиокорреспонденция; радиорепортаж; радиозарисовка; радиоочерк; радиофельетон.

 

Основные методы работы радиожурналиста- запись звука на магнитофон, монтаж записи, аналитическое чтение документов, акустическое воздействие, речевое общение, наблюдение. Все они тесно связаны с жанрами.

К концу 20-х - началу 30-х годов на радио стала использоваться магнитная звукозапись. "Появление звукозаписи стало подлинной революцией в развитии советского радиовещания", - справедливо утверждают Гуревич П. и Ружников В. Возможности использования предварительных документальных записей, а особенно монтажа намного расширило рамки творческой работы. Звукозапись стала основой для появления радиорепортажа, радиоочерка, радиозарисовки, появления такой формы, как радиофильм.

Именно в начале 30-х годов стала складываться современная система жанров радиожурналистики.

Система жанров радиожурналистики и каждый жанр в отдельности представляют собой динамичную среду. Классификация жанров сталкивается с проблемами разного характера, среди которых первая - логическое определение единства основания деления и вычленение наиболее важного основания.

Багиров Э. Г., рассматривая проблемы классификации жанров и видов передач, опирается на опыт и рекомендации международной конференции по классификации телевизионных программ, состоявшейся в 1973 году в Венгрии. К основным видам он относит функциональную, предметно-тематическую, адресную классификации, классификацию по форме передач.

Целостную систему современных жанров радиожурналистики можно охарактеризовать как совокупность жанров: динамические связи, которых как внутренние, так и внешние определяются:

o потребностями отражения современной жизни с целью воздействия на общественное мнение;

o функционированием радиожурналистики в системе массовых коммуникаций;

o единым типом творчества - публицистическим;

o  акустическими особенностями коммуникационного канала;

o функциями жанров, внутренними законами, закономерностями их развития, их взаимодействием.

Некоторые жанры не закреплены жестко в своих жанровых "гнездах". Эта подвижность определяется изменением задач выступления, смещением функциональных акцентов: на информационное отражение или на их анализ.

Форма звучания тоже варьируется. Некоторые жанры бытуют и в монологическом варианте, а с включением звучащих фрагментов в радиоотчет, звуковых иллюстраций в радиорецензию, радиообозрение, радиозарисовку они переходят в группу синтетических жанров.

Каждый жанр, выполняя свою задачу, обладает набором своих признаков, но и эта задача, и эти признаки обусловлены соседством с другими жанрами. Разнообразие конкретных функций предопределяет своеобразное "разделение труда" между жанрами. Взгляд на жанр, функционирующий в системе, позволяет лучше увидеть его собственные особенности и тем самым оттенить и рассмотреть особенности других жанров.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 458; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!