Теоретические аспекты методики музыкального воспитания немецкого педагога К. Орфа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»                     Факультет эстетического образования                  Специальность: Музыкальное искусство                 Кафедра теории и методики преподавания искусства                 Дисциплина: Методика музыкального воспитания Курсовая работа МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ К. ОРФА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ Автор работы студент 44 группы, дневной формы получения образования                  _______________Цупранович Елизавета Эдуардовна                                            подпись, дата Научный руководитель,  доцент, к. иск-я            ______________ Бычкова Н. В.                                              подпись, дата   Работа защищена «__» __________ 2013 г. с оценкой «______________».   Члены комиссии                            _______________   ____________                                                                   подпись                          Фамилия И.О.                                                        _______________   ____________                                                                   подпись                          Фамилия И.О.   Рег. № _______________     Минск, 2013

Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

 

Глава 1 Теоретические аспекты методики музыкального воспитания немецкого педагога К. Орфа……………………………………………………?

1.1 «Шульверк» К. Орфа………………………………………..

1.2 "Элементарная музыка" К. Орфа (используйте кавычки одного вида)…………………………………………………………..

 

Глава 2 Методика музыкального воспитания К. Орфа на уроках музыки в школе (Название главы не должно совпадать с названием работы!)

1.1 Ритмико-мелодические и музыкально-двигательные упражнения по системе К. Орфа (раздел 2.1 и т.д.)

1.2 Использование методики музыкального воспитания К. Орфа на уроках музыки в начальной школе……………….

 

Заключение…………………………..

 

Библиографический список…………………………………………………

 

Приложение……………………………………………………………..

 

 

В конце названий глав и разделов здесь и в тексте далее точка не ставьте

 


Введение

 

Педагогическая система Карла Орфа получила необычайно широкое распространение во всем мире — от Японии до Канады, от Севера Европы до Ганы. Конечная цель этой системы — воспитание личности в духе гуманизма, высвобождение природных сил личности.

Свои музыкально-педагогические идеи Карл Орф изложил в пятитомной антологии музыки для детей «Шульверк». Она собрана и обработана Карлом Орфом для пения и танцев с аккомпанеметом ансамбля орфовских инструментов. В «Шульверке» К. Орф стремился создать условия для восприятия детьми в будущем разнонациональной музыки как прошлого, так и настоящего. Это было главной заботой К. Орфа: воспитать «открытый миру» слух и вкус, не замыкать ребенка в кругу европейской музыкальной классики 18-19 веков.

Основным предназначением «Шульверка» является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.

«Шульверк» - это прототип мира, где можно учиться, делая и играя, познавая мир и самого себя. Музыка является одной из сторон жизни, а жизнь – главный предмет школьного обучения. Ребенка приглашают в «Шульверк» не как гостя, а как соавтора и создателя его собственного музыкального мира. В «Шульверке» собраны песни, танцы, театр, и все это в процессе «созделывания» и кооперации. В такой школе ребенок не потребитель ценностей, а их создатель.

Идея о том, что детям нужна своя музыка, специально предназначена для музицирования на первоначальном этапе, нашла отклик в умах и сердцах многих тысяч педагогов. За все время существования Шульверка орфовская педагогика превратилась в настоящую мировую империю со своим Институтом в Зальцбурге, учебно-методическими изданиями, семинарами и конференциями более чем в 40 странах мира.

 Систему музыкального воспитания Карла Орфа изучали Власов, Черная, Баренбойм, Литвинов, Леонтьева, которые неоднократно публиковали свои статьи в музыкальных советских журналах. Далее стали появляться более фундаментальные публикации по этой теме, отражающие практический опыт педагогов, и наконец — переводы на русский язык основных методических работ по системе  Карла Орфа. Большой вклад в изучении методики музыкального воспитания К. Орфа внесла Т. Э. Тютюнникова. Исправьте везде: ФИО без пробелов

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть применение методики музыкального воспитания К. Орфа на уроках музыки в школе.

Объектом исследования является музыкально-педагогическая концепция К.Орфа, предметом ¾ применение методики музыкального воспитания К. Орфа на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Изменилось форматирование текста, следуйте одному образцу

Для достижения поставленной цели в данной работе поставлены следующие задачи:

1. изучить теоретические аспекты музыкального воспитания К. Орфа;

2. выделить особенности применения методики какой? на уроках музыки в школе.

3. …………..

4. ………….

При исследовании данной темы использовались следующие методы:

1. анализ теоретической литературы по проблеме исследования;

2. изучение передового педагогического опыта;

3. педагогическое наблюдение……………..

Структура работы. Курсовая работа состоит из…………….

 

 


Глава 1

Теоретические аспекты методики музыкального воспитания немецкого педагога К. Орфа

 

1.1 «Шульверк» К. Орфа

Система К. Орфа названная автором «Элементарное музыкальное воспитание» воплощена в пяти томах «Шульверка» - сборников песен и пьес, предназначенных для исполнения детьми на элементарных детских инструментах с авторскими комментариями. Шульверк (в переводе на русский - «школа движения» ) провозглашает активное действие учащегося в процессе обучения.

Слово Schulwerk произведено от немецких глаголов wirken и schulen («действовать» и «обучать», то есть «обучать в действии»). Вернер Томас отмечает, что название «Шульверк» связано с идеей знаменитой художественной школы Баухауз: взаимопроникновение искусства и ремесла, работы, увлечение материалом, перспектива делового применения произведения искусства, участие художника в построении будущего — все это черты Баухауза. (Леонтьева книга) Посмотрите в Метод. указаниях как правильно оформлять ссылки. 

Первая редакция «Шульверка» была итогом десятилетней работы в школе гимнастики и танца. С 1935 года издавались отдельные тетради ритмо- мелодических упражнений, игровые и танцевальные пьесы. Вторая редакция создавалась в течение 1950-1954 годов в сотрудничестве с Гунильд Кетман, ученицей К. Орфа. Это собрание становится все более популярным у педагогов. Оно переведено на двадцать языков. Продолжением пятитомника является другой сборник, «Музыка для детей старшего возраста», куда вошли инструментальные пьесы Г. Кетман и К. Орфа, хоры и музыкальные пьесы-игры.

Постоянным исследовательским центром в работе с детьми и школой подготовки педагогов по системе К. Орфа стала зальцбургская Академия музыки и театрального искусства «Моцартеум». Зальцбург – географическая и духовная родина «Шульверка», связанного преимущественно с южнонемецкой культурой. В Зальцбурге находится специальная школа музыкального воспитания «Orff – Institut». (Леонтьева)

Шульверк состоит из пяти томов. В каждом томе есть песни и танцы, ритмо-мелодические упражнения, речевые декламации и инструментальные пьесы, которые должны взаимодополнять в работе друг друга. К ним прилагаются также небольшие авторские рекомендации к исполнению пьес и информация о национальной принадлежности песенно-танцевального и поэтического материала. Путешествие по «дорожкам» элементарной музыки происходит в определенной последовательности, установленной К. Орфом.

К. Орф очень заботился о качестве материала, с которым дети соприкоснутся впервые, поэтому основу «Шульверка» составил южнонемецкий фольклов: магический и классический календарный. В последних томах К. Орфом использован фольклор и других европейских народов: французский, датский, шведский, английский. Интерпретация фольклора – вот идея «Шульверка».

Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это не чистая музыка, а музыка, неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть. Чередовать речь и пение для детей так же естественно, как и просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Ее К. Орф назвал элементарной музыкой и сделал основой своего «Шульверка».

К. Орф в «Шульверке» как бы обращается к тем временам, когда музыка существовала в единстве со словом и движением. Это попытка возвратиться к гармоническому синтезу речи и движения как важнейшим праосновам музыки, к ее коренным истокам. Но Орфа интересовала, конечно, не историческая реставрация давно забытого прошлого, а новые подходы к музыкальному воспитанию, которые бы учитывали интересы, возможности и потребности детей. Он предлагает взглянуть на музыкальное воспитание шире, чем просто на традиционное приобщение детей к исполнению и слушанию музыки профессиональной традиции. Дети должны не только слушать и воспроизводить сочиненную другими музыку, но и в первую очередь создавать и исполнять свою детскую элементарную музыку. Вот почему антология К. Орфа называется «Шульверк. Музыка для детей».

Записанные пьесы в «Шульверке» нельзя рассматривать как произведения искусства, предназначенные для концертного исполнения. Это модели для музицирования и изучения стиля элементарной импровизации. Они были записаны К. Орфом, чтобы дать толчок фантазии педагога для «варьирования звуковых одежд» и облачения записанных пьес в новые наряды, для творческой, импровизационной работы с моделью. Нотные записи партитур в «Шульверке» служат пособием для учителя, а не нотами для исполнения детьми. Запись моделей «Шульверка» показывает лишь «способ делания», изучать который по записи и интерпретировать затем вместе с детьми предлагается педагогу. Элементарная музыка предназначена не для воспроизведения, а для творческого самовыражения детей.

 «Шульверк» К. Орфа – это введение в формы творческого музицирования вообще. В нем на практическом материале показаны основные принципы организации такого музицирования.

Создавая «Шульверк», К. Орф задумывал изобрести «игру в музыку», музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к дальнейшему музыкальному обучению и дать толчок творческому мышлению на годы вперед.

Исходной мыслью К. Орфа было понимание того, что предпосылки музыкального воспитания через творчество создаются самой системой обучения. Возможность создания такой формы обучения и была им доказана в «Шульверке». В извечной педагогической дилемме «чему учить и как учить?» на первый план К. Орфом было выведено «как». Главной задачей стало создание «ситуации творчества», которая для детей, в принципе, не может быть реализована иначе, чем через игру. Эстетическая художественная игра в музыку, импровизационная игра ее элементами – это «Шульверк» К. Орфа, появление которого было встречено педагогами всего мира с воодушевлением. Иные, чем в авторитарной системе, взаимоотношения детей и педагога, поиск новых путей общения друг с другом средствами музыки и танца – это тоже идеи Шульверка.

Однако следует отметить, что «Шульверк» К. Орфа не является учебником в традиционном смысле. Его с полным правом можно назвать дидактической концепцией, декларирующей особый, творческий подход к обучению музыке. В «Шульверке» К. Орф предлагает творить не только ребенку, но и педагогу. Дидактика К. Орфа – это искусство, в ней рациональное не главенствует над духовным. (музыка и дети)

На страницах «Шульверка» демонстрируется постепенно растущий в сознании ребенка мир речи и музыкальных звуков – «музыка детства». Художественно воссоздавая ее, К. Орф имеет в виду прежде то непосредственно творческое начало, которое присутствует даже в самых простых играх. Цель композитора – связать первое музыкальное переживание маленького человека с творчеством, с импровизацией в игре. Именно в этой детской импровизации заложено будущее музыкальное сознание, которое не исчезнет с годами, если оно с самого начала было верно воспитано. Таким образом, эстетическое воспитание К. Орф понимает как воспитание художественно-творческого элемента. Сообразно с этим материал «Шульверка» обращен к живому, непосредственно проявляющемуся у детей чувства ритма, звука, к их естественной потребности в пластическом движении. Занятия эти очень далеки от пассивного слушания музыки.

«Шульверк» К. Орфа воспитывает прежде всего вкус в знакомстве с подлинной народной песней. Он также является прекрасным собранием ценных фольклорных текстов: детских народных песен, пословиц, загадок, поговорок, «заговоров». Именно древнейшие языковые и музыкальные памятники фольклора нередко становятся достоянием художественного мира детей и обретают в нем новую жизнь.

Загадки, шуточные стихи, «считалочки» первых томов «Шульверка» даются К. Орфом как своеобразная словесно-фонетическая игра. Ценность их смыслового содержания, разумеется, невелика. Но с точки зрения языкового стиля и развития культуры речи это очень полезная игра. В ней звучит простой, чистый, красочный язык, не содержащий ничего банального, стертого, напоминающего речевые штампы иных ремесленных, специально «сделанных» детских книжек. Литературные тексты трех последних томов «Шульверка» признаны сыграть значительную роль и в общем интеллектуальном развитии детей. Старинные художественные тексты всех пяти томов сопровождаются ценными историко-этнографическими комментариями, которые могут оказать большую услугу в работе педагога.

«Шульверк» объединяет пьесы для вокального (хорового) исполнения в сопровождении инструментов, упражнения в произношении и дикламации, разнообразные ритмические упражнения, инструментальные пьесы для различных составов, театрализованные сценки. К. Орф последовательно проводит принцип логической обоснованности и постепенности усложнения учебного материала. Он ведет детей от простейших звуковых сочетаний к более сложным системам и формам.

К. Орф подчеркивает, что речевое упражнение стоит у истоков всякой музыкальной работы с детьми. Начинать необходимо с произнесения отдельных слов и фраз. Не меньшее значение имеют разнообразные ритмические эскизы для хлопанья в ладоши и по коленям, щелканья пальцами и топанья ногами по полу, ритмические формулы для самостоятельного построения мелодии или стихотворного текста, ритмы для сопровождения пения хлопками и инструментальное остинато, увлекательный игры – ритмические каноны.

К. Орф признает за ритмом особую и на первых порах решающую роль в развитии музыкальности. К. Орф не предлагает детям вместо многообразного развития их музыкальности только одностороннюю «ритмическую» игру. Он стремится пробудить в детях яркое ощущение мелодии. «Шульверк» прежде всего собрание прекрасных мелодий. Музыка не может существовать без пения, без вокальной мелодии, имеющей самостоятельную эстетическую направленность.

Особое место отводится инструментальному сопровождению пения и танца. К. Орф предлагает специальный инструментарий, очень простой в употреблении и прекрасно подчеркивающий ритмическую основу музыки.

Разнообразный и красочный по звучанию оркестр «Шульверка» дает богатую пищу для творческой фантазии детей-исполнителей и в то же время не ставит перед ними сверхтрудных задач. Он состоит из разновидностей ксилофонов, металлофонов, глокеншпилей (от нем. – колокольчик), «стеклофонов» (стеклянных стаканов или рюмок, высота звучания которых регулируется до полутона при заполнении водой). Глокеншпиль это не колокольчик в традиционном значении. Так называют разновидность металлофона (маленького размера) за чудесный звонкий, чистый и очень высокий звук. Как мелодические инструменты используются нескольких разновидностей флейты, кустарная «народная скрипка». К этим инструментам часто прибавляются чисто ритмические и декоративные – бубенчики, нашитые на кожаную полоску, тамбурин, барабаны с одной или двумя кожами, с поперечной струной или без нее, деревянные барабаны, трещотки (коробочки, заполненные дробью или мелкими камешками), треугольники, тарелки, кастаньеты. Басовые пиццикато и педали поручаются какому-либо струнному инструменту, часто в соединении с литаврами. Наряду с виолой да гамба, виолончелью, контрабасом используются лютня, гитара. Рояль мало соответствует звуковому колориту такого оркестра, вместо него К. Орф предлагает иногда вводить чембало. В орфовских инструментальных ансамблях речь всюду идет о настоящих инструментах, а не о музыкальных игрушках. (леонтьева)

Завораживающая, чарующая красота звучания орфовских инструментов притягательна для детей, что дает возможность педагогу с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных и бархатных, хрустящих. Ведь знакомство с различными звуками должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки.

Интерес детей к орфовским инструментам неиссякаем. Они хотят играть на них всегда. Растормаживающий и побуждающий оркестр этих инструментов в музыкальной педагогике ни с чем не сравним. Техническая легкость игры, способность инструментов тотчас же откликнуться на прикосновение чудесными звуками располагают и побуждают детей к игре ими и далее - практическим импровизациям. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них столь красивые звуки. Комплект орфовских инструментов позволяет играть в ансамбле любым составом детей, независимо от их дарований, т. к. каждый в нем может получить задачу, соответствующую его способностям.

Особое, очень важное внимание К. Орф уделяет музицированию с аккомпанементом «звучащих жестов». Звучащие жесты - это игры звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопывание ногами, щелчки пальцами. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, была заимствована К. Орфом у неевропейских народов и отличается универсальностью. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяет организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Четыре основных тембра - это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки.

Чрезвычайно развитая и изобретательно используемая К. Орфом система темброво-ритмического восприятия на основе звучащих жестов позволяет создавать не только аккомпанемент, но и целые композиции по всем строгим законам музыки. Звучащие жесты являются не только носителями определенных тембров - их использование вносит движение в освоение детьми ритма. Это является важным методическим моментом, т. к. ритм осознается и осваивается только в движении. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов обладают очень высокой эффективностью.

В своем педагогическом сочинении К. Орф достиг необычайного, редкого в музыкальной литературе единства «учебных образцов» и подлинного искусства. Каждая из пьес «Шульверка» имеет зримую театральную образность. К. Орф внушает своим ученикам, что «школьное» и художественное имеют один общий источник. Дети на примерах «Шульверка» проникаются также мыслью о едином источнике народного и профессионального искусства. Всем, кто изучил «Шульверк», становится ясным, что собранный здесь материал является для К. Орфа и образцом всех типов мелодики, ритма, гармонии и голосоведения, использованных им в произведениях для музыкального театра.

Не предлагая детям худосочных «инструктивных» пьес, композитор смело приглашает их в «кладовую» настоящего искусства, раскрывает щедрый источник своего творчества, как бы утверждая, что музыкальное детство ребенка должно быть радостным. Каждая вокально-инструментальная миниатюра «Шульверка» выражает заботу об этой простой радости от созидания и слушания музыки, понятной, как игрушечные замки из цветных кубиков, но поднятой руками «доброго волшебника» до уровня художественной игры, которая незаметно перерастает в искусство. (леонтьева)

1.2  "Элементарная музыка" К. Орфа

В музыкально-педагогической системе Карла Орфа подразумевается боле широкое толкование слова «музыка», не ограниченное узкими рамками понятия «классическая композиция». Элементарная музыка - это игра звуками детских музыкальных инструментов, человеческого тела, шумами предметного мира и природы. Разнообразие звуков, тембров и красок принимается как окружающий ребенка «звуковой космос», из которого рождается музыка.

Элементарный, по-латыни elementarius, означает «относящийся к элементам, к основным веществам, первозданный, изначальный».

Элементарная музыка – это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем и словом; ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушателю, а как ее участнику. Она не должна быть специально осознана; она не знает крупных форм архитектоники; она связана с небольшими хороводными формами, с ostinato и простым видом рондо. Элементарная музыка питается земными соками, безыскусственна, связана с движением человеческого тела: каждый способен ее изучить и пережить; она близка детям. (стр 57-58 баренбойма)

Элементарная музыка обращается к простейшим средствам музыкального языка, его «праэлементам»: ритму, тембру, мелосу, именно поэтому они становятся музыкой, у которой есть высокое предназначение – педагогическое. Это музыка для детей, дошедшая до нас из глубины веков и сохранившаяся благодаря своей духовной ценности.

Элементарная музыка неразрывно связано с речью и движением, потому что они являются праосновой музыки. Музыка для детей не может быть другой, иначе она не сможет выполнять свое педагогическое предназначение: служить средством первоначального музыкального воспитания. В ней есть все то, что близко ребятам: своя веселая поэзия; простейшее движение, доставляющее им не с чем не сравнимую радость; пение, переходящее в речь, когда петь надоест, и речь, переходящая в пение от избытка чувств.

Элементарное движение на уроке музыки нужно использовать как естественную спонтанную реакцию ребенка на музыку, стремиться закрепить взаимосвязь музыки и движения в ощущениях, привить желание находить индивидуальную интерпретацию этой связи. Движение является составной частью элементарной музыки: дети учатся показывать под музыку соответствующую форму движения и вместе с тем подбирать к элементарным формам движения и танца соответствующую элементарную музыку.

Не только музыка способна вызвать движение человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки. Музыка и движение как бы взаимно «подкрепляют» и усиливают друг друга.

Элементарные формы движения – это шаг, бег, повороты, прыжки, кружения, наклоны и т.п. во множестве вариантов, которые придумывают дети свободно и легко.

Элементарные словесные тексты – многообразный мир простейших, дописьменных поэтических форм языка. Это концентрированный опыт и мудрость поколений, прошедшее через века. Все чуждое детям было утрачено и отброшено на этом пути, осталось только близкое и понятное, соответствующее мироощущению ребенка. Имена, зовы, волшебные заклинания, рифмующиеся созвучия, считалки, загадки, заговоры, баюканье в колыбельных – это виды элементарной поэзии, которые легли в основу детской песни. В них, как в первой книжке с картинками, разворачивается мир детской фантазии и реальности. В этой своеобразной детской «модели мира» есть рай и ад, дом и чужбина, земля и солнце, привидения и кикиморы, ряженые и катание с ледяных санок, вера в единство с природой.

Элементарные инструменты – человеческое тело (голос плюс игра звуками своего тела: щелчки, притопы, хлопки, шлепки) и простейшие ударные – шумовые и звуковысотные (барабаны, румбы, кастаньеты, ксилофоны). Из мелодических – флейта. Эти инструменты представляют собой элементарную музыку почти во всех высоких и примитивных культурах.

Элементарная музыка – это простейший материал в простейших формах: интонационно-ритмических, ладовых, структурных. Элементарная композиция пользуется средствами, которые легко сохраняются в памяти без помощи нотной записи. Музыка в элементарном музицировании является и равноправным его компонентом, и средством объединения речи и движения. Элементарная музыка сопровождает движение и рождает его, сопровождает речь и дает возможность «танцевать поэзию», как это некогда было в античности.( 15-16 тютюнникова)

К. Орф считал, что элементарная музыка в школе должна быть не чем-то дополнительным, а основополагающим. Речь идет при этом не только о музыкальном воспитании как таковом, но и о формировании человеческой личности: в учебной работе это выходит далеко за рамки так называемых уроков музыки и пения. Фантазию и способность к переживанию следует развивать в раннем возрасте. Все, что ребенок переживает, все, что в нем разбуждено и воспитано, скажется на протяжении всей его жизни. Никогда не утратит он того, что было заложено в эти годы, никогда впоследствии не проявит интереса к тому, что в нем не было развито. (стр 63)

 

Краткие выводы по главе 1.

 


Глава 2


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 884; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!