Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват.



Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака(Ф. И. Тютчев);

Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода)— это повторение слов или группы слов в конце строк, строф илипредложений:

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно (А. А. Фет);

Подхват — это повтор какого-либо отрезка речи(предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);

Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской... (М. Ю. Лермонтов).

Следует учитывать, что, помимо синтаксического параллелизма, существует композиционный параллелизм. Он основан на сходстве сюжетных линий и смысловой параллельности частей текста. Например,  описание какого-либо изменения в природе может предварять описание изменения внутреннего состояния персонажа.

Многосоюзие (полисиндетон) — избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как лишний и употребляемый как выразительное средство:

Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудесна она сама, эта дорога(Н. В. Гоголь);

...Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье (А. С. Пушкин);

 

Внимание! Многосоюзие может использоваться как средство повышения смысловой значимости перечисляемых элементов, придания речи торжественной тональности и эмоциональной приподнятости.

Бессоюзие (асиндетон) — намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения:

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри... (А. С. Пушкин);

Бессоюзие как стилистический прием используется с целью усиления изобразительности речи, а также с целью усиления смысловой противопоставленности компонентов высказывания и повышения экспрессивности текста.

Эллипсис (в пер. с греч. — недостаток, нехватка) — стилистический прием, состоящий в намеренном(отклоняющемся от нейтральной нормы) пропуске какого-либо члена или части предложения:

— Вот я тебя палашом! — кричал скакавший навстречу фельдъегерь

с усами в аршин (Н. В. Гоголь);

При эллипсисе чаще всего опускается глагол-сказуемое, что придает тексту особую выразительность и динамичность, подчеркивает стремительность действия, напряженность психического состояния героя.

Инверсия (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста(слова, предложения),  придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного,  высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной

характеристики.

Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц— фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка,

восклицательный и вопросительный знаки, многоточие.

Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит

стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский).

Парцелляция способна усиливать выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины, подчеркивать значимость тех или иных частей высказывания, наиболее важных с точки зрения автора, передавать отношение автора к сообщаемому.

Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) —  прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений,  тропов(эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)

Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)

Следует учитывать, что прием градации основан на изменении признака по абстрактной шкале количества(вверх: средне— больше— много— очень много; вниз: много— меньше— мало— совсем мало) и абстрактной шкале оценки(при положительной оценке: хорошо— довольно

хорошо— очень хорошо— превосходно— выше нормы; при отрицательной оценке: плохо— довольно плохо— очень плохо— отвратительно).

Антитеза (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения,  образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:

Ты богат, я очень беден,

Ты— прозаик, я— поэт(А. С. Пушкин);

 

Внимание! Антитеза используется для усиления выразительности речи, подчеркивания контрастных образов, контрастных оценок. Антитеза, как и градация, свойственна прежде всего художественным и публицистическим текстам.

Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу(горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает

особую выразительность:

Есть тоска веселая в алостях зари(С. А. Есенин);

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)

Внимание! Оксюморон как средство усиления выразительности текста допустим только в публицистическом и художественном стилях.

Именительный темы  — это стилистическая фигура, представляющая собой разделенное на две части построение, в котором первая часть обозначает актуальное для говорящего или пишущего понятие(тему сообщения), а вторая часть содержит какое-либо высказывание по поводу данного понятия.

Первая часть именительного темы может быть представлена словом, сочетанием слов, предложением или даже несколькими предложениями:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века—

Все будет так. Исхода нет. (А. А. Блок)

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!