Политические и правовые взгляды декабристов.



В декабре 1825 г. произошло вооруженное выступление декабристов. Оно было подготовлено тайными обществами, которые имели следующие цели: отмену крепостного права, ликвидацию самодержавия, создание представительных учреждений, республики или конституционной монархии, отмену сословного строя, введение всеобщего равенства перед законом, равных для всех гражданских прав и свобод, упразднение дворянства, план "военной революции" как средства их достижения. Декабристы имели и ряд разногласий. Они относились к вопросам о земле, о политических правах, о форме правления, о форме государственного устройства России, о способах преобразования государственного и общественного строя.

Глубинными причинами движения декабристов стали следующие: влияние идей французской революции 1789—1794 гг., испанской революции 1820 г.; настроения, связанные с победой в Отечественной войне 1812 г. (большинство декабристов были военными, многие из них участвовали в войне с Наполеоном); российская действительность, прежде всего крепостное право; идеи русских революционеров (А. Радищева), просветителей конца XVIII — начала XIX в.

С точки зрения нравственной, в движении декабристов впервые обозначилось стремление русской интеллигенции пострадать за русский народ, в ходе своего выступления искупить свою вину за страдания народа. Высокой степенью нравственности отличался и подвиг жен декабристов, последовавших за своими мужьями, сосланными в Сибирь на каторжные работы. Не случайно думающая и чувствующая Россия остро прореагировала на казнь декабристов, суд и расправу над ними. Нравственный подвиг декабристов тем более значителен, что большинство из них не верило в успех своего выступления. Точно выразил эти выступления К.Ф. Рылеев: "Я уверен, что погибнем, но пример останется.

Развтие политико-правовой мысли Российской империи во второй половине 19 века. Западники и славянофилы.

Раскол русской мысли на западников и славянофилов произошел на рубеже 30-х и 40-х годов ХIX века. Это было время, когда русская политическая и философская мысль только-только зарождалась. Так вот, в определенном смысле можно сказать, что идейный спор западников и славянофилов, случившийся в самом начале русской мысли, предопределил все ее дальнейшее развитие. Если о славянофилах можно говорить как о более или менее целостном явлении, то западники — это пестрый конгломерат. Славянофилов, при всех их различиях, можно представить как единую компанию, но западников — совершенно невозможно. Это зачастую абсолютно несовместимые люди. Например, Тимофей Грановский, благостный, верующий московский профессор — и Михаил Бакунин, анархист и атеист. Можно и другие имена назвать: Герцен, Белинский, Сергей Соловьев, Кавелин, Чичерин... это же совершенно разношерстная компания! [7]

По сути, западники — это все те, кто не славянофилы. Несмотря на все различия в среде западников, было нечто единое, что разделило их со славянофилами. Что же это? Любовь к Западу или нелюбовь к России? Ничего подобного! Славянофилы — это то направление русской мысли, которое вернуло ей теоцентричный тип мышления. То есть мышление, основа которого — представление о бытии Божием и о Его Промысле. Все происходящее в земной жизни рассматривается с позиций Жизни Вечной. Для западников же, при всех их колоссальных различиях, было характерно антропоцентричное мышление. То есть в основе всего — человек, причем не в вечной, а в земной перспективе.

Возникновение юридического позитивизма а правоведении 19 века (Остин).

Остин разграничивает этику, ко торая имеет дело с моральными категориями, науку о зако нотворчестве, которая имеет дело с понятиями должного в праве, и собственно науку о праве — юриспруденцию.
Юриспруденция изучает право, которое «является пра вом, даже если оказывается, что нам оно не нравится, или даже если оно отличается от норм, которые мы считаем верными».
Юриспруденция как точная наука должна дистанциро ваться от доктрин естественного права, смешивающих по нятие права с понятиями нравственности, религиозными догматами, законами природы: «Позитивное право (право в простом и надлежащем смысле этого слова) нередко сме шивается с категориями, с которыми оно имеет сходство, либо с категориями, которые связаны с ним аналогией, то есть с категориями, которые могут обозначаться надлежа щим или ненадлежащим образом широким и расплывча тым выражением: "право"».
Понятие позитивного права. Остин считает, что право, являющееся предметом юриспруденции, — это право, «ус танавливаемое политически господствующим для полити чески подчиненного».
Это право Остин называет позитивным правом: «"пози тивное право" (positive law),... есть право, существующее благодаря занимаемому положению (law existing by position)».
Под позитивным правом Остин понимает приказы, ус тановленные сувереном: «Для члена или членов независи мого политического общества, в котором это лицо или орган представляет собой суверена».


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 700; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!