Татищев о государстве и праве.



Содержание политико-правового учения. Происхож дение государства. Следуя положениям теории естествен ного права, Татищев различает естественное состояние как состояние «вольности», когда человек «управляется только естественным законом», обходится без власти и законов государства.Однако свою волю человек может использовать неразумно и вести себя, как младенец. Поэтому, полагал Та тищев, воле человека должна быть «положена узда неволи для его же пользы». «Узда неволи» может быть трех видов. Есть узда «по природе» - родительская власть, а также монархическая власть, которая аналогична родительской. Монарх подобен господину в своем доме, а государство - это дом монарха, не желающего разорения своему дому.
Есть узда договорная, т.е. узда, которую индивид сам, «по своей воле» для себя выбирает. Холоп, который не мо жет сам себя обеспечить, заключает договор с господином. Аналогично, считалТатищев, и «общенародия, или рес публики» основаны на договоре.
Есть узда «по принуждению», т.е. когда человека лиша ют воли и свободы насильно. Такая узда создает рабство. Татищев считал, что раб имеет право добиваться своего ос вобождения, так как «рабство противоречит закону христи анскому» .
Итак, Татищев как историк допускает и договорную те орию происхождения государства, при помощи которой он объясняет возникновение республик, и патриархальную теорию происхождениягосударства, когда речь заходит о монархии.

Учение Радищева о государстве и праве.

Александр Николаевич Радищев (1749- 1802 гг.) свой личный долг перед отечеством усматривал в борьбе с крепостничеством и самодержавием. ВтрудахА.Н. Радищева можно выделить три основные политические проблемы, поставленные им. Первая- анализ русских общественных отношений, критика крепостного права и самодержавия. Вторая- поиск путей и средств освобождения крестьян, обоснование народной революции как естественного акта в тех случаях, когда социальный гнет становиться нетерпимым, а власть узурпируется тираном. И третья- намеченное слабее других, касается мыслей Радищева о построении общества, действительно удовлетворяющего потребностям трудящихся. Термин “самодержавие” Радищев начинает употреблять именно в смысле сосредоточения неограниченной власти в руках монарха. Онрассматривает самодержавие как состояние “наипротивнейшее человеческому естеству“. Вотличие от Монтескье, различающего преосвященную монархию и деспотию, Радищев ставит знак равенства между всеми вариантами монархической организации власти. Мыслитель не верил в возможность обретения на троне просвещенного монарха. Радищев также критикует и бюрократический аппарат, на который опирается монарх, отмечая необразованность, развращенность и продажность чиновников, окружающих трон. Онобращает внимание на особенность российского управления- наличие самостоятельной бюрократии, у которой отсутствует связь и с монархом и с народом. Радищев открыто заявлял о приоритете прав народа над правами монархов. Его позиция определялась просветительской философией общественного договора, однако, он переносил акцент на различие в законной власти. Общество не передает никакому лицу всю полноту власти, оно лишь отчасти ограничивает свою свободу, чтобы дать место закону. В“законе” претворяется общая воля народа, которой “послушно” всякая другая власть. Радищев уподоблял закон божеству, стражами коего являлись истина и правосудие. Перед ним равны все- и низшие и высшие; он единственный царь на земле. Посягать на закон, уклоняться от его установлений недопустимо ни для подданных, ни для монархов: в первом случае это будет преступлением, а во втором—тирания. Власть, возвышающаяся над законом, плодит неравенство прав и “ласкательство”, государи начинают жаждать божественных почестей, входит в союз с церковью, духовенством.

Учение Иммануилла Канта о праве и государстве.

Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права.
Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Канта по праву называют философом свободы. Квинтэссенцией этики мыслителя является учение о том, что человек – существо не только природное, но и свободное. «Кант пролагает новые начала развития и определяет направление юридико-политической мысли XIX века», — пишет П.И.Новгородцев.1 Учение о праве и государстве Кант изложил в работах: «Основы метафизики нравственности» (1785); «Критика практического разума» (1788); «К вечному миру» (1795) и «Метафизика нравов в двух частях» (1797), где он с позиций «практического разума» дает рационалистическое обоснование данного учения. Философские основы политико-правового учения Канта содержатся в работе «Критика практического разума», где он различает «вещи в себе» (сущность вещи) и явления. По Канту, «вещь в себе» непознаваема для теоретического разума. Нельзя познать сущность Бога, свободы, бессмертия души. Но то, что недоступно для теоретического разума, находит познание в моральном сознании. Когда мы пытаемся познать сущность вещей, мы сталкиваемся с неразрешимыми противоречиями (антиномиями). С помощью теоретического разума можно доказать, что Бог, свобода, бессмертие души есть, и что их нет. Когда теоретический разум впадает в агностицизм, тогда на помощь приходят моральное сознание, «практический разум», которые вселяют веру в эти непознаваемые вещи. В душе каждого человека, по Канту, живет нравственный закон – закон должного, который называется у него категорическим императивом. Это –постулат морального сознания, он никак и ниоткуда не выводится. Учение Канта о государстве и праве, таким образом, неразрывно связано с его этическими воззрениями.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 608; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!