Оригами как вид пластического искусства: понятие, виды, материалы, инструменты



Оригами - это древнее японское искусство складывания из бумаги. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, японцы первыми стали складывать из нее удивительные по красоте фигурки. Умение складывать фигуры стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение.

С конца 16 века оригами из церемониального искусства превратилось в любимое развлечение японцев. В этот период времени появилось большинство «классических» фигурок. Триумфальное шествие оригами по всему миру началось в середине 20 века, после изобритения графического языка Акирой Йошизавой.

По мнению специалистов, занятия оригами способствует выявлению и укреплению природных способностей человека к конструкторской деятельности, образному и логическому мышлению и воображению. Не случайно, что в Японии, одной из ведущих стран мира, оригами занимается буквально каждый школьник.

Число известных моделей оригами велико: фигурки птиц и зверей, бабочек и цветов, машин, кораблей и самолетов, персонажей сказок, математических тел, кристаллов… И каждый день появляются новые модели, новые темы и новые направления этого искусства.

Одним из интереснейших направлений оригами, переживающих ныне бурное развитие, является «модульное оригами»: каждая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей), каждая из которых складывается в технике оригами. Каждой модели, как правило, соответствует свой модуль, со своей оригинальной методикой складывания. Одна модель – один модуль, одна методика складывания. Другая модель – другой модуль, другая методика складывания.

В Японии известно несколько типов оригами. Возникли они в разные времена, что обусловливалось не только разными технологиями изготовления похожих изделий, но и появлением цветной бумаги, а также целями выполнения того или иного предмета.

Ашие-и оригами представляет собой бумажную куклу, сделанную при помощи специальных разрезов и сгибов. Лицо куклы рисуется прямо на бумаге, а костюм может быть нарисован или приклеен.

Нишики-иоригами – в этом типе используют разноцветную бумагу, рисунок на которую наносят при помощи деревянных колодок. Он был популярен с позднего периода Тайщё до начала периода Шёва (1926г.). На куклах, выполненных в этом стиле, делали аккуратные разрезы и кисточкой разрисовывали черты лица и предметы одежды.

Касанеориоригами представляет собой специальный сгиб, полученный при сгибании нескольких разноцветных листов бумаги, смешанных относительно друг друга. Последний лист бумаги кладется только определенного цвета. Это определяется церемонией и ли событием, в которых используется данный тип оригами.

Кавари-и оригами – это тип оригами, для которого используется бумага , отпечатанная с раздельными рисунками на каждом кусочке бумаги. Сгибание отдельных элементов изделия то открывает, то прячет различные фигуры, изображенные на отдельных частях, создавая причудливые картинки. Этот тип оригами используется в различных детских соревнованиях и конкурсах.

Киритсунагиоригами предполагает изготовление нескольких соединенных Фигур. Лучшим примером является “цурифуне” – стая журавликов. Она делается из квадратного листа бумаги, который надрезан на маленькие квадратики, соединенные с центральным большим квадратом. Существует 49 различных способов разрезания бумаги, и заготовка бывает достаточно сложной. “Сембазуру” подразумевает складывание и украшение дома журавликами как талисман, как желание сбыться мечте. Обычно для этого типа оригами используется японская бумага “ваши”, которая может сгибаться до 30 слоев.

Эти типы оригами не нашли широко использования в других странахмира, так как они тесно связаны с различными церемониями, ритуалами и

праздниками, присущими только Японии. Однако складывание, основанное на использовании квадратного листа бумаги и традиционных форм оригами, нашло применение в образовании и искусстве множества стран.

Как говорилось ранее, искусство складывания идет из далеких веков, из того времени, когда в сознании людей не было различия между живой и неживой природой. Видимо, тогда, наряду с гохэй, тате, ноши, каташиро появились и коробочки самбо, в которые клали небольшие кусочки овощей и рыбы, поднося их в качестве жертвоприношения. Самбо в Японии было очень тесно связанно с религией, в самом начале (приблизительно несколько столетий назад) искусство оригами существовало как храмовое, чрезвычайно регламентированное по технике выполнения. Количество изделий было невелико. На них отрабатывались приемы работы с бумагой как с материалом, на котором можно не только писать и рисовать, но из которого можно выполнять разные бумажные фигурки. Именно в это время люди стали понимать, что для оригами нужны определенные сорта бумаги. Она должна быть эластичной, хорошо сохранять линии перегибов, не быть ломкой и ворсистой. В то время искусство оригами знали немногие, бумага была очень дорогой и не было разработано схем выполнения того или иного изделия. Техника и приемы работы с бумагой передавались непосредственно от человека к человеку. Накапливались и традиционные изделия для того или иного ритуала или церемонии. Постепенно сложилась традиционная форма оригами, в основе которой лежали базовые формы “Журавлик”, “ Лягушка“ и т.п.

Со временем стали появляться мастера, которых не устраивали рамки традиционной формы оригами. Они искали новые базовые формы для

выполнения своих изделий. Использовали не только лист квадратной формы, но и прямоугольник, ромб, пятиугольники и шестиугольники, круг, треугольник. Это расширило возможности оригами и позволило создавать изделия, которые из квадратного листа сделать не возможно. Кошо Ушияво говорил: “Оригами – это мир, в котором каждый, кто может изобразить вещи из единственного листа бумаги, испытывает радость создателя “. Изделия стали более личностными, более творческими и разнообразными.

Это особенно проявлялось при изготовлении масок. Характер исполнителя, его эмоциональное состояние находят отражение в изделии: размеры рта, глаз и носа никогда не бывают одинаковыми, каждая маска имеет свое “ выражение лица“.

Творческая форма оригами стала активно развиваться, когда мастера принципиально отказались от использования ножниц. В этой форме оригами вместо надрезов стали использовать несколько листов бумаги для изготовления отдельных частей фигурки и последующего их соединения. Верблюд, свободно стоящий на ногах, у которого возможно изменение наклона головы, - один из примеров такой формы. Некоторые фигурки, например, черепаху, выполняют, деля лист пополам и затем складывая переднюю и заднюю части отдельно. Для того чтобы сделать на основе маски фигурку человека или божества, потребуется дополнительно один-два листа бумаги. Из них складывают верхнюю и нижнюю части туловища.

Часто при изготовлении сложных изделий в творческой форме оригами используют базы и элементы традиционной формы. Такие изделия относятся к комбинированной форме.

Со второй половины XX века складываться новый тип оригами – модульный. Многих ведущих мастеров оригами в Японии, Европе и США не устраивали изделия, в основе которых использовались базовые формы, имеющие в основе определенное количество остроконечных сегментов. Постепенно, по мере увеличения количества фигур, полученных из этих баз, складывание становится стереотипным. Этот факт и побудил оригамистов создавать совершенно новые базовые формы, не похожие на все, что было создано до сих пор. В основном эти базовые формы создавались и создаются на математических, архитектурных, художественно-графических факультетах ведущих институтов и университетов мира. Для создания новых форм изделий понадобились знания высшей математики, начертательной геометрии, компьютерной графики.

Модульные оригамиотрицает использование ножниц и клея, для соединения используются складки и кармашки, образующиеся в процессе изготовления модуля. У этого типа оригами есть очарование, свойственное головоломке, хотя он требует хороших знаний геометрии и стереометрии

Базовые формы. Обучение искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и со “школы оригами” – с базовых форм. Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий – подобрать наиболее подходящий вариант базы.

Один важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии базы. База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок. Формально понятие базы в оригами не было развито до начала 1900 года, наиболее традиционные фигуры были созданы, опираясь на одну из одиннадцати классических базовых форм, и разработчики оригами в середине 1900-х типично полагались на базу, как стартовую точку. Далее мы рассмотрим эти 11 форм.

Четыре базовые формы происходят из восточной культуры – основа бумажного змея, основа рыбы, основа птицы и основа лягушки. Основа катамарана имеет западные корни. Основа блина достаточно проста, чтобы появиться в обеих культурах. База водяной бомбы и двойной квадрат также использовались в обеих культурах. Последние, на самом деле, являются вывернутыми версиями друг друга.

Сгибы, выполненные при создании этих форм, делят углы и грани пополам намного чаще, чем каким-либо другим произвольным способом.

Из базовых форм можно сделать множество фигур как плоских, так и объемных. Некоторые базовые формы являются промежуточным этапом при выполнении более сложных баз. Например, из базы “квадрат” можно сделать базовые формы “журавлик”, “лягушка”. Базовые формы можно использовать и как самостоятельные геометрические фигуры при решении различных геометрических задач в начальной школе. Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как “треугольник”, ”квадрат”, ”трапеция”,”прямоугольник”; решать задачи на темы: параллельные прямые, пересечение прямых, деление отрезка, деление угла, площадь.

Название базовых форм во многих странах одинаковое, хотя это чисто условные названия и могут быть варианты

Треугольник -это одна из двух самых простых базовых форм. Для того чтобы ее сложить, необходимо сделать всего лишь одну складку - провести диагональ квадрата.

Книга- следующая простая базовая форма. Как и при складывании треугольника, нам достаточно сделать всего одну складку.

Дверь -базовая форма дверь получается из книги.

Воздушный змей - еще одна довольно простая базовая форма. Она получается из треугольника.

Блин -Складки этой формы кажутся очень простыми, но, на мой взгляд, это одна из самых перспективных базовых форм. Обратите внимание, что, складывая квадрат, мы снова пришли к квадрату. Значит, мы можем сложить из него одну из базовых форм. Такие базовые формы называются блинчатыми базовыми формами.

Рыба - Название говорит само за себя. Перед вами голова, хвост и два плавника. Осталось только придать им нужную форму.

Двойной треугольник-другое название двойного треугольника - водяная бомбочка.

Двойной квадрат-если вы вывернете двойной квадрат наизнанку, то получите двойной треугольник.

Дом -название выбрано исходя из внешнего вида фигурки.

Птица -у птицы есть крылья, голова и хвост. Есть они и у этой базовой формы.

Катамаран -из этой формы очень просто делается пахарита. А также множество кусудам.

Лягушка -из этой формы можно сложить как лягушку, так и цветок.

Из базовой формы “Журавлик”можно сложить: лошадь, журавлика, аиста, слона, корову, северного оленя, мартышку, ворону, спаниеля, воробья, кузнечика, стрекозу, маску Будды, стоящего журавлика, звезду…

Из базовой формы “Шляпа” можно сложить: гориллу, сомбреро, лягушку, морскую черепаху, цветы, летучую мышь, ракету…

Из базовой формы “Верблюд” можно сложить: жирафа, верблюда, зайца, кенгуру, белку, слоненка, лебедя, карпа, овцу, оленя, маску Смерти, ослика, цветы…

Из базовой формы “Пони” можно сложить: прыгающего пони, фонарик, маски японской оперы, гортензию, рамки для фотографий, орнамент…

Естественно, что олень, сделанный из базовой формы “Журавлик”, будет отличаться от оленя, сделанного из базовой формы “Верблюд”, не только по технике выполнения, но и по возможностям той базовой формы.

К базовым формам можно отнести и модули, которые служат основой для изготовления не только геометрических и архитектурных форм, но и создания фигурок животных, птиц и цветов. Количество модулей, используемых при изготовлении фигурки, может колебаться от четырех до нескольких сотен. В основном они скрепляются без помощи клея, для этой цели в модулях есть различные сочетания карманов и клапанов.

Основным требованием, предъявляемым к модулям, является их полная идентичность. Даже небольшие отклонения в размерах зачастую приводят к невозможности сборки изделия.

Техника складывая бумаги

Отрабатывая технику складывания различных элементов изделий оригами, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически “острыми” и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. В противном случае при наложении

сгибов друг на друга в последующих операциях происходит смещение элементов и невозможно создать красивое, аккуратное изделие. Поэтому после выполнения каждого отдельного этапа работы нужно проверять “остроту” всех сгибов.

При отработке сгибов для получения головы, клюва, лапы, хвоста следует обратить внимание, на часть какого животного или птицы похоже то, что получилось во время складывания. Важно знать особенности их строения в жизни, понять возможности стилизации. Это поможет выполнять изделия по схемам, а также совершенствовать их и разрабатывать собственные модели.

При отработке техники складывания симметричных сгибов (выполнение ног, клюва, элементов цветов) не следует сгибаемые стороны плотно состыковывать друг с другом, так как при последующих операциях они могут налезать друг на друга и портить внешний вид изделия. При грубых ошибках такого рода изделие сложить иногда просто невозможно.

Материалы

Слово «оригами» переводится с японского как «сложенная бумага». Новички, которые впервые сталкиваются с этим искусством, обычно придают больше значения первой составляющей этого слова. Увлекаясь самим процессом складывания, они забывают о том, что для достижения художественного эффекта необходимо для каждой работы подобрать

наиболее подходящую для нее бумагу. Это может быть и полупрозрачная калька, и толстый картон. Все зависит от поставленных задач.

В Японии существуют десятки разновидностей бумаги, каждая из которых имеет свое название. В качестве примеров можно привести

лишь некоторые из них: Газенси - бумага для каллиграфии и рисунков тушью, которую импортировали из Китая в период Эдо (1603—1867). Данси — так называемая «песчано-древесная» бумага, которую начали производить еще в период Нара (710—794) и производят до сих пор для упаковки ценных подарков.


Хотя большинство моделей оригами можно складывать практически из любой бумаги, существуют и такие, которые предъявляют к бумаге особые требования. Как правило, эти требования связаны либо с эстетичностью вида будущей модели, для чего потребуется бумага определенного цвета, либо с техническими особенностями, требующими бумагу определенной толщины или факторы. Нужно заметить, что число моделей, предъявляющих особые требования к материалу, невелико. Впрочем, присмотревшись тщательно, вы непременно обнаружите, что нас окружает несметное число бумажных листов различных цветов, размеров, веса и толщины. Посмотрите, сколько разных типов бумаги предлагается нам в любом магазине канцелярских товаров. А сколько оберточной и другой бумаги в прочих магазинах? А сколько различной бумаги просто лежит у нас в доме — буквально на каждом шагу? Давайте поближе познакомимся с некоторыми сортами и разновидностями бумаги, которая может пригодиться нам для оригами.

 

Специальная бумага для оригами
Эта предварительно нарезанная квадратами бумага различных цветов и размеров, с различными рисунками выпускается специально для изготовления из нее моделей оригами. Найти такую бумагу в ближайшем магазине крайне сложно, если не сказать — невозможно. Реальнее всего можно получить такую специальную бумагу через общество любителей оригами, отделения которого есть сейчас практически во всех крупных городах Европы и Америки. Именно туда вы и должны обратиться со своим заказом. Специальная бумага для оригами очень тонка, но при этом и очень прочна, что делает ее идеальным поделочным материалом для оригами. Правда, учиться складывать модели рекомендуется на другой, более дешевой бумаге.

Двусторонняя бумага(рис 1.)
Лист такой бумаги окрашен с каждой из сторон в различные цвета. Такая бумага очень ценится среди любителей оригами, поскольку модели, сделанные из двусторонней бумаги, всегда выглядят нарядными и красочными. Раньше такая бумага продавалась в стандартных пачках, но теперь можно купить двустороннюю бумагу любого размера, включая рулоны. Советую вам поискать также сорт, который называется «двусторонняя тонированная бумага» и который продается в качестве поделочного материала.

(рис.1)                                           ( рис.2)                                    (рис.3)

Тисненая бумага (рис.2)
Разновидностей этой бумаги существует не меньше, чем разновидностей бумага цветной или двусторонней. Этот сорт отличается тем, что поверхность бумаги у него не гладкая, а тисненая, или, как еще говорят, имеющая текстуру. Такая бумага особенно хороша для изготовления фигурок животных и других живых существ, поскольку тисненая поверхность придает им реализм. Что же касается влажного складывания, то для этой цели идеально подходит тисненая бумага сортов «слоновая кость», чертежная и «ватерколор», предназначенная для художников, рисующих акварелью.

Металлизированная бумага, фольга, целлофан и слюда(рис.3)
Работать со всеми перечисленными материалами очень сложно, однако результат, если его удается добиться, с лихвой оправдывает затраченное время Самым распространенным среди этих материалов является фольга, и с ней же удобнее всего работать, поскольку она хорошо складывается и держит складку. Однако при работе и с ней, и особенно с другими упомянутыми материалами, нужно проявлять особую осторожность, поскольку все они состоят из пластика, который имеет свойство ломаться на сгибах. Особенно часто эта опасность будет подстерегать вас тогда, когда вам нужно будет сделать обратную складку. В этом случае модель может не только треснуть, но и вообще рассыпаться.

Уоши и другие сорта бумаги ручной работы

В большом специализированном магазине канцелярских принадлежностей вам, возможно, удастся купить мягкую, волокнистую японскую бумагу уоши. Эта бумага, как и ряд других сортов, сделанных вручную, отличается тем, что складки на такой бумаге выглядят более мягкими, и эта мягкость сохраняется в законченных моделях, отчего фигурки людей и животных выглядят не слишком угловатыми.

Бумага с узором
В такую бумагу, как правило, завертывают подарки, купленные в магазине. Такая бумага достаточно прочна и легка и украшена узорами или ярким повторяющимся рисунком. Кроме оберточной бумаги, можно внимательнее присмотреться и к таким узорчатым сортам, как партитурная или клавирная бумага для музыкантов, обойная бумага или оберточная бумага с абстрактным рисунком, в котором причудливо сочетаются золотистый, черный и серебряный цвета. Такую бумагу чаще всего можно встретить в магазине подарков или больших фирменных супермаркетах.

Подручные материалы
Прежде, чем приступить к поискам дорогих и редких сортов бумаги, проведите «домашнее расследование», и вы обнаружите настоящие залежи материала, пригодного для изготовления моделей оригами, буквально у себя под рукой. В дело могут пойти и исписанные листы бумаги, и салфетки, и тонкие картонные коробки из-под чая, и старые банкноты (оставшиеся, например, после последней поездки за рубеж), старые журналы и газеты. Еще раз повторю: модели оригами можно складывать буквально из любого доступного вам материала.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 297; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!