Политико-правовые учения Древней Индии (Веды, Законы Ману, Дхаммапада, Артхашастра).
История политических и правовых учений как наука.
2. Политико-правовые учения Древней Индии (Веды, Законы Ману, Дхаммапада, Артхашастра).
3. Политико-правовые учения Древнего Китая (Лао-цзы, Кун-цзы).
4. «Книга правителя области Шан» как источник легизма.
5. Модель идеального государства Платона («Государство», «Законы»).
6. Учение Аристотеля о государстве и праве («Политика»).
7. Учение Цицерона о государстве и праве.
8. Политические и правовые учения раннего христианства. Августин.
9. Политические учения средневековой Западной Европы. Аквинат.
10. Политическая теория Н. Макиавелли («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь»).
11. Правила политического искусства Н. Макиавелли («Государь»).
12. Учение Ж. Бодена о суверенитете.
13. Политико-правовые учения европейского раннего социализма (ХVI-ХVII вв.)
14. Учение Г. Гроция о войне и мире.
15. Политическое учение Б. Спинозы.
16. Политико-правовая теория Т. Гоббса («Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»).
17. Учение Дж. Локка о государстве и праве («Два трактата о правлении»).
18. Теория разделения властей Ш.Л. Монтескьё («О духе законов»).
19. Учение Ж.Ж. Руссо о народном суверенитете («Об общественном договоре, или принципы политического права», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми»).
20. Учение Дж. Мэдисона о демократии.
|
|
21. Политические и правовые взгляды Т. Джефферсона.
22. Теория правового государства И. Канта.
23. Условия вечного мира И. Канта («К вечному миру»).
24. Учение Гегеля о государстве («Философия права»).
25. Теория гражданского общества Гегеля («Философия права»).
26. Достоинства и недостатки демократии в работе А. Токвиля «Демократия в Америке».
27. Английский либерализм ХIХ века (И. Бентам, Дж. Ст. Милль).
28. Политико-правовые взгляды идеологов социализма ХIХ века (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
29. Государство и право как надстроечные явления в марксизме.
30. Политико-правовое учение Ф. Ницше.
31. Теория политической элиты Г. Моска и В. Парето.
32. Развитие русской политико-правовой мысли в ХI-ХIV вв.
33. Политические учения в России в ХV-ХVII вв.(Филофей, И. Пересветов,
А. Курбский).
34. Политико-правовые учения в России в ХVII в. (С. Полоцкий, Ю. Крижанич).
35. Политико-правовые учения в России ХVIII в. (В. Татищев, М. Щербатов,
А. Радищев).
36. Политические идеи Н. Карамзина.
37. Политическая программа декабристов.
38. Политико-правовые взгляды М. Бакунина.
39. Политико-правовая теория И. Ильина.
40. Политическая теория большевизма.
История политических и правовых учений как наука.
|
|
Предмет истории политических и правовых учений – особенности развития представлений о государстве, его структуре, правовых нормах и т. д. Эти представления определяли трансформацию как политических и правовых институтов, так и общества в целом, а также они оказывались теоретическим фундаментом для социальной практики.
История политических и правовых учений является общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право в интерпретации различных ученых,
Юридической наукой, рассматривающей идеи о государственной и правовой стороне общественной жизни, исторической наукой, которая составляет часть общеисторической науки и изучает эволюцию государственно-правовых доктрин с момента их возникновения до полного развития (или упадка) в определенных временных или пространственных пределах, Общетеоретической наукой, поскольку, наряду с теорией государства и права, выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.
История политических и правовых учений несет в себе ряд важных функций: образовательную, мировоззренческую, гуманитарную и т. д.
Данная дисциплина затрагивает проблемы политики и права, а также широкий ряд других вопросов. Это определено междисциплинарным характером проблем истории политических и правовых учений. Предмет истории политических и правовых учений составляет исторический генезис оформленных в виде целостных учений представлений о политике, праве и государстве.
|
|
Любое политико-правовое учение содержит в себе составные части:
1) теоретическую (это может быть также философская, как, например, у Платона, или религиозная, как у Конфуция). Теоретическое основание сильно зависит от форм общественного сознания, наличествующих в обществе. Так, в средневековой Европе политико-правовые учения носили ярко выраженный теологический характер. Ведь само мировоззрение людей той эпохи было освящено религией;
2) категориальный аппарат – категории и понятия:
а) общепринятые;
б) новые, введенные данным политико-правовым учением, и собственно способы и методы решения проблем на теоретическом уровне;
3) политико-правовую программу, касающуюся желательного устройства анализируемых сфер общества, отражающую видение целей и задач государства и права и интересы социальных групп общества. Теоретическая часть политических и правовых учений наиболее обширна. Это обусловлено потребностью тщательного обоснования значимости определенных проблем и их теоретического анализа. Существенная черта любого политико-правового учения – зависимость от структуры конкретного государства, от специфики его правовой системы. Трансформация последних порождает и концептуальные изменения в учениях о политике и праве.
|
|
Политико-правовые доктрины являются продуктом сознательной интеллектуальной деятельности. Они – результат определенных мировоззренческих установок того или иного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях.
Политико-правовые учения выполняют очень важные социальные функции. Они способствуют идеологической самоидентификации социальных групп, осознанию ими своих интересов и механизмов их реализации, реально влияют на трансформацию политических и правовых институтов в обществе.
Политико-правовые учения представляют историю человеческой мысли, попытки людей преобразовать существующие социальные институты. История политических и правовых учений не просто череда определенных идей, концептов или ученых трудов. Это преемственное и последовательное развитие теоретических представлений.
Содержанием политико-правовой доктрины являются ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине.
Со временем сложился традиционный круг вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения. К ним относятся вопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом, с личностью, с отношениями собственности, проблемы форм государства, его задач, методов политической деятельности, связи государства и права, основных принципов и форм (источников) права, проблема прав личности и др.
Политико-правовые учения Древней Индии (Веды, Законы Ману, Дхаммапада, Артхашастра).
Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в Древней Индии. С этим связано и то доминирующее положение, которое на протяжении многих веков занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни древнеиндийского общества. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников II тысячелетия до н. э., именуемых в целом Ведами. В Ведах говорится о делении общества на четыре варны (сословия), которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа). Мировой закон (рта) согласно такой мифологически-органической концепции определяет конституцию (строение) общества, место, роль и положение (в том числе и правовое положение) различных варн (сословий), а следовательно, права и обязанности также и членов этих варн.
Брахманизм получает свое дальнейшее развитие и конкретизацию в другом памятнике древнеиндийской мысли – в Упанишадах, возникновение которых относится к IX–VI вв. до н. э.
Все варны и их члены должны согласно Ведам и Упанишадам следовать божественно предустановленной для них дхарме (дхамме) – закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Причем господствующее положение брахманов в обществе и государстве предопределяло также и руководящее значение брахманистских толкований социального и политико-правового смысла дхармы применительно к членам различных варн.
Идеологией брахманизма пронизаны многочисленные дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники, которые составлялись различными брах-манистскими школами.
Примерно ко II в. до н. э. относится письменное оформление на основе более древних источников известного политико-правового памятника – «Законов Ману». В «Законах Ману» воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенстве и т. д. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы. Примечательно, что при всем своем высоком и даже божественном статусе царь, по «Законам Ману», должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям.
С критикой ряда основных положений Вед, Упани-шад и брахманистской идеологии в целом в VI в. до н. э. выступил Сиддхартха, прозванный Буддой (Просветленным). Он отвергает мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие согласно Будде зависят от собственных усилий людей.
С позиций признания нравственно-духовного равенства всех людей Будда и его последователи подвергли критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства.
Традиционно-теологическому брахманистскому толкованию дхармы (дхаммы) буддизм противопоставил свой, во многом рационалистический подход к этому ключевому понятию тогдашней политико-правовой мысли и идеологии в целом. В интерпретации буддистов дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон. Уже в начале своего зарождения многие идеи буддизма имели актуальное социально-политическое значение и звучание. С ростом числа сторонников буддизма и укреплением их позиций это значение все более усиливалось. Постепенно идеи буддизма стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 1806; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!