Часть вторая Феодальное государство и право 10 страница



В наказании видели главным образом страдание, мучение. Страх перед мучением - главное, что должны внушать человеку закон и суд. В этом - путь к справедливости. Эсхил в трагедии "Агамемнон" пишет: "Страданьем учит нас правды суд по божьи жить". Определение наказания зависело от тяжести преступления, а также таких характеристик участия в преступном деянии, как покушение, приготовление, подстрекательство, соучастие. Афинскому уголовному праву хорошо известно понятие смягчающих вину обстоятельств. Все это было показателем относительно высокой юридической культуры, немыслимой без тех успехов, которых достигли в Афинах философия, искусство, науки. В известном деле Ореста, убившего из мести мать, хор, непременный участник древнегреческой трагедии, упрекает Аполлона в том, что это он подстрекал сына убить мать: "Единый ты преступник". 4. Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Обвинитель и обвиняемый могли давать показания, требовать допроса свидетелей, представлять вещественные доказательства. Показания запечатывались в специальный сосуд и в таком виде представлялись в суд. Основным элементом судебного следствия были речи сторон. Стороны обычно требовали прочтения показаний, данных на предварительном следствии, или оглашения соответствующего закона. "Прочти показания такого-то", "Прочти закон", - говорили они секретарю суда. Составить судебную речь было непросто. Адвокатуры в нашем понимании не было. Следовало даже скрывать помощь квалифицированного лица. Однако она была неизбежной. Написанную кем-либо речь заучивали наизусть. Требовалось, чтобы она была лишена ненужных украшений, насыщена фактами, а главное - логическими заключениями. Считалось признаком правоты и искренности закончить речь до истечения регламента, предоставив оставшееся время противнику. Свои показания стороны давали под присягой. Судьи-присяжные выслушивали доводы сторон и свидетелей. Председательствующий делал заключение и напутствовал судей. Присяжные могли принять любое решение. Так, в случае с Орестом они избирают оправдание, хотя самый факт преступления никем не отрицался. Их убеждение, свободное от посторонних влияний, должно было основываться на "испытании улик", на доказательствах. При этом они могли входить в оценку качества самих показаний. Не исключено, что при неясности дела сомнение толковалось в пользу обвиняемого. Об этом свидетельствует так называемая Гортинская правда (составлена на О.Крит в V в. до н.э.), сохранившая сведения о правовых институтах, присущих всему греческому миру той эпохи. Так, в случае спора о рабе предписывается судьям: "Если же один будет спорить, что это свободный, а другой, что это раб, тогда пусть будет преимущество за тем, кто будет утверждать, что это свободный". Вначале решался вопрос о виновности лица ("виновен" -"невиновен"). Если вердикт присяжных был обвинительным, приступали к определению меры наказания. Голосование было тайным. При равном счете голос председательствующего давал перевес. Особой торжественностью отличался процесс в ареопаге. Здесь все дышало стариной. Судили ночью, чтобы судьи не видели лиц (недаром богиню правосудия Фемиду изображали с завязанными глазами). Присягали на освященных внутренностях животных. Камень, на котором стоял обвинитель, назывался камнем непрощения, камень обвиняемого - камнем обиды. Приговор постановлялся на третий день. До его обнародования обвиняемый мог избавить себя от наказания, добровольно покинув Афины. В середине V века до н. э. соперничество Афин и Спарты привело к войне, захватившей жизнь целого поколения (Пелопоннесская война). В 404 году Афины вынуждены были поит-1 на заключение унизительного мира, одним из условий которого было уничтожение демократического строя. Наступил период террористической диктатуры (тирания "тридцати"). Падение демократии в Афинах имело катастрофическое значение для всех других греческих полисов с демократической формой правления. В конце концов демократия была восстановлена в Афинах. Восстановлен был и Афинский морской союз (но уже на основе равенства). Тем не менее Афины лишились былого величия, переживают глубокий экономический и политический кризис. В 338 году до н. э. Афины, примкнув к антимакедонской коалиции, были разбиты (при Херонее) и волей-неволей вынуждены были признать гегемонию Македонии. В 86 г. до н.э. Афины были взяты штурмом римскими легионами под командованием Суллы и в конце концов вместе с остальной Грецией вошли в состав римской провинции Ахайя. При всем том Афины еще долго сохраняют значение главного культурного центра для всей Римской империи. Глубокий кризис коснулся и Спарты. Вскоре после Пелопоннесской войны приходит конец ее прежнему социальному устройству, основанному на равенстве имуществ. Через одно-два столетия почти вся земля Спарты, а вместе с ней и управление государством оказываются в руках нескольких фамилий. В 338 году до н. э., как уже говорилось, Македония захватывает Грецию. Спарта сохраняет еще некоторое время независимое положение. Наконец во II веке до н. э. она так же, как и весь остальной греческий мир, становится провинцией могущественной Римской державы.      Глава третья Древний Рим А. Римская рабовладельческая республика 1. История Древнего Рима восходит к VII или началу VI века до н. э. Население города составили две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и их антагонисты - плебеи. Первые были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию (то же самое, что греки называли фратрией).   Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиссии). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от "сенекс" - старый, старейшина). Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, а всего насчитывают семь рексов (так называемый царский период истории Рима). Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только, что' они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей. Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках: гордый своим происхождением патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы. Когда с течением времени земельный фонд Рима, состоявший в прилегающей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения) и Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам. Самой первой среди них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. По своим основным принципам реформа Сервия Туллия обнаруживает полнейшую параллель с реформой Солона в Афинах. Время ее осуществления не поддается точной датировке. Скорее всего это VI век до н. э. Римским племенам и родам, реликтам ушедшего в прошлое родового строя, пришлось потесниться. Подобно афинскому демосу, плебейский элемент был допущен в народное собрание, сделался частью "римского народа". Вместе с тем было произведено деление граждан на пять имущественных разрядов. К первому разряду были отнесены патриции и плебеи, имущество которых оценивалось в 100 тысяч ассов (асе - мелкая римская монета); ко второму разряду - в 75 тысяч ассов, к третьему - в 50 тысяч ассов и т. д. В особый разряд были выделены так называемые всадники. Стоимость их имущества превышала 100 тысяч ассов (18 центурий). Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц - центурий (сотен): первый разряд - 80, второй, третий и четвертый - по 20, пятый - 30. Одну единственную центурию составили граждане, которые не имели имущества. Их называли пролетариями (от римского "пролес" - потомство: те, у которых нет ничего, кроме детей). В народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям. Каждая из них имела один голос. Разряды поделили на неравное число центурий. Всадники и самые богатые имели 98 центурий (18+80) из 193, то есть располагали абсолютным большинством. Если эти центурии выступали совместно, мнение остальных не имело значение. Голосование прекращалось, как только солидарно .высказывались первые 98 центурий. Во всем этом виден тонкий политический расчет, великолепное понимание действительных целей создающейся государственной организации. Город был разбит на четыре территориальных округа -трибы. Каждая триба имела некоторые политические права и самоуправление. Старые роды и курии потеряли прежнее значение. Вместе с ними уходил в прошлое первобытнообщинный строй. Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям. Спор между богатством и знатностью происхождения окончился в пользу богатства. Но до уравнения с патрициями было еще далеко. Потребовалось, по крайней мере, два столетия, чтобы допустить плебеев к завоеванной земле, к замещению должностей, к выработке законов, к браку с патрициями и патрицианками. Заслуживает особого упоминания так называемый Лициниев закон, который предоставил плебеям право на Италийскую землю. Был установлен максимальный размер частного землевладения - 500 югеров (125 га). Так, не скоро и цепляясь за прошлое, сходит со сцены родовой строй и возникает разумно устроенное государство. 2. Завоевание значительной части Италии много способствовало изживанию родового строя. Массы рабов попадают на римский рынок, распределяются по жребию. Рабовладение принимает классические формы. Краеугольным камнем неписаной римской конституции становится правило: люди не равны друг другу. Рабы не люди, а вещи. Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. Другие случаи, например усыновление чужеземца, отпущение раба на волю, пожалование гражданства за заслуги и пр., были первоначально явлением редким. По достижении совершеннолетия римский юноша приводился отцом на форум (площадь в Риме, где совершался суд и многие другие официальные действия) и записывался в соответствующую трибу. С этого момента гражданин становился политически полноправным. Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступление, а также вследствие ссылки или изгнания. Политическое полноправие не означало еще полноправия "гражданского", то есть права распоряжения имуществом. Пока был жив отец - и сын, по традиции, находился под его властью (то есть в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Согласно римским законам, женщины "вследствие присущего им легкомыслия" не могли совершать сделок с вещами и деньгами, а тем более участвовать в политической жизни. Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города - с того легендарного дня, когда вмешательство женщин прекратило пагубную битву римлян и сабинян, позволив двум соседним общинам слиться воедино. По сравнению с афинской женщиной женщина в Риме находилась в гораздо лучшем положении. Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог замещать выборных должностей и вследствие питаемого к нему недоверия служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы. По отношению к своему бывшему господину вольноотпущенник становился клиентом, обязанным лицом. Обязанности эти заключались в особом уважении, материальной помощи и т. п. По мере того как Рим из незначительного поселка превращался в столицу огромной территории, состав его населения стал пополняться иностранцами. Многие приезжали сюда для ведения торговых дел и здесь оставались. Называли их перегринами. В своих отношениях, а тем более в своих спорах с римлянами перегрины претендовали на то, чтобы учитывались право и обычаи их собственной страны. Соответственно с тем во всех спорах, в которых так или иначе выступает перегрин, участвует перегринский претор. В результате этого в пределах одного и того же города возникают и обособляются две несхожие системы права: одна для римских граждан, другая для перегринов - право квиритское и право перегринское.                              '" Перегринское право стало называться со временем "правом народов" - "jus gentium". Было бы ошибкой видеть в нем международное право. Это тоже римское право. Но только предназначенное для особого круга имущественных правоотношений. Активным творцом jus gentium был особый чиновник, то есть уже упомянутый выше перегринский претор (с 242 г. до н. э.). Начиная с IV-Ш веков до н. э. основным работником в Риме становится раб. Труд его широко проникает в земледелие и ремесло. Рабов много, и каждая новая война пополняет их число. Но чем большим становилось их значение, тем все более бесправным и страшным становилось их положение. По официальной теории, человек умирает в рабе. Возникает "говорящее орудие", вещь. Соответственно этому раб не имеет ни семьи, ни собственности. Дети, прижитые им от рабыни, принадлежат господину - они его рабы. Все, что ни приобретает раб -работой, находкой, дарением, - точно так же собственность хозяина. В случае совершения рабом правонарушения господин либо уплачивал определенную сумму денег (в возмещение вреда), либо выдавал раба потерпевшему. В свою очередь всякий ущерб, причиненный рабу, давал хозяину право требовать возмещения убытков. Как и в Афинах, допрос раба производился только под пыткой. Если случалось, что раб умирал при этом, господин мог требовать возмещения от того, кто требовал допроса. Господину не воспрещалось убийство раба. Закон относился к этому так же, как к убийству животного. И во всем остальном, как скажет известный римский юрист Гай, закон "приравнивает к нашим рабам тех четвероногих, которые считаются домашним скотом". Самым ужасным было положение рабов, отданных в рудники. Здесь царила массовая смертность от изнурительной работы, побоев, болезней. 3. В конце VI века до н. э. последний римский реке был устранен, и на его место стали выбирать двух консулов. С этого времени начинается история Римской республики, просуществовавшей около 500 лет. Главным органом власти римской республики был сенат развившийся из совета старейшин 'римского 'союза племен. По числу родов сенаторов было первоначально 300 человек. Назначали их особо уполномоченные лица, избранные народным собранием, - цензоры. Для большинства сенаторов назначение было практически пожизненным. Требовалось, чтобы сенатор происходил из родовитой семьи, был богат, занимал перед тем какой-нибудь важный пост. Всякий вопрос, предложенный на решение центурий, обсуждался предварительно в сенате. Это правило распространялось на все случаи замещения важных должностей. По традиции, сенат подчинялся решениям народного собрания. Если же он находил, что решения народного собрания "не соответствуют интересам Рима", он объявлял их недействительными или предлагал должностным лицам, ответственным за эти решения, отказаться от своих должностей. Не имея прямой законодательной власти, сенат присвоил себе право толкования законов. По этому поводу известный французский мыслитель XVIII века Кондорсэ пишет: "Сенат, эксплуатировавший уважение народа к старым учреждениям, скоро понял, что привилегия толковать законы почти равносильна праву создавать новые, и он пополнился юристами". Кондорсэ справедливо замечает, что юриспруденция является единственной новой наукой, которой мы обязаны римлянам, и возникновение этой науки связано с правом толкования закона'. В особых случаях сенат имел право прибегнуть к временной военной диктатуре. По его решению один из консулов назначал диктатора. После этого все должностные лица республики переходили в подчинение последнего. Диктатор опирался на военную силу. Он не нес ответственности за свои действия. Максимальный срок его полномочий - 6 месяцев. В ведении сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; внешние сношения; военное дело, включая назначение командующих, и т.п. От него зависело назначение на почетную и доходную должность в провинцию, в завоеванную страну. Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования. По той роли, которую играл сенат, и по тому, из кого он состоял, римскую республику называют аристоклатической. И это соответствует действительности. Но тем самым по форме правления римская республика отличается от демократической афинской. Объясняется это главным образом экономической отсталостью раннереспубликанского Рима, низким уровнем его ремесленного производства, его торговли. Вплоть до Ш века до н. э. Рим был по преимуществу земледельческой общиной. Соответственно этому политическое господство принадлежало земельной аристократии. Ее усилению способствовали благоприятные обстоятельства, в особенности войны. Аристократическая по своей сущности, римская республика сохраняла, однако, многие важные институты народовластия и прежде всего народные собрания. С течением времени к ним прибавился народный трибунат (см. ниже), служивший целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти. Срочность полномочий должностных лиц республики, их подотчетность народному собранию, коллегиальное устройство учреждений точно так же указывают на демократические формы, сохранявшиеся, несмотря на господствующее положение сената. В этой же связи нельзя не отметить право народного собрания пересматривать приговоры и соответственно с тем право граждан обращаться в народное собрание с просьбами о защите. В соответствии с реформой Сервия Туллия в Древнем Риме существовало два вида народных собраний - центуриатные и трибутные. Первые считались главными. Собрания созывались по приказу консула, претора, трибуна. Начинались собрания с религиозных обрядов. Затем следовали чтение законопроекта и голосование. Председательствующий мог в любое время распустить собрание. Оно автоматически расходилось при некоторых неблагоприятных знамениях (буря, эпилептический припадок и пр.). Число центурий с течением времени было увеличено, и в III веке до н. э. их было уже 373. Объясняется это главным образом приростом населения (центурии были одновременно и военными единицами). Происходит и некоторая демократизация центуриатного собрания. Каждый разряд населения получает по 70 центурий. Центуриатные собрания утверждали законы и избирали всех основных начальников - магистратов - республики: консулов, преторов, цензоров и др. Резко возросло и количество триб. Вместо четырех их стало 35. На трибутных собраниях избирали плебейских трибунов, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела. В общем собрании триб каждая из них имела один голос. Решения трибутных собраний получили название плебисцитов.

Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!