Билет 5.Натурфилософия направления, представители



Билет №1.Философия истории: проблемы, предмет, задачи, содержание курса.Философия истории возникла в 18 веке во Франции. Вольтер 1765г «Философия истории». Ф/И – теоретическое осмысление истории человечества, логическое рассмотрение исторического процесса в целом, очищенного от конкретного многообразия. Предмет Ф/И – исторический процесс в целом, в его общих и универсальных чертах (историч сознания, мысль, воображение). Задачи:– исследование того, как развивалась человеческая история, на какие она делится эпохи, цивилизации, культуры, выявление ее общей схемы;анализ общей формы протекания истории, указывающий на характер отношений между прошлым, настоящим и будущим (к этой теме относятся теории, согласно которым история имеет форму прямой линии, в силу чего времена не могут повторять друг друга, или форму круга, не несущего с собой никакой принципиальной новизны, или форму спирали, сочетающей линейное и кругообразное движение, или форму колебаний между некоторыми достаточно устойчивыми полюсами, и т. д.); изучение главных факторов исторической эволюции (предопределенность истории волей бога, историческими законами, детерминация ее системой ценностей, взаимодействием материальной и духовной культуры и т. д.);исследование смысла истории, ее направления и ее целей, если предполагается, что такие смысл, направление и цели существуют; изучение процесса постепенного формирования единого человечества и, соответственно, мировой истории; предсказание общих линий или тенденций будущего развития;анализ предмета науки истории и выявление тех факторов, которые связывают многообразные исторические дисциплины (политическая история, экономическая история, история культуры, история религии, история искусства и т. д.) в определенное единство. Основные проблемы:место человека в мироздании, единство и многообразие истории, смысл и направленность и конфигурации истории, человек и история, проблема периодизации, историческое пространство и время. Содержание курса: 1) основные проблемы, 2) становление и развитие ф/и. Постмодерн: К.Поппер «Нищетаисторицзма»его философскую концепцию обычно квалифицируют как «критический рационализм». Основная его идея состояла в следующем:знание, претендующее на статус научного должно быть в принципе опровержимо (фальсифицируемо). Критический дух — это внутренняя движущая пружина развития науч-ного знания, устранения ошибочных допущений и неточностей, приближения ктому, что можно назвать «истиной». Смысл истории: в центревнимания Поппера — текущая деятельность человеческого индивида. Только сам человек в процессе деятельности вправе определять, обосновывать или критически изменять ее смысл, переопределяя вместе с тем свое отношение к смыслу истории.                                                                                                                                                                      Билет №2. Единство и многообразие истории. Одни (Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби и др.) абсолютизировали многообразие и отвергали единство, другие (Кондорсе, Гегель, Маркс, Ясперс и др.) исходили из единства и многообразия исторического процесса. Единство:В основе единства мировой истории лежит прежде всего материальный фактор(всем необходимо производить материальные ценности, средства к существов.На земле можно обнаружить общие религиозные' представления, формы мышления и т.д., Единство истории, проявляется также во времени и пространстве. В ходе истории растет общение между различными племенами. Они объединяются в народы, народы — в группы народов, страны — в континенты. В истории известны великие империи, занимавшие огромные пространства и объединявшие многие народы. Затем они распадались, и на их обломках возникали новые империи. Многообразие: нацелена разными народами. Разные природно-климатич. Условия, социальные условия жизни( разные типы государства, политич режимы), независимость историч.уровн.развития(темп развития), религиозные(ценности, религия), культурно-духовное многообразие(ментальность, ценности. Вывод: мир един, но и многообразен, типичен, уникален.ФрэнсисФукуяма: конец истории. Заявил, что итогом исторического развития является система государственного управления в духе либеральной демократии, лучший пример которой - Европейский союз. Вместе с тем конец истории, по Фукуяме, - это ещё не конец событий, так как возможны откаты от найденной совершенной формы правления. Основным предметом анализа у Фукуямы стала эволюция социального капитала. Эволюцию технологий он воспринимает как угрозу, поскольку появление постлюдей приведёт к расколу общества, неравенству и кризису либеральной демократии. Эта книга в целом отражала ситуацию начала 1990-х и предсказывала тренд вплоть до сентября 2001 года. Историч наука субъективна. Во-первых, это наличие в обществе некого сознания, благоприятствующего либерализму, а также самого либерализма как универсальной идеологии, теоретическая истинность положений которого абсолютна, а их улучшение или совершенствование попросту невозможно. Во-вторых, «конец истории» — это широкое распространение в настоящий момент западной потребительской культуры и западной культуры в целом. В-третьих, этот процесс является частью неоспоримой победы экономического либерализма вообще и ведёт к ней как составной части «конца истории». В-четвёртых, победа экономического либерализма обусловливает и победу либерализма политического: «Политический либерализм идёт вслед за либерализмом экономическим — медленнее, чем многие надеялись, однако, по-видимому, неотвратимо». В-пятых, «конец истории» — это победа капитализма. Э. Гидденс, раскрывая сущность идей Фукуямы, пишет: «Фукуяма утверждает, что идеологические битвы прошлых времён окончены. Конец истории — это конец альтернатив. Капитализм победил в своей долгой битве с социализмом». В-шестых, «конец истории» означает перестройку всей системы международных отношений. В-седьмых, «конец истории» — это триумф Запада. Фукуяма рассматривает Запад как некую единую целостность. Он не видит между его странами каких-либо существенных различий, идеологических, политических и даже социокультурных, а главное — не видит различий экономических интересов, существующей между ними экономической конкуренции, экономической борьбы, экономического конфликта. Если же видит, то не придаёт им значимости, возможно, считая их второстепенными, временными, случайными. В-восьмых, наступивший конец истории делит современный мир на две части. Одна из них будет принадлежать истории, другая — пост-истории, они будут иметь совершенно разные социальные качества, характеристики и особенности. Собственно, и всю эволюцию человечества можно также разделить на два временных периода: собственно историю и пост-историю. Билет №3.Направленность «конфигурации истории». Основные теории.1) история в одном направлении(марксисты,)- однолинейное, прогрессивное развитие.                                                                            2). Спиралевидное направление.                                                                                                                                                                                   3) теория цикличности( Кондратьев, П.Сорокин),                                                                                                                                                         4)волновая теория(Тоффлер),                                                                                                                                                                            5) теория историч круговорота(Ж.Б.Вико)- история всегда возвращается на исходном пути, замкнутый круг, нет начала и конца, история есть богочеловеческий процесс. 3 эпохи(век богов, героев, людей. Сейчас век людей-демократич эпоха. Неклассическая ф/и: причины, черты. Шеллинг, Шопенгауэр.Причины: механическая картина мира неработает, индустриальная эпоха дали иную восприятию мира, новую индустр цивилизацию; возникли сомнения возможностях разума, как единственного источника миропонимания истории, чистый разум не способен достичь многообразия историч мира, логикой понять невозможно; сомнения на универсальные законы истории; относительность знаний. Развитие капталистич производства. Сомнение разумной действительности. Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии.Другая ее общая черта плюрализм (множественность) концепций, идей, подходов, течений, своеобразная “разноголосица” среди философов. Смысл того, что происходит можно уяснить только в том случае, если слышать всех разом, а не по отдельности каждого из них. Неклассическая философия знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры. В этом состоит ее гуманистическое содержание. Появляется фрагментарность исторического знания. 2 направления: 1)рациональное теории(О.Конт, И.Кант, Герберт Спенсер, Ясперс, Шпенглер, Данилевский. 2) иррациональный(Нищце, Дильтей, Коллингвуд – духовность человека не изучается, а только постижается. Шеллинг:призвал изучать жизнь во всей ее полноте, философию и науку объединить. Адекватный способ постижения действительности и средства самореализации творческой личности. природа есть "абсолютное" — первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное;природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума; природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное.Шопенгауэр:убежден, что не разум правит миром, а слепая безрассудная и злая воля. Человеческий интеллект бессилен, полное отрешение от мира и наслаждение искусством – это единственный выход для человека от мирового зла. Признание приоритета художественной интуиции над научным познанием. Воле к жизни открывается ничтожество ее стремлений.                                                            Билет № 4.Место человека в мироздании. Гипотезы. Биосфера, ноосфера. Проблема антропогенеза. Есть различные теории: биологическая – Дарвин(основана на определении естественного отбора, который играет роль движущей силы эволюции),религиозная, космическая, трудовая теория, геологическая. Появление человека-500-800млн л.назад, причины:спутник, прилив. Отлив; солнечные системы звезды защитили от взрыва галактику. Позже появляется биосфера(Вернадский, Бюффон, Ламарк) в 1875г. биосфера – это совокупность всего живого(растит и животный мир). Ноосфера – Леруа, (появление разума на земле). 2-5млн л.н. расширение- антропогенез-социогенез-расогенез. Земля – дом человека. Связана с солнечной системой, природа мать человека. 4 формы общения человека и природы(1.Моральное – гуманность, защита меньшх братьев, 2. Медицинское(природа лечит человека, 3.производств- природа есть кладовая, база создания матер ресурсов.4.эстетическая-природа вдохновение, осозание прекрасного.                                                             Классическая ф/и: причины, черты.представители классиче философии пошли вслед за просветителями XVIII в., и прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума. концентрация внимания на гуманистических ценностях – свободе и достоинстве личности, гражданских правах и т.д. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. Немецкая классическая философия разрабатывает це-лостную концепцию диалектики.

Билет 5.Натурфилософия направления, представители

 

 

 

 

                                                                                                                                                                   

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!