Глава 1 Охрана и эвакуация памятников. Реставрационная деятельность на государственном уровне.



Деятельность Государственных органов власти по охране культурно-исторического наследия в 1941-1945 годах

 В сфере охраны объектов культурно-исторического наследия главной проблемой в период войны стало сохранение музейных коллекций. 24 июня 1941 г. СНК СССР и ЦК ВКП образовали чрезвычайные органы: Всесоюзный совет по эвакуации, бюро и комитеты по эвакуации в союзных республиках, оказавшихся в прифронтовой полосе, а также во всех народных комиссариатах. Спустя 3 дня появилось Постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». С запада на восток (Урал, Сибирь, Средняя Азия) в железнодорожных вагонах, на машинах и кораблях вывозились произведения искусства, бесценные творения великих мастеров. Оказавшись в глубоком тылу, искусствоведы быстро создавали специальные, охранявшиеся, как военные объекты, хранилища, делали все возможное, чтобы сохранить доверенные им сокровища.

Из Курска наиболее ценные экспонаты Областного краеведческого музея были отправлены в г. Сарапул Удмуртской АССР, другие были законы в землю сотрудниками на территории музея. Лучшие произведения живописи и графики Курской картинной галереи (120 картин и 196 гравюр) были эвакуированы в Уфу, куда выехал и директор галереи Каруклис. В Отделе по охране памятников архитектуры Курской области к июню 1941 г. на государственной охране находилось 29 памятников архитектуры.

Одной из задач творческих работников всех учреждений советского искусства стала помощь делу мобилизации граждан на войну против фашизма, содействие мероприятиям по повышению уровня производительности труда, укреплению дисциплины и организованности населения страны. Исходя из этих задач, была быстро перестроена деятельность всех учреждений культуры, подчинив её в полном объеме проблемам войны.

Все материальные ресурсы страны были перенаправлены в сферу обороны. Государство было не в состоянии финансировать искусство в прежних размерах. Сокращались затраты на строительство и капитальный ремонт зданий, не хватало материалов и оборудования. В условиях военного времени резко сократились штаты работников связи с призывом мужчин на фронт. Освободившихся сотрудников направляли на объекты промышленности и сельского хозяйства [2].

Культурное наследие в годы Великой Отечественной войны.

Война, развязанная фашистской Германией против СССР, при­вела к огромным жертвам и страданиям народа. Невосполнимый урон был нанесен культурным ценностям страны. Планомерному разграблению подвергались музеи, библиотеки, архивы. На окку­пированной территории были взорваны, сожжены, осквернены сотни и тысячи памятников истории и архитектуры. В приказе немецкого командования от 7 октября 1941 г. говорилось: «...для всех... городов должно действовать правило, что перед их занятием они должны быть превращены в развалины огнем и воздушными налетами.

24 июня 1941 г. был организован Совет по эвакуации, а 27 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О порядке вывоза и размещения людских ресурсов и ценного имущества», которое предусматривало и меры по спасению культурных ценностей. Только благодаря титаническим усилиям музейных работников миллионы бесценных экспонатов удалось эвакуировать в глубокий тыл. Так были спасены шедевры Эрмитажа, Петергофа, Павловска, коллекции новгородских музеев и сотни других собраний.

В начале 1941 г. из московских музеев было эвакуировано за Урал свыше 18 430 экспонатов, хранившихся в Оружейной па­лате, Алмазном фонде, Историческом музее, Музее изобразитель­ных искусств им. А. С. Пушкина, Третьяковской галерее. Предпри­нимались меры по спасению уникальных библиотечных собраний. Из библиотеки им. В. И. Ленина в тыл отправили 700 тыс. томов, из Исторической библиотеки— 100 тыс., из библиотеки МГУ —43 тыс. В Ленинграде из Эрмитажа вывезли около 1117 тыс. про­изведений искусства и исторических ценностей, 300 тыс. экспона­тов из Русского музея, 350 тыс. томов из библиотеки им. М. Е. Сал­тыкова-Щедрина (сейчас Российская национальная библиотека). «…»

В целом из западных областей РСФСР удалось эвакуировать 66 крупных музеев.

В 1942 г. с риском для жизни матросы и солдаты Севастополь­ского гарнизона спасали полотно панорамы «Оборона Севастопо­ля». Немецкая авиация вела прицельную бомбардировку этого уникального архитектурно-художественного памятника, созданного в начале XX в. основоположником русского панорамного искусст­ва Французем Рубо. В результате бомбежки в здании начался по­жар, спасти удалось только отдельные фрагменты живописного полотна, которые вывезли из города на лидере «Ташкент» под об­стрелом противника. Воссоздание панорамы заняло более 10 лет.

На временно оккупированной территории было разрушено или уничтожено около 3 тыс. памятников архитектуры, разграблено более 400 музеев, свыше 100 тыс. экспонатов вывезено в Герма­нию. В Ленинграде были разрушены полностью или частично свыше 187 архитектурных памятников XVIII—XIX вв., уничтожены дворцы и фонтаны Петергофа, дворцово-парковые ансамбли Пав­ловска, Царского Села (г. Пушкин), Гатчины и др. Всего в окрест­ностях Ленинграда захватчики разграбили и уничтожили 101 музей, 15 церквей, уничтожили 2 910 363 тома библиотечных собраний, вывезли 84 604 изделий из золота и серебра. Из 180 228 экспона­тов пригородных дворцов были уничтожены или вывезены в Гер­манию 116 346. В уникальном парке Павловска фашисты выруби­ли 70 тыс. деревьев.

В Новгороде погибли уникальные средневековые церкви Спаса на Нередице, Успения в селе Волотово, Спаса в селе Ковалево, пострадал Софийский собор, разрушен был памятник 1000-летию России. В Киеве оккупанты взорвали Успенский собор XI в., раз­рушили Подол; большой ущерб был нанесен Софийскому собору и его фрескам.

После освобождения временно оккупированных территорий было необходимо произвести обследование памятников. Первона­чально этим занималась Комиссия по охране и восстановлению памятников архитектуры, созданная в начале 1941 г. при Акаде­мии архитектуры. Понимая важность поставленных задач, СНК 26 апреля 1942 г. принял решение об учреждении Комиссии по уче­ту и охране памятников искусства при Всесоюзном комитете по де­лам искусств. Согласно положению от 7 июля 1942 .Комиссия стала «руководящим органом по учету и охране памятников архи­тектуры, скульптуры и монументальной живописи на террито­рии СССР». На период войны ее основными задачами были веде­ние учета разрушений и повреждений памятников искусства, организация мер по охране памятников в прифронтовой полосе и освобожденных районах, подготовка документации для проведе­ния реставрации разрушенных и поврежденных объектов. Работу комиссии возглавил И. Е. Грабарь.

В освобожденные районы стали выезжать бригады специали­стов, архитекторов, историков, реставраторов. На местах они проводили обследование разрушенных или поврежденных памят­ников истории, архитектуры, искусства, определяли возможности их восстановления или реставрации. Сотрудники выездных бри­гад производили обмеры, фотофиксацию сохранившихся объек­тов, разрабатывали рекомендации по первичной консервации руин.

В 1943 г. было создано Главное управление охраны памятни­ков в структуре Комитета по делам архитектуры при СНК. После окончания войны эта организация осуществляла руководство вос­становительными работами на исторических объектах.

До сих пор не восстановлены или не полностью восстановле­ны многие архитектурные памятники, пострадавшие в годы вой­ны, продолжается поиск и возвращение культурных ценностей, вы­везенных в Германию. Значительная часть похищенных сокровищ до настоящего времени так и не найдена.

Журнал «Советский музей» в 1939 г. опубликовал серию ста­тей и заметок, в которых призывал отметить мемориальными досками здании На места, связанные с событиями Великом Ок­тябрьской социалистической революции, установить памятники на братских могилах красноармейцев, павших в годы граждан­ской войны (на пути, например, похода Красной Армии ПО донским степям на г. Царицын), привести, наконец, в порядок такие места воинской славы русского народа, как Куликово поле1380 г.). Бородинское поле (1812 г.). Музейно-краеведческий отдел Наркомироса в октябре 1940 г издал инструктивное письмо, в котором предлагалось Наркомпроросам АССР, край либо облОНО. краеведческим музеям усилить пропаганду памятников истории и культуры. Они должны были разработать маршруты экскурсий по памятным местам крап, составить их описания в помощь туристско-экскурсионним ба­зам, пропагандировать памятники через музейные экспозиции. местную печать н радио, распространять опыт массовой работы с памятниками через журнал «Советский музей», привлекать советскую общественность (партийную, комсомольскую, проф­союзную) к их охране и пропаганде". это уже к вопросу о конкретных мероприятиях по отношению к памятникам.

Соответственно возобновилось выявление мест, связанных революционными событиями. В Ленинграде, например, в 1949 были учтены, отмечены памятниками и мемориальными доска­ми, включены в маршруты городских экскурсий здания, связан­ные е деятельностью В. II. Ленина, с подготовкой и проведе­нием Октября Краснодарский музей разработал туристический маршрут (выявил памятные места по пути похода Таманской армии в годы гражданской воины Памятник героям Волочаеи­скнх боев был установлен на сопке Июнь-Карань ).

 Изменена была централизо­ванная система государственной охраны. На основе господство­вавших и исторической науке вульгарно-социологических тенден­ций получило распространение нигилистическое отношение к памятникам истории культуры прошлых веков.

Это отступле­ние от ленинского принципа бережного отношения к культурно­му наследию привело к утрате ряда выдающихся памятников истории, архитектуры, искусства [1].

Эвакуация памятников.

Попытки советских исследователей изучить потери российских музеев в результате гитлеровской оккупации оказывались безуспешными из-за отсутствия материалов в открытой печати и явного нежелания власти «ворошить» их в государственных архивах.

    В феврале 1942 года музейщиков освобожденных территорий обязали «принять срочные меры к документированию разрушенных музеев для доклада правительству и для предъявления в будущем счета неприятелю...».

ЧГК, созданная для сбора данных, проверки и систематизации всех материалов о злодеяниях гитлеровских захватчиков и материальном ущербе, получила огромное количество документальных и вещественных доказательств. Частично эти сведения были предъявлены на Нюрнбергском процессе. Однако исчерпывающих данных о размерах ущерба, нанесенного российским музеям войной, обнаружить до сих не удается.

Позднее в научных публикациях появлялись данные о том, что в СССР было разрушено или полностью уничтожено около 3 тыс. памятников архитектуры, разграблено 427 музеев. Была названа и цифра вывезенных оккупантами за пределы страны наиболее ценных художественных и научных экспонатов —свыше 100 тысяч. В 1957 году в Министерстве культуры появилась информация, что 64 музея потеряли в войну свыше 783 000 экспонатов. Тогда же выяснилось, что ЧГК не включила в свой перечень утраты 12 крупных музеев.

Проведенные ЧГК исследования потерь культурных ценностей не являются полными и требуют серьезного научного изучения. ЧГК не учитывала, что многие музеи и другие учреждения культуры пострадали от авианалетов и артобстрелов, от перемещений, связанных с эвакуацией и реэвакуацией или необходимостью освободить площади хранения для других организаций. Имели место потери из-за отсутствия элементарных условий хранения.

Обнаруженные за последнее время архивные материалы позволяют более точно оценить масштабы потерь, в частности, учитывая допущенные государством просчеты при вывозе музейного имущества из районов, к которым подходила война.

В предвоенные годы Наркомпрос не имел планов эвакуации музейных ценностей на случай возникновения угрозы их гибели. Такие планы были лишь у некоторых музеев Ленинграда и области: рядом проходила государственная граница с Финляндией. Нападение гитлеровской Германии и стремительное развитие военных действий не позволили властям на местах принимать продуманные решения по эвакуации музеев в восточные районы страны.

Совет по эвакуации населения, предприятий, учреждений, военных и иных грузов и ценностей из районов «риска» был создан 24 июня 1941 года. При наркоматах и ведомствах начали действовать специальные бюро и комиссии по эвакуации. Непосредственное руководство эвакуацией было возложено на местные партийные и советские органы. В условиях военных действий эвакуация культурных ценностей проводилась в спешке, без должного материального обеспечения (не хватало тары, упаковочных материалов), при отсутствии необходимых транспортных средств. Только экспонаты Оружейной палаты Кремля, Русского музея и Эрмитажа вывозились по специальным правительственным решениям.

Коллекции Государственного Эрмитажа были отправлены из Ленинграда по планам, подготовленным задолго до начала войны. 1 июля 1941 года из Ленинграда в Свердловск отправился первый эшелон особого назначения. В 22-х вагонах находились 500 тысяч музейных ценностей — вся экспозиция и сокровища Особой кладовой Эрмитажа. За двадцать последующих дней сотрудники музея сумели отправить в Свердловск более70 тысяч экспонатов. Упаковку вещей 3-й очереди завершить не удалось — вражеские войска перерезали последнюю железнодорожную магистраль между Ленинградом и страной. Примерно по такой же схеме в сжатые сроки были эвакуированы сокровища Русского музея. В течение лета 1941 года благодаря усилиям музейщиков удалось отправить в Ульяновск фонды Центрального Военно-Морского музея, в Новосибирск Артиллерийского Исторического музея, в Горький Государственного музея этнографии, в Иркутск Музея революции РСФСР.

Ленинградские власти, не дождавшись рекомендаций из Москвы, обратились к руководству городов Сарапула и Горького с просьбой принять все, что можно было отправить из музеев Ленинграда и области. Музейные работники вплоть до середины сентября паковали экспонаты пригородных дворцов-музеев. Эвакуация была проведена в несколько этапов. Первые три очереди отправили по железной дороге в г. Горький (когда над Горьким стала появляться немецкая авиация, вещи дворцов-музеев Ленинграда перевезли в Новосибирск). Некоторые грузы перевезли в г. Сарапул.

Из-за нехватки упаковочного материала приходилось использовать свежее сено и солому. Вещи последней очереди пришлось вывозить в Ленинград на автомобилях и с попутными рейсами грузовых барж под непрерывным огнем противника.

Около 12 тысяч музейных предметов нашли приют за крепкими стенами Исаакиевского собора. Всего из пригородных дворцов-музеев было эвакуировано 40 765 самых ценных предметов. Весьма небольшая часть того, что имелось. Оставшиеся ценности были законсервированы и спрятаны на территории самих дворцов-музеев (крупногабаритная мебель, дворцовая и парковая скульптура). Отправку 3-й очереди музейных ценностей закончить не удалось: 30 августа вражеские войска перерезали последнюю железнодорожную магистраль между Ленинградом и страной.

Эвакуационные планы московских музеев сумели подготовить лишь в июле 1941 года, но не учли реальные потребности в транспортных средствах и площадях, на которых должны были разместить вывезенные ценности. К примеру, имущество Государственного Исторического музея предполагалось отправить в двух(!) железнодорожных вагонах. Неожиданно выяснилось, что намеченные в Москве эвакобазы в Кирове и Свердловске уже принимают музейные ценности из Новгорода, Пскова и Эрмитажа.

Отсутствие эвакопланов серьезно осложнило решение о вывозе музейных ценностей из регионов, находившихся в опасной близости от фронта. Наркомпрос рекомендовал все ценности разделить на три очереди. 1-я очередь — предметы, которые необходимо вывезти; 2-я очередь — эвакуация вещей, если есть возможность их вывезти, 3-я — ценности, оставляемые на местах.

15 августа 1941 года по инициативе Наркомпроса РСФСР в Москве приступили к созданию объединенного «Госхранилища № 2». Сотни ящиков с экспонатами стали поступать на Берсеневскую набережную в помещения церкви «Николы на Берсеневке». Предполагалось, что наиболее ценная часть музейных предметов из этих хранилищ позднее будет отправлена в глубь страны. Однако в октябре, когда в Москве создалось особо опасное положение, выяснилось, что музейные ценности из «Госхранилища № 2» не только не эвакуированы, но фактически брошены на произвол судьбы. Начальник хранилища самовольно покинул город. Руководители музеев обратились в Наркомпрос и Комитет по делам искусств с просьбой завершить эвакуацию ценностей, находящихся в «Госхранилище № 2». В декабре 1941 года четыре железнодорожных вагона с музейными предметами ушли в Омск. Ценности, оставшиеся в церкви «Николы на Берсеневке» были взяты под охрану.

Сокровища Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) были эвакуированы в июле 1941 года. Специальным поездом под усиленной охраной было отправлено 634 ящика с картинами, графикой и скульптурой русских мастеров. Вместе с имуществом ГТГ эвакуировались коллекции Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музея нового западного искусства, архив Музея им. М.И. Глинки и др. Картины и скульптуры, которые не удалось вывезти, до конца войны находились в Москве в здании галереи. Оставшиеся ценности Государственного Исторического музея хранились в его подвалах.

Эвакуация в тыл областных, городских и районных музеев проводилась на основании распоряжений местных уполномоченных Совета эвакуации. С большими трудностями и даже с риском для жизни под бомбежками и артиллерийским огнем противника музейщикам удалось эвакуировать в глубь страны значительную часть коллекций музеев Смоленска (в Новосибирск), Новгорода и Пскова (в Киров), Воронежа (в Фергану), Курска (в Саратов), Орла (в Пензу) и ряда других городов России.

Своевременно не подготовили свои фонды к эвакуации сотрудники Сталинградского областного краеведческого музея. Эвакуацию пришлось проводить под бомбежкой в июле 1942 года. Вывезти удалось часть собрания литературы ХIХ века, случайные археологические предметы, нумизматическую коллекцию, картуз и трость Петра I, подаренные императором жителям Царицына в 1722 году. Этнографическую коллекцию и предметы быта спасти не смогли.

Почти полностью погибли фонды Калмыцкого республиканского краеведческого музея, которые попытались вывезти гужевым транспортом. Часть вещей музея после окончания войны была обнаружена на территории Германии.

«Военная судьба» художественных музеев, подчиненных системе Комитета по делам искусств СССР и РСФСР, сложилась по-иному. Созданный в 1936 году Всесоюзный комитет по делам искусств получил в свое ведение из Наркомпроса 56 художественных музеев, которые подготовились к работе в условиях военного времени. Списки ценностей, подлежащих эвакуации, были составлены заранее. Во время эвакуации музеи Комитета были обеспечены военной охраной.

К 1941 году Наркомпросу на территории России подчинялось 439 музеев, Комитету по делам искусств — 56, Академии наук — 18, прочим ведомствам — 123. Координации по вопросу эвакуации между ними не было. Наркомат просвещения РСФСР в начальный период войны не сразу собрал информацию о ситуации с музеями.

В годы войны для музеев России в глубоком тылу было создано 9 крупных специализированных фондохранилищ, куда были доставлены экспонаты 66 музеев из 15 областей, 2 краев и 2-х автономных республик.

Война резко ухудшила условия хранения фондов практически всех музеев страны. С июня 1941г. по январь 1943 г. число музеев России с 592 сократилось до 390. Было законсервировано 29 крупных областных музеев, перестала функционировать значительная часть районных. Около 200 музеев оказались на территории, оккупированной врагом.

В тыловых районах, где музейные помещения в спешке освобождали под другие гражданские и военные учреждения, фондовые коллекции часто, не упаковывая, спешно переправляли в случайные помещения, подчас абсолютно не пригодные для хранения каких-либо ценностей. Например, в Тюмени вещи местного музея свалили в помещение склада, где значительная часть экспонатов была «утеряна и попорчена».

Наркомпрос пытался навести порядок, предлагая подчиненным учреждениям «немедленно приступить к проверке состояния учета и хранения музейных фондов». К 1 апреля 1943 года планировалось составить научную картотеку музейных фондов на основе присланных с мест описей. Была создана экспертная комиссия по выявлению ценнейших музейных предметов и коллекций для создания инвентарной книги музейных фондов РСФСР и подготовки материалов для составления сводного каталога. Однако поступавшие списки музейных предметов и коллекций не могли служить подлинным исходным материалом для госучета и подготовки сводных каталогов [6].

Таким образомНаркомпрос пытался навести порядок, предлагая подчиненным учреждениям «немедленно приступить к проверке состояния учета и хранения музейных фондов». К 1 апреля 1943 года планировалось составить научную картотеку музейных фондов на основе присланных с мест описей. Была создана экспертная комиссия по выявлению ценнейших музейных предметов и коллекций для создания инвентарной книги музейных фондов РСФСР и подготовки материалов для составления сводного каталога. Однако поступавшие списки музейных предметов и коллекций не могли служить подлинным исходным материалом для госучета и подготовки сводных каталогов.

Вопрос о подсчете конкретных музейных потерь не стоял и после войны. В 60-е годы в сборнике трудов НИИ музееведения была опубликована статья М. П. Симкина «Советские музеи в период Великой Отечественной войны». Информация о культурных потерях была в ней весьма скудной.


 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 330; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!