ВСЕ ЛЮДИ ЖИВУТ НЕ ИДЕЯМИ, А ИДЕАЛАМИ.



ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

 

Матарас Валентин Никифорович

 

 

Все учения делятся на 2 группы:

· рассм. мир.линейно – всемирно-иторич.

всё движ. по 1 линии (это невозможно) Руссо, Кант, Маркс, Гегель

· культ.-историч. (циклич.)

Тойнби, Вико, Шпенглер

==== СымаЦянь ====

145-186 до н.э. – «Записки истории» как Всеобщая история Китая.

 

Р. записи историка – задание  – выяснить принципы, лежащие в основе успеха и поражений, расцвета и гибели всех государств.

Общие исследования для эпохи 3х династий.

«История показывает, что в основе управления – определенные атрибуты чел. деятельности, с помощью кот.можно построить государство и право»

 

1 учение – Ся

опирается на прямодушие (прямолинейность, чистосерд., искренность, отсутствие лицемерия).

Это опора управления и элемент сознания.

 

2 учение – Инь

почитание – если правитель считает так, то народ не имеет право оспаривать

 

3 учение – Чжоу

культура – правитель и дух.культура обогащают человека и так создаётся система управления государством. Так работает система при помощи культуры.

 

В каждом конкретном случае любой режим сменяется другим. Сменяется и власть, и режим, приходит крах, когда сменяется опора.

Почему это произошло, что перешла власть к Чжоу?

В каждой из этих опор был недостаток.

прямодушие – человеческая природа предоставлена сама себе àиероглиф Е – дикое необратимое поле – властьоснованная на прямодушии приводит к его дикарству, дикому состоянии;

почитание иероглиф гуй – в результате опоры на инстинкт почитания à возникает дьявольствоàкульт, дьявольщина, воцарившаяся в результате всепоглощения культа власти;

культура иероглиф сы– фальшивое, показное, ненастоящее

 

4 учение – Кань – прямодушие снова воцарилось

Между Чжоу и Кань была попытка построить дом Цинь – при помощи страха –он пал и не просуществовал и 15 лет, он выпал из системы.

Он установил неправильный принцип. В прерыд. были противоположные принципы.а у него противоестеств.  метод. Циньзасчёт страха был обречен. Иероглиф ра.

Интересно не кто правит, а при каком методе люди его будут слушать, на что он опирается.

 

ВЫВОД: правитель д. знать природу свободы людей со всеми её свойствами. Зная это можно выбрать ту её систему, опираясь на которую м. создать государство и двигать его жизнь.

Это и есть обществ.жизнь, кот. движется по циклам (упадок à подъём à упадок …).

 

Низменные качества проявляются у большинства населения, а спасают систему высокие моральные, умные люди, делающие всё, чтобы система перешла от одной культуры к другой.

 

Они обрушились на причину (цинь – неправильно поступили –жестокость убила лучших людей, поэтому Цинь подверглась краху).

 

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: выдать в системе наверх лучших людей, тогда системы будут переходить от одной культуры к другой. Иначе системе не на чем будет держаться.

 

=== ЛаоЦзы ===

6 в. – был библиотекарем à ушел в лес

теория даосизма, книга «О Дао и дэ»

Дао – путь, дорога, дэ – то, к чему приг., следует по этому пути (мор.начало, кот. требует совершенствования).

Дао – узк. – моральные установки, чему д. следовать.

 

Выступает против надуманных регламентаций.

Был за возврат к природе.

Зло – от надуманных правил.

 

В основе – человек д. научиться верить собственной природе.

Правило – насилие.

 

3ий принцип – наделение

следование естественным ходом вещей, невмешательство в ест.ход вещей. Оно залож. в природе, он д.б. пассив.

 

Идеал гос-ва

государство д. б. маленьким, где о правителе только слышно.

Был против цивилизации, её достижений.

Осужд. насилие, войны, образование (насил. общ.жизнь), против распределения знаний в народе (народ д. б. управляем).

Власть не д. проявл. много д-ти (народ распускается).

 

=== Ветхий Завет ===

В 1010г. до н.э. – 1 государство созд. кабиры (евреи).

1 царь – Сао, 2 – Давид.

 

Евреи по Библии – народ.

Со 2в. евреи уже другие (как итальянцы в Риме) – целый культ.мир (есть везде, имеют разное происхождение, но объединяются своим культ. миром). Но это не имеет отношения к расе. Раса не является основной структурой единения, это абстрактное понятие.

 

Основная структурная единица – народ.

Во время Давида созд. жестокие государства.

 

Однако в ВЗ совсем др. отношение к государствам того времени, сказалось литературное творчество, филологич. анализ.

Составл. в разное время и при разных исторических условиях, там разное историческое воззрение, не единая система.

 

По отношению к государству:

ВЗ отрицательно относится к государству, во всех книгах единое мнение. Только по отношению к неск. правителям (Соломон, Давид) отношение положительное.

 

Библ. предание изобр. еврейский народ в теокр. стиле (правит пророк).

Царь и бож. власть – Бог на 1ом месте, он управляет евреями.а поставить по главе государство – лишиться благ и Бога, уйти от него, грех.

Жизнь в государстве – насилие повышается, налоги.

 

Единственный срой, кот.признаёт ВЗ – ТЕОКРАТИЯ.

Бог властвует над народом при помощи пророков, они не цари земные, а первосвященники.

 

Др. Израиль отношение негативно. (Цар. власть недостаточно ограничена волей небесной; если оранич. – или первосвященник, или судья).

 

В евр. теократии есть элементы сближения её с демократией (власть и гос-ва устанавливаются в результате как бы договора междунеговой, пророком и народом.).

 

Тварность, ничтожество земных царей в Библии противопоставляется могуществу Бога. Поклонение царям считалось грехом.

 

Библия не останавливается на отражении царей и Бога, но идёт дальше.

Идёт отрицание во всем, земн. жизнь ведет к разрушению.

Для религиозно настроенного человека нельзя полагаться на гос. власть, так и нельзя полагаться на человека. Ясно, что такое мировоззрение не располагает к строительству гос-ва. И в отношении любого строительства гос-ва возникает скептиз и разочарование.

 

Гос-ва как институт – не только продукт мирской суеты, но и продукт челов. греха. Человек приобретает роль змея, аспида.

 

Критика империч. несовершенств гос-ва приводит к отрицанию гос-ва как такового.

 

==== Полибий ===

210, Древняягреция, 128 – год смерти

168 г. Рим одержал победу над Македонией (гегемон).

Был 1 из 1.000 знатных граждан, кот д.б. уехать жить в Рим, чтоб Македония не нарушила мир с Римом.

 

История в 40 книгах – его работа.

Ходатай у римлян за греческие города.

 

Книга – это свиточек.

Книга – 40 страниц текста формата А4.

 

Книга 6: политическая теория.

Почему одни гос-ва создают великие империи, а другие ничего не создают???

Как, когда и почему весь мир оказался во власти римлян?

 

Уразуметь каким образом и с помощью каких гос. учреждений судьба осуществила небывалое дело: подчинение единой могущественной власти всех известных частей земли.

 

Существует 6 форм гос-ва:

1. царство

2. тирания

3. аристократиям

4. олигархия

5. демократия

6. охлократия

 

Царство – сначала, власть одного (монархия) – один лучший.

Тирания – один худший.

Аристократия –правление лучшего меньшинства, самых справедливых.

Олигархия – морально деградированные сограждане.

Демократия – народ берёт власть в свои руки.

àперестаёт ценить = и свободу, стремиться к власти над другими è охлократия (власть толпы).

 

Толпа начинает слушать демагогов, вождей.

Толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли и т.п.

До тех пор, пока не одичает окончательно и в нём не обретёт себе царя.

 

Это круговорот ф. власти.

 

А кто же Рим?

Там соединились: монархия, аристократия и демократия – лучшая ф. правления, где отдельные субъекты власти взаимосдерживаются.

Цари сдерж. страхом перед народом, народ перед аристокр., аристократия в центре.

Монарх – консул,

демократия – народное собрание,

аристократия – Сенат.

 

Именно благодаря этому Рим завоевал пол мира.

Рим достиг таких успехов не путём теор. рассуждений, а путём войн.

Полезное познавали путём превратности судьбы.

Такая система не гарантировало Риму долгую жизнь.

 

Рим завоевал пол мира в силу:

1. смешанной ф.

2. судьбы

 

Наступила эпоха гражданских войн, Рим поделился.

Но Поливий не дожил до этого момента.

Оптиматы и популяры.

 

Октавианом Августом всё это закончилось.

Рим вступил в др. систему – республ. ф. правления.

Все должности были в руках О. Августа (консул, претор).

Полибий по праву

Виды: обычай и законы.

Обычай зарождается естественным образом.

Рождается маленький человек и он сразу понимает, что хорошо, что плохо.

Обычай – врождённое качество.

 

ВСЕ ЛЮДИ ЖИВУТ НЕ ИДЕЯМИ, А ИДЕАЛАМИ.

 

Происхождение гос-ва связывает с происхождение права.Т.к. красота, правда, справедливость – рождаются сами.

Обычаи предшествуют законам гос-ва, в каждом гос-ве есть обычаи и законы.

Закон д. соответствоватьобычаям.

Нравы портятся – портятся и законы и обычаи, это всё естественный образом происходит.

 

==== Новый Завет ====

Бог Ветхого и Нового завета – 2 разных Бога.

 

  ВЕТХИЙ ЗАВЕТ НОВЫЙ ЗАВЕТ
1. запрещает вкушать от древа жизни, смешение полов и размножение запрет греховноговзирания на женщину
2. в награду землю только небо
3. предпис. обрезание и убийство запрет того и другого
4. проклинает землю благословляет землю
5. месть прощение кающегося
6. жертвоприношение запрет
7. обещает иудеем господства над миром запрет господства над другими
8. запрет касания ковчега призыв к себе всех
9. грех – нарушение закона мир благостен
10. несколько божеств, отказался от понятия «дьявол» чёткая грань между злом и добром, жестко против дьявола
11. госв-во отрицательное отношение. всякая власть от Бога, гос-во лояльное отношение.
12. избранные и неизбранные неважно, кто первый и кто последний

 

 

Ветхий: иго закона, непослушание.

Новый: бремя Христово.

 

В 1ом веке на терр-рии Римской империи стало распространяться новое движение.

Возникло это движение в Палестине.

 

Юр. представления христиан они являются естественно правовыми, в основе лежит НЗ, в виде совершенного закона, закона свободы в духовном плане. Содержание божьего закона – правда. Необходимость такого закона вызвана несовершенством человека.

Вопрос спасения – вопрос праведников, а не для беззаконных.

Это закон – система запретов и дозволений, указывает, что праведно, а что нет.

 

Идеальный порядок никогда не связывается с земным порядком. Ожидается новое небо и новая земля, на которой обитает правда. Всё идёт от Бога и оно не совместимо с качествами человека.

 

Справедливость и закон в НЗ они нашли продолжения потом во всех кодексах и во всех законах.

 

Преступление – это грех, а потом уже только преступление против власти.

Под % ничего нельзя было отдавать – это грех, нельзя делать деньги на горе ближнего.

 

Перед Богов все равны. От природы неравны.

Перед законом равноправны.

 

ВЛАСТЬ – БОЖЕСТВЕННА.

Нетвласти не от Бога, независимо от ф. правления.

Земное гос-во не связывается с идеалом.

Христианство никогда не ставит вопрос в создании правового государства, потому что нельзя создать среди несовершенных людей совершенное государство.

 

Христос пришёл в этот мир ради его укрепления.

Подчинение властям приписывается как долг, если власть не будет нарушать элемента совести.

 

Анархия – разрушение.

Если у войска отнимаешь предводителя, то придаёшь войска.

 

От чего всё различается (идеология)география.

 

Царская власть имеет пределы. В гражданской сфере все должны ей повиноваться, а в нравственной нет. Бога надо слушать больше, чем человека.

 

Насколько душа выше тела, настолько власть духовная выше царской власти. Богу – души, царю – тела. Бог прощает грехи, в другой недоимки по долгам.

 

К царям церковь предъявляет требования по отношению того, как себя вести, умение владеть собой, удерживать себя от гнева, честолюбия.

 

С появление христианства появляется 2 власти:

· власть духовная

· власть светская.

 

Одна имеет принудительный характер, а другая – нравственный.

 

=== Зак-во и политическая литература в Византии ====

Византия относится к Древнему Риму.

Византия – это народ по Христу, т.е. все кто принимал христианство, становились членами той системы.

Византия включала огромную часть народов.

 

Армения, Грузия, Сербия, Болгария – осколки Византии.

Входили как леметрофы – гос-ва, лежащие на границе 2 культур.

Армения – Византия и Персия. Леметроф всегда объект.

Так называли Римские провинции.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!