Обязанности и права издательства



Говоря выше о нормативно-правовой базе издательской деятельности, мы упоминали целый ряд документов, в той или иной мере регламентирующих издательскую деятельность. Общие обязанности издательства как раз и вытекают из необходимости выполнения их отдельных положений и, конечно, практической целесообразности.

Напомним, что к основным законодательным актам, напрямую касающимся издательской деятельности, относятся, прежде всего, Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» и Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов».

До недавнего времени, как мы уже отмечали, действовало «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР», в котором помимо порядка организации издательской деятельности были прописаны также и основные права, обязанности и ответственность издательства. Это Положение теперь не действует, однако содержавшиеся в нем условия (кроме лицензирования издательской деятельности) и сегодня вполне адекватно отражают действительное положение вещей, поэтому мы будем его использовать.

Прежде всего, издательство обязано выпускать любое издание на основе договора с автором или его правопреемником в соответствии с действующим законодательством, то есть в соответствии с Законом об авторском праве и смежных правах.

Кроме того, есть обязательства, которые связаны с выполнением государственных стандартов в части оформления каждого издания в соответствии с ГОСТом, например, размещение в каждом издании выходных сведении в соответствии с ГОСТом 7.4-95 «Издания. Выходные сведения».

Важной обязанностью издательства является предоставление обязательных экземпляров изданий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов». Важной потому, что, как мы уже говорили, на основе обязательного экземпляра документов ведется государственная статистика печати, поэтому неисполнение закона приводит к искажению реальной картины положения дел в книгоиздании. Помимо этого, здесь важна и другая составляющая - обязательные экземпляры направляются в ведущие библиотеки страны, а значит, становятся доступными читателю, в чем напрямую заинтересованы издатели. В конце концов, даже простое объявление того или иного издания в списках вышедших книг, которые публикует, например, газета «Книжное обозрение», уже является некоторого рода рекламой и, безусловно, выгодно издателю. Понятна в этой связи и необходимость выполнения ГОСТа по выходным сведениям наряду с законом об обязательном экземпляре: чем правильнее издание будет описано, тем более конкретного читателя оно обретет, а значит, будет полнее востребовано и скорее разойдется.

Соблюдение ограничений на публикацию информации, которые установлены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом о государственной тайне, прежде всего, находятся в сфере интересов издательства, поскольку неисполнение этой обязанности влечет за собой судебную ответственность и, как следствие, финансовые затраты.

Ну и, наконец, непреложной обязанностью издательства является выполнение договорных обязательств. Это касается его отношений со всеми участниками издательского бизнеса: типографией, книготорговым предприятием, различного рода посредниками и финансовыми структурами и, естественно, с авторами. Как правило, документы, которые выходят из издательства во исполнение соответствующих договоров и соглашений, подписываются руководителями издательства.

Что касается издательских прав, то в рамках действующего в Российской Федерации законодательства издательства руководствуются в своей деятельности уставом, в котором оговариваются в том числе и их права. К ним, в частности, относятся:

● право самостоятельно формировать тематический план выпуска литературы (напомним, что немного времени прошло с тех пор (1986 г.), как издательствам разрешили самостоятельно, без контроля со стороны федерального ведомства по делам печати, формировать свои тематические планы, но официально, на государственном, а не ведомственном уровне, это право было закреплено Временным положением об издательской деятельности в РСФСР только в 1993 г.);

● возможность издавать периодические печатные издания в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации»;

● право заключать договоры на выпуск изданий для государственных нужд (подчеркнем, что при этом не оговаривается статус издательства, его форма собственности). Это положение лежит в основе Федеральной программы книгоиздания Российской Федерации;

● право осуществлять деятельность по уступке и приобретению прав на издание произведений науки, литературы и искусства в Российской Федерации и за рубежом в случае получения соответствующих полномочий от автора или его правопреемника.

В Российской Федерации нет специального юридического документа, посвященного издательскому праву, но отдельные положения такого права присутствуют в действующем законодательстве. Так, статья 11 (пункт 2) «Закона об авторском праве и смежных правах» гласит:

«Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания».

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 «Исключительные права на использование служебного произведения принадлежит лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное», а также «Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания» (п. 3 ст. 14).

И, наконец, существуют законодательные нормы, которые говорят скорее не о правах издательств, а о некоторых гарантиях защиты их интересов. Например, в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» издательствам гарантируется:

● бесплатное опубликование библиографической информации в изданиях государственной библиографии и централизованной каталогизации, в изданиях сигнальной и реферативной информации, в рекламных изданиях;

● постоянное хранение производимых ими документов всех видов в национальных фондохранилищах документов Российской Федерации;

● включение библиографической информации в отечественные и международные автоматизированные банки данных;

● бесплатное предоставление по их запросам фактографических и статистических данных, касающихся их продукции.

Стоит добавить, что обязанности и права издательства определяются, помимо сложившейся практики и документов, о которых мы уже говорили, также нормами, действующими в экономике, налоговой, банковской, таможенной, валютной и иных сферах, определяющих жизнедеятельность хозяйствующего субъекта.

3.5.

Обязательные экземпляры изданий

Особо следует остановиться на обязательном экземпляре изданий. Мы уже неоднократно упоминали Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» как важный из числа законодательных актов, касающихся издательской деятельности. Остановимся на его содержании несколько подробнее.

Федеральный закон определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного библиотечно-информационного фонда Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра и его общественное использование.

Закон предусматривает следующие виды обязательных экземпляров:

обязательный бесплатный федеральный экземпляр - экземпляры различных видов документов, изготовленных на территории Российской Федерации, за ее пределами по заказу организаций и отдельных лиц, находящихся в ведении Российской Федерации, а также документов, импортируемых для общественного распространения на территории Российской Федерации, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие организации Российской Федерации;

обязательный бесплатный экземпляр субъекта Российской Федерации - экземпляры различных видов изготовленных на территории субъектов Российской Федерации документов, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие организации субъектов Российской Федерации;

обязательный бесплатный экземпляр муниципального образования - экземпляры различных видов изготовленных на территории города, района документов, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие организации муниципального образования;

обязательный платный экземпляр - экземпляры различных видов документов, подлежащие передаче за плату их производителями в соответствующие организации.

Закон определяет порядок предоставления документов, адрес и количество экземпляров. Важно отметить, что цели формирования системы обязательного экземпляра включают в себя такие важные направления, как осуществление национального библиографического учета, организация его постоянного хранения в национальных фондохранилищах документов Российской Федерации, использование его в информационно-библиографическом и библиотечном обслуживании потребителей, государственная регистрация (библиографическая и статистическая) отечественных документов, подготовка государственной библиографической и статистической информации, информирование общества о выходе в свет документов всех видов и т.д.

В состав обязательного бесплатного и платного экземпляра документов входят:

● издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания) - издания, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения;

● издания для слепых и слабовидящих - издания, изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе «Брайля», «говорящие книги», крупношрифтовые издания для слабовидящих, электронные издания для слепых (адаптированные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи);

● официальные документы - документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный или информационный характер;

● электронные издания - программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также электронные документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку, имеющие выходные сведения, тиражируемые и распространяемые на машиночитаемых носителях.

Закон определяет, что производители документов через полиграфические организации доставляют в федеральный орган исполнительной власти по вопросам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций по одному обязательному бесплатному федеральному экземпляру всех видов печатных изданий в день выхода в свет первой партии тиража.

Количество поставляемых в Российскую книжную палату обязательных бесплатных экземпляров для последующего распределения между крупнейшими библиотечно-информационными организациями устанавливается законом следующим:

● 16 обязательных бесплатных экземпляров книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий на русском языке;

● 7 обязательных бесплатных экземпляров изоизданий, нотных изданий, географических карт и атласов на русском языке;

● 9 обязательных бесплатных экземпляров центральных газет и газет субъектов Российской Федерации на русском языке;

● 3 обязательных бесплатных экземпляра многотиражных газет муниципальных образований и рекламных изданий на русском языке;

● 4 обязательных бесплатных экземпляра книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий, изоизданий, географических карт и атласов на языках народов Российской Федерации (за исключением русского) и на иностранных языках;

● 3 обязательных бесплатных экземпляра газет на языках народов Российской Федерации (за исключением русского) и на иностранных языках;

● 4 обязательных бесплатных экземпляра текстовых листовых изданий;

● 9 обязательных бесплатных экземпляров авторефератов диссертаций и диссертаций в виде научных докладов;

● 10 обязательных бесплатных экземпляров стандартов.

Не подлежат рассылке в качестве обязательного бесплатного федерального экземпляра документы строгой отчетности и приравненные к ним документы, техническая документация на военную продукцию (формуляры, инструкции по эксплуатации), бланочная продукция, указания по заполнению бланков отчетности, альбомы форм учетной и отчетной документации.

В соответствующие республиканские (национальные) книжные палаты или секторы государственной библиографии национальных библиотек направляются три обязательных бесплатных экземпляра всех видов изданий, выходящих в данной республике.

В краевые, областные, городские, районные универсальные научные библиотеки поставляются два обязательных бесплатных экземпляра всех видов изданий, выпущенных в том или ином городе или районе.

В соответствии с законом, а также с «Правилами доставки обязательного платного экземпляра изданий в Центральный коллектор научных библиотек» издатели обязаны доставлять через полиграфические предприятия и участки множительной техники в Центральный коллектор научных библиотек в течение 10 дней со дня выхода в свет первой партии тиража обязательный платный экземпляр изданий в следующем количестве:

● при тираже издания от 500 до 1000 экземпляров - до 100 экземпляров каждого издания, кроме нот и изданий на иностранных языках;

● при тираже издания от свыше 1000 экземпляров - до 200 экземпляров каждого издания на русском языке, до 25 экземпляров каждого нотного издания;

● при тираже издания свыше 5000 экземпляров - до 500 экземпляров каждого издания на русском языке;

● при тираже издания свыше 10000 экземпляров - до 10 процентов тиража каждого издания на русском языке.

На основании заказа Центрального коллектора научных библиотек издательства определяют количество экземпляров, подлежащих доставке.

Важно, что издатели относят затраты на доставку обязательного платного экземпляра изданий на себестоимость издательской продукции.

Один экземпляр каждого издания, поступающего в Российскую книжную палату из первой партии тиража в виде обязательного бесплатного экземпляра, после библиографической обработки передается на вечное хранение в Национальное фондохранилище отечественных изданий, представляющее собой полную коллекцию произведений печати, которые были выпущены в стране с 1917 г. В настоящее время коллекция насчитывает около 75 млн единиц хранения.

3.6.

Выходные сведения

Выходные сведения - это размещенные на приметных местах издания ( титульный лист, обложка, переплет, концевая полоса) тексты, содержащие основные сведения об издании, его краткую индивидуальную характеристику и индивидуальные шифры, облегчающие его обработку в книжном магазине и библиотеке, а также читательский поиск.

Состав выходных сведений определен ГОСТом 7.4-95 «Издания. Выходные сведения». Согласно стандарту выходные сведения делятся на основные (их издатель обязан помещать в каждом издании) и дополнительные (те, которые размещаются по желанию издателя и которые расширяют круг сведений об издании, делают его более полным).

К основным сведениям относятся:

● сведения об авторах и других лицах, участвовавших в создании издания;

● заглавие;

● надзаголовочные данные (название организации, учреждения, предприятия, от имени которых выпускается издание; данные о серии, в которую входит издание, если это издание серийное; данные о подсерии, если издание входит в подсерию);

● подзаголовочные данные (сведения, поясняющие заглавие; сведения о читательском адресе, целевом назначении издания, литературном жанре, виде издания; сведения о повторности издания (переиздании), переработке, утверждении издания в качестве учебного пособия, учебника или официального издания; сведения о языке текста, с которого переведено произведение и имя переводчика; имена составителя, ответственного (научного) редактора, художника-иллюстратора и художника-оформителя; сведения о редколлегии; сведения о количестве томов, на которое рассчитано многотомное издание; порядковый номер тома, части, книги; сведения об основном издании в отдельно изданном приложении);

● выходные данные (место выпуска издания, название издательства или издающей организации, год выпуска издания);

● выпускные данные (номер лицензии на издательскую деятельность и дата ее выдачи (теперь не проставляется); дата подписания в печать, сдачи в набор, вид, номер, формат и доля листа бумаги; гарнитура шрифта основного текста; вид печати, объем издания в условных печатных листах; объем издания в учетно-издательских листах; тираж; номер заказа полиграфического предприятия; название и полный почтовый адрес издательства или издающей организации; название и полный почтовый адрес полиграфического предприятия);

● классификационные индексы универсальной десятичной классификации (УДК) и библиотечно-библиографической классификации (ББК);

международный стандартный номер книги (ISBN);

● штрих-код (графическое условное изображение, состоящее из вертикальных штрихов разной толщины и предназначенное для автоматической идентификации товаров, в том числе книг. У каждой книги свое сочетание штрихов);

● знак охраны авторского права.

Отметим, что в 2005 г. Международная Организация Стандартизации опубликовала новое издание стандарта ISBN, которое содержит серьезные изменения. С 1 января 2007 г. номер ISBN станет не десятизначным, как сейчас, а тринадцатизначным и станет совпадать с нумерацией штрих-кода.

 Универсальная десятичная классификация книг (УДК) - библиотечно-библиографическая классификация, разработанная Международным библиографическим институтом в 1895-1905 гг. на основе «Десятичной классификации» американского библиотековеда Мелвила Дьюи. Индекс УДК является обязательным элементом выходных сведений издания, проставляется в верхнем левом углу оборота титульного листа.

 Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) - комбинационная система библиотечной классификации изданий, предназначенная для организации библиотечных фондов, систематических каталогов и картотек. Индекс ББК является обязательным элементом выходных сведений, проставляется в верхнем левом углу оборота титульного листа под индексом УДК отдельной строкой и в макете аннотированной каталожной карточки.

 Международный стандартный номер книги (International Standart Book Number - ISBN) - универсальный идентификационный код, проставляемый на книгах и брошюрах, как правило, на обороте титульного листа. Состоит из аббревиатуры ISBN и 10 цифр, объединенных в 4 блока: идентификатор страны или языковой группы (для России это цифра 5); идентификатор издателя (в России устанавливается Российской книжной палатой); порядковый идентификатор книги (номер книги в выпуске издательства, может содержать от 1 до 6 цифр, присваивается самим издательством); контрольная цифра (служит для проверки правильности написания цифровой части ISBN). Используется более чем в 200 странах мира.

 Знак охраны авторского права (копирайт) - знак, которым в соответствии со статьей III Всемирной конвенции об авторском праве обладатель исключительных авторских прав оповещает о своих правах. Знак состоит из трех элементов: латинской буквы С в окружности: ; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. Проставляется на каждом экземпляре произведения на обороте титульного листа в правом нижнем углу.

К дополнительным сведениям, входящим в состав выходных сведений, относятся:

● реферат (в отличие от аннотации, дающей представление о тематическом содержании книги, реферат кратко излагает содержание, т.е. говорит о том, что именно излагается в книге);

● макет аннотированной каталожной карточки (печатаемый в издании по установленной стандартной форме образец такой карточки с библиографической записью издания на его языке);

● библиографическая полоска (строка с основными библиографическими сведениями о номере, томе, выпуске периодического (кроме газет) или продолжающегося непериодического издания).

Как мы уже говорили, дополнительные сведения приводятся издательством по своему усмотрению.

ГОСТ устанавливает также следующие общие требования к выходным сведениям:

● располагать элементы выходных сведений на тех местах в книге, которые установлены стандартом;

● приводить дублируемые в разных местах книги элементы в единой форме без расхождений;

● не допускать расхождений в содержании и форме выходных сведений, общих для томов, выпусков, частей книги в каждом из них;

● указывать выходные сведения на языке издания, а на книгах, выпускаемых не на русском языке, еще и в переводе и транслитерации на русский язык.

Важно, чтобы издатели понимали необходимость соблюдения ГОСТа 7.4-95 «Издания. Выходные сведения», поскольку пренебрежение его требованиями не только усложняет ведение государственной статистики печати, но, главное, существенно затрудняет само обращение книги на книжном рынке, а значит, противоречит интересам издателя.

Конкретная ситуация

Выше мы приводили (см. рис. 5 ) типовую структуру издательства. Здесь же, учитывая, что в современной практике издательские структуры зачастую включают в себя и полиграфические, и книготорговые, и иные подразделения, в качестве примера подробнее рассмотрим организационную структуру Издательского дома «Новое слово», начавшего свою деятельность в г. Липецке в начале 90-х годов прошлого столетия.

Издательский дом «Новое слово» включает несколько независимых подразделений (см. схему ):

● центральный офис;

● издательство;

● полиграфическое предприятие;

● оптовый склад;

● сеть розничных магазинов.

В структуру издательства входят:

● дирекция;

● редакционный отдел;

● финансово-экономический департамент (контроль финансово-экономической деятельности, аудит, анализ себестоимости издательской продукции, ценообразование и пр.);

● бухгалтерия (учет денежных средств и материальных ценностей; расчеты по договорам с авторами, художниками, рецензентами, сторонними организациями; контроль состояния издательских портфелей; выплата заработной платы штатным сотрудникам; оплата налогов; ведение бухгалтерской отчетности и пр.);

● юридический департамент (обеспечение юридической чистоты деятельности издательского дома и юридическая защита его интересов);

● департамент развития и рекламы (развитие и продвижение продукции, связь с общественностью и СМИ, маркетинг, взаимодействие с городскими и региональными администрациями);

● служба персонала (подбор персонала для всех подразделений издательского дома и принадлежащих ему розничных магазинов, работа с кадрами: подбор, обучение, аттестация, ротация, повышение квалификации, увольнение);

● служба безопасности (охрана, предотвращение хищений, информационная безопасность);

● административно-хозяйственная служба (материально-техническое обеспечение);

● отдел автоматизированной системы управления (поддержка и развитие единой системы управления издательского дома).

В свою очередь, редакционный отдел взаимодействует с другими подразделениями издательства: департаментом развития и рекламы - в части анализа рынка издательской продукции и покупательского спроса, рекламы издательства и его продукции; финансово-экономическим департаментом - по вопросам экономической целесообразности выпуска конкретных изданий, расчета затрат и прибыли; юридическим департаментом - по соблюдению законодательства в области авторского права, проверке юридической чистоты заключаемых договоров и т.д.

Выводы:

1. Организационную структуру издательства определяет издательский процесс, включающий редакционную стадию, стадию подготовки оригинал-макета и производственную стадию.

2. Организационная структура издательства не стабильна, подвержена воздействию внутренних и внешних факторов, таких, например, как изменение издательской политики или конъюнктуры книжного рынка.

3. Права и обязанности издательства определяются действующим законодательством, подзаконными и нормативно-правовыми актами и уставом издательства.

4. Политику государства в части комплектования полного библиотечно-информационного фонда страны и развития государственной библиографии определяет Федеральный Закон «Об обязательном экземпляре документов».

5. Выходные сведения, размещаемые на приметных местах изданий (титульный лист, обложка, переплет, концевая полоса), содержат основные сведения об издании и облегчают обращение книги в торговле, библиотеке, а также читательский поиск.

 

23.

 

Виды полиграфической продукции

Полиграфическая (печатная) продукция является главным средством массовой информации и общения между людьми, мощным орудием пропаганды политических , научных знаний, средством политической борьбы и выражения общественного мнения, а также хранителем духовных ценностей всех веков и всех народов. Выпускаемая в настоящее время печатная продукция очень разнообразна по своему виду, конкретному назначению, срокам издания, техническому исполнению. Ниже перечислены наиболее востребованные на данный момент виды печатной продукции.

 

Бланк

 

Бланки самокопирующие

 

Листовка

 

Буклет

 

Брошюра

 

Календарь

 

Визитная карточка

 

Папка

 

Блокнот

 

Конверт

 

Кубарик

 

Этикетка

 

Ярлык

 

24.

 

По материальной конструкции различают издания листовые, журнальные и книжные.

Листовые издания представляют собой один или несколько листов печатного материала любого формата без скрепления. К ним относятся газеты, акциденция, карточные и комплектные издания.

Газета — периодическое текстовое листовое издание, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и др. вопросам, а также литературные произведения, иллюстрации, фотографию и рекламу. Газета — одна из основных поставщиков информации для сети электронных мультимедиа. Особенностью продукции газетного производства является предельно краткий срок ее изготовления, строго по графику, за выполнением которого следит выпускающий издательства или редакции.

Акцидентная продукция — это заказы (кроме издательской акциденции), которые не отражены в тематическом плане издательств, а часто поступают от предприятий, фирм, физических лиц нерегулярно, т. е. случайно. Акциденция весьма специфична как по оформлению, так и по воспроизведению.

Акциденция подразделяется на три группы:

1)издательская акциденция — все виды титулов, изобразительные элементы переплетов, обложек, суперобложек, книжные и журнальные объявления, заставки и концовки, а также проспекты, буклеты, листовки. Специфика издательской акциденции заключается в том, что оформление оригиналов, набор, печать производятся отдельно от основной части издания, часто с других печатных форм и другим способом. Буклет — это листовое издание в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любыми способами в два или более сгибов. Листовкой называется непериодическое текстовое листовое издание объемом от одной до четырех страниц;

2)акциденция малых форм включает: бланки, репродукции, открытки, программы, пригласительные билеты, дипломы, аттестаты, грамоты, свидетельства, театральные билеты, меню ресторанов, визитные карточки, удостоверения и т. п. малотиражную листовую продукцию. Репродукции — оттиски произведений живописи, графики, эстампа, художественных фотографий, прикладного и народного искусства, полученные полиграфическим способом. Чаще всего это репродукции картин или видовых художественных фотографий, черно-белых или цветных. Это высокохудожественная продукция (1–4и более красок). Выпускают ее отдельными листами или комплектами. Репродукции относятся к листовой продукции, т. е. не требующей брошюровочно-переплетных работ, но часто использующей приемы дополнительной отделки: лакирование, припрессовку пленки, тиснение (бескрасочное), бронзирование, высечку, совмещение с линзовым растром при воспроизведении стерео или вариоизображений. Открытки относятся к листовой, часто высокохудожественной цветной продукции. Открытки бывают двухполосные и четырехполосные. Используются различные виды отделки: лакирование, припрессовка пленки, тиснение, высечка, припрессовка линзового растра и др.;

3)афишно-плакатная акциденция (листовая продукция): афиши, плакаты, объявления, призывы, аншлаги и т. п. могут быть в виде самостоятельных экземпляров, серийных изданий и тематических подборок. Используются все виды отделки при красочности от 1 до 6.Афишно-плакатнаяакциденция предназначена для расклейки на афишных витринах или стендах.

Карточное издание состоит из совокупности карт или перфокарт.Комплектное издание представляет собой совокупность листовых изданий,

объединенных общностью замысла, тематики или читательского назначения, собранных в папку или бандероль.

Журнал представляет собой один из видов периодических изданий, содержащих

статьи и рефераты по различным вопросам, литературные произведения, изобразительный и другой материал. От книги журнал отличается периодичностью и оперативностью изготовления, более широкой тематикой и разнообразием содержания статей. А между собой журналы отличаются целевым назначением, периодичностью, специализацией, объемом, оформлением, конструкцией и другими признаками. Как правило, они оформляются в обложку.

В зависимости от конструкции книжные издания подразделяются на брошюры (объемом от 5 до 48 с.), книги в обложках и книги в переплетных крышках (свыше 48 страниц).

Классификация изданий по материальной конструкции.

Каждый документ имеет определенную внешнюю форму своего материального носителя. Именно по форме (конструкции) документа на обыденном уровне отличают книгу от газеты, грампластинку от дискеты и т. п., имея при этом в виду, что документ изготовлен в форме книги, диска, магнитной ленты и др.

По материальной конструкции носителя информации выделяют: документ листовой, кодексовый, карточный, ленточный, дисковой, комбинированный.

Листовой — это документ в виде одного или нескольких листов любого формата без их скрепления (листовка, газета, плакат, географическая карта, афиша, этикетка). Листы, положенные один на другой, образуют стопу (колода карт, картотека, каталог). Соединенная по длине стопа становится кодексом. Кодексовый или блочный документ создан в форме блока — кодекса, т. е. скрепленных между собой по одному краю листов — страниц (книжный блок, альбом, атлас, журнал).

Карточный — это документ, состоящий из совокупности карточек или перфокарт установленного формата (каталожная, почтовая, игральная, перфорированная карты, календарик, открытка).

Ленточный — это документ, представляющий собой непрерывную полосу материала с записью информации. Ленту можно свернуть в виде свитка или рулона или сложить частями, в форме гармошки. Она распространена как книга- ширма, шпаргалка, принтерная лента. К ленточным документам относят также свиток папируса, перфоленту, магнитофонную, кино-, видеоленту и т. п. Документы, имеющие форму ленты или нитки, хранятся в барабане, бобине, катушке или кассете.

Катушка — смешанное устройство с боковыми ограничителями, предназначенное для наматывания носителя записи или сигналограммы. Кассета — сменный прибор в виде коробки, содержащий одну или две катушки, сердцевину, носитель записи, имеющий форму диска. Барабан — запоминающее устройство, в котором носителем информации является магнитный слой на поверхности вращающегося цилиндра — барабана. Бобина — катушка для намотки магнитной ленты или кинопленки. Из-за большой длины (до сотни метров или даже километров) хранить ленту в развернутом виде непрактично, ее скручивают либо на плоскости (катушка, кассета, бобина), либо спирально по грани в виде диска

Дисковый документ — носитель записи информации в форме диска, т. е. скрученный в спираль последовательный ряд знаков (пластинка, диск, дискета, компакт-

диск, СБ-КОМ, видеодиск). Местом размещения информации являются концентрические дорожки (магнитные, магнитооптические и оптические диски, грампластинки). Дискета — малоформатный магнитный диск, применяемый в ПЭВМ и терминальном оборудовании, обычно на гибкой подложке. Диски помещают в кассету либо диск-кассету — вид кассеты, содержащий носитель записи или сигналограмму в форме диска.

Комбинированный документ соединяет в себе две или более форм носителей информации (комплект, состоящий из книги и кассеты, набора слайдов и грампластинки и т. п.).

Основные виды изданий по материальной конструкции:

1. журнальное издание: Издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания, в обложке или переплете. (Примечание. Под установленным форматом понимаются принятые для определенного вида издания размеры, регламентированные нормативными документами.)

2. книжное издание: Издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете. (Примечание. Под листом печатного материала понимается лист бумаги или ее синтетического заменителя, картона, ткань, поверхность которых содержит оттиск.)

3. листовое издание: Издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата без скрепления.

4. буклет (недопустимо: брошюра): Издание в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов.

5. газетное издание: Листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания. (Примечание. В отдельных случаях применяется скрепление листов печатного материала. При этом используется термин «газетно-журнальное издание».)

6. карточное издание: Листовое издание в виде карточки установленного формата, отпечатанное на материале повышенной плотности.

7. открытка: Карточное издание, отпечатанное с одной или обеих сторон.

8. книжная закладка: Листовое издание удлиненного формата, служащее для того, чтобы отметить нужную страницу в издании, напечатанное на плотной бумаге и содержащее разнообразные изображения и/или рекламные сведения.

9. плакат: Листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, отпечатанное с одной или обеих сторон листа, предназначенное для экспонирования.

10. книга/журнал с двойным входом: Издание, в котором тексты начинаются с обеих сторон обложки или переплетной крышки, при этом каждый из текстов имеет свой титульный лист и свою пагинацию. (Примечание. Книга с двойным входом может иметь одну заднюю переплетную крышку и две передние с разными титульными листами и текстами.)

11. книжка-игрушка: Издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей. (Примечание. Различают следующие разновидности книжек-игрушек: книжка-картинка, книжка-раскраска, книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, кника-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка.)

12. комбинированное издание: Издание, содержащее наряду с печатным текстом звукозапись на кассете, диске и/или изображение на иных материальных носителях в виде слайд»» пленки, дискеты.

13. комплектное издание (недопустимо: папка; альбом; увраж): Совокупность изданий, собранных в папку, футляр, бандероль или заключенных в обложку. 3.2.7 Виды печатных изданий по формату

14. малоформатное издание: Издание, формат которого более 100x100 мм, но не превышает формата 60x90/32 (107x140 мм).

15. карманное издание: Малоформатное издание, пригодное для переноски в кармане, удобное для чтения в дороге.

16. миниатюрное издание: Издание, имеющее формат, не превышающий 100x100 мм.

17. книжка-малютка: Издание, имеющее формат, не превышающий 50хбО мм.

18. портативное издание: Издание небольшого формата, убористо набранное, содержащее большой объем информации и предназначенное для пользования в разных условиях практической деятельности.

19. фолиант: Издание, формат которого составляет 1 /2 долю бумажного листа

 

25.

 

Как Вы знаете, в традиционной полиграфии применяются 3 основных (классических) способа печати: плоская (офсетная), высокая иглубокая. Глубокая печать ярко представлена в современной полиграфии тампопечатью, а с офсетной печатью давно и хорошо знакомы как профессионалы-печатники и дизайнеры-полиграфисты, так и заказчики полиграфической продукции, благо сегодня существует огромное количество офсетных типографий, особенно в крупных городах, печатающих самую различную полиграфическую продукцию, начиная от газет и журналов, и заканчивая картонной упаковкой и самоклейкой.

Вместе с этим во всем мире активнейшим образом развивается флексографическая печать, и темпы ее развития куда выше, чем офсета. Сама флексография представляет собой один из видов высокой печати. Первоначально флексографическое оборудование создавалось с целью печати по упаковке, а сейчас его возможности в печати можно назвать практически безграничными: оборудование для флексографической печати позволяет работать практически с любыми материалами от обычной этикеточной бумаги и до сложных чувствительных тканей и полимеров.

Технологические особенности

Флексография - это разновидность высокой печати, использующая гибкие печатные формы и низковязкую краску. Флексографские машины изначально разрабатывались для печати на упаковочных материалах и практически не имеют ограничений по типу запечатываемого материала. Как правило, материал выбирается исходя только из технологического процесса, который необходим для создания упаковки или любой другой продукции, во флексографии могут использоваться:

* бумага,

* любого вида картон (мелованный, со специальным покрытием, ламинированный и т.д.),

* самоклеющиеся материалы,

* металлическая фольга,

* пленочные полимерные материалы любого типа и толщины (современные производители используют специальные средства для печати на ультратонких, чувствительных к нагреву пленках, как, например уникальная система "холодное зеркало").

* нестандартные материалы (в том числе с грубой фактурой, таких, как, например ткань).

Оборудование для флексографической печати

Среди флексографских машин можно условно выделить узкорулонные с шириной печати до 600 мм., и большие прессы, с шириной рулона 600 и более миллиметров.

Кроме того, существуют специализированные листовые флексографские машины, предназначенные в основном для печати на гофрокартоне и других толстых упаковочных

материалах. Большие флексографские прессы с шириной рулона более 600 мм. имеют, как правило, планетарный или агрегатный (ярусный) тип построения. Такой тип машин имеет высокую скорость, но при этом низкую оперативность при переходе с тиража на тираж и рассчитан на очень большие тиражи. Обычно это очень большие и сложные в обслуживании машины, требующие больших капиталовложений. Однако в настоящее время получили самое широкое распространение узкорулонные флексографские машины, не требующие больших вложений и обеспечивающие при этом достаточную производительность и функциональность.

Современные технологии флексографской печати обеспечивают высочайший уровень качества печати, а секционный тип построения позволяет формировать конфигурацию, максимально соответствующую нуждам и возможностям конкретного заказчика.

Кроме того, такие машины легко комбинируются в одну линию с различными отделочными устройствами, что значительно упрощает и ускоряет технологический процесс. Помимо флексографских печатных секций на них устанавливаются устройства для послепечатной обработки продукции: * вырубки/высечки,

* удаления облоя (для самоклейки), * горячего тиснения,

* УФ-лакирования, * ламинирования,

* разрезки на листы и разделения на несколько рулонов,

* секции трафаретной печати и многие другие.

Все это дает возможность сосредоточить весь технологический цикл в одном агрегате и получать на выходе готовое изделие, будь то гибкая рулонная упаковка или раскрой коробки.

Красочный аппарат и краски

Строение красочного аппарата любой печатной машины связано в первую очередь со свойствами используемой краски. Во флексографии используются жидкие краски, вязкость которых близка к вязкости воды. Это дает возможность отказаться от сложной системы из 10-20 раскатных валиков, которая используется для получения тонкого красочного слоя в офсетных машинах. Флексографский красочный аппарат состоит всего из 3-х валиков. Резиновый валик, вращающийся в красочном резервуаре, передает краску на стальной или керамический передаточный валик, на поверхности которого имеются мельчайшие углубления. Такой валик называется растровым или анилоксовым. Избыток краски с его поверхности удаляется с помощью ракельного ножа. После этого дозированный слой краски с анилоксового вала переходит на печатные элементы формы, установленной на печатном цилиндре, и с нее - на запечатываемый материал.

Печатные и пробельные элементы на форме разнесены физически по высоте. Это приводит к тому, что отпадает необходимость зональной регулировки краски, и, кроме того, нет надобности в аппарате увлажнения. Все это сильно удешевляет конструкцию машины и делает простой и быстрой наладку на тираж.

Помимо относительной простоты строения печатного аппарата, использование жидкой краски дает еще одно преимущество, которое делает флексографию незаменимой в пищевой

промышленности. Это возможность использования водорастворимых красок, необходимых при изготовлении упаковки для пищевых продуктов.

Наиболее часто в флексографии используются два типа красок: водорастворимые и спирторастворимые. Оба типа имеют в своем составе красящий пигмент и жидкую основу.

При высыхании краски на носителе жидкий компонент испаряется. В результате итоговое количество краски составляет 60-70% от перенесенного при печати, в связи с чем, для достижения необходимой оптической плотности при печати высоколиниатурных полноцветных работ, применяют анилоксы с большим объемом переноса краски.

Водорастворимые краски — самые универсальные. Они незаменимы для печати на упаковочных материалах, непосредственно контактирующих с пищевыми продуктами. Однако при использовании красок этого типа сложно добиться высокого качества печати, поскольку вода испаряется медленно. Печатники, в свою очередь, вынуждены уменьшать перенос краски, вследствие чего снижается насыщенность изображений и падает скорость печати.

Популярные спиртовые краски имеют массу достоинств: быстро сохнут, обеспечивая высокие скорости печати, и позволяют достигать большего закрепления на невпитывающих поверхностях. Для качественной высоколиниатурной печати производители анилоксов максимально увеличивают глубину ячеек, но это усложняет их очистку от быстросохнущих красок, которые высыхают быстро не только на носителе, но и в красочном аппарате.

Третий тип красок — УФ-краски — изготавливаются на основе веществ, полимеризующихся под воздействием ультрафиолетового излучения. В них отсутствует испаряющийся элемент, и после сушки на запечатанном материале остается 100% перенесенной краски. При использовании стандартного анилокса это позволяет получать более толстый слой краски и более насыщенные цвета, что важно при полноцветной печати. УФ-краски устойчивы и к истиранию, и к химическим воздействиям.

Использование УФ-красок, имеющих более высокую вязкость, позволяет преодолеть один из недостатков флексографии — значительную степень растискивания, осложняющую высоколиниатурную печать, и получить более плавные переходы тонов. В связи со стабильностью поведения такой краски сокращается время приладки, отпадает необходимость в снятии и чистке анилоксов при остановках, реже возникает необходимость глубокой очистки анилоксов, что существенно продлевает срок их службы.

Формы

Для флексографской печати используются гибкие фотополимерные формы. Именно от них флексография и получила свое название. Такие формы имеют целый ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с формами, используемыми в других типах печати. Они сочетают в себе простоту изготовления (процесс, несколько похожий на изготовление офсетной формы) с высокой тиражестойкостью, присущей формам при высокой и глубокой печати. Тиражестойкость фотополимерной формы превышает тиражестойкость обычной монометалической офсетной формы на порядок и составляет от 1 до 5 миллионов оттисков. Эластичность формы позволяет ей работать и как декель, что исключает процесс приправки, а так же печатать на материалах с такой грубой фактурой, на которой печать офсетным способом вообще невозможна.

Сравнение экономических характеристик

Тиражестойкость флексографских форм очень велика, что приводит к удешевлению продукции при больших тиражах. Уникальное свойство флексографской печати - возможность практически произвольно менять как длину, так и ширину печати - позволяет использовать форму именно того размера, который необходим для печати. Кроме того, в некоторых случаях это позволяет еще больше увеличивать производительность по сравнению с офсетной машиной.

Так, например, для офсетной машины безразлично, имеет ли раскрой коробки максимальные размеры или занимает только 75% - все равно производительность машины будет 13 000 коробок в час, тогда как флексографская машина в этом случае будет работать в полтора раза быстрее.

Если мы будем рассматривать печать этикеток, возьмем для сравнения количество оттисков максимального размера в час на офсетном и флексографическом оборудовании. Офсетная печать позволяет получить около 13 000 оттисков, в то время как флексография около 21 000. Для обслуживания оборудования при этом в офсете нужно 3-4 человека, а во флексографии – 1-2. Но самое главное – это разница в цене. Офсетная машина стоит порядка 800 000 долларов, в то время как флексографическая – менее 400 000.

Таким образом видно, что с экономической точки зрения покупка флексографской машины вполне оправдана: необходимые начальные вложения для покупки полного комплекса гораздо меньше, а соотношение цена/производительность делает несравнимо более коротким срок окупаемости при адекватной загрузке, при том, что расходы на персонал для работы с флексографической машиной в разы.

Расширение областей применения флексографии

Было бы не очень корректно говорить, что флексография может полностью заменить офсет. Существуют области, в которых невозможно заменить офсетную машину как, впрочем и наоборот. Однако технологии допечатной подготовки, печати и послепечатной побработки неуклонно развиваются. Современные флексографские машины способны воспроизводить растры с линиатурой 60 линий на см. и выше, что до сих пор во многих случаях считается стандартом при офсетной печати. Специальные средства допечатной подготовки позволяют точно учитывать искажения, возникающие при печати и добиваться прекрасной тонопередачи. Не надо забывать, что модное ныне стохастическое растрирование было разработано специально для низколиниатурной печати, каковой в то время и являлась флексография.

Как мы уже говорили, изначально флексографские машины разрабатывались для печати в основном на упаковочных материалах. И сегодня упаковка составляет большую часть в портфеле заказов флексографских машин. Как известно, именно упаковка в значительной степени влияет на привлекательность того или иного товара для потребителя. В условиях все обостряющейся конкуренции преимущество получает тот товар, который имеет яркую, красочную упаковку, выполненную на высоком профессиональном уровне. Это может быть:

* мягкая упаковка из полиэтилена

* упаковка из других полимерных материалов

* картонная или бумажная упаковка

* самоклеющиеся этикетки.

Для изготовления всех этих видов упаковки флексография подходит просто идеально. Кроме того в современных условиях заказчики очень требовательно относятся к качеству печати, требуются небольшие тиражи и высокая оперативность. Именно по этому наибол ее активно развиваются именно узкорулонные машины, которые способны удовлетворить всем этим требованиям.

Однако на флексографских машинах может быть напечатана и полиграфическая продукция, например:

* "сухая" этикетка,

* журналы,

* рекламная продукция,

* книги,

* газеты

* газетные вкладки.

Например в США до 90% книг карманного формата печатают флексографским способом на печатно-отделочных линиях. Серьезную конкуренцию составляют флексографские машины и в печати газет. Кроме того, появляется рынок печати и на совсем не традиционных материалах, таких как

* толстый пластик,

* ткань,

* заготовки для жалюзи и т.д.

 

26.

 

Возникновение письменности

Грандиозным по своей исторической значимости и последствиям событием было возникновение письменности. Письменность по сравнению с речью — принципиально новое средство общения, позволяющее закреплять, хранить и передавать речевую информацию с помощью начертательных знаков. Письменные знаки — это материальные предметы-посредники в общении людей между собой.

В отличие от непосредственного речевого общения письменность способна преодолевать пространственные и временные границы общения людей, выходить за пределы непосредственного взаимодействия субъектов, развертывать содержание общения в пространстве и во времени.

С возникновением письменности процесс общения как бы приобретает два новых «измерения» — историческое и географическое. Один безвестный египетский писец свыше четырех тысяч лет назад, размышляя о значении письма, записал на папирусе: «Человек исчезает, тело его становится прахом, все близкие его исчезают с поверхности земли, но писания заставляют вспомнить его устами тех, кто передает это в уста других. Книга нужнее построенного дома, лучше роскошного дворца, лучше памятника в храме».

В истории письменности (и особенно ее конкретных видов) еще немало тайн, загадок, нерасшифрованных страниц. Не все детали этого процесса в полной мере прояснены наукой. Это и не удивительно: ведь процесс становления письменности длился тысячелетия (начиная, возможно, с верхнего палеолита). И тем не менее основные этапы этого процесса уже достаточно обстоятельно выявлены, изучены и сейчас мало у кого вызывают сомнения.

Виды письменности

Предметное письмо

Принято считать, что первые, зачаточные формы неречевых (дописьменных) средств передачи информации связаны с так называемым предметным письмом. Предметное письмо - это совокупность предметов, вещей, которые искусственно создавались (или сочетались из природных вещей) одним человеком (или группой) для передачи какой-либо информации другому человеку (группе). В качестве таких знаковых предметов служили воткнутые у тропы ветки, зарубки на дереве, узоры из камней, информирующие идущих следом соплеменников о направлении движения, дым от костра как знак опасности, пучок стрел как символ объявления войны и др. Вполне вероятно, что такое предметное письмо широко применялось уже в эпоху верхнего палеолита. С помощью предметного письма, а также магических ритуалов и символов человечество в течение длительного времени осваивало знаковую функцию вещей — способность определенной вещи указывать на нечто другое, принципиально отличное от самой этой вещи, - на другие вещи, явления, процессы.

Но предметное письмо носит абстрактный характер и, как правило, требует предварительной договоренности для своего адекватного понимания. Если ее нет, то информация может быть понята неверно. Ярким примером здесь может служить рассказ древнегреческого историка Геродота о том послании, которое скифы направили вторгнувшемуся в их страну древнеперсидскому царю Дарию. Они составили предметное письмо из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Дарий извлек из этого послания смысл, противоположный тому, Который вкладывали скифы. И следствием стала гибель персидского войска.

Пиктография

Следующий шаг в становлении письменности состоял в переход к использованию изобразительных средств закрепления информации. Первые изобразительные средства представлены рисуночные письмом — пиктографией.

Пиктография - это фиксация и передача информации с помощью рисунков. Пиктографическое письмо появилось еще в период расцвет первобытного общества в верхнем палеолите. С помощью последовательного размещения ряда рисунков, изображающих отдельные конкретные предметы, передается определенная информация о хозяйственных, общественных, военных и других ситуациях. Пиктографическое письмо имело множество несомненных достоинств, которые определили возможности его развития в более высокие формы письменности, вплоть до фонетической. К числу этих достоинств следуем отнести:

· возможность вводить новые промежуточные звенья повествовательности;

· достаточно высокий уровень абстрагирования, выделение главного, существенного;

· отсутствие необходимости в реалистичности изображения, в таком письме заложены значительные возможности схематизации и перерастания в условные изображения.

Основные направления исторического развития пиктографии следующие: выработка единого способа начертания рисунка, понятного для всех (или большинства) Представителей данного племени (рода, общины); закрепление за каждым рисунком более или менее определенного значения, смысла (иначе говоря, тенденция к общезначимости и однозначности, хотя, конечно, до полной однозназначности было еще далеко); обогащение набора пиктографических рисунков такими знаками, которые позволяют конкретизировать текст, пиктограммы, особенно в том, что касается счета, собственности имен и др. В связи с частой необходимостью передачи имен появился качественно новый и перспективный прием — изображение имен людей некоторыми предметами, сходными по звучанию, но имеющими, разумеется, совсем иную природу. Так постепенно зарождаются зачатки фонетического письма.

В течение нескольких тысячелетий пиктографическое письмо постепенно перерастало в идеографическое письмо, где рисунки заменяются определенными знаками. Идеографическое письмо развивалось в направлении от изображения определенных представлений (образов, понятий) независимо от их звучания в устной речи — к иероглифам. Иероглифы одновременно указывали, и образы (представления, понятия), и те звуки, из которых состоят слова, обозначающие данные образы (представления, понятия). На рубеже IV—III тыс. до н.э. иероглифическое письмо уже широко применялось в Месопотамии, а в 2400 г. до н.э. оно превратилось в упорядоченное словесно-слоговое письмо клинописного типа. Клинописное письмо было достаточно сложной системой, состоящей из нескольких сотен и даже тысяч специальных Знаков. Его усвоение требовало значительной специализации и профессионализации. В древневавилонском обществе сформировался целый социальный слой — слой писцов. В течение III тыс. до н.э. складывается и египетская иероглифика.

Фонетическое письмо

Высшей формой письменности, сложившейся во II тыс. до н.э., было фонетическое письмо, буквенное, в котором знаки обозначают не предметы, а слоги, звуки и графически передаются отдельные звуковые обозначения. Первое алфавитное письмо изобрели финикийцы. Финикийское письмо было положено в основу древнегреческого, а также арамейского письма, из которого позднее возникли индийская, персидская, арабская системы письменности.

Благодаря возможности хранения, накопления и передачи знаний письменность оказалась важнейшим стимулом для ускорения развития духовной культуры, явилась важнейшей предпосылкой становления науки.

История письменности

Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.

Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме. Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.

Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:

► моногенеза (изобретена в 1м месте)

► полигенеза (в нескольких очагах).

Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:

► месопотамский (шумеры)

► египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)

► письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).

Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.

Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы. Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы - военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.

Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".

Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.

Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus - живописный и греческого grapho - пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи,

этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы - лодку, дом и др.

Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.

На рубеже IV - III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу - пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол - символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами - это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей - шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу. Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?

Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины - два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.

Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.

В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т.к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.

Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками - иероглифами (от греческого hieroglyphoi - священные письмена).

В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой. Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.

Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит. Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой

письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.

Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому нами не используется.

 

27.

 

Понятие «Газетный текст»

Газетный текст, в отличие от любого другого текста обладает одной из наиболее сложных систем внешней организации: заголовок, подзаголовок, фотоизображение, иллюстрация, коллаж, вербальное сопровождение фотоизображения под изображением.

Есть множество определений газетного текста, среди которых и определения Гальперина И.Р. и Мосиенко Л.В.

Гальперин И.Р. полагает, что газетный текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объектированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, логической и стилистической связи, имеющее определенную направленность и прагматическую установку (7, с.235).

Согласно Мосиенко Л.В., газетный текст представляет собой интерпретацию фрагментов общественной жизни: фактов, событий, явлений, личностей – мотивированную и целенаправленную версию фрагментов социальной жизни. Основными стилеобразующими чертами газетно-публицистической речи, неразрывно связанными с базовыми экстралингвистическими факторам, являются яркая оценочность, мягкая стандартизированность и общепонятность используемых в газете материалов (11,с.1-3).

Журналист не только информирует читателя о социально значимых фактах, событиях и явлениях действительности, но и дает оценку сообщаемому. Конечно, не все газетные жанры одинаковы в плане использования в них информативных и оценочных средств, но одновременная ориентация на информативность и оценочность свойственна всем типам газет, всем материалам массовой коммуникации.

Разнообразны стилистические и жанровые приемы оформления данного материала: информация, корреспонденция, комментарий, интервью, репортаж (7, с.1-3)

Информация – жанр газетного текста, представляющий собой актуальные на сегодняшний день краткие сведения о факте, новости, событии. Она отражает на день выхода газеты жизнь страны, зарубежья в официальной хронике, новостях, объявлениях. Это не только новости дня, но и краткие сообщения о прошлом или же сведения, которые представляют интерес для читателя не только сегодня.

Так как корреспонденции свойственна не только информативная, но и побудительная функция, то в тексте создается эмоциональный фон, который достигается использованием эмоционально-оценочных структур, эмоционально-окрашенной лексики, фразеологизмов.

Особое место среди жанров газетных текстов занимает комментарий, поскольку он отличается от всех других своим функциональным назначением. Основная коммуникативная цель комментария – интерпретация и разъяснение сущности и значения актуального события, факта, документа. Репортаж и интервью сочетают в себе документальность, объективность, эмоциональность и яркость изображения различных по значимости событий.

Для восприятия оценочной информации, содержащейся во всех газетных жанрах, большое значение имеют фоновые знания адресата. Различные виды оценок, в частности, интеллектуальной, эмоциональной, проявляются в номинативных единицах текста. Оценочные номинативы представляют собой очень продуктивный план лексики, позволяющий автору публикации высказывать свое мнение о степени важности и ценности данной информации и распространить это мнение на читателей.

Особенности газетного текста

Газетный текст представляет собой интерпретацию фрагментов общественной жизни: фактов, событий, явлений, личностей – мотивированную и целенаправленную аксиологическую версию фрагментов социальной жизни.

Интерпретация неотделима от аксиологии, именно поэтому положительная или отрицательная социальная оценка является неотъемлемым компонентом любого газетного текста. В качестве критериев социальной оценки фрагментов общественной жизни выступают стереотипные морально-этические представления, принятые в данном обществе и восходящие к древнейшему аксиологическому критерию добра и зла.

Для газетного текста характерны оценки неявные, скрытые, не имеющие явного выражения в тексте, благодаря которому в сознании адресата тот или иной фрагмент действительности наделяется соответствующим аксиологическим знаком.

В качестве оснований для социальной оценки адресата могут выступать различные составляющие события, начиная от самого события в целом и заканчивая конкретными обстоятельствами (время, место, условия, причина, результат) и личностями как участниками событий, точная квалификация события путем введения в текст слова-квалификатора или составляющих фрейма события, по которому оно легко квалифицируется адресатом, соотнесение описываемого события с социальным его стереотипом, закрепленным в сознании, грамматико-синтаксический способ, связанный с употреблением языковых форм и определенным построением фразы.

Основными стилеобразующими чертами газетно-публицистической речи, неразрывно связанными с базовыми экстралингвистическими факторами, являются яркая оценочность, мягкая стандартизованность и общепонятность используемых в газете материалов.

Журналист не только информирует читателя о социально значимых фактах, событиях и явлениях действительности, но дает оценку сообщаемому. Конечно,

не все газетные жанры одинаковы в плане использования в них информативных и оценочных средств, но одновременная ориентация на информативность и оценочность свойственна всем типам газет, всем материалам массовой коммуникации.

Разнообразы стилистические и жанровые приемы оформления данного материала: информация, комментарий, интервью, репортаж, корреспонденция.

Информация – жанр газетного текста, представляющий собой актуальные на сегодняшний день краткие сведения о факте, новости, события. Она отражает на день выхода газеты жизнь страны, зарубежья в официальной хронике, новостях, объявлениях. Это не только новости дня, но и краткие сообщения о прошлом или же сведения, которые представляют интерес для читателя не только сегодня.

Поскольку корреспонденции свойственна не только информативная, но и побудительная функция, то в тексте создается эмоциональный фон, который достигается использованием эмоционально-оценочных структур, эмоционально-окрашенной лексики, фразеологизмов.

Комментарий занимает особое место среди жанров газетных текстов, поскольку он отличается от всех других своим функциональным назначением.

Основная коммуникативная цель комментария – интерпретация и разъяснение сущности и значение актуального события, факта, документа.

Репортаж и интервью сочетают в себе документальность, объективность, эмоциональность и яркость изображения различных по значимости событий. Интервью и репортажи в газетах посвящаются, как правило, значительным событиям, важным для города, региона, территории, страны в целом, темам и датам. Если в интервью и репортаже речь идет о конкретном событии, то журналист является его очевидцем, а его собеседником может быть непосредственный участник события или же свидетель данного события.

Основная задача репортажа – наглядно представить читателям газеты увиденное и услышанное, дать им возможность почувствовать себя как бы очевидцами событий, аргументировать оценку описываемого события.

Интервью – особый тип газетных текстов. Оно отличается от других жанров, как по форме, так и по содержанию. Интервью дается, как правило, в виде беседы (диалога) журналиста с интервьюируемым лицом, но нередки варианты, когда текст интервью компонуется только из прямой речи интервьюируемого или же в виде сочетания прямой и косвенной речи.

Для восприятия оценочной информации, содержащейся во всех газетных жанрах, важное значение имеют фоновые знания. Различные виды оценок, в частности, интеллектуальной, эмоциональной, проявляются в номинативных единицах текста.

Оценочные номинативы представляют собой очень продуктивный план лексики, позволяющий автору публикации высказывать свое мнение о степени важности и ценности данной информации и распространить это мнение на читателей.

Лексический состав газетных текстов достаточно разнообразен. Во французских газетах сложилась своеобразная и достаточно развитая система общественно-политической терминологии.

Газета является отражением современного уровня развития языка. В ней наблюдается интенсивное сближение книжного и разговорного стилей речи. Язык молодежной современной прессы характеризуется сленговыми выражениями, особенно это относится к жанру интервью, в которых журналист стремится адекватно передать индивидуальность и самобытность речи интервьюируемых студентов, лицеистов.

Действительно, на первый взгляд кажется, что объем газетного информационного текста не позволяет журналисту ясно выразить отношение к сообщаемому. Но, например, в информационной заметке социально-оценочная ориентация на факт может реализовываться прежде всего в самом отборе фактов.

В них нередко используются общеязыковые метафоры, перифразы, интеллектуально-оценочные выражения, а материалы современных газет показывают интенсивное проникновение в текст информации разговорно-просторечных и даже жаргонных средств языка.

Эмоционально-экспрессивные средства языка (так называемые экспрессемы) составляют лишь часть, хотя и довольно существенную, оценочных элементов на газетной полосе. Не менее значителен в газете удельный вес интеллектуально-оценочных единиц.

Постоянная ориентация журналистов на оценку фактов, событий и явлений действительности делает неизбежным употребление в газете не только языковых, но и контекстуально-оценочных средств, среди которых особо выделяются вторичные номинации, т.е. ряды слов и словосочетаний, объединенных общностью понятий соотнесенности (перифразы, синонимы, слова-конденсаты и т.п.), индивидуально-авторские метафоры и окказионализмы, а также слова и словосочетания, маркируемые в тексте кавычками.

Частое повторение в газете одних и тех же тем и ситуаций неизбежно ведет к появлению огромного набора готовых к употреблению речевых стереотипов номинативного и оценочного характера (речевых формул, клише, стандартов). Без таких стереотипов невозможно быстрое создание текста и его одномоментное восприятие.

Через постоянное обновление и варьирование компонентов воспроизводимых речевых выражений газетная речь приобретает характер мягкой стандартизованности, и это является отличительной стилеобразующей чертой газетно-публицистической речи.

Выбор языковых средств и стилистическая тональность текста в ряде случаев обнаруживает функциональную зависимость от темы сообщения и от характера речевых отношений между участниками коммуникативного акта.

Есть все основания полагать, что СМИ в известной степени моделируют речевое поведение человека, отбирающего языковые ресурсы от тех или иных параметров социальной ситуации.

Анализ текстового материала современной французской прессы свидетельствует о том, что характерными лексическими особенностями текстов являются заимствования и сокращения, которыми изобилуют газетные тексты.

Пресса является активной зоной привлечения иноязычной лексики. В текстовом материале газет и журналов встречается большое количество англизмов и ксенизмов, т.е. лексических единиц, не зафиксированных в словарях современного французского языка.

Тенденция к использованию сокращений и аббревиаций во французских газетах обусловлена стремлением к более краткому, экономному выражению мыслей, к минимизации элементов высказывания. Под аббревиацией в лингвистике понимается словообразовательный акт, ведущий к созданию сложносокращенного односложного наименования взамен развернутого, обычного и многословного обозначения тех или иных понятий. К категории аббревиации в такой формулировке относятся акронимы, усечения, универбы, телескопические слова и др.

Язык газеты – это живая и постоянно развивающаяся система, требующая от журналистов постоянного творческого напряжения. Наконец, специфика отбора языковых средств на газетной полосе во многом определяется расчетом на массовую, нейтральную в лингвистическом отношении читательскую аудиторию.

 

28.

 

Выделенияв тексте.

Шрифтовые:

1. Повышение (понижение) кегля без изменения гарнитуры.

2. Изменение начертания на полужирное.

3. Изменение написания на курсивное.

4. Смена гарнитуры (иногда вместе с начертанием).

5. Разрядка – увеличиваются пробелы между буквами (при этом должен увеличиваться и промежуток между словами).

6. В компьютерной верстке появились новые приемы: кернинг (корректировка расстояния между отдельными парами литер) и трекинг (автоматическое изменение величины межсимвольного интервала для всех литер внутри заданного отрезка текста).

7. Кернинг позволяет уменьшить расстояние внутри отдельных пар литер и тем самым улучшить читаемость текста. Иногда кернинг используется и для увеличения расстояния между литерами. Часто это делается для повышения разборчивости белого текста на черном фоне. Более крупный шрифт, как правило, требует меньшей величины межсимвольных интервалов и пробелов между словами.

8. Трекинг дает возможность регулировать общую величину межсимвольного интервала и осуществляется следующими способами: непосредственно как операция над выбранным отрезком текста; как элемент стилевого оформления; как установка по умолчанию (то есть программа будет автоматически осуществлять трекинг на заданную величину, если только верстальщик не укажет иное значение). Увеличение трекинга повышает плотность текста и позволяет разместить на той же площади большее количество слов. Это делает публикацию более темной. И наоборот, уменьшение трекинга осветляет полосу.

9. Набор прописными буквами.

10. Набор капителью (размер капительных букв соответствует строчным, а рисунок – прописным).

Нешрифтовые (композиционные):

1. Втяжка (выделяемые строки набираются на неполный формат, с отступом от левого края). Ширина втяжки должна заметно (хотя бы в два раза) превышать ширину абзацных отступов.

2. Увеличенный интерлиньяж (текст на шпонах). Интерлиньяж – это расстояние между базовыми линиями соседних строк. Оптимален интерлиньяж в 120 процентов от кегля шрифта.

3. Постановка боковой линейки.

4. Подчеркивание.

5. Зарамливание.

6. Использование фоновых подложек.

7. Выделение цветом.

8. Использование выворотки (белые буквы на черном, а также на фоне какого-то другого цвета).

Можно сочетать шрифтовые и нешрифтовые выделения, и самое главное – сохранять систему применения выделений.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1727; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!