Типометрическая система, Типографская система мер, Типометрия (Point system)



БУМАГА ДЛЯ ПОЛИГРАФИИ: ВИДЫ И ПЛОТНОСТЬ Несмотря на то, что современное полиграфическое оборудование и технологии печати позволяют наносить качественную яркую печать по самым разным материалам и формам поверхностей, бумага остаётся основной поверхностью, по которой производится печать в современном полиграфическом производстве.

Офетная печать

В офсетной печати используются различные сорта бумаги, которые отличаются друг от друга по назначению, весу, качеству и другим параметрам, определяющим печатные свойства бумаги: оптические, физические, механические, химические и др. Однако, заказчиков и дизайнеров в первую очередь интересуют такие параметры, как белизна, прозрачность, плотность и фактура. А такие параметры, как механическая прочность, усадка при высыхании, пористость, растяжение, характер мелования, электризуемость больше волнуют печатников и технологов. Рассмотрим некоторые из этих параметров.

Плотность бумагиопределяет вес одного листа бумага в граммах, площадью 1 м². В офсетной полиграфии в основном используются типы бумаг, имеющие плотность от 60 до 300 г/м².

● плотность газетной бумаги – от 45 до 60 г/м²;

● бумага для копирования и принтера – 80 г/м²;

● бумага для визиток – 200-250 г/м² (плотная - до 300 г/м²);

● для буклетов и листовок – 100-170 г/м²;

● для календарей и плакатов – 135-200 г/м².

Глянцевость(противоположной характеристикой является матовость). На глянцевой бумаге изображение имеет большую насыщенность красок и рекомендуется использовать для печати цветных изображений. Но, с другой стороны, не рекомендуется печать большого объема мелкого текста на глянцевой бумаге – из-за высокого контраста и бликов будут быстрее утомляться глаза.

Белизна – способность бумаги отображать свет. Она выражается коэффициентом отражения (отношение интенсивности отраженного света к падающему). Белизна бумаги колеблется в пределах 60-98%. Чем больше контраст между печатными элементами и фоном, тем лучше воспринимается отпечатанное изображение.

Прозрачность – способность бумаги пропускать свет без рассеяния. В большинстве случаев такая характеристика бумаги считается недостатком, так как отпечаток на оборотной стороне листа становится видимым.

Виды бумаг, наиболее часто используемых в полиграфии

Мелованная бумага – наиболее популярный тип бумаги в полиграфии (особенно рекламной). Обладает поверхностью, которая покрыта специальной пастой, скрывающей волокна. Она гладкая, с ровной поверхностью для печатанья и очень высоким показателем белизны.

С покрытием – такая бумага имеет специальную полимерную пленку различных цветов на поверхности. Характеризуется высокой отражательной способностью. Применяется для создания визиток, обложек и папок.

С тиснением – при изготовлении такой бумаги используется специальный способ обработки поверхности с нанесением рельефного рисунка. Существует много разновидностей такого рисунка на поверхности: изморозь, яичная скорлупа, лен, мороз и т.д.

Самоклеющаяся – бумага, имеющая на оборотной стороне адгезионный слой, который прикрыт легко снимаемой защитной бумагой. Существует большая цветовая гамма, а также мелованная и немелованная, прозрачная и металлизированная. Наиболее часто самоклеющуюся бумагу используют в качестве этикетки на пластиковую и стеклянную тару, наклейки на корпус различных приборов, рекламы в транспорте.

Самокопирующая – такая бумага позволяет копировать оригинал при письме ручкой или на пишущей машинке без использования копировальной бумаги. Для таких документов применяется бумага различных цветов, причем для каждого следующего листа используется другой цвет. Очень важно правильное расположение и порядок очередности таких листов.

Картон– характеризуется большей жесткостью, толщиной и весом.

Специальные сорта бумаги – бумага с микровключениями (тенгрис, фланель) и специальной структурной поверхностью (кашемир). Используют для создания специальных художественных эффектов.

2.

 

I.               Работа корреспондента

·    Сбор информации и подготовка материала

·    Обеспечение фактологической точности материала

·    Придумать заголовок, подзаголовок, лид

·    В ряде случаев позаботиться об иллюстрации

·    После распечатки материала вычитать рукопись и внести правку

·    Заполнить «паспорт» (бланк для материала. Заполняются данные, как документация: время, имя, тема, дата и т.д) или «собачку»

·    Выполняет функции редактора по отношению к материалам внештатных авторов

II.             Рукопись поступает к зав.отделом на чтение и редактирование

·    Подписывает материал

·    Возврат на доработку

·    Возврат на переработку

·    «в корзину» (отклонение материала)

III.           Рукопись поступает в секретариат

·    Материалы прочитываются

·    Распределяются по номерам и полосам

·    Редактируются с техническими целями (дыры(недостаток информации), хвосты(остаток заметки))

·    Осуществляется техническая разметка оригинала (название и кегль шрифта, формат набора, способы выделения и тд.)

·    Создается графический макет полосы (это чертеж полосы, где показаны размер и расположение текста, иллюстраций и заголовков)

IV.           Оригиналы материалов вместе с графическим макетом, «рубашкой» (графический макет со вложенными оригиналами материалов) сдаются корректорам. От корректоров они идут на правку. Потом снова к корректорам: на просмотр и подпись.

Корректор читает не все материалы, а только те, которые идут на полосы. Вносит правки корректорскими знаками. После правки материалы идут в машбюро, где машинистки открывают файл, вносят изменения в файл по корректирующим знакам. Правленый файл заносят в базу данных.Распечатанный правленый оригинал снова несут корректору, на подпись. Оригинал вкладывается в «рубашку», которая подписывается

V.             «Рубашка» поступает на верстку. Верстальщик создает файлы полос, которые распечатываются на принтере и поступают корректорам и в секретариат. Корректура и правка полосы. Утверждение полосы в секретариате. При необходимости – доработка

VI.           Чтение полосы дежурным по номеру («светлая голова»). Полномочия дежурного по номеру определены в специальной инструкции. Редактирование, исправление. Подпись каждой полосы карандашом на обороте.

VII.         Чтение полос главным редактором. Устранение замечаний. Проверка. Корректура (если есть изменения на полосах). Подпись авторучкой на обороте.

VIII.       Изготовление полос на фотонаборном аппарате. Просмотр технических параметров выпускающим.

IX.           Транспортировка выпускающим диапозитивов (пленок) в типографию. Сдача пленок на участок изготовления печатных форм.

X.             Изготовление печатных форм и их установка на формные цилиндры печатных машин

XI.           Печать тиража и газеты

XII.         Экспедирование. Доставка. Продажа

 

3.

Основные задачи и функции секретариата редакции

Секретариат редакции осуществляет оперативное руководство газетой. В его обязанности входит:

· планирование работы редакции;

· выпуск номера газеты;

· руководство работой собкоров;

· руководство работой спецкоров;

· руководство работой техническими службами редакции;

· организация творческой работы отделов, координация их деятельности.

Секретариат не случайно называют “штабом” редакции: сюда сходятся все нити в ходе планирования и выпуска номера газеты, контроля за работой творческих подразделений. Здесь макетируются и оперативно формируются полосы издания, вносятся изменения по ходу выпуска газеты. В секретариате, как нигде в редакции, концентрируются все виды журналистской деятельности. Ответственный секретарь, его заместители (в крупных газетах) являются самыми опытными журналистами. Они отлично владеют литературным редактированием, техникой верстки и оформления газеты, знанием газетной полиграфии, всем процессом подготовки и выпуска номера. Чем крупнее газета (большой объем, частая периодичность), тем больше сотрудников работают в секретариате. Каждый заместитель ответственного секретаря выполняет свой круг обязанностей. Один наблюдает за проведением газетных кампаний, за работой группы выпуска газеты, за планирование текущих номеров. Второй ведет недельное планирование, подготовку специальных полос, подборок, руководит отделом проверки, корректорской, другими редакционными службами. Еще несколько заместителей поочередно дежурят по номеру.

В небольшой, районной газете ответственный секретарь самостоятельно выполняет весь объем функций секретариата – редактирует и макетирует материалы, руководит процессом выпуска номера, внедряет нововведения, установливает процедуры регулярного менеджмента в деятельности редакции;

Под непосредственным руководством секретариата осуществляются все виды редакционного планирования, начиная от долгосрочного и заканчивая планом номера газеты, контролируется качество текстовых материалов, сроки их подготовки. Секретариат фактически руководит отделом иллюстраций, заказывая фотокорреспондентам оперативную съемку, отбирая фотографии и другие иллюстрации на газетные полосы. Он же следит за графиком верстки полос, выпуска номера. В его ведении находятся все технические службы редакции – машинописное бюро (компьютерный центр), корректорская, бюро проверки, справочная библиотека, архив. Кроме того, секретариат руководит творческой работой в редакции – созывает творческие совещания, которые являются формой учебы и обмена опытом, организует творческие отчеты отдельных журналистов за определенный период их деятельности, проводит творческие конкурсы среди сотрудников – на лучший очерк, репортаж. От степени эффективности организации работы секретариата, без сомнения, зависит и эффективность работы всей редакции.


4.
Классификация шрифтов по начертанию и их использование.

В понятие «начертание» входят четыре характеристики: наклон, плотность, насыщенность и заполненность основных штрихов (иллюминовка).

Наклон. Различаются прямые, наклонные и курсивные шрифты.

В шрифтах прямого начертания основные штрихи прямоугольных букв образуют с линией шрифта прямой угол. В наклонных шрифтах основной штрих отклоняется от перпендикуляра к базовой линии вправо (в среднем на 15°) и никаких изменений графемы не происходит (Obligue).

В курсивных начертаниях наклон такой же, что и в собственно наклонных шрифтах. Важный признак – имитация рукописного шрифта. Но изменения касаются только строчных букв, прописные остаются такими же, что и в наклонном начертании (Italic).

В настоящее время подавляющее большинство наклонных шрифтов определяются как Italic (на американский манер).

Плотность – соотношение ширины и высоты очка. Различаются сверхузкие, узкие, нормальные, широкие и сверхширокие шрифты. К сверхузким относятся шрифты, у которых ширина (берутся для измерения буквы Н, П или И) составляет менее 45% от высоты (ширину измеряют по центру буквы Н, т.е. длину соединительного штриха). В компьютерах обозначается как Very Condensed. Узкое начертание включает в себя шрифты, имеющие соотношение от 45 до 65% .К нормальному начертанию относятся шрифты в рамках 65-90%. Нормальное начертание, как правило, никак не обозначается. Широкие шрифты имеют соотношение 90-110%, сверхширокие – свыше 110%. Акцентирование с помощью данной характеристики начертания практически не применяется в текстах. Но некоторые издания трансформируют шрифт для того, чтобы увеличить емкость текста.

Насыщенность. К светлым относятся те, у которых основной штрих помещается во внутрибуквенном просвете два или более раза. Есть и другой критерий: процент (часть) толщины основного штриха от высоты очка. Не более 23% - светлые, 23-34% - полужирные и больше 34% - жирные. Существуют также сверхсветлые (тонкие, скелетные) шрифты. При производстве шрифтов рассматривалось шесть градаций насыщенности: сверхсветлая (контурная), светлая, ужиренная, полужирная, жирная, сверхжирная. Кроме того существовало понятие цветности шрифта (при сравнении один шрифт всегда обладает большей цветностью, чем другой при прочих равных условиях). Единственный корректный способ определения насыщенности – сравнение толщины основного штриха внутри одной гарнитуры.

Заполненность основных штрихов предполагает четыре начертании: шрифты с нормально заполненными штрихами, а также декоративные начертания – контурное, оттеночное и штриховое

В типографике существует несколько классификаций шрифтов по разным признакам, причём, некоторые из них вытекают из характеристик.

По назначению шрифты можно разделить на:

«* Текстовые

* Титульные

* Акцидентные»

Текстовые - шрифты, используемые для основного текста печатного издания. Как правило, кегль этих шрифтов варьируется от 6 до 12 пунктов ( сюда же можно включить и более мелкие шрифты, однако таковые не удобны для чтения)

Титульные - шрифты, предназначенные для печати заголовков, титулов, рубрик ( в газетах).Кегль - от 14 до 48 пунктов.

«Акцидентные шрифты -- шрифты преимущественно декоративные, имитационные, а также шрифты крупных кеглей. К акцидентным шрифтам относятся плакатные и афишные шрифты. Кегль (размер) шрифта определяется по прописной (заглавной) букве.»

Классификация по ГОСТу:

В государственном стандарте шрифты разделяются на шесть основных и одну дополнительную группы:

«1)Группа рублёных шрифтов

В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная,

Букварная группа шрифтов

2)Группа шрифтов с едва наметившимися засечками

Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например Октябрьская.

3)Группа медиевальных шрифтов

Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.

4)Группа обыкновенных шрифтов

Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.

5)Группа брусковых шрифтов

Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщенные прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.

6)Группа новых малоконтрастных шрифтов

Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закругленные засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.

7)Группа дополнительных шрифтов

В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например, рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.» ГОСТ 3489.1-71

Кроме того, выделяют классификацию шрифтов по начертанию очка, подразделённую по трём признакам:

- положению очка (наклону основных штрихов);

- насыщенности;

- плотности.

По первому признаку шрифты бывают: курсивные, прямые, наклонные.

«У шрифтов прямого начертания основные штрихи расположены вертикально. У шрифтов курсивного и наклонного начертаний основные штрихи наклонены вправо примерно на 15°. Разница между курсивными и наклонными начертаниями выражается в том, что строчные буквы наклонного начертания имеют рисунок шрифта прямого начертания, а курсивные строчные буквы - рисунок рукописного шрифта.»Л.А. Волкова Издательско-полиграфическая техника и технология.

По второму - светлые, полужирные, жирные.

«В светлых шрифтах толщина основного штриха строчных букв в 2,0-3,5 раза меньше внутрибуквенного просвета, в полужирных - толщина основного штриха строчных букв меньше или равна внутрибуквенному просвету. В жирных шрифтах толщина основного штриха строчных букв больше внутрибуквенного просвета.»14

По третьему - узкие, нормальные, широкие.

«При нормальном начертании шрифтов отношение ширины очка к его высоте составляет = 3/4, в узких начертаниях шрифтов ширины очка к его высоте находится в пределах от 1/2-2/3, в широких начертаниях шрифтов ширина очка больше его высоты.»Л.А. Волкова Издательско-полиграфическая техника и технология.

Следующая классификация - по размеру шрифта. Она представлена на рисунке ниже:

Оптимальным кеглем любого текстового шрифта считается кегль в 8 или 9 пунктов.

 

6.

Типометрическая система, Типографская система мер, Типометрия (Point system)

Система измерения шрифта. Не совпадает с метрической системой и использует в качестве единицы измерения пункт (point). Разработана в 1737 году Пьером Фурнье (Pierre Simon Fournier). В конце XVIII в. усовершенствована Фирменом Дидо (Firmin Didot). В 1878 году еще раз исправлена Нельсоном Хоуксом (Nelson Hawks) и в этом виде принята в Англии и Америке. Сейчас применяются две системы измерений, различающиеся размером пункта: система Дидо (Didot point system), где 1 пункт равен 0,3759 мм, и англо-американская система (Anglo-American point system), где 1 пункт равен 0,3514 мм. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию применяется англо-американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт определяется для простоты как 1/72 дюйма (0,3528 мм). В профессиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо-американской). См. Typographical Mesurement Systems in Comparison.

 

В основу типографской классификации шрифтов положены два графических признака – засечки и контраст( 6 основных и 1 дополнительную группы).

Внутри каждой группы шрифты делятся на гарнитуры.

Поскольку гарнитура – это комплект шрифтов одного рисунка в разных начертаниях и кеглях, шрифт, имеющий свои стилевые признаки, отличающие его от других шрифтов, считается самостоятельной гарнитурой и имеет свое название.

Степень контрастности, наличие и форма засечек и других концевых элементов, расположение наплывов и степень округлости, длина выносимых элементов – вот важнейшие признаки, определяющие основные графические особенности шрифтов и обеспечивающие самобытность каждого.

1. Группа рубленых шрифтов.

Имеют равное соотношение ширин основных и соединительных штрихов, засечки отсутствуют: Древняя, Рубленая, Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Правдинская, Гротеск, Букварная, Плакатная, Агат, Московская, Советская, Спутник.

2. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками.

Примерно равное соотношение ширин соединительных и основных штрихов с едва наметившимися засечками в виде некоторого утолщения концов вертикальных штрихов: Акцидентная Телингатера, Волгоградская, Севастопольская, Октябрьская.

3. Группа медиевальных шрифтов.

Характеризуются умеренным контрастом основных и соединительных штрихов, с заческами в виде плавного утолщения концов основных штрихов и наклонным расположением оси симметрии округлых букв: Литературная, Банниковская, Заголовочная газетная, Лазурского, Ладога.

4. Группа обыкновенных шрифтов.

Гарнитуры с контрастными штрихами, с длинными тонкими заческами, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. Оси округлых букв вертикальные: Обыкновенная, Обыкновенная новая, Елизаветинская, Северная, Бодони книжная, Кузаняна, Байконур.

5. Группа брусковых шрифтов.

Шрифты с неконтрастными и малоконтрастными штрихами, с длинными утолщенными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением: Брусковая газетная, Балтика, Хоменко, Реклама.

6. Группа новых малоконтрастных шрифтов.

Шрифты с малым контрастом штрихов и длинными утолщенными засечками с округленными концами. Засечки соединены с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением: Коринна, Школьная, Энциклопедическая, Новая газетная, Бажановская, Журнальная, Академическая, Пискаревская, Малановская, Кудряшовская словарная, Кудряшовская энциклопедическая, Баченаса.

7. Дополнительная группа.

В основу типографской классификации шрифтов положены два графических признака – засечки и контраст( 6 основных и 1 дополнительную группы).

Внутри каждой группы шрифты делятся на гарнитуры.

Поскольку гарнитура – это комплект шрифтов одного рисунка в разных начертаниях и кеглях, шрифт, имеющий свои стилевые признаки, отличающие его от других шрифтов, считается самостоятельной гарнитурой и имеет свое название.

Степень контрастности, наличие и форма засечек и других концевых элементов, расположение наплывов и степень округлости, длина выносимых элементов – вот важнейшие признаки, определяющие основные графические особенности шрифтов и обеспечивающие самобытность каждого.

8. Группа рубленых шрифтов.

Имеют равное соотношение ширин основных и соединительных штрихов, засечки отсутствуют: Древняя, Рубленая, Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Правдинская, Гротеск, Букварная, Плакатная, Агат, Московская, Советская, Спутник.

9. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками.

Примерно равное соотношение ширин соединительных и основных штрихов с едва наметившимися засечками в виде некоторого утолщения концов вертикальных штрихов: Акцидентная Телингатера, Волгоградская, Севастопольская, Октябрьская.

10. Группа медиевальных шрифтов.

Характеризуются умеренным контрастом основных и соединительных штрихов, с заческами в виде плавного утолщения концов основных штрихов и наклонным расположением оси симметрии округлых букв: Литературная, Банниковская, Заголовочная газетная, Лазурского, Ладога.

11. Группа обыкновенных шрифтов.

Гарнитуры с контрастными штрихами, с длинными тонкими заческами, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. Оси округлых букв вертикальные: Обыкновенная, Обыкновенная новая, Елизаветинская, Северная, Бодони книжная, Кузаняна, Байконур.

12. Группа брусковых шрифтов.

Шрифты с неконтрастными и малоконтрастными штрихами, с длинными утолщенными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением: Брусковая газетная, Балтика, Хоменко, Реклама.

13. Группа новых малоконтрастных шрифтов.

Шрифты с малым контрастом штрихов и длинными утолщенными засечками с округленными концами. Засечки соединены с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением: Коринна, Школьная, Энциклопедическая, Новая газетная, Бажановская, Журнальная, Академическая, Пискаревская, Малановская, Кудряшовская словарная, Кудряшовская энциклопедическая, Баченаса.

14. Дополнительная группа.

Шрифты, не имеющие ярко выраженных графических признаков (сюда же входят шрифты, подражающие рукописному начертанию букв): Пальмира, Каллиграфическая, Машинописная, «1812 год», Жихарева, Рукописная Коробова.

Все шрифты различаются по начертанию (основные графические признаки рисунка шрифта сохраняются).

1. По насыщенности (относительной толщине основных и соединительных штрихов).

- светлые (не более 23%), внутрибуквенный просвет в 2-4 раза больше толщины основного штриха.

- полужирные (до 34%), соотношение от 1:1 до 1:1,5.

- жирные (34% и более), внутрибуквенный просвет уже толщины основного штриха.

Это отношение толщины основного штриха знака к его высоте у строчных букв типа «Н», «П» и т.д. – для кеглей 8, 9, 10, 11 и 12.

2. По наклону (основных штрихов относительно горизонтальной линии шрифта).

- прямые – шрифты с вертикально расположенными основными штрихами.

- наклонные имеют, как правило, наклон в правую сторону на 15 градусов.

- курсивные; строчные буквы курсивного шрифта во многих случаях приближаются к построению рукописных букв.

3. По плотности очка (по относительной ширине, или расстоянию между основными штрихами).

- нормальные (свыше 60% до 85%),

- узкие (свыше 45% до 60%),

- сверхузкие (не более 45%),

- широкие (свыше 85% до 105%),

- сверхширокие (не менее 115%).

Плотность очка определяется по зрительному отношению сторон прямоугольника, образованного осями вертикальных штрихов и линиями, проведенными между верхними и нижними соединительными штрихами (высота знака).

4. По заполненности основных штрихов.

- контурные имеют контурное построение штрихов и за их пределами – тень, как бы отбрасываемую буквой, что создает впечатление объемности шрифта,

- оттеночные (оттененные),

- штрихованные.

7.

Классификация шрифтов. Признаки

 

Все шрифты классифицируются по трем основным признакам:рисунку, начертанию и кеглю.

 

Классификация шрифтов по рисунку

 

В основу классификации шрифта по рисунку положено два признака:

 

Контрастность шрифта — соотношение толщины основных и соединительных штрихов букв.

Наличие и форма засечек — дополнительных элементов, которыми заканчиваются основные и соединительные штрихи.

 

 

По рисунку (ГОСТ 3489.1–71 — 3489.38–72) типографские шрифты разделены на 6 основных групп и одну дополнительную. Внутри каждой группы шрифты подразделяются на гарнитуры.

 

Гарнитурой называется совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях.

Гарниту́ра в типографике — набор из одного или нескольких шрифтов в одном или нескольких размерах и начертаниях, имеющих стилевое единство рисунка и состоящих из определённого набора типографских знаков. Гарнитура обычно содержит алфавитно-цифровые и пунктуационные знаки и специальные символы. Также существуют гарнитуры, целиком состоящие из неалфавитных символов — например, содержащие математические или картографические знаки. Термин «гарнитура» часто смешивают с термином «шрифт», значения этих слов были более различимы до появления настольных издательских систем. Различие между терминами состоит в том, что шрифт определяет свойства конкретного члена семейства шрифтов, например, полужирное или курсивное начертание, в то время как гарнитура определяет согласованный стиль семейства шрифтов.

 

8.

Виды корректур и их задачи

Корректура — совокупность корректурных исправлений и сам процесс исправления ошибок и устранения технических недочетов в корректурном оттиске набора и печатной форме, включающий чтение корректурных оттисков и корректурную правку. Для внесения исправлений используются специальные символы — корректурные знаки (в России — ГОСТ 7.62-2008. Знаки корректурные для разметки оригиналов и исправления корректурных и пробных оттисков. Общие требования.

Виды корректур

Корректуры делятся на два вида: типографскую и издательскую (заказчика). В свою очередь типографская корректура делится на первую, вторую, третью и четвёртую.

По составу и сложности полиграфического исполнения для ассортимента печатной продукции достаточно первой и второй типографских корректур. Первая типографская корректура включает читку распечаток электронных версий, а вторая - читку свёрстанных полос набора (раскладок или пленок).

Для достижения наилучшего результата корректорская правка должна иметь не однократный характер, но состоять из нескольких стадий.

Первая корректура — вычитка текста до передачи в верстку (как правило, производится в электронном виде). Включает:

* устранение орфографических и пунктуационных ошибок;

* исправление недостатков смыслового и стилистического характера;

* унификация используемых в тексте символов, единиц измерения, терминов, сокращений, обозначений;

* проверка правильности оформления таблиц, сносок, перечней, полноты библиографического описания.

*

Вторая корректура — итоговая вычитка сверстанного текста (на листах с помощью корректурных знаков, в pdf-файле либо другом электронном формате):

* исправление ошибок, допущенных при верстке (проверка наличия и правильности переносов, удаление висячих строк, соблюдение формата заголовков, размещения колонтитулов, рисунков и подписей, таблиц и т. п.);

* обеспечение единства издательского оформления текста — сокращений, наименований, размерностей, сносок, шрифтовых выделений и др.

В отдельных случаях для книг (журналов) большого объёма целесообразна частичная вычитка корректуры оригинала перед сдачей его в набор. При обнаружении на одной странице 3 и более ошибок оригинал следует вернуть заказчику для дополнительной читки корректуры и правки текста. После набора такого текста выполняется первая и вторая типографские корректуры.

Задачи корректуры

1. Корректура, выполняемая типографским корректором, преследует цели:

* а) обеспечить соответствие набора оригиналу, т. е. устранить всо расхож-дения набора с оригиналом (пропуски, искажения, повторения и т. и.);

* б) добиться соблюдения всех технических правил набора и верстки, а при сводке (корректуре перед печатью) — еще и технических требовании к печати.и расположению (спуску) полос.

2. Корректура, выполняемая издательским корректором, преследует цели:

* а) обеспечить соответствие набора оригиналу, т. е. устранить все расхож-дения набора с оригиналом (пропуски, искажения, повторения и т. п.);

* б) добиться высокого качества набора и верстки, т. е. выявить и потребовать устранить все отступления от технических правил набора и верстки, от указании спецификации и разметки оригинала;

* в) предотвратить орфографические, цуиктуационные, технические ошибки и случаи неединообразного оформления, перешедшие в набор из оригинала, все нарушения графического стиля издания;

* г) обратить внимание редактора и автора на замеченные смысловые, фак-тические, логические, стилистические погрешности.

3. Задачи редакционной корректуры:

* а) проверить содержание и форму произведения но существу;

* б) проверить еще раз цитаты и другой фактический материал;

* в) оценить качество набора п верстки с точки зрения соответствия поли-графического оформления назначению и содержанию издания (потребовать устрашить путающие читателя переносы, искажающее смысл расположение иллюстраций, неверные рубрикацнонныо решения и т. д.);

* г) проконтролировать работу корректора (устранить неверные по существу исправления) и «снять» поставленные им вопросы;

* д) выбрать наиболее рациональные приемы-исправлений, предлагаемых автором, отклонив исправления необязательные; использовать приемы ком-пенсационной правки во избежание переверстки, нарушений норм верстки;

* е) проставить, где нужно, ссылки на страницы и сверить все ссылки и все взаимосвязанные элементы (заголовки в тексте и в оглавлении и т. п.).

4. Задачи авторской корректуры:

* а) проверить еще раз произведение по существу содержания;

* б) оценить соответствие полиграфического исполнения назначению из-дания и характеру произведения.

Виды, методы и приёмы корректуры. Порядок проведения корректуры в редакции.

Корректура это не только процесс выявления и исправления ошибок в тексте, но также контроль за соблюдением технических параметров выпуска газеты, выявление оформительских недостатков Первоначальную проверку(вычитку) текста проводят сами журналисты в процессе набора, используя для этого соответствующую функцию программы(так называемый spelling проверка орфографии). При этом важно иметь в виду, что spelling часто не позволяет выявить все имеющиеся ошибки. В дальнейшем корректура проводится уже корректором , при этом источником корректуры для него служит оригинал материала. Так называется текст, подготовленный и вычитанный автором, заверенный заведующим отделом, отв. секретарем или реактором.

Основная задача корректора-обеспечить соответствие текста на полосе тексту в оригинале.

ответственность за содержание материала и точность фактуры в первую очередь лежит на журналисте, а не на корректоре.

1. Вычитка оригиналов. Задача корректора на данном этапе исправить наиболее очевидные ошибки, а также получить необходимые разъяснения у автора, если содержание той или иной части текста вызывает сомнения. В газетных редакциях, вычитку оригиналов заменяет предварительная проверка текстов самими журналистами

2. Первая корректура. Это самый сложный и ответственный этап, именно в процессе первой корректуры выявляется основная часть ошибок. Сначала корректор оценивает верстку; в случае обнаружения несоответствий макету или существенных технических недостатков, он имеет право вернуть полосу верстальщику не читая. Во время первой корректуры на полосах часто отсутствуют иллюстрации, комментарии к ним, остаются не обновленными выходные данные и некоторые другие служебные детали. Чем больше информации представлено на полосе, тем легче работать корректору, тем меньше вероятность ошибки. По существующим правилам, исправления в отступление от оригинала допускается вносить на этапе первой корректуры.

3. Вторая корректура. Как показывает опыт, чтобы выявить и устранить все ошибки, однократного прочтения полосы недостаточно. После того, как верстальщик внес исправления, сделанные на этапе первой корректуры, полосы вновь распечатываются и передаются корректору. Вторую корректуру не начинают, пока на полосах не размещены иллюстрации и комментарии к ним, не обновлены выходные данные, не внесены все исправления. Иными словами, на вторую корректуру полосы передаются практически в готовом виде. Соответственно, во время второй корректуры проверяются правильность размещения иплюстрации и комментариев к ним, выходные данные, служебная информация и т. п. корректор повторно прочитывает все материалы от начала до конца и вносит необходимые исправления..

4. Сверка для подписания в печать. Завершающий этап. На этом этапе корректор уже не читает полосы целиком, а лишь проверяет правильность сделанных исправлений.

Метод чтения-сличения

На этапе первой корректуры проводится сличение текста на полосе с оригиналом. Это обязательная часть работы любого корректора. Чаще всего чтение выполняется "вподчитку". Один (сподчитчик) держит в руках оригинал и вслух читает текст, другой(корректор) по оттиску проверяет правильность набора на полосе. Обнаружив ошибку, корректор останавливает подчитчика, вносит исправление, после чего чтение возобновляется. Чтение"вподчитку" очень эффективный прием корректуры. Но, если текст относится к категории сложных, в этом случае более эффективным будет чтение полос в одиночку.

Сквозное смысловое чтение

На этапе второй корректуры, возникает необходимость прочитать текст бегло, чтобы оценить именно содержание. В случае обнаружения смысловой ошибки, после согласования с автором, вносится исправление.

Вертикальный просмотр

В газете все сокращения и обозначения должны быть приведены к общему виду. Обеспечить это- обязанность корректора. Решая данную задачу, корректор уже не читает текст от начала до конца, а просматривает полосы, как говорят, по вертикали, с устано кой на поиск подобных ошибок, либо иных недостатков и вносит необходимые исправления.

Чтение-сверка

На завершающем этапе корректор проверяет только правильность сделанных исправлений. Перед корректором лежат два оттиска: старый с его собственной правкой,и новый с уже внесенными исправлениями. Корректор проверяет лишь те участки где ранее были обнаружены ошибки. Если выясняется что какие-то исправления не сделаны возвращает полосу верстальщику, если все в порядке передает на подпись редактору.

Корректорские знаки замены букв

Знак должен перечеркнуть неверный символ, далее знак дублируют на полях с нужной буквой. Если в одной строке встречаются несколько замен, то ставят разные знаки. Чтобы не возникало путаницы – знаков придумали много, но все они однотипные.

Корректорские знаки замены слов или целых строк

Главное отличие в том, что знак перечеркивает полностью неверное слово или строку. Самая распространенная ошибка, это когда корректор начинает мельчить на полях при исправлении большого куска текста. Выносите знак на самое большое поле и там пишите правку, а от знака зачеркнутого текста лучше отведите стрелку в знак с правкой - может быть это неправильно, но точно ясно.

Корректорские знаки замены текста

Корректорский знак вставки

Все знаки имеют формы галочки - отличительная черта знака вставки. Знак ставят в промежуток, куда нужно поместить вставку. Ошибки – не забывайте указывать знаки препинания во вставках.

Корректорский знак удаления буквы слова или целого предложения

Так как этот знак сильно похож на знак замены, то надо четко рисовать волну - отличающую знаки удаления.

Корректорский знак перестановки

Перестановка может быть: букв, слов или строк. В случае перестановки в слове, мы рекомендуем на полях продублировать знак и написать рядом верное слово.

Корректорские знаки, определяющие очередность слов или предложений в тексте

Используют если перестановок много или слова стоят не подряд.

Корректорские знаки переноса слов или части текста с одной страницы на другую

Корректорские знаки работы с пробелами

Часто встречающийся тип правки. Обязательно дублируйте его на полях в виде знака либо виде галочек-внимания – этот знак корректорской правки пропустить легче всего.

И самый главный знак корректорской правки – знак отмены правки

Самый главный знак, потому что больше всего вносит путаницы.

Корректорские знаки выравнивания

Эти знаки обозначают выравнивание текста на странице.

Корректорские знаки «верхнего и нижнего регистра»

Знаки показывают расположение буквы относительно базовой лини набора текста. Если галочки две - символ поднимают еще выше.

Корректорский знак "абзаца"

Знак ставиться в пробел, где должен быть абзац, либо объединяет текст набираемый в подбор.

 

9.

Принцип работы копира

Устройство современных копировально-множительных аппаратов существенно отличается от тех образцов, которые были выпущены компанией Xerox в 60-х годах прошлого столетия. Они стали компактнее и намного функциональнее.

 

Принцип работы копира заключается в трех основных этапах.

Лампа высокой яркости (обычно – галогенная) освещает исходный образец.

Свет отражается от документа и через систему зеркал формируется оптическое изображение на фотобарабане. При этом на поверхности барабана образуются отрицательные и положительные заряды.

Во время переноса изображения частицы тонера присоединяются к барабану, затем переносятся на бумажный носитель.

Результатом становится копия исходного документа. За одну минуту копир делает порядка 20 экземпляров, следовательно, на изготовление 1000 копий уходит менее одного часа. В отличие от принтера, этот показатель нельзя назвать максимальным, но копир может производить операцию сотни раз, для чего его оснащают вместительными лотками для бумаги.

 

 

Конструктивно аппарат довольно прост. В верхней части, как правило, установлено сканирующее устройство, на фронтальной стороне расположена панель управления и экран. Снизу установлены лотки для бумаги, а лоток для подачи готовых копий находится посредине.

Внешнее исполнение аппарата зависит от его технических характеристик, стандартные габариты соразмерны с параметрами небольшой тумбы.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 618; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!