V3: Учение о бытии, сознании и познании
V1: Образ и статус философии в культуре
I:
S: Философия возникла:
-: V в.;
-: VI-V вв. до н.э.;
-: XVII в.;
+: VII-VI вв. до н.э.
I:
S: Мировоззрение – это…
- : система знаний о мире;
+: комплексное воззрение человека на мир;
- :комплекс мироощущений.
I:
S: Совокупность воззрений, оценок, принципов человека, определяющих его общее понимание действительности, его образ мысли и поведения
-: мироздание;
-: миропорядок;
-: мироустройство;
+: мировоззрение.
I:
S: Понятие, выражающее эмоционально-чувственную сторону в структуре мировоззрения
-: миропонимание;
-: миропознание;
-: мироописание;
+: мироощущение.
I:
S: Дрейневший тип мировоззрения
-: философское мировоззрение;
-: религиозное мировоззрение;
-: научное мировоззрение;
+: мифологическое мировоззрение.
I:
S: Слово «философия» в переводе с греческого языка означает
-: душа культуры;
-: учение о мудрости;
+: любовь к мудрости;
-: идея совершенной мудрости;
-: форма теоретического мировоззрения.
I:
S: Гносеология – это
-:философское учение о бытии;
+: философское учение о познании;
-: философское учение о человеке;
-:философское учение об обществе.
I:
S: Форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, мира в целом
-: наука
-: мораль
+: философия
-: право
I:
S: Единицей философского языка является
+: категория;
-: образ;
|
|
-: термин.
I:
S: Слово отличается от термина
-: образностью и большей выразительностью;
-: отсутствием дефиниции;
-: большей доступностью в его понимании;
+: многозначностью.
I:
S: Философский метод мышления, в основе которого лежат принципы взаимосвязи и развития всех явлений действительности называется
-: метафизикой;
-: герменевтикой;
+:диалектикой;
-: логикой.
I:
S: Онтология – это
+:философское учение о бытии;
-: философское учение о познании;
-: философское учение о человеке;
-:философское учение об обществе.
I:
S: Философское учение о познании называется
+: гносеология;
-:онтология;
-:антропология;
-:логика.
I:
S:Объективно-устойчивый способ достижения конкретной цели называется
-: стилем;
-: стратегией;
-: методологией;
+: методом.
I:
S: Способ рассмотрения всех разнообразных явлений мира как существующих на основе одного начала, единой основы всего сущего называется
+: монизм;
-: плюрализм;
-: дуализм.
I:
S: Философское учение о ценностях называется
-: гносеология;
-: эпистемология;
-: онтология;
+: аксиология.
I:
S: Лишнее понятие в данном перечне
-: онтология
-: гносеология;
-: этика
+: филология
I:
S: Установите соответствие между разделом философии и категорией
|
|
L1: онтология
L2: гносеология
L3: этика
L4: эстетика
R1: бытие
R2: истина
R3: нравственность
R4: красота
I:
S: Принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование предпосылок собственного сознания называется
+: рефлексией;
-: диалектикой;
-: скептицизмом.
I:
S: Процесс отвлечения от каких-либо свойств, связей целостного объекта с целью выделения других его свойств и характеристик, представляемых как значимые, важные
-: конкретизация
-: универсализация
+: абстрагирование
-: теоретизирование
I:
S: Внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия, составляет
-: структуру предмета;
-: субстрат предмета;
+: сущность предмета;
-: целостность предмета;
-: системность предмета.
I:
S: Способ рассмотрения многообразия мира в свете единой основы бытия
-: прагматизм;
-: плюрализм;
+: монизм;
-: политеизм;
-: дуализм.
I:
S: Поступательное, направленное, необратимое, закономерное изменение материальных и идеальных объектов
-: становление
+: развитие
-: движение
I:
S: Философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира
|
|
-: реализм;
-: конструктивизм;
+:детерминизм;
-:эмпиризм.
I:
S: Философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом
-: количество;
+:качество;
-: материя;
-: структура.
I:
S: Учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и познания
-: созерцание;
-: синергетика;
+: диалектика;
-: метафизика.
I:
S: Диалектическое единство качественных и количественных характеристик объекта выражается философской категорией
+: мера;
-: сущность;
-: система;
-: холизм.
I:
S: Философский способ познания, противостоящий диалектическому методу
+: метафизика
-: эклектика
-: идеализм
-: материализм
I:
S: Форма существования материи, характеризующая ее протяженность, структурность, трехмерность
-: время
-: движение
+: пространство
-: синергетика
I:
S: Понятие, фиксирующее в философии представление о высшей норме совершенства
-: парадигма
+: идеал
-: добро
-: духовность
I:
S: Сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий
+: воля
-: свобода
-: ответственность
|
|
-: цель
I:S: Философская категория, служащая для обозначения способности человека самостоятельно определять свои поступки, действовать по своему усмотрению, на основании собственного решения
-: воля
+: свобода
-: ответственность
-: цель
I:
S: Термин, обозначающий одну из форм общественного сознания, служащую для регулирования поведения людей; система неписанных законов
-: право
+: мораль
-: этика
-: религия
I:
S: Один из важнейших способов эстетического освоения мира, представляющий собой отражение действительности в художественных образах
-: философия
-: творчество
+: искусство
-: эстетика
I:
S: Эсхатология – это
+: учение о конце мира и истории
-: учение о круговороте истории
-: учение о целесообразности
-: учение о сотворении мира
I:
S: Иррационализм в философии – это учение
-: об опыте как источнике познания
+: ограничивающее возможности рационального познания, противопоставляющее ему созерцание, веру, интуицию, бессознательное
-: о принципиальной непознаваемости мира
-: идеалистическое учение об абсолютном духе
I:
S: Различие, доведенное до предела, есть
+: противоречие
-: противоположность
-: инобытие
-: количественное изменение
I:
S: Идеализм в философии – это
-: жизненный принцип, предполагающий ориентацию на высокие идеалы
+: направление в философии, утверждающее, что подлинной реальностью является дух
-: методология, ориентированная на использование идеализации в научном познании
-: стиль жизни, характеризующийся отвлечённостью от реальных, практических проблем
I:
S: Термин, противоположный понятию «материализм»
+: идеализм
I:
S: Термин, противоположный понятию «идеализм»
+: материализм
I:
S: Термин, противоположный понятию «индукция»
+: дедукция
I:
S: Понятие, обозначающее необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества
-: прогресс
-: регресс
+: развитие
-: время
I:
S: Философское направление, утверждающее: «Дух божий оживляет материю и приводит ее в движение»
-:сциентизм;
-:гуманизм;
-:материализм;
-:идеализм;
+:деизм.
I:
S: Методологический принцип, в основе которого сведение сложного к простому, составного к элементарному называется
-: холизм;
+:редукционизм;
-: эмпиризм;
-: анализ.
I:
S: Термин, противоположный понятию «дедукция»
+: индукция
I:
S: Установите соответствие понятий их определениям
L1: онтология;
L2: гносеология;
L3: аксиология;
L4: логика;
R1: учение о бытии;
R2: учение о познании;
R3: учение о ценностях;
R4: учение о формах мышления.
I:
S: Автор высказывания ««Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»
-: Ницше;
-: Фейербах;
-: Гуссерль;
-: Гегель;
+: Ленин.
I:
S: Установите соответствие понятий их определениям
L1: пантеизм;
L2: гилозоизм;
L3: онтологический плюрализм;
R1: учение, отождествляющее Бога и природу;
R2: учение о всеобщей одушевленности универсума;
R3: учение, утверждающее существование множества субстанций.
I:
S: Установите соответствие понятий их определениям
L1: деизм;
L2: монизм;
L3: дуализм;
R1: представление о Боге, как о сотворившем природу, но не вмешивающемся в ее бытие;
R2: философская концепция, утверждающая существование только одной субстанции;
R3: философская концепция, признающая существование двух равноправных, независимых друг от друга субстанций.
V2: История философии
I:
S: Поворот к антропологической проблематике в античной философии осуществил
+: Сократ;
-: Фалес;
-: Платон;
-: Эпикур.
I:
S: Автор трактата «О душе»
-: Платон;
-: Пифагор;
-: Сократ;
+: Аристотель.
I:
S: Основатель милетской школы
-: Парменид;
-: Гесиод;
-: Гераклит;
+: Фалес.
I:
S: Сущность мира (архе), по Фалесу, составляет
-: четыре элемента;
-: атомы;
-: боги;
+: вода.
I:
S: Мельчайшие неделимые единицы бытия в философии Демокрита
-: гомеомерии;
-: монады;
+: атомы.
I:
S: Автор утверждения «Все сущее есть число»
-: Парменид;
-: Зенон;
+:Пифагор;
-: Гераклит.
I:
S: Тезис «человек – мера всех вещей» выдвинули
-: киники;
-: перипатетики;
-: неоплатоники;
+:софисты;
-: стоики.
I:
Q: Расположите античные философские школы в порядке их возникновения
1: пифагореизм;
2: Платоновская Академия;
3: Ликей Аристотеля;
4: римский стоицизм;
5: неоплатонизм.
I:
S: Автор знаменитого изречения: «Человек – мера всех вещей»
-: Сократ;
+:Протагор;
-:Платон;
-:Аристотель.
I:
S: Представители милетской школы в античной философии
+:Анаксимен;
+:Анаксимандр;
+:Фалес;
-:Парменид;
-:Пифагор;
-:Зенон.
I:
S: Представители элейской школы в античной философии
+:Парменид;
+:Зенон;
-:Пифагор;
-:Фалес;
-:Анаксимен.
I:
S: Установите соответствие философа и выдвинутой им идеи
L1: Платон;
L2: Аристотель;
L3: Плотин;
L4: Демокрит;
L5: Анаксагор;
R1: идея, эйдос;
R2: единство материи и формы;
R3: Единое;
R4: атомы;
R5: гомеомерии.
I:
S: Философ, полагавший, что познание – это воспоминание душой тех идей, с которыми душа встречалась и которые она познала в то время, когда она еще свободно существовала в царстве идей-эйдосов
-: Кант
-: Аристотель
+: Платон
-: Сенека
I:
S: Философ, сформулировавший основные законы и формы логического мышления:
-: Пифагор
+: Аристотель
-: Эпикур
-: Диоген
I:
S: Античный философ, первым обосновавший принцип этического рационализма
-:Демокрит;
+:Сократ;
-:Эмпедокл;
-:Платон.
I:
S: Учение софистов носит характер
-: теоцентристский
+: релятивистский
-: альтруистический
-: дуалистический
I:
S: Философская школа античности, представители которой полагали: «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека, и с его помощью стойко переносить все… отдаться воле законов природы
-: Милетская школа
-: Эпикурейцы
+: Стоики
-: Киники
I:
S: Древнекитайский философ, который считается основателем даосизма
-:Конфуций;
-:Мо-цзы;
-: Гуань Инь
+:Лао-цзы.
I:
S: Философская школа Древнего Китая, которая разрабатывала концепцию деспотического управления государством и «почтения к закону»
-: даосизм;
-: конфуцианство;
-: буддизм;
+: легизм.
I:
S: «Веды» - это
-: одно из главных философских понятий древней Индии;
-: мощная и влиятельная религиозно-философская система в Древней Индии;
-: магическая формула, имеющая внутреннюю силу воздействия;
+: древнейшие письменные памятники индийской культуры (конец 2-го – начало 1-го тыс. до н.э.)
I:
S: Древнеиндийские сакральные тексты, содержащие исходные идеи индийской философии
-: шудры;
-: сансара;
-: веданта;
+: Веды.
I:
S: Школа древнеиндийской философии, которая относится к ортодоксальным школам
-: локаята;
-: джайнизм;
-: буддизм;
+: йога.
I:
S: Философская школа, которая относится к неортодоксальным школам
-: миманса;
-: йога;
-: веданта;
+: буддизм.
I:
S: Основной философский трактат конфуцианства
-: Дао-дэ-цзин
+: Лунь-юй
-: Упанишады
-: Цзюнь-цзы
I:
S: Автор изречения (в книге «Лунь юй») «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном»
-: Гуань Чжун;
-: Мо-цзы;
-: Лао-цзы;
+: Конфуций.
I:
S: Высказывание «Страдание – общий удел мира, причина его – желания, страсти, привязанности; конец страдания – в Нирване; существует путь достижения Нирваны» относится к религиозно – философскому учению
-: конфуцианства;
+:буддизма;
-: иудаизма.
I:
S: Установите соответствие между терминами индийской философии и их содержанием
L1: карма;
L2: сансара;
L3: брахман;
L4: атман;
R1: закон, определяющий характер нового воплощения;
R2: перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы;
R3: космическое духовное начало;
R4: индивидуальное духовное начало.
I:
S: Цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии
-: карма;
+: мокша;
-: дхарма;
-: чарвака;
-: сансара;
I:
S: Мировоззрение средневековой Европы может быть охарактеризовано как
+: теоцентризм;
-: антропоцентризм;
-: социоцентризм;
-: мракобесье;
-: космоцентризм.
I:
S: Представители средневековой философии:
+:Уильям Оккам;
+:Иоанн Росцелин;
-: Парменид Элейский;
-: Диоген Лаэртский;
-: Марк Аврелий.
I:
S: Психологическую почву для поворота средневекового мировоззрения к мировоззрению эпохи Возрождения и Нового времени подготовило
+: выдвижение концепции 2-х истин;
-: учение схоластов об универсалиях;
-: развитие алхимии.
I:
S: Установите соответствие понятий их определениям
L1: схоластика;
L2: патристика;
L3: номинализм;
L4: реализм;
R1: средневековая христианская философия, характеризующаяся особым интересом к формально-логической проблематике;
R2: совокупность теологических и философских доктрин, созданных отцами церкви во II-VIII веках;
R3: учение, согласно которому общее не существует, а понятия есть лишь имена;
R4: учение, согласно которому общее существует объективно, независимо от человеческого сознания.
I:
S: Средневековый философ, автор изречения «Верую, чтобы понимать»
-: Иоанн Росцелин;
+:Августин Блаженный;
-: Пьер Абеляр;
-: Альберт Великий;
-: Фома Аквинский.
I:
S: Тип Богопознания, отраженный в отрывке: «…Бог познается во всем и вне всего, ведением и неведением, и если, с одной стороны, по отношению к нему возможны мышление, разумение, познание, осязание, чувственное восприятие… то с другой – он непознаваем, неизглаголан и неименуем…»
+: апофатический
-: катафатический
-: созерцательный
-: рациональный
I:
S: Социальная философия Аврелия Августина базировалась на представлении
+: целенаправленности истории;
-: цикличности исторического процесса;
-: неизменности общественного бытия;
-: бесцельности истории.
I:
S: Представитель патристики, раскрывший христианскую концепцию философии истории в работе «О граде Божьем»
-: Тертуллиан
+: Августин Аврелий
-: Григорий Нисский
-: Фома Аквинский
I:
S: Период европейской средневековой философии IX-XIII в.в. называют периодом
-: мистики
-: патристики
+: схоластики
-: апологетики
I:
S: Направление в средневековой философии, представители которого считали понятия лишь именами и отрицали то, что понятия отражают свойства и качества реальных вещей
+: номинализм
-: реализм
-: концептуализм
-: умеренный реализм
I:
S: Проблема универсалий имеет философское значение постольку, поскольку
-: определяет пределы мышления
-: способствует развитию диалектики
-: развивает лингвистическое знание
+: ставит вопрос о статусе всеобщего
I:
S: Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоящая схоластике и духовному господству церкви:
-: материализм;
-: идеализм;
+: гуманизм;
-: природоцентризм;
-: теоцентризм.
I:
S: Характерная черта философии ренессанса
-: теоцентризм;
-: наукоцентризм;
-: космоцентризм;
+: антропоцентризм;
-: природоцентризм.
I:
S: Крупный социально-политический философ эпохи Возрождения
-: Кальвин;
-: Коперник;
-: Лютер;
+: Макиавелли;
-: Галилей.
I:
S: Основоположники реформации:
+:Лютер;
+:Кальвин;
-: Эразм Роттердамский;
-: Коперник;
-: Бруно.
I:
S: Протестантская этика провозгласила угодным Богу делом
+:предпринимательскую деятельность;
-:философский скептицизм;
-:ростовщическое ремесло;
-:молитвенное служение;
-:монашескую аскетическую практику.
I:
S: Для онтологических систем эпохи Возрождения характерен:
+: пантеизм;
-: психологизм;
-:механицизм;
-: мистицизм.
I:
S: Новая мировоззренческая позиция, появившаяся в философии Нового времени
-: теизм
+: деизм
-: пантеизм
-: скептицизм
I:
S: Гносеологическое течение в европейской философии, которому соответствует высказывание: «В интеллекте нет ничего, чего бы не было в чувствах»
-: рационализм
-: агностицизм
+: сенсуализм
-: эмпиризм
I:
S: Философское направление, определяющее человека как «свободное полагание самого себя»
+:экзистенциализм;
-:феноменология;
-:позитивизм;
-:структурализм.
I:
S: Направление в философии и психологии 19-20 в.в, в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов реакций на воздействия внешней среды.
-: гуманистическая психология;
-: психоанализ;
+: бихевиоризм;
-: гештальтпсихология.
I:
S: Мысль о том, что существование человека предшествует его сущности, характерна для
-: фрейдизма
-: неопозитивизма
-: прагматизма
+: экзистенциализма
I:
S: Путь истинного познания, по Бэкону; движение познания от единичного к общему называется
-: дедукцией
-: истиной
-: методом
+: индукцией
I:
S: Заблуждения в познании, вызванные бессознательным употреблением слов и выражений языка, в которых заключены предрассудки предшествующих поколений, относятся, по Ф. Бэкону, к идолам
-: пещеры
+: площади
-: скалы
-: рода
I:
S: Французский философ Нового времени, исходным принципом философии которого является тезис «cogito ergo sum».
-:Лейбниц;
+:Декарт;
-:Спиноза;
-:Бэкон.
I:
S: Основатель рационализма в философии Нового времени
+: Р.Декарт;
-: Т.Гоббс;
-: Б.Спиноза;
-: Б.Паскаль;
-: Ф.Бэкон.
I:
S: Установите соответствие авторов и их высказываний
L1: Лейбниц;
L2: Беркли;
L3: Декарт;
R1: Мы живем в лучшем из миров;
R2: Существовать значит быть воспринимаемым;
R3: Я мыслю, следовательно, существую.
I:
S: Согласно Лейбницу, субстанция как духовная единица бытия есть
+: монада;
-: триада;
-: форма;
-: идея;
-: Бог.
I:
S: Социально-политические мыслители XVII века:
+: Локк;
+: Гоббс;
-: Ньютон;
-: Лейбниц;
-: Спиноза.
I:
S: Согласно теории общественного договора Ж.Ж. Руссо, верховным руководством в обществе является
+: общая воля;
-: парламент;
-: государь;
-: государственный аппарат.
I:
S: Причина неравенства в человеческом обществе, по Руссо, кроется в
+: частной собственности;
-: власти;
-: наследственности;
-: образовании;
-: воспитании.
I:
S: Неотчуждаемые права, по Локку,
+: равенство;
-: образование;
-: независимость;
+: жизнь;
+: свобода;
+: собственность.
I:
S: Философ, считавший естественным состоянием состояние «войны всех против всех»
-: Б. Спиноза;
-: Дж. Локк;
+: Т. Гоббс.
I:
S: Мыслитель эпохи Просвещения, давший обоснование концепции «естественной религии»:
+: Вольтер;
-: Гольбах;
-: Монтескье.
I:
S: Деятель французского Просвещения, организатор написания 35-томного Энциклопедического словаря:
-: Гольбах;
-: Монтескье;
+: Дидро.
I:
S: Автор произведения «Человек-машина»?
+: Ламетри;
-: Дидро;
-: Руссо.
I:
S: Соотнесите представителей французского Просвещения и их идеи:
L1: Вольтер
L2:Монтескье
L3: Руссо
L4: Дидро
R1: видел необходимость в признании существования Бога с морально-этической точки зрения
R2: видел влияние климата и географии на устройство общества
R3: считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность
R4: в основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов
I:
S: Учение Канта о познавательных возможностях человека может быть охарактеризовано как
+: агностицизм;
-: материализм;
-: мистицизм;
-: диалектика.
I:
S: Автор этического учения о «категорическом императиве»
+:Кант;
-:Маркс;
-:Фихте;
-:Дидро.
I:
S: Родоначальником немецкой классической философии является
+:Кант;
-:Маркс;
-:Фихте;
-: Гегель
I:
S: К. Маркс писал: «Не сознание людей определяет их _____ , а наоборот».
+: бытие;
-: природу;
-: душу.
I:
S: Философ, разделивший человеческие поступки на моральные и легальные
-: Вольтер
+: Кант
-: Ницше
-: Соловьев
I:
S: Создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма, представитель немецкой классической философии.
-: Фихте;
-: Лейбниц;
-: Фейербах;
+: Гегель.
I:
S: Подлинное развитие, по Гегелю, идет через появление
-: новой формы
-: нового содержания
-: нового количества
+: нового качества
I:
S: Западноевропейский философ, обосновавший концепцию объективного идеализма и отождествивший бытие и мышление
-: И. Кант
-: К. Маркс
-: Л. Фейербах
+: Гегель
I:
S: Первая и важнейшая часть философской системы Гегеля
-: философия природы
-: диалектика
-: философия духа
+: логика
I:
S: Имя философа, завершившего этап немецкой классической философии и начавшего эпоху материализма
-: И. Кант
-: К. Маркс
+: Л. Фейербах
-: Ф. Энгельс
I:
S: Основоположник диалектического и исторического материализма
-:Фихте;
-:Гегель;
-:Фейербах;
+:Маркс.
I:
S: Сущность человека, по К.Марксу, трактуется как
+: совокупность всех общественных отношений;
-: свобода;
-: способность постигать сущность вещей;
-: способность производить орудия труда.
I:
S: Единство производительных сил и производственных отношений называется в диалектическом материализме способом
-: развития;
-: удовлетворения;
+: производства;
-: распределения;
-: потребления.
I:
S: Автор концепции, согласно которой исторический процесс представляет собой закономерную смену общественно-экономических формаций
-: Л.Фейербах
-: Ф.Гегель
-: М.Вебер
+: К.Маркс
I:
S: Концепция, согласно которой исторический процесс представляет собой закономерную смену общественно-экономических формаций, называется ### материализм
+: историческ#$#
I:
S: Позитивистское отношение к философии проявляется в высказывании
+: наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться на саму себя
-: наука – первоначальная ступень в познании истины, над которой возвышается философия
-: наука и философия отдаляют человека от истины в силу их отказа от Откровения
-: философия – царица наук
I:
S: Мысль о том, что существование человека предшествует его сущности, характерна для
-: фрейдизма
-: неопозитивизма
-: прагматизма
+: экзистенциализма
I:
S: Философ-экзистенциалист, выделивший темпоральную структуру бытия человека, назвав ее Заботой
-: К. Ясперс
-: Ж.П. Сартр
+: М. Хайдеггер
-: А. Камю
I:
S: Философ, приверженец цивилизационной концепции развития общества
-: Маркс;
-: Бердяев;
+: Тойнби;
-: Михайловский.
I:
S: Автор труда «Бытие и ничто»
+: Ж.П. Сартр;
-: Ф. Ницше;
-: А. Бергсон.
I:
S: Кто является автором следующих произведений: «Иметь или быть?», «Человек для себя», «Искусство любить», «Бегство от свободы»:
-: Карл Ясперс;
-: Карл Густав Юнг;
+: Эрих Фромм;
-: Жан-Поль Сартр.
I:
S: Теория Д. Белла, характеризующая характер и тип общества XX века, называется теорией
-: индустриального общества;
+: информационного общества;
-: рабовладельческого общества.
I:
S: Философское направление, послужившее основанием инструментализма в психологии и педагогике (У. Джеймс, Дж. Г. Мид, Дж. Дьюи)
-:экзистенциализм;
+:прагматизм;
-:философия жизни;
-:феноменология,
I:
S: Сторонник позитивистских идей О. Конта:
-: Д. Юм;
-: Г. Зиммель;
+: Г. Спенсер.
I:
S: Направление в теории познания 20 в., зарождение которого связано с исследованиями Ф. де Соссюра называется …
+: структурализм;
-: модернизм;
-: авангардизм.
I:
S: Конфликт биологического и социального рассматривается как сущностная характеристика жизнедеятельности человека
-: в философии жизни;
-: в экзистенциализме;
-: в бихевиоризме;
+: в психоанализе.
I:
S: Критический рационализм как направление оформился в
+: постпозитивизме;
-: структурализме;
-: неотомизме;
-: интуитивизме;
-: экзистенциализме.
I:
S: Автор высказывания «Даже наш опыт, получаемый из экспериментов и наблюдений не состоит из «данных», скорее он состоит из сплетения догадок-предположений, ожиданий, гипотез и т.п., с которыми связаны принятые нами традиционные научные и ненаучные знания» относится к
+: постпозитивизму;
-: феноменологии;
-: герменевтике;
-: структурализму;
-: прагматизму.
I:
S: Течение в философии XX века, ставившее в центр своего изучения проблему понимания и тесно связанную с ней проблему языка
-: прагматизм
+: герменевтика
-: позитивизм
-: экзистенциализм
I:
S: Русский философ, автор «философии всеединства»
-: Бердяев;
-: Достоевский;
+: Соловьев;
-: Данилевский.
I:
S: Основной предмет спора славянофилов и западников
-: проблема универсалий;
+: проблема места России в мировой истории;
-: проблема свободы.
I:
S: Русский мыслитель, философия которого исходит из онтологического дуализма Бога и Ничто (Ungrund), источника свободы
+: Бердяев;
-: Чаадаев;
-: Ломоносов;
-: Бакунин.
I:
S: Философ, представлявший мировой процесс как процесс собирания вселенной, восхождение к всеединству: минеральное – растительное – животное - природно-человеческое - духовно-человеческое или Царство Божие
+: В. Соловьев
-: Н. Бердяев
-: Т. де Шарден
-: И. Кант
I:
S: Основная идея этического учения Л.Н. Толстого
-: милосердие
-: соборность
-: альтруизм
+: непротивление злу насилием
I:
S: Идея патрофикации в «Философии общего дела» означает
-: гуманизм
-: коллективное сознание
+: воскрешение отцов
-: учения святых отцов
I:
S: Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного
-: Сократ;
-: Платон;
+: Аристотель.
I:
S: Смысл философии, согласно Пифагору, в поиске …
-: Сущего;
+: Истины;
-: Духа.
I:
S: Мыслитель, первым вскрывший и объяснивший смысл слова «философ» - это …
+: Пифагор;
-: Солон;
-: Парменид.
I:
S: Представители русского космизма:
+:Н.Федоров;
+:К.Циолковский;
-:К.Леонтьев;
-:Д.Писарев;
-:М.Катков;
-:Н.Страхов.
I:
S: Соотнесите направления философии средних веков и следующие хронологические периоды:
L1: Ранняя патристика;
L2: Зрелая и поздняя патристика;
L3: Ранняя схоластика;
L4: Расцвет схоластики;
L5: Поздняя схоластика;
R1: 2-4 вв.
R2: 4-7 вв.
R3: 7-12 вв.
R4: 12-13 вв.
R5: 13-15 вв.
I:
S: Философская школа в современной философии, исходящая из основ учения Фомы Аквинского
+: неотомизм;
-: неоплатонизм;
-: атомизм.
I:
S: Представители средневековой философии:
+: Росцелин;
-: Цицерон;
+: Оккам;
-: Сенека;
+: Фома Аквинский;
-: Лукиан;
-: Аврелий Августин.
I:
S: Представители средневековой философии:
+:Уильям Оккам;
+:Иоанн Росцелин;
+:Моисей Маймонид;
-: Парменид Элейский;
-: Диоген Лаэртский;
-: Марк Аврелий.
I:
S: В направление «русский космизм» не входил
-: А. Чижевский
-: В. Вернадский
-: К. Циолковский
+: С. Франк
I:
S: Философия истории Аврелия Августина базировалась на представлении
+: целенаправленности истории;
-: цикличности исторического процесса;
-: неизменности общественного бытия;
-: бесцельности истории.
I:
S: Почвенниками в истории русской философской мысли были:
+: Достоевский;
+: Данилевский;
-: Чернышевский;
-: Флоренский;
-: Писарев;
-: Грановский.
I:
S: Русский основоположник гелиобиологии
+: Чижевский;
-: Флоренский;
-: Федоров;
-: Циолковский;
-: Вернадский.
I:
S: Категория, согласно В.И. Ленину, обозначающая объективную реальность, данную человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них
-: бытие
-: сознание
+: материя
-: природа
I:
S: Установите соответствие между автором и созданным им понятием, идеей
L1: категорический императив
L2: атом
L3: всеединство
L4: идолы познания
R1: Кант
R2: Демокрит
R3: Соловьев
R4: Бэкон
I:
S: Установите соответствие между автором и созданным им понятием, идеей
L1: сверхчеловек
L2: эйдос
L3: воля к жизни
L4: сублимация
R1: Ницше
R2: Платон
R3: Шопенгауэр
R4: Фрейд
I:
S: Лишнее понятие в данном перечне
+: слепая воля
-: воля к власти
-: воля к жизни
-: жизненный порыв
I:
S: Понятие древнегреческой философии и культуры, отражающее представление о мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом, противоположность хаоса
-: архе;
-: смысл бытия;
-: Единое;
+: космос.
I:
S: Отличительная особенность античной философии
+: космоцентризм
-: антропоцентризм
-: дуализм
-: религиозность
I:
Q: Установите последовательность возникновения философских категорий
1. Первоначало
2. Эйдос
3.Универсалии
4. Вещь-в-себе
I:
S: Эпоха, характеризующаяся пафосом гуманизма, автономией человека, верой в его безграничные возможности
+:Возрождение;
-:Античность;
-:Средневековье;
-:Новое время;
-:Просвещение.
I:
Q: Установите последовательность возникновения философских категорий
1. первоначало
2. бытие
3. субстанция
4. сублимация
I:
Q: Установите последовательность возникновения философских категорий
1. Эйдос
2. Мораль
3. Формация
4. Фальсификация
I:
Q: Установите последовательность возникновения философских категорий (по убыванию)
1. Формация
2. Вещь-в-себе
3. Универсалии
4. Атом
I:
Q: Установите последовательность возникновения философских категорий
1. Бытие
2. Метафизика
3. Гуманизм
4. Воля к власти
I:
Q: Установите последовательность возникновения философских категорий
1. Атом
2. Эйдос
3. Универсалии
4. Естественное право
I:
S: Представителю какого направления в философии принадлежит следующее высказывание: «Все способности, известные под названием душевной деятельности, суть только отправления мозгового вещества или, выражаясь несколько грубее, мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени…»
-:диалектический материализм;
-:субъективный идеализм;
-:номинализм;
+:вульгарный материализм.
I:
S: Немецкий философ, преодолевший в гносеологии разрыв объекта и субъекта посредством обоснования тождества бытия и мышления
-: Фихте;
-: Маркс;
+: Гегель;
-: Лейбниц;
-: Фейербах.
I:
S: Антропологическая идея, отраженная в словах В.С. Соловьева: «Истинный человек в полноте своей идеальной личности, очевидно, не может быть только мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих…»
-: дуализм человека
+: андрогинизм
-: антропоцентризм
-: креационизм
V3: Учение о бытии, сознании и познании
I:
Q: Установите последовательность возникновения философских категорий
1. атом
2. эйдос
3. универсалии
4. естественное право
I:
S: Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип
-: повторения;
+: противоречия;
-: прогресса.
I:
S: Категория диалектики, обозначающая необходимое условие или основу возникновения некоторого процесса, события – это …
+: причина;
-: связь;
-: возможность.
I:
S: Какая категория диалектики является парной для категории «необходимое»
-: действительное;
-: возможное;
+: случайное.
I:
S: Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез ( отрицание отрицания), по Гегелю, является
-: состоянием;
+: развитием;
-: прогрессом.
I:
S: Какой из перечисленных предметов был главным в ранней античной философии?
-: человек;
-: смысл жизни;
-: познавательная деятельность;
+: космос.
I:
S: Какой из перечисленных предметов был главным в философии Нового времени?
-: человек;
-: смысл жизни;
-: космос;
+: познавательная деятельность.
I:
S: Совокупность взаимодействующих объектов, образующих определенную целостность, в которой в результате взаимодействия возникают новые интегративные свойства целого, отсутствующие у отдельных частей, называется
-: интеграция
-: организация;
+: система.
I:
S: Воззрение, считающее, что всякое развитие в мире служит осуществлением заранее предопределенных целей, называется
-: креационизм;
+: телеология;
-: детерминизм.
I:
S: Термин, обозначающий оправдание Бога в отношении допускаемого им на земле зла
-: свобода
-: апологетика
+: теодицея
-: анафема
I:
S: Философское учение, отождествляющее Бога и мир
-:теизм;
-:фидеизм;
+:пантеизм.
I:
S: Философское учение и онтологический принцип, утверждающий равноправие двух начал в мироздании
-: теизм
+: дуализм
-: аксиология
-: агностицизм
I:
S: Пространство и время
-: субъективные понятия
-: социальные конструкты;
+: всеобщие формы бытия материи;
-: субстанции, существующие вне и независимо от материи:
-: субстанции, существующие вне и независимо от субъекта (сознания)
I:
S: Психологическое пространство отличается от физического пространства
+:субъективностью;
-:абстрактностью;
-:конкретностью;
-:недостоверностью;
-:активностью.
I:
S: Лишнее понятие в данном перечне
-: Я
-: Оно
+: Сверх-Оно
-: Сверх-Я
I:
S: Идею бессознательной мотивации сознания впервые выдвинул
-:Дж. Локк;
-:Платон;
-:Ницше;
+:Фрейд.
I:
S: Сознание
-: существует у человека с момента рождения;
+: формируется в обществе;
-: формируется спонтанно, согласно законам природы.
I:
S: Трактовка идеального как мимолетных психических состояний отдельной личности, не имеющих всеобщего значения, называется
+:субъективистской;
-:релятивисткой;
-:объективистской.
I:
S: Сознание – это…
-: функция головного мозга, свойственная животным и человеку;
-: мышление;
-: материальное воспроизведение действительности;
+: активное, избирательное, опережающее отражение реальности в идеальной форме.
I:
S: Гносеология – это
+: раздел философии, в котором изучаются проблемы познания и возможности разума;
-: совокупность религиозных доктрин о сущности Бога;
-: раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.
I:
S: Направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему
-: реализм;
-: рационализм;
-: эмпириокритицизм;
+: эмпиризм.
I:
S: Философское понятие, обозначающее знание, предшествующее опыту и существующее независимого от него:
+: априори;
-: идея;
-: апостериори;
-: апперцепция.
I:
S: Гносеологическая позиция автора высказывания «Нет ничего в разуме, чего прежде бы не было в чувствах»
-: рационализм;
+: сенсуализм;
-: реализм;
-: скептицизм;
-: фидеизм.
I:
S: Способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательства называется
-: откровение
+: интуиция
-: умозрение
-: эврика
I:
S: Философское течение, трактующее истину как утверждение, способствующее достижению жизненного успеха
-: гедонизм
+: прагматизм
-: философия жизни
-: картезианство
I:
S: Прием научного мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части
-: синтез
-: идеализация
-: абстрагирование
+: анализ
I:
S: Автор эпистемологической концепции, провозглашающий плюрализм рациональностей
-: Т. Кун;
-: К. Поппер;
-: Б. Рассел;
+: П. Фейерабенд
I:
S: Принцип фаллибилизма, с точки зрения К. Поппера, означает
-: погрешность всякого знания
+: опровержение опытом
-: непрерывность научного исследования
-: сбор фактов
I:
S: Принцип, используемый в неопозитивизме и означающий проверку истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности
-: фальсификация
+: верификация
-: опыт
-: логика
I:
S: Кумулятивизм в философии науки – это признание
-: неизбежности смены одной научной теории на другую
-: постоянной смены исследовательских программ
+: преемственного характера процесса развития научных теорий
-: несоизмеримости научных теорий
I:
S: Философ, предложивший понятие парадигмы как «набора предписаний для научной группы»
-: К. Поппер
-: О. Конт
-: И. Лакатос
+: Т. Кун
I:
S: Объяснение и предсказание являются главными функциями
-: гипотезы
-: закона
+: теории
-: метода
I:
S: Основа познания и критерий истины в рамках диалектико-материалистической гносеологии
-:опыт;
+:практика;
-:наука;
-:мышление.
I:
S: Гносеологическая позиция автора этих строк: «Так как истина вечно уходит из рук –/ Не пытайся понять непонятное, друг…»
+: скептицизм;
-: реализм;
-: эмпиризм;
-: рационализм;
-: солипсизм.
I:
S: Автор концепции исторической динамики научного знания, разработанной в книге «Структура научных революций»
-: М. Полани
-: Х.-Г. Гадамер;
+: Т. Кун;
-: Л. Витгенштейн;
-: О. Шпенглер.
I:
S: Закон «единства и борьбы противоположностей» определяет …
+: источник развития;
-: отражение качеств вещи;
-: процесс познания.
I:
S: Закон «отрицания отрицания» определяет …
-: относительность развития;
-: субъективность развития;
+: тенденции и характер развития.
I:
S: Определите соответствие между разными периодами времени в понимании диалектики в разные времена:
L1: Античность
L2: Средние века;
L3: Материализм
L4: Новое время;
L5: Философия Гегеля;
R1: способ сочетания противоположных мнений в поиске истины
R2: учение о развитии всего сущего
R3: развитие природы как целого
R4: учение о развитии всемирной истории
R5: учение о развитии духа
I:
S: В каком веке понимание бытия как окружающего человека мира было дополнено пониманием бытия как внутреннего мира человека – «субъективный мир»:
-: 11 в.
-: 15 в.
+: 19 в.
I:
S: Соотнесите философские направления и их представителей.
L1: Идеалистический монизм;
L2: Пантеистический монизм;
L3: Материалистический монизм;
R1: Платон, Аристотель, Августин, Гегель
R2: Кузанский, Коперник, Бруно, Спиноза
R3: Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин
I:
S: Определите соотношение между позициями в философии к анализу субстанций.
L1: Материалистический монизм;
L2: Идеалистический монизм;
L3: Пантеистический монизм;
R1: существует одна субстанция – материя
R2: существует одна субстанция – идеальное начало
R3: существует одна субстанция – Бог, отождествляемый с природой
I:
S: Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса
-: протяженность;
+: отражение;
-: временность.
I:
S: Определите соответствие между разными эпохами и взглядами на проблему материи.
L1: материя производна от Духа
L2: материя – это субстанция
L3: материя - объективная реальность
L4: материя – совокупность физических сил
R1: В эпоху средних веков;
R2: В эпоху Возрождения;
R3: Современное представление;
R4: В эпоху Нового времени;
I:
S: Соотнесите философский подход и соответствующее понимание материи.
L1: Материалистический подход;
L2: Объективно-идеалистический подход;
L3: Субективно-идеалистический подход;
L4: Позитивистский подход;
R1: материя есть основа бытия
R2: материя есть порождение абсолютного духа
R3: материя есть продукт человеческого сознания
R4: понятие «материя» ложно
I:
S: Определите соответствие между основными формами движения материи и их сущностью:
L1: Социальная;
L2: Физическая;
L3: Механическая;
L4: Биологическая;
L5: Химическая;
R1: вся совокупность явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни
R2: движение теплоты, света, магнетизм, гравитация, движение атомов
R3: перемещение тел в пространстве
R4: существование и развитие живых организмов
R5: сложные взаимодействия молекул
I:
S: «Научное познание» - это
-: деятельность, направленная на познание мира и опирающаяся на эксперимент;
-: создание научных теорий;
+: высокоспециализированная форма целеполагающей деятельности человека по расширенному воспроизводству объективно истинного знания.
I:
Q: Хронологическая последовательность типов революций в истории культуры
1: неолитическая революция;
2: промышленная революция;
3: научно-техническая революция.
I:
S: Неклассическая наука 20 в. характеризуется прежде всего
+: отрицанием объективизма классической науки и активным исследованием связей между знанием объекта и характером средств и операций деятельности исследующего его субъекта;
-: стремлением к исчерпывающему описанию и теоретическому объяснению объекта;
-: строгой доказательностью, обоснованностью полученных результатов, достоверностью выводов;
-: математизацией и компьютеризацией.
I:
Q: Хронологическая последовательность типов научной рациональности в истории философии науки
1: классическая;
2: неклассическая;
3: постнеклассическая.
I:
S: Модель постановки и решения проблем, принятая в качестве образца на конкретном историческом этапе развития науки называется
-:гипотезой;
+:парадигмой;
-:концепцией;
-:установкой.
I:
S: Наблюдение отличается от созерцательного восприятия
+: заданностью объекта наблюдения и методичностью процесса;
-: использованием различных технических средств;
-: эмоциональной включенностью субъекта исследования.
I:
S: Гипотеза – это…
-: способ построения и обоснования системы знания;
-: комплекс взглядов, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления;
-: основополагающее утверждение в некой концепции;
+: научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно.
I:
S: Установите соответствия между разделом философии и категорией
L1: онтология
L2: гносеология
L3: этика
L4: эстетика
R1: бытие
R2: истина
R3: нравственность
R4: красота
I:
S: Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире
-: рационализм;
+: сциентизм;
-: корпоративность;
-: эпистемология.
I:
S: Структура индивидуального сознания
-: интеллект, воля, мотивация, самосознание, чувства, эмоции, бессознательное;
+: интеллект, воля, мотивация, самосознание, чувства, эмоции;
-: самосознание, бессознательное;
-: воля, самосознание, эмоции, интуиция.
I:
S: Высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присущая только человеку, в диалектическом материализме называется
-: чувствительность;
+: сознание;
-: раздражимость.
I:
S: Опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями относится к понятию …
+: мышление;
-: деятельность;
-: самосознание.
I:
S: Система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения
-: речь;
-: письмо;
+: язык.
I:
S: Выделите точку зрения идеализма:
-: сознание существует параллельно с материей;
+: сознание может существовать до и независимо от материи;
-: сознание существует как производная материи.
I:
S: Определите соответствие философского направления и позиции к проблеме сознания:
L1: Физикализм;
L2: Солипсизм;
L3: Объективный идеализм;
L4: Материализм;
R1: сознание есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики
R2: сознание индивида – единственная достоверная реальность
R3: индивидуальное сознание рассматривается как часть абсолютного сознания
R4: сознание есть способность материи отражать саму себя
I:
S: Сознание, с точки зрения марксистко-ленинской теории сознания, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов, называется
-: социальное;
+: политическое;
-: этическое.
I:
S: Что не относится к формам общественного сознания в марксистской философии сознания?
-: искусство;
-: религия;
+: астрология.
I:
S: Агностицизм утверждает
-: Каждая вещь обладает противоположными качествами.
+: Сущность вещей принципиально непознаваема.
-: Мир познаваем.
I:
S: Определите, что не относится к чувственным формам познания?
-: ощущение;
-: восприятие;
+: понятие.
I:
S: Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных, этических норм и правил
-: догматизм;
-: рационализм;
+: релятивизм;
I:
S: Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках называется …
+: софизм;
-: силлогизм;
-: умозаключение.
I:
S: Система обобщенного, достоверного и упорядоченного знания об объекте – это …
-: опыт;
-: практика;
+: теория.
I:
S: Вид познавательной деятельности, изучающий объект как целостность, располагающий собственным арсеналом познавательных средств, имеющих междисциплинарный характер, называется
-: эмпирическим уровнем познания;
-: теоретическим уровнем познания;
+: научное познание.
I:
S: Научное познание всегда осуществляется с помощью
+: разума;
-: опыта;
-: интуиции.
I:
S: Отрасль философского знания, изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность приемов научного исследования
-: аксиология;
-: гносеология;
+: методология.
I:
S: Одним из важнейших отличительных качеств научного познания является
-: объективность;
+: систематизированность;
-: произвольность.
I:
S: Основные формы рационального познания:
+: умозаключение
-: ощущение
+: понятие
-: восприятие
-: представление
+: суждение
I:
S: Основные формы чувственного знания:
-: суждение
+: ощущение
+: восприятие
-: умозаключение
+: представление
-: понятие
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 2420; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!