Русская церковь в кон. XVI – нач.XVII вв.



 

Учреждение на Руси патриаршества.

 

Укрепляется московское гос-во, и это отражается на жизни церкви. При жизни царя Федора Ивановича, управлением русского гос-ва занимался его шурин – Борис Годунов. Феодор был человеком духовно очень высокого уровня, был большой молитвенник. При этом он не был гос-м деятелем. Поэтому Борис Годунов взял управление гос-м на себя, а Федор Иванович ему полностью доверял.

После принятия автокефалии и венчания Ивана Грозного на царство Константинополем, а также Польско-Литовской ситуации, отторжения Киевской митрополии, всё это привело к тому, что гос-ая власть стала задумываться о том, что важно укрепить русскую церковь и поднять на большую высоту идею «Москва – третий Рим» - официально утвердив русскую церковную власть. Московский владыка должен быть официально признан Константинополем и высшим иерархам Константинопольским равно честен.Эта идея и идея вывести гос-во на новый уровень привела к тому, что БГ лично стал добиваться принятия Константинополем равночестной церковной русской иерархии. В 1586 г. в Москве начинаются переговоры с Константинополем об установлении своего патриархата. С православного востока тогда нередко приезжали на Русь духовные лица «за милостынею», то есть за пособиями. Так было принято в церкви. В 1588 г. прибывает константинопольский Иеремия. И начинаются затяжные переговоры о русском патриархе. На него начинают давить, но он не соглашается, ссылаясь на то, что ему нужно посоветоваться. Его держат в Москве, на патриаршем подворье, как под домашним арестом, но со всеми почестями. Держат его до тех пор, пока он не соглашается признать русского патриарха самодостаточным и равночестным восточным. И предлагает себя в качестве русского патриарха. Ему говорят, хорошо, но резиденция во Владимире. Иеремия во Владимир ехать не хочет, а в Москве уже есть митрополит Иов. В январе 1589 г. боярская дума и освященный собор, который собирается в Москве заранее, где он выслушивает речь царя Федора Иоанновича, в которой он обосновывает поставление Иова патриархом. Предлагается Иов – митрополит Московский. К Иеремии обращаются за благословением Иова как самостоятельного патриарха. Весь собор русских епископов с этим соглашается. Инициатива исходит от властей, от БГ. В этом же году Иов выбран патриархом собором епископов, затем совершается его хиротония. И БГ потребовал от Иеремии грамоту о том, что Иов канонически поставлен патриархом. В этой грамоте было указано, что патриарх избирается собором епископов и утверждается царем. Епископы предлагаются властями или патриархом. Епископы избираются собором и тоже утверждаются царем. Патриарх обычно поставляется из митрополитов. Получается, собор епископов добровольно передал царю полномочия утверждения патриарха.

Иеремия вернулся в Константинополь, и его осудили за произведенное действие. В 1593 г. на соборе восточных патриархов русское патриаршество было принято.

Патриарх Иов поддерживал БГ. После вхождения на престол БГ в качестве царя, была подписана уложенная грамота, которая была подписана патриархом и боярской думой с клятвой на верность царю.

В 1598 г. умирает царь Федор. Царем становится БГ, и его противники пускаю слух, что он не настоящий, и в 1601 г. появляется Лжедмитрий I. Его поддерживают поляки, и примыкают враги БГ. В 1605 г. когда скоропостижно умирает БГ, в Кремле убивают его сына и его жену.

В престол восходит Лжедмитрий, и его встречает епископат, а патриарх Иов – нет. Иов был арестован и сослан в Старицу. Тут же появляется новый патриарх Игнатий, он униат, его ставят на патриаршество. Епископский собор его поддерживает, и он поддерживает Лжедмитрия. Игнатий рассылает послания для признания Лжедмитрия законным царем. Лжедмитрий начал проводить реформы, но больше по католическому образцу. Многих возвращал из ссылки, в т.ч. и будущего митрополита Филарета Романова. В июле 1605 г. прошла его коронация, а потом он венчался с полькой Мариной Мнишек. Лжедмитрий пытался очень жестко ввести католические традиции, но не шел против православия. Бояре, организовав заговор во главе с Василием Шуйским, убили Лжедмитрия. Развивалась смута. Патриарх Игнатий был низложен и заточен в Чудов монастырь. С 1606 г. на царском троне В. Шуйский. Собор епископов тоже подтвердил законность его царствования. Головка церкви и гос-ва начинают одинаково беззаконно себя вести. Призывают патриарха Иова стать снова патриархом, но он в силу возраста отказывается, и рекомендует Ермогена Казанского. Ермоген становится главой русской церкви, старается укрепить власть, и постоянно требует подчиниться Шуйскому как русскому царю. Но Шуйского не все принимают. Начинаются народные волнения. Это время восстания Болотникова. Появляется Лжедмитрий II, который направлялся в Москву, его ставка была в Тушино. Его называли – тушинский вор. Русское боярство, которое постоянно колеблется, всё время склонно к предательству. А епископат начинает постепенно все более активно сопротивляться самозванству – и в Коломне, и в Твери, и в Ростове, где был епископом Филарет Романов. Филарета забирают в плен в ставку Тушинского вора, и делают его там патриархом. Но сопротивление церковное продолжается. И 2 тыс. человек (монахов) из Троице-Сергиевой лавры 16 месяцев держали оборону против 15 тыс. войска. В живых осталось 200 человек.

В 1607 г. на Красной площади происходит молебен, служат Иов и Ермоген в Успенском соборе. Все бояре после обличения, каются и целуют крест. И сам Иов кается, что он не выступал против БГ, и тем самым укреплял рознь между боярами и царем, и что в результате привело к смуте.

С другой стороны идут поляки, они достигли Смоленска и требуют, чтобы на царство был поставлен польский царевич Владислав. Бояре и В. Шуйский, чтобы спасти положение готовы капитулировать. Но на защиту встает патриарх Ермоген, который позиции не сдает. Его поддерживает Филарет Романов, который в находится в Тушинской ставке. Смута продолжается. Тушинский лагерь начинает разваливаться. В 1610 г. Шуйский свергнут и пострижен в монахи. Надо ставить нового царя. Поляки предлагают Владислава, но патриарх возражает. И решают поставить царем Михаила Романова, т.к. его родственница Анастасия Романова была женой царя Ивана Грозного. Михаил был сыном Филарета Романова. Бояре уже готовы дать присягу Владиславу. А патриарх говорит, что только в том случае, если он крестится в православие и женится на православной. Поляки на это не соглашаются. Ермоген отказывается подписывать грамоту о капитуляции, его поддерживает Филарет. Время затягивается, и начинается борьба с польской оккупацией. Ермоген начинает созывать народ для борьбы с поляками, посредством рассылки грамот в города. Бояре держат свою позицию, и готовы пойти навстречу полякам. Патриарх говорит – нет, и его арестовывают, заточили в Чудов монастырь.Он продолжает переписку, и также отказывается. И фактически из тюрьмы управляет ополчением. В этом монастыре Ермогена морят голодом, и он умирает от голода в 1612 г. Смута продолжается, но идет к концу. 22 октября 1612 г. (а по новому стилю 4 ноября) русские войска занимают Китай-город, а через 5дней освобожден Кремль. В этот день – 4 ноября – празднование Казанской иконы Божьей матери, которая считается символом освобождения от поляков. Митрополит Филарет при этом уведен в Польшу в плен, и до 1617 года был в плену. Русское боярство избирают нового царя в 1613 г. – Михаила Федоровича Романова. Начинается новая династия Романовых. Патриарха нет, правит священный собор. Вернувшись из плена, Филарет некоторое время был патриархом с 1619 по 1633 гг. Он вёл очень большую гос-ную деятельность, и фактически Филарет при своей жизни был государем, а Михаил Федорович при нём учился.

После польской интервенции иностранцы были под подозрением, поэтому митрополит Филарет требовал их перекрещивать. При нём была восстановлена школа и типография в Москве, и старался издавать литературу, катехизисы полемического характера.

1633 г. – кончина патриарха Филарета.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!