Состояние Киевской митрополии.



Семинар № 1. История РПЦ.

Русская церковь в XVI -нач. XVII вв. Иосифляне и нестяжатели.

 

Русь освобождается от татаро-монгольского ига. Ещё не налажена церковная жизнь.

Богослужение.

В богослужении много разных обычаев, в т.ч. возникших по малой грамотности самого духовенства. Потому что негде было учить духовенство, и тем более мирян. В некоторых местах богослужения просто не совершаются, как оно и было во времена татаро-монгольского ига. А в некоторых местах совершается не по чину, или не последовательно (многогласие – одновременно в одной части храма осуществляется литургия, в др. части храма – вечерня, а в третьей – утреня). Очень много ошибок в богослужебных книгах, которые попали при переписке. В постановлениях стоглавого собора мы можем встретить указания именно на эти ошибки.

Очень большой акцент на обрядовом благочестии, которое сохраняется до нынешнего времени. Сохраняются суеверия, остатки язычества среди приходского населения, и в т.ч. духовенства. Сказывается недостаток школ. Церковной проповеди в храмах не было, читались поучения, переводы, послания иерархов и пр. Живое общение прихожанина с духовником было сведено к минимуму, только на исповеди. В этой обстановке стали распространяться магия, оккультизм, и всякие истерические направления о конце света. Появляются всякие ереси. В 14 в. ересь стригольников.Был тогда обычай брать со вновь поставленных священников так называемую ставленную пошлину. На этот обычай многие роптали: бедным, хотя бы и достойным лицам, очень трудно было попасть в священники. Один дьякон по имени Никита и некто Карп-стригольник (одни объясняют, что он был расстрига-дьякон, другие – что он был по ремеслу стригольник) стали убеждать народ, что те пастыри церкви, которые поставлены на мзде, незаконны. Далее они стали укорять все духовенство тем, что оно берет поборы с живых и мертвых; что оно дурно живет; что все священнодействия и таинства, совершаемые такими недостойными лицами, не имеют никакой силы. В своих отрицаниях еретики-стригольники шли все дальше и дальше: они начали учить, что от недостойных священников не надо принимать ни крещения, ни отпущения грехов, ни причащения и пр.; затем стали устранять всякое священнодействие; право учить вере, по их словам, должно принадлежать всем мирянам. Каяться, говорили стригольники, можно без священника, припадая к земле; таинство причащения надо понимать в духовном смысле; другие таинства и обряды совсем не нужны. Некоторые из еретиков шли еще дальше, стали отвергать воскресение мертвых и т. д. Говорили эти стригольники горячо и красно, притом жизнь вели строгую, посты соблюдали.

 

Ересь жидовствующих (кон.XV – нач.XVI вв.).

Эта ересь появилась в связи с отсутствием на Руси полного свода Библии. Был только НЗ, и когда кто-то привёз и стал показывать людям ВЗ стали возникать нестроения. Люди начали сравнивать, почему в церкви всё не так как по писанию: священники выдают тайну исповеди, за всё берут мзду и т.д. Сложилось негативное отношение к священникам. Увидев книги закона, они поняли – вот как надо жить. И стали отказываться от обрядов, и всего что в церкви происходит непонятное, т.е. от посещения церкви, от исповеди, от поклонения иконам. И стали исповедовать иудаизм. Поэтому их так и назвали.

Церковь на это отвечала просветительской деятельностью. В ответ на это в 1499 г. был собран полный свод Библии архиепископом Новгородским Геннадием. Занимался просвещением и Иосиф Волоцкий или Волоколамский, который создал общежительный монастырь в Волоколамске. Этот монастырь был поставлен на торговом пути специально, с целью показать монашескую жизнь. С сер. XV в. просветительской деятельностью очень активно занимался митрополит Макарий, кот. венчал на царство Ивана IV Грозного. Он собирал материалы для канонизации русских святых. Собирал церковную литературу (кормчая, летопись), создал «Великиичетьи-минеи», в которых были собраны жития святых по месяцам. При нём появляется типография в Москве, и первые печатные книги («Апостол», «Часослов»). Возглавлял это книгопечатание Иван Федоров. Но эта деятельность была приостановлена, т.к. появились неурядицы между переписчиками и печатниками. Последние были выгнаны из Москвы. Они нашли прибежище в г. Острог на Волыни у князя Василия Острожского.

Митрополит Макарий занимался и миссионерской деятельностью. Появляются очень большое число посланий и поучений, в кот.обличаются суеверия, остатки язычества. Эти послания не только к мирянам, но и духовенству. Обличению ересей посвящены церковные соборы – их было несколько.

Полемике стяжателей и нестяжателей были посвящены специальные соборы в кон. XV в. (Стоглавый собор в 1551 г.). Очень большое значение придается борьбе с ересями, причем борьба очень жестокая. Ересь жидовства захватила также и царскую семью Ивана III, обвинялся в т.ч. митрополит Зосима.

Борьбу с этими ересями начал архиепископ Геннадий. На соборе 1490 г. ересь была осуждена. Поэтому в нач. XV в. были ещё соборы. И начинаются разговоры о том, должно ли церкви иметь большое имущество. Начинается полемика между стяжателями и нестяжателями. Соборы XVI в. осуждают еретиков очень жестко. К ним привлекается гос. власть. Здесь Иосиф Волоцкий обличает великого князя Ивана III в ереси. Привел его к покаянию и требовал жесткого осуждения еретиков. Еретики были осуждены на сожжение. И первый раз в России подействовала инквизиция.

 

Состояние Киевской митрополии.

 

В XV – XVI вв. Киевская митрополия подвластна Польско-Литовской власти.

Появляется желание католиков  миссионерствовать, и привести православных в унию и католичество. Чтобы захватить эти земли, нужно было сначала объединить их одной идеологией. И в то же время на территории Киевской митрополии было много православных. Начинается борьба между православными и католической церковью. Борьба тех, кто за унию и тех, кто против, в т.ч. государственные иерархи. К сожалению, большая часть дух.иерархии стремится исполнить волю государственную Польскую и стремится стеснить православие. И православная церковь в лице народа стремится к освобождению. В 1509 в Вильнюсе  собирается собор православных, где определяется ряд ограничений для вмешательства польского короля и польских магнатов в церковные дела православных.

В 1569 г. принята Люблинская уния. В Литву призывают иезуитов, кот.начинают создавать там школы, и учить людей католической вере. Это учение католическое отразилось и на православных учителях того времени, т.к. других школ не было. Но были и люди, которые хотели сохранить православие – Василий Острожский, Андрей Курбский (во время правления Ивана Грозного бежал в Литву, но остался православным). Василий Острожский принял к себе печатников, которых выгнали из Москвы. Открыл при храме школу. В 1580г. в типографии при Острожской школе была напечатана Библия (первая печатная Библия России). Ещё борцами против католичества в то время были православные братства, которые возглавлялись богатыми людьми, но православными. Они добились от восточных патриархов, чтобы их благословили брать власть церковную в свои руки, если епископы будут отступать от православия. Получили грамоту от патриархов. И борьба была серьезная. Оттуда потом пошла полемическая литература, и катехизисы, с большим католическим уклоном, но всё же православные. Благодаря братствам была основана Киево-Могилянская школа, а потом она становится академией, которую основал митрополит Петр Могила.

Итог:

Укрепляется московский государь. Свергнуто татаро-монгольское иго. Возникает и укрепляется единое московское гос-во. Церковь тоже освобождается, и становится автокефальной в 1448 г. Митрополиты становятся московскими, избираются собором епископов, утверждаются великим князем, а потом и царём. Для того чтобы это укрепить создается идеология «Москва – третий Рим». Появляется первый русский царь – помазанник (Иван Грозный). Но есть борьба за земли между церковью и государством. Уровень просвещенности и нравственность очень низкий. Появляется ересь, в т.ч. и среди образованного общества. Попытки обличения ересей – соборы, послания и т.д. Киевская митрополия попадает под большое влияние католичества.

 

СЕМИНАР.

Нил Сорский. Нестяжатели. Иосиф Волоцкий. Стяжатели.
Полное личное и коллективное нестяжание должно резко повысить духовный уровень Церкви, служители которой имеют нравственный, а не канонический авторитет. Такая старческая, нравственно безупречная, молитвенная, вобравшая в себя и древнюю традицию пустынножительства и новые веяния исихазма, Церковь должна стать подлинной духовной водительницей людей всех сословий – от крестьянина до Великого князя. Церковь, имеющая большие материальные средства, а значит – независимая от государства (хотя и тесно сотрудничающая с ним в рамках «симфонии»); Церковь с жесткой дисциплиной, сильным епископатом и множеством богатых монастырей; Церковь-орден, где послушание является главной добродетелью; Церковь, которая стремится и к высокой духовности, и к широкой благотворительности, – такая Церковь, по мысли Иосифа, должна быть не только духовным вождем народа, но и социально-образующей силой русского государства.
Среди священнослужителей сложилось два взгляда на принадлежавшее Церкви имущество. Нестяжатели призывали по возможности отказываться от какого-либо имущества и передавать его в государственную казну. Они считали, что смысл жизни служителя Церкви не в обильных запасах, а во Христе. «Имуществом, богатством, сокровищем инока должен быть Господь наш Иисус Христос», — это высказывание святого Игнатия (Брянчанинова) служило сторонникам аскезы своеобразным девизом. Духовным лидером нестяжателей считался инок Вассиан (вмиру – князь Василий Патрикеев), религиозный и политический деятель, публицист, ученик преподобного Нила Сорского. К этому течению также принадлежал писатель и переводчик Максим Грек. Другое крыло православного священства ратовало за сохранение церковного имущества. Иосифляне (последователи Иосифа Волоцкого) отстаивали право монастырей на владение землей и другим имуществом в целях осуществления широкой просветительской и благотворительной деятельности. При условии, если власть оставит Церкви роскошные убранства храмов, богатые библиотеки и процветающие монастырские хозяйства, они готовы были во всем поддерживать государство. Судя по сохранившимся документам, сами нестяжатели и иосифляне (именуемые также стяжателями) не использовали таких терминов. Эти названия всего несколько раз встречались в литературе. К примеру, Максим Грек в 1520-х годах написал диалог, в котором о монастырских богатствах спорят «Нестяжательный» и «Любостяжательный».
Следует отметить, что Нил Сорский, один из наиболее просвещенных русских святых, выступал и против излишеств внешнего подвижничества (аскетизма, умерщвления плоти и т.п.). Выше всего он ставил «умную молитву», чистоту душевного умонастроения и деятельную помощь ближним. Снисходительно относился к посту и труду, если человек немощен, то по силам. Его ученики даже высказывались в том духе, что лучше оказать помощь людям, чем тратить деньги на слишком благолепное украшение храмов. Он недаром провел много лет на Афоне, который переживал свое возрождение, где было тогда сильно влияние великого подвижника и отца церкви св. Григория Паламы. Иосиф в первую очередь подчеркивал строгость монастырского устава, чистоту обряда и церковное «благолепие». Если Нил взывал к высшим струнам души – к внутренней свободе, к чистоте духовной направленности, то Иосиф, как строгий педагог и организатор, имел в виду прежде всего рядовых монахов, для которых дисциплина и вообще строгое исполнение устава должны иметь главное воспитательное значение, абсолютное послушание игумену. Иосиф действовал строгостью, преподобный Нил – благостью.Не надо иметь своего мнения – «Мнение – это второе падение».Цель – воспитать людей, послушных церкви и гос-ву.
Ученики Нила Сорского на церковном Соборе предлагали бороться с новой ересьюсловом и убеждением.Церковь не занимается судом и вынесением каких-то наказаний. Это дело государства. Иосиф был сторонником прямого преследования еретиков.

 

Почему победили иосифляне:

Инакомыслящие (нестяжатели) опаснее, чем те, которые хотят отхватить земли. Со вторыми можно договориться.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!