Лит.: Portoghesi P., Borromini nella cultura europea, Roma, 1964.



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Уральский государственный архитектурно-художественный университет” (ФГБОУ ВПО “УралГАХУ”)

Кафедра социальных наук

 

 

РЕФЕРАТ

По истории искусств

Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане

 

 

Выполнил: студ.гр.№259 Белоусова И.А.

Руководитель: проф. Каптиков А.Ю.

 

 

Екатеринбург, 2018 г.

 

ПЛАН:

 

1.  Введение.

1.1. Обоснование темы

1.2. Обзор источников

2. История памятника

2.1. Заказчик. Причина заказа

2.2. Архитектор и строитель (биографическая справка).

2.3. Ход работ

2.4. Позднейшие перестройки.

3. Описание памятника

3.1. Местоположение, связь с окружением, градостроительная роль

3.2. Объемно-планировочная композиция

3.3. Фасады

3.3.1. Система членений (вертикальные и горизонтальные)

3.3.2. Декоративное убранство

3.3.3. Интерьеры (пространственная композиция и отделка)

3.4. Художественные приемы (в объемно-планировочной композиции, фасадах и интерьере)

4. Заключение

4.1. Общая характеристика стилевой принадлежности (стиль и направление)

4.2. Место в истории архитектуры

5. Примечание (список литературы, фото)

 

Источники:

1. 85.103
Л 73
Барокко от Микеланджело до Гварини (проблема стиля) : учеб. пособие / В. И. Локтев. - М. : Архитектура-С, 2004. - 496 с. : ил. - (Специальность "Архитектура"). - Библиогр.: c. 475-483. - ISBN5-9647-0036-5

2.
85.103
И 86 Искусство Западной Европы
и Византии / Акад. наук СССР, Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; редкол.: В. Н. Гращенков, А. И. Комеч, М. Я. Либман. - М. : Наука, 1978. - 277 с. : ил..- Якимович, А. К. Бернини и Борромини. Становление двух типов художественного сознания Барокко / А. К. Якимович. - С .104-125

3. 85.103
Б 79

Большая история искусства : в 16 т. / гл. ред. Филлипо Мелли. - М. : Слово/Slovo, 2009 - . - ISBN 978-5-387-00042-3.
Т. 8 : XVII век / авт. текста Кьяра Лачи ; пер. с итал. И. В. Макарова. - 2009. - 432 с. : цв. ил. - ISBN978-5-387-00050-8

4. 85.113
В 74

Вопросы всеобщей истории архитектуры / Научно-исслед. ин-т теории архитектуры и градостр-ва. - М. : [б. и.], 2004 - .
Вып. 4 : Личность, эпоха, стиль / сост., отв. ред. Н. А. Коновалова. - М. : ЛЕНАНД, 2012. - 544 с. : ил. - Библиогр. в примеч. - ISBN978-5-9710-0473-8 : 560.00 р.

5. 71
М 64

Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения / Е. П. Львова [и др.]. - СПб. : Питер, 2008. - 464 с. - Библиогр. в конце разд. - ISBN978-5-91180-718-4 : 250.00 р.

6. Барокко, Архитектура между 1600 и 1750 годами, Дасса Ф., 2002

 

 

*Маленький храмик Сан Карло алле кваттро фонтане (1636—1640; фасад

1662—1667) известен искривленной линией своего фасада, словно приставленного

к самому зданию. Но и в нем эта изогнутость далеко не пустая прихоть; она

оправдана всем замыслом целого. Стена фасада задумана как костяк со сквозными

пролетами между колоннами; среднее окно второго яруса претворено в

отделившийся от стены киворий; стена над ним должна восприниматься как пролет, так

как в нем парят фигуры ангелов, держащие медальон. В этом сопоставлении

объемов и пролетов заключена некоторая доля беспокойства, но в конечном

счете оно как бы выражает победу человеческой энергии над косной материей

камня. Замечательно, что мотивы фасада повторяются и в убранстве интерьера:

в отличие от растянутого вширь овала Сайт Андреа Сан Карло образует в плане

овал, вытянутый в глубину. И здесь в обработке стен можно видеть и волнистую,

пульсирующую линию фасада, и многообразные группы колонн, которые

допустимо «читать» в различных сочетаниях.

 

**Карло Франческо Кастелли

Искусство барокко достигло невиданной виртуозности в творчестве племянника Карло Мадерно Франческо Кастелли, прозванного Борромини. Одно из самых заметных его творений — небольшая церковь св. Карла у Четырех Фонтанов — Сан Карло алле Куаттро Фонтане у пересечения улиц Квиринале и Куаттро Фонтане.

Церковь невелика по размерам, поэтому ей дали уменьшительное название Сан Карлино. Барокко отказалось от спокойной глади стены; раздробив стену множеством декоративных элементов, оно пошло дальше, создав вогнутые и выпуклые фасады (в средневековой архитектуре искривления фасадов диктовались, как правило, формой улицы или площади, но не волей мастера). В этом плане церковь Борромини представляет собой верх изобретательности: ее фасад дан в сложном волнообразном изгибе. Она строилась в 1638—1641 годах, фасад относится к 1665—1667 годам, в его завершении принимал участие Бенедетто, племянник Борромини.

 

1.1. Обоснование темы

1.2. Обзор источников

2.1. Заказчик. Причина заказа.

2.2. Архитектор (биографическая справка).

БОРРОМИНИ, ФРАНЧЕСКО

· Франческо Борромини- ( настоящее имя – Франческо Кастелли) родился 25 сентября 1599 года в Тичино, италоязычном кантоне на юге Швейцарии. Великий итальянский архитектор, который получил мировую известность благодаря своим многочисленным постройкам в Риме (в основном церковным), хотя был, по сути, самоучкой. Он не получил специального архитектурного образования, а перенял мастерство у учителя и дальнего родственника, знаменитого итальянского архитектора Карло Мадерны. Считается наиболее смелым, радикальным и сложным представителем раннего барокко, создателем так называемого динамического барокко. Проекты Борромини не были до конца оценены при его жизни, из-за чего большая часть задумок мастера осталась на бумаге. Не сразу он был признан и в Новое время: только с 1920-х годов к его творчеству обратились английские и немецкие искусствоведы. Революционность его работ заключается в смелом отказе от традиционных ордерных канонов, всё ещё остававшихся актуальными в архитектуре предшествующих эпох, в применении головокружительных и неожиданных дотоле ракурсов в архитектуре, свободном использовании и комбинировании различных вогнутых и выпуклых элементов, которые создавали неповторимую пластическую игру света и тени, оживляя камень и заставляли всё здание как будто двигаться, поглощая окружающее пространство. В строительной технике Борромини предпочитал дорогому мрамору простые материалы, такие как кирпич, гипс, штукатурка. Их использование позволяло ему доводить до совершенства даже мельчайшие детали, за что его шутливо прозвали краснодеревщиком. Борромини называют « талантливым учеником Микеланджело и античных руин Рима», в чьей искусной стилистике соединились манипуляции с классическим репертуаром форм, геометрическая рациональность и символизм композиций.
Франческо родился в ломбардском городке Биссон (нынешняя Швейцария), в семье каменотеса и унаследовал родительское ремесло. Подростком он ездил в Милан, где трудился на строительстве готического собора каменотесом. Настоящую фамилию мастер изменил на Борромини в 1633 году, когда начал работать в качестве самостоятельного архитектора.
Своим вхождением в архитектурную среду Борромини обязан, прежде всего Карло Модерне, который первый заметил талант мастера и допустил его к участию в проекте Святого Петра в 1619 году ( выполнил фигуры рельефных херувимов для стен и некоторые другие мелкие работы). После смерти Мадерны в 1629 году Борромини завещал похоронить себя рядом с ним в церкви Сан- Джованни-деи-Фиорентини.
Многим Борромини обязан и своему известному сопернику – Лоренцо Бернини, который часто привлекал коллегу к совместным проектам:
После смерти Модерны они оба с Пьетро да Картоной продолжили работу над палаццо Барберини. Трудились она и над куполом и балдахином для собора Святого Петра.
Весь творческий путь Борромини являлся полем битвы с не менее талантливым и, надо признать, более удачливым соперником. Лоренцо Бернини был потомственный архитектор, скульптор, инженер-фонтанщик, а также любимец двух пап – Урбана VIII Барберини и Александра VII Киджи. Конкуренты отчаянно ненавидели друг друга, расставляя друг другу капканы и потешаясь над неудачами соперника. А над их препирательствами на словах и в камне развлекался весь Рим. Однако, этот бой, длившийся десятилетиями и, несомненно, являющийся судьбоносным для обоих художников, был выигран более влиятельным Джаном Лоренцо Бернини, хитрым лисом и любимцем папского двора.
Характер Франческо был более чем противоречивым, что доставляло ему немало сложностей не только в связи с Бернини, но и в общении со многими заказчиками, и в конце концов довело его до тяжёлого внутреннего состояния. В состоянии глубокого внутреннего кризиса, с горьким чувством ставя себя вне истории, а искусство – над временем, он сжег все свои рукописи и чертежи так и не рожденных зданий. А затем он покончил с собой 2 августа 1667 года.
О семье и детях Франческо Борромини истории ничего не известно, возможно, их просто не было. Будучи набожным человеком и выбрав для себя путь служения богу через воплощение своего таланта архитектора на

· строительстве церквей и храмов, он принес в жертву собственное семейное счастье. Рядом с ним было несколько учеников, которым мастер передавал свои знания, но в личной жизни Борромини оставался одинок.
Среди его знаменитых работ, можно выделить:
Церковь Сан-Карло у четырех фонтанов в Риме (1634—1667).
Большое место в барочной архитектуре принадлежит дворцам, горделиво-нарядным, с выступающими по сторонам главного корпуса флигелями-крыльями, открытыми почетными дворами. Представительность и величие в них сочетаются с великолепием (палаццо Барберини в Риме). Необычайно красивы загородные виллы, окруженные садами, расположенными террасами на склонах холмов (вилла д'Эсте в Тиволи).
Последняя работа Борромини – фасад первой церкви, которую он построил, Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Он был закончен одновременно с колоннадой Бернини, форма которой наиболее цельная и характерная для всей барочной архитектуры, и наоборот, фасад церкви имеет форму самую фрагментарную, прерывистую, антимонументальную. Он задуман как предмет обстановки, реликварий, расположенный на углу улицы, он намеренно разбивает симметрию перекрестка Куатро Фонтане. Это противоположно тому, что сделал Бернини на той же улице в церкви Сант-Андреа.

 

(Borromini, Francesco) (1599-1667), итальянский архитектор. Борромини родился в Биссоне в Ломбардии 25 сентября 1599. Его настоящее имя - Кастелли (Castelli). Учился у Карло Мадерна в Риме. Работал каменотесом на строительстве собора св. Петра, затем сотрудничал с Бернини при постройке палаццо Барберини (1625-1663). Его первая самостоятельная работа - церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1634-1641, фасад - 1662-1667). Хотя в произведениях Борромини заметно влияние Микеланджело и Андреа Палладио, это не умаляет оригинальности его творческой концепции. При создании ансамбля Оратория филиппинцев (1637-1662) он придал оригинальную форму линии фасада; его архитектурное решение оказало огромное воздействие на итальянское и европейское зодчество 17-18 вв. В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери (1639-1641) наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов. В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642-1660) план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини. Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона (1653-1655, закончена Карло Райнальди) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665).

 

Произведения Борромини - одна из вершин архитектуры барокко. Теоретики классицизма критиковали их за вычурность и экстравагантность, а также за свободное обращение с ордерными формами. Современные ученые видят в них новую, смелую концепцию архитектурной планировки, конструкции и декорации здания и обращают внимание на воплощенное в ее образах глубокое, напряженное, пронизанное аскетизмом религиозное чувство. Умер Борромини 2 августа 1667.

 

Кольер. Словарь Кольера. 2012

(Borromini; Борромино, Borromino; собственно Кастелли, Castelli) Франческо (25.9.1599, Биссоне, Швейцария, - 3.8.1667, Рим), итальянский архитектор. Учился в Милане. В архитектуре Б. принципы барокко (и прежде всего, типичное для барочного мировосприятия представление о господстве иррациональных сил) нашли своё экспрессивное воплощение и оригинальное решение. Постройки Б. характеризуются подвижностью пространства, беспокойной динамикой упругих форм, порой лишающих здание пластической целостности. Б. свободно использует классический ордер; для его сооружений типичны криволинейные очертания объёмов, изгибающиеся стены, разнообразные сочетания выпуклых и вогнутых форм, обострённый силуэт венчающих частей. С безудержной фантазией Б. изобретает новые декоративные детали, усложняет планы построек. Б. построил церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634-67), Сант-Иво алла Сапиенца (1642-60) и Сант-Андреа делле Фратте (1656; фасад - 1816), фасад церкви Сант-Аньезе ин Агоне (1653-55), ораторий филиппинцев (1637-62), дворцы Фальконьери (1639-41) и Барберини (1625-63; совместно с К. Мадерна и Л. Бернини ) и др. в Риме; во Фраскати расширил виллу Фальконьери.

Лит.: Portoghesi P., Borromini nella cultura europea, Roma, 1964.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!